Технологическая карта урока "Честное гусеничное"
учебно-методический материал по чтению (2 класс) на тему

Александрова Диана Николаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudesa_vokrug_nas_tehnologicheskaya_karta_uroka.docx37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чудеса вокруг нас.

В. Берестов «Честное гусеничное»

ТИП УРОКА:   Урок усвоения новых знаний ( УУНЗ)

ЦЕЛЬ: путём чтения и осмысления литературного произведения приобщить учащихся к общечеловеческим духовным ценностям, сформировать его как культурного читателя, выражающего интерес к книгам и чтению, проявляющего гражданские, нравственные, эстетические чувства и творческую активность.

ЗАДАЧИ:

-    продолжать работать над  правильным, осознанным, выразительным чтением  вслух и молча с достаточной беглостью в соответствии с нормами литературного произношения;

-    формировать читательские умения  и литературных представлений учащихся, необходимые  для освоения литературы как искусства слова и обеспечивающие  полноценное восприятие и понимание произведений и книг

-    формировать образные представления о человеке и окружающем его мире, отношений к жизненным явлениям;

-    способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, воссоздающего воображения, критического мышления и творческой активности младшего школьника;

-    акцентировать внимание на правилах построения отношений в обществе.

Урок спланирован в соответствии с технологией проблемного обучения и критического мышления.

Для достижения поставленных целей использую: наглядно – иллюстративный метод, проблемный, словесное рисование, репродуктивный (выполнение заданий со слов учителя), метод создания выбора и успеха при дифференцированном и творческом домашнем задании.

На уроке  выбраны следующие формы организации работы детей: коллективная, работа в группах (при составлении плана и вопросов по тексту),

самостоятельная (выборочное чтение по заданию учителя).

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

Примечание

1.Организационный этап

Слайд 2

- Прозвенел звонок, а это значит, нам пора начинать урок и отправляться за новыми знаниями.

ЛИЧНОСТНЫЕ : формирование

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к уроку.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Посмотрите на камень, оказавшийся на нашем пути, прочитайте надпись на нём и выберете для себя то, что вам ближе.

- Ребята, мне приятно, что большинство из вас захотело здесь остаться, ведь именно на уроках литературы мы стараемся познать мудрость жизни.

Чему будем учиться?

Как?

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: принимают учебную задачу и следуют

инструкции учителя;

ЛИЧНОСТНЫЕ: понимания чувств одноклассников, учителя.

3. Актуализация знаний

Скажите, какое произведение мы читали с вами на прошлом уроке?

Какое задание вы выполняли дома? (придумывали продолжение к тексту)

- Давайте проверим, что у вас получилось.

- Сегодня, как всегда, на уроке  нас ждут чудеса, фантазии, творчество и волшебство.

- Прочитайте загадку и попробуйте отгадать её. ( на доске)

Расту червячком, питаюсь листком.

Себя обмотаю, потом засыпаю.

Не ем, не гляжу, неподвижно лежу.

Но вдруг оживаю, свой дом покидаю.

- Кто это?

ВИДЕОФРАГМЕНТ

– Определите, сколько и какие этапы проходит в своей жизни бабочка?

– Разделите загадку на части в соответствии с этими этапами.

- Представьте себе, что Гусеница умеет говорить. Какое по жанру произведение будем читать?

«Как Алиса в море побывала».

Пересказывали от лица героя.

2  человека пересказывают, др. оценивают

Отгадывают загадку: гусеница.

Смотрят фрагмент.

Гусеница, куколка, бабочка.

Сказка.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ: ориентация на понимание предложений

и оценок учителей и одноклассников;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: планирование своих действий в соответствии

с учебными задачами;

ВИДЕОФРАГМЕНТ

4. Первичное усвоение новых знаний

- Сейчас я предлагаю вам побыть  в роли волшебников.            Слайд 3

- Попробуйте расколдовать автора и название одной удивительной истории.

- О чем  может идти речь в рассказе с таким названием?

– Можете ли вы по названию определить героя этого произведения?

– Что необычного, сказочного, загадочного прячется в названии сказки «Честное гусеничное»?

                                     Слайд 4

- Посмотрите  на иллюстрацию, которую сделал художник к произведению с таким названием.

–Рассмотрите её и скажите, о чём она рассказывает.

– А по иллюстрации можете ли вы назвать главного героя?

                     Проблемная ситуация

– Итак, наши мнения разделились. По названию сказки мы предположили, что главным героем является – гусеница, а по иллюстрации – главный герой – девочка.

- Как можно узнать, кто из вас прав?

-Давайте прочитаем текст. (Стр. 128)

 

Разгадывают ребус. (В. Берестов «Честное гусеничное»)

О гусенице. Она что-то обещает.

Только человек может дать честное слово.

О девочке, которая собирала цветы на лугу; о бабочке, сидящей на цветке

Прочитать.

Чтение текста про себя.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: формирование общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи,

представленной на  наглядно образном уровне;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: осуществление поиска нужной информации,

используя  рисуночные варианты записи;

5. Первичная проверка понимания

Учитель комментирует, помогает ребятам вести диалог с автором.

- Почему Гусеница смотрела на себя в каждую каплю росы?

-Чему радовалась Гусеница?

-А вы согласны с Гусеницей?

- Ребята, как вы думаете, автору нравится Гусеница? Как он её описывает?

- Чего было жаль Гусенице? Чему она огорчалась?

- Каким образом Гусеница решила привлечь внимание девочки?  Удалось ли Гусенице это?

 

- Как вы думаете, каких слов ждала Гусеница от девочки?

- Почему рассердилась Гусеница?

- Согласны ли вы с девочкой?

- Ребята, вам жалко Гусеницу?

- Что решила Гусеница?

- «Дал слово - нужно его держать, даже если ты Гусеница». Как автор оценил слова гусеницы?

- Согласны ли вы с этими словами автора?

-Как вы думаете, почему так высоко забиралась Гусеница?

- Что стала делать Гусеница, найдя укромное местечко для себя?

- Кто был внимательным и заметил, какие слова автора помогают понять нам его отношение к Гусенице и вообще к природе?

- Что сделала Гусеница? А кто из вас знает, что такое кокон?

                         Слайд 5

- Легко ли было Гусенице? Как она об этом говорит?

- Совершенно замоталась. Объясните, как вы понимаете это слово. Когда мы так говорим?

- Что сделала Гусеница в коконе?

- Почему проснулась Гусеница?

- Вы догадались, что происходит с Гусеницей?

- Гусеница полетела вниз? Что было странного в её падении?

- Кого увидела Гусеница на том же самом лугу?

- Что привело в ужас Гусеницу?

- Что случилось с Гусеницей?

- Какие слова услышала Гусеница теперь от той же самой девочки, на том же самом лугу?

- Почему Гусеница не сразу поверила девочке?

-Какой гусеница увидела себя в росинке теперь?

- Что же произошло с Гусеницей?

- Почему легко и весело закружилась Бабочка над лугом?

Чтение сказки детьми вслух

Считала себя красивой, любовалась собой.

Красоте своей.

Да/ Нет

Да, О ней пишет ласковыми словами: рожица, спинка, полоски.

Что никто не замечает её красоты

Она взобралась на самый красивый цветок. Да.

Восхищения.

Ей не понравились слова девочки, она сильно обиделась, что не оценили её красоту.

Больше не показываться.

Дал слово - нужно его держать.

Да.

Чтобы никто её не видел

Обматываться.

Слова подобрал нежные: веточка, сучок, ниточка, брюшко. Автор сочувствует Гусенице, ему её жаль.

Кокон. Кокон – это оболочка из шёлковой нити, в которой гусеница превращается в куколку.

Устала, измотана.

 Спала.

Чесалась спинка.

Превращается в бабочку.

Падала вверх, а не вниз.

Девочку

Стыдно, что не сдержала обещания и все теперь её будут считать обманщицей.

Упала в траву.

Какая красивая!

Гусеница поняла, что она не нарушила  честного  гусеничного слова, став бабочкой, а честного «бабочкиного» слова, что её не увидят, она не давала.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: Формировать интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно исследовательской деятельности;

КОММУНИКАТИВНЫЕ: умение вести диалог, давать развёрнутые ответы

ЛИЧНОСТНЫЕ: понимать нравственное содержание поступков окружающих людей. Понимать чувства окружающих.

КОММУНИКАТИВНЫЕ: уметь давать объяснения, непонятных другим, слов и выражений

ЛИЧНОСТНЫЕ: понимать нравственное содержание поступков окружающих людей. Понимать чувства окружающих.

6. Физкультминутка

Утром бабочка проснулась.

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

А на пять – на место села

7. Первичное  закрепление

– Понравилась ли вам эта сказка?

- Менялось ли у вас настроение на протяжении всего рассказа? Почему? Расскажите об этом, используя словарь настроений.

                              Слайд 6

– Ребята, давайте ещё раз посмотрим на иллюстрацию.

– Какой отрывок из сказки изобразил художник? (стр. 128).

– Рассказывая об этом удивительном случае, Берестов себе на уме держит очень важную мысль, которую хочет донести до ребят. Что же за мысль?

– Найдите в тексте (стр. 129) предложение в котором заключена основная мысль сказки. 

Как называется сказка, которую мы читали?

– Как по - другому можно озаглавить эту сказку?

- Прочитайте слова гусеницы, где она догадалась, что она превратилась в гусеницу. (стр 130)

– Какие слова из фраз Гусеницы можно взять для заглавия этой сказки? 

- Что она называет «самым обыкновенным чудом»?(превращение бабочки)

- Где вы уже встречали эти слова? 

- В реальной жизни может это произойти?

Работа с текстом после чтения.

- Послушайте текст.

                                          Слайд 7

Жизнь бабочки состоит из нескольких циклов. Сначала это личинка, затем гусеница, далее куколка и, наконец, из куколки появляется бабочка. Бабочка откладывает свои личинки на растении. Из этих личинок развиваются крохотные гусеницы. Они начинают есть и расти. В определённый момент гусеница чувствует, что пришло время измениться. Тогда она сплетает вокруг себя маленький кокон, её голова отваливается, она сбрасывает гусеничную кожу, после чего появляется куколка. Куколка может спать несколько недель или месяцев, однако в это время с ней происходят изменения: спереди образуется шесть ног, а сзади -  четыре сложенных крыла. Когда превращение закончено, бабочка разрушает кокон и выползает наружу. Она сидит несколько часов,  не летая, и просто разрушает свои крылышки, ожидая, пока они высохнут и окрепнут. Она взмахивает ими, пока не убедится, что готова лететь, после чего совершает свой первый полёт.

- Скажите, чем похожи эти тексты и чем отличаются?(научный, художественный)

- На каком уроке мы можем встретиться с таким текстом?

- Где писал учёный, а где – писатель?

Слайд 8

Здесь собрана маленькая частичка книг, которые написал  В. Берестов.

Глядя на его фотографию, и зная его произведения, что можно сказать о характере этого человека? Какой он? (добрый, весёлый, внимательный, очень любит природу и людей, понимает детей и пишет для них так, чтобы интересно было читать его произведения)

- Кому из вас захотелось ещё почитать рассказы и сказки  В. Берестова?

- А сейчас я предлагаю вам поработать в группах и составить 2 «толстых» и 2 «тонких»  вопроса для своих товарищей.

Таблица " толстых ”  и  " тонких ” вопросов.

 толстые   вопросы 

?

 тонкие   вопросы 

?

Объясните, почему...?

Почему Вы считаете...?

В чем различие...?

Предположите, что будет, если...?

Кто? Что?

Когда? Может...?

Будет...? Мог ли...?

Было ли? Согласны ли Вы?

                    Деление сказки на части

- Ребята, давайте вернёмся к нашей загадке. В загадке и в сказке 3 части. Разделите сказку на части так, чтобы они соответствовали частям загадки.

- Скажите, важны ли были знания, полученные на этом уроке, для построения отношений с другими людьми?

- Расскажите, в какой жизненной ситуации они могут пригодиться?

                                Слайд 10

                     Цифровой диктант.

Вы видите, на слайде записаны черты характера человека.

- Я читаю ситуацию из жизни, а вы записываете номер, который вы выберите для ответа.

Витя шёл домой. Вдруг он увидел большую собаку, которая лаяла на девочку из соседнего дома. Витя очень испугался и спрятался в ближайший подъезд. (4)

Когда мама пришла с работы, Света рассказала ей, что это она нечаянно вымазала скатерть на столе. (1)

Маленький братик показал Даше свой рисунок. Он был очень доволен своей работой. Даша похвалила братика. Девочка знает, что, когда братишка подрастёт, она научит его рисовать ещё лучше. (3)

Папа рассказывает Коле, как нужно правильно  держать гвоздь и молоток. Но Коля не слушает папу, он уверен, что всё делает правильно и в советах не нуждается. (5)

Ученики 3 класса всегда здороваются  со всеми взрослыми в школе, говорят спасибо всем работникам столовой, уступают место девочкам. (2)

Слайд 11

- Друга с какими чертами характера вы хотели бы иметь?

Слайд 12

- Прочитайте пословицу. Объясни смысл.

Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.      

   - Для чего я вам напомнила об этой пословице?

Да

Меняются чувства неприязнь, обида за гусеницу, радость.

Зачитывается отрывок.

Дал слово – нужно его держать, очень важно сдерживать данное честное слово).

Самое обыкновенное чудо. 

Так называется раздел. Возможно, авторы книги взяли строчку из этой сказки для названия раздела.

1. Гусеница   Жизнь гусеницы

2. Куколка    Образование кокона или сооружение кокона, кокон - дом

3. Бабочка     Появление бабочки

               4, 1, 3, 5, 2

Честного, порядочного, воспитанного, …

ЛИЧНОСТНЫЕ: понимать нравственное содержание поступков окружающих людей. Понимать чувства окружающих.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: умение сопоставлять факты.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: умение анализировать информацию

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: осуществлять поиск нужной информации, используя материал справочной

литературы

ЛИЧНОСТНЫЕ: самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности

РЕГУЛЯТИВНЫЕ : умение планировать деятельность

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: кодировать информацию в знаково символической форме

ЛИЧНОСТНЫЕ: самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности

КОММУНИКАТИВНЫЕ: строить небольшие  сообщения в устной форме (до 4–5 предложений); проводить сравнение, понимать выводы.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Перечитать сказку, нарисовать «портреты» героини к каждой части, подписать их словами из текста

9. Рефлексия ( подведение итогов занятия)

- Для чего нужна людям красота? Что она может?

– Назовите, что в окружающем мире Вам кажется красивым.

– Как нужно относиться к окружающему миру?

- Оцените своё настроение на уроке, раскрасив бабочку.

Берегите землю. Берегите.

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю! Берегите!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...