Речевое развитие младших школьников
статья по чтению по теме

Родионова Елена Владимировна

У взрослых людей бытует мнение, что интеллектуальный человек – это человек, обладающий прежде всего эрудицией, большим багажом знаний, грамотной речью.

   Меня заставили расширить эти представления мои ученики. В сочинении на тему: «Я очень умный – что это значит?» мнения детей были иными. Для моих учащихся умный человек – это не только обладающий знаниями, но и умеющий делать то, что не умеют другие, способный быстро сориентироваться в любой ситуации, самостоятельный, ответственный, сообразительный.

   Деятельности, направленной на развитие интеллекта, учителя начальных классов больше уделяют внимания в процессе обучения и гораздо меньше – во внеурочное время.

Моё мнение – это единое целое. В моей работе существует своеобразная система, в которой я стараюсь выстроить внеклассную работу не только по определенным направлениям, но и по времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

-1-

Речевое развитие младших школьников

   У взрослых людей бытует мнение, что интеллектуальный человек – это прежде всего эрудиция, большой багаж знаний, грамотная речь. Но меня заставили расширить эти представления мои же ученики. В сочинении – рассуждении на тему: «Я очень умный – что это значит?» мнения детей были намного шире представления взрослых. Умный – это не только знания, но и самостоятельность, ответственность, сообразительность, умение делать то, что не умеют другие, способность быстро сориентироваться в любой ситуации. Приведу несколько примеров таких работ.

   «Умный человек – это человек, который может подсказать в трудной ситуации»

   «Умный человек – добрый, вежливый, готовый всегда прийти на помощь другим»

   «Умный человек – это человек внимательный, честный, исполнительный и мудрый»

   «Умный человек должен принимать только правильные решения в различных ситуациях. Он должен быть порядочным, добрым человеком»

   Заинтересовавшись, я встретилась с рядом определений интеллекта и стала сторонником следующего определения: «Интеллект – это обучаемость, то есть способность усваивать и самостоятельно добывать новые знания»

   В своей работе по развитию интеллекта я часто возвращаюсь к рассуждениям моих ребят. Это своеобразная подсказка или направление в моей деятельности. На некоторых этапах моей работы я остановлюсь подробнее.

   Одним из важнейших показателей интеллекта человека является речь. В понятие хорошей и грамотной речи включается богатство, точность и выразительность. Совместно с ребятами, в целях речевого развития, в нашем классе разработаны Правила.

  1. Говори ясно и кратко.
  2. Не говори того, что все знают.
  3. Говори правду: не говори того, что считаешь ложным.
  4. Не говори того, на что у тебя нет достаточных оснований.
  5. Говори так, чтобы тебя поняли.

   Если хочешь стать хорошим оратором, сначала нужно стать хорошим человеком. А для этого необходимо:

  1. Обаяние – умение быть самим собой, быть естественным.
  2. Уверенность в себе, умение повести за собой слушателей.
  3. Дружелюбие, искренность.
  4. Заинтересованность, увлеченность.

   Эти Правила помогают детям не только во время выступлений, но и повседневной жизни. В общении друг с другом.

  Очень часто я задаю себе вопрос: «Почему дети теряют интерес к чтению уже к четвертому классу?» И нахожу ответ в том, что длительное время ребенок читает, плохо понимая содержание, вынужден слушать плохое чтение своих товарищей на уроках, работать с уже знакомым материалом. Поэтому требуется обучение быстрому чтению, т.е. вести большую работу над техникой чтения.

   Существует много различных подходов в обучении детей чтению. Мне больше по душе пришелся подход А.М. Кушнира. На первое место автор выдвигает ценность читаемого текста, обучение извлечению информации, языковых средств и вызываемых ими переживаний. В отличии от традиционной методики при информационно-ценностном подходе дети уже в первом классе с первых уроков чтения начинают читать только словами и художественные произведения детской литературы. На первых уроках - это загадки, пословицы, народные песенки, сказки. Способствует этому использование

-2-

звукового ориентира при чтении, т.е. это может быть или чтение учителем вслух или использование магнитофона.

   На моих уроках дети читают на первых этапах шепотом, а затем вслух со мной по 5-6 минут, подражая всем тонкостям произношения. Затем проводится самостоятельное чтение детей заданного отрывка и в заключении, проверка прочитанного по цепочке. Такая работа проводится ежедневно и не допускает пропусков.

   «Без поэтической, эмоционально-эстетической струи невозможно полноценное умственное развитие ребенка»

В.А.Сухомлинский

   Знакомство с поэзией начинаю с первых уроков обучения грамоте, чтения и развития речи. Применяю на занятиях много стихотворного материала (сказки, загадки, стихи о буквах и звуках). С помощью скороговорки дети практически знакомятся с понятием «рифма» и уже без труда справляются с творческими заданиями «Подбери рифму».

   Творческие способности детей продолжаю развивать при изучении и сочинении считалок. Ребята с радостью и гордостью читают свои творения. Во втором полугодии первого и начала второго класса продолжается наблюдение особенностей стихотворной речи. На уроках русского языка, развития речи предлагаю детям занимательные задания:  найти среди данных слов рифмующиеся слова, игра «Пойми рифму», «Четвертый лишний», «Кто-то начал, ты продолжи».

   Творческие способности развиваю и на уроках окружающего мира, во время прогулок и экскурсий. Многое удается увидеть ребятам, если постоянно поддерживать их интерес, помогать видеть прекрасное. Наблюдая за изменениями, происходящими в природе, ребята сочиняют загадки, стихи, песни. В классе уже определились  группы поэтов и писателей. Очень нравятся детям писать сочинения на темы: «Моя мечта», «моя фантазия», «Я в будущем» и другие.

   С большим интересом ребята выполняют творческие работы на уроках ИЗО и трудового обучения.

   Например, на обороте рисунка или же аппликации на тему: «Весна» дети пишут краткое содержание: прозой – слева, а в стихотворной форме – справа. В процессе работы рождаются новые замыслы, которые находят воплощение или же в рассказе, или же в стихах.

   Анализ детских работ проводится на уроках обобщения. Делаем это так: изготавливаем два стенда – «Мне нравится» и «Мне не нравится». Все работы выставляются для анализа и обсуждения. На стендах дети отмечают, какая работа понравилась или же наоборот. Такая работа продолжается всю неделю. В конце недели проводим обсуждение работ, и выслушиваются аргументы выбора. Вместе с ребятами подчеркиваем достоинства каждой работы, зачитываются понравившиеся отрывки. Я учу детей оценивать работы. С тем чтобы в будущем не повторять ошибок. «Все работы удачные, - повторяю я - но эти  лучше всех, давайте вместе докажем это».

Не для кого не является секретом то, что «книга – источник знаний». А умный  человек, по словам моего ученика, должен очень любить читать книги.

   Действительно, книги раскрывают перед детьми сложный мир жизненных явлений, учат разбираться и правильно оценивать их. Из книг дети узнают прошлое и настоящее, книги обогащают ум, помогают преодолевать трудности.

   Немалое влияние оказывает чтение книг и на успеваемость, так как много читающие дети привыкают самостоятельно учиться, находить ответы на интересующие вопросы. Поэтому моими детьми была создана классная библиотека. Ребята выступают в роли

-3-

библиотекарей, пополняя ее запас необходимой литературой, знакомят с содержанием. Действует принцип: «Узнал что-то новое или интересное - поделись с другим».

   Раз в неделю мы с удовольствием посещаем городскую библиотеку имени А.П. Гайдара. Дети с нетерпением ждут этих занятий, активны, не боятся высказывать свое суждение. Благодаря работникам библиотеки дети становятся участниками самых разнообразных конкурсов, викторин, праздников, а порой и сами выступают в роли авторов сценарий.

   Развитию интеллекта принято большую роль отводить в процессе обучения и частично во внеурочное время. Мое мнение – это единое целое. Существует своеобразная система в моей работе, в которой я стараюсь выстроить внеклассную работу не только по определенным направлениям, но и по времени.

   Работа проводится в течение всего года, т.е. это марафон творчества,  включающий в себя постепенный, плавный переход от одного вида деятельности к  другому. Необходимо придерживаться мнения В.А.Сухомлинского: «Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно». Именно поэтому работа выстроена «цепочкой дел» по направлениям: литература, искусство, наука.

   В начале года идет формирование инициативных групп по направлениям. Они отвечают за организацию и проведение мероприятий на данном этапе. Инициативная группа представляет классу свои предложения, и вырабатываются условия конкурса или игры, учитывая мнение всех. Начинается для всего класса кропотливая творческая работа.

   Например, работа на этапе «Литература».

В сентябре был объявлен конкурс «Стань звездой». Нужно было представить стихи собственного сочинения, самостоятельно написанные фантастические и приключенческие рассказы, сказки, скороговорки, загадки, считалки, дразнилки и т.д.

   Инициативная группа проводила индивидуальные консультации ребят, еженедельные выставки творческих работ одноклассников; определяла номинации конкурса, готовила призы, подарки, дипломы, сделанные своими руками. Приглашались, по просьбе ребят, на консультации работники библиотеки, родители – тележурналисты местной студии, школьные поэты – старшеклассники и учителя.

   Результатом конкурса стала выставка творчества, публикация работ учащихся в местной газете, оформление  собственных книг, конечно же, большой праздник с подарками и сюрпризами.

   Работа в данном направлении дала ряд положительных результатов. Мои ученики чувствуют себя увереннее, свободнее, раскованнее, переживают радость собственных достижений, они становятся общительными, коммуникабельными. Дети научились самостоятельно работать, подходить творчески и критически к решению поставленных задач, работать совместно, принимать во внимание точку зрения другого человека.

   Такая работа качественно меняет отношение учителя к ребенку, создает атмосферу сотворчества.

   Я не теряя, своей руководящей и организующей роли, становлюсь участником, консультантом, помощником коллективной деятельности. Исчезают нотки «командования», которые обычно сильно звучат в начальной школе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативно-деятельностный подход к речевому развитию младших школьников

Цель кусра: создание условий для становления личности младшего школьника, коммуникативно оправданно, полноценно и творчески воспринимать речь других людей и выражать собственные мысли и чувства в соот...

Речевое развитие младших школьников

Презентация и доклад для выступления...

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников"

Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников...

Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"

Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"...

Особенности речевого развития младших школьников с ОВЗ (с задержкой психического развития)

Важнейшей предпосылкой нормального развития речи является достаточная сформированность когнитивных функций, определяет уровень развития познавательной деятельности....

Мультипликация как средство развития познавательного и речевого развития младших школьников

С введением ФГОС в школах появилось много новых эффективных инструментов, интегрируемых в традиционные образовательные процессы. Одним из важных мотивов учения младших школьников является интерес. Мул...