Сценарий урока по чтению "Знакомство с буквой Э, э"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Кривченко Людмила Назаровна

Литературное чтение. Букварный период. Первый класс. УМК "Начальная школа XXl века". На данном уроке дети знакомятся с новой буквой. Интересные задания помогут детям активизировать свою деятельность. Подробно описана работа над составлением звуковой модели слова. К уроку разработана презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kospekt_uroka_znakomstvo_s_bukvoy_e_e.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока

ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Э, э

Подготовила  Л. Н. Кривченко

учитель начальных классов МБОУ СОШ №2,

муниципального образования Тимашевский район, Краснодарского края.

Предмет Литературное чтение. Букварный период.

Класс первый

УМК  «Начальная школа ΧΧΙ века».

Тема урока: Знакомство с буквой «Э, э».

Тип урока: Открытие нового знания.

      Цели: организовать работу по ознакомлению с буквой Э,э; научить выполнять звуковой анализ слов «экран», «эхо»; анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели, находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа; создать условия для формирования умений слушать и корректно оценивать ответы одноклассников, осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля; сравнивать построенную модель с образцом для развития фонематического слуха.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают букву Э, э; умеют выполнять звуковой анализ слов «экран», «эхо», анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели, находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные –  сравнение звукового состава слов, качественная характеристика звуков; применять таблицы, схемы, модели для получения информации; логические – соотнесение звуковых моделей со словами-названиями картинок, схем с гласными буквами со словами; построение звуковых цепочек.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение других.

     Оборудование: АРМ, интерактивная доска, презентация к уроку, учебник «Букварь» Л.Е. Журовой и А. О. Евдокимовой, цветные мелки, демонстрационные и индивидуальные фишки звуков для схемы слова, буквы на магнитах.

Ход урока

І. Актуализация знаний. Мотивация к деятельности.

Слайд 1.

  1. Организационный момент.

- Почему так говорят: «Книга растит человека»?

(Ответы учащихся.)

- Сегодня на уроке мы продолжим обучаться такому важному и увлекательному занятию, как чтение.

Слайд 2.

2. Речевая разминка.

- В начале урока поупражняемся в чтении сочетаний гласных звуков.

Читаем хором.

               Слайд 3.

  1. Введение в проблему.

Создание проблемной ситуации для самостоятельного формулирования учащимися темы и цели урока.

 – Сегодня у нас необычный гость:

Я в пещере живу, целый день я кричу,
Отвечаю тут и там самым разным голосам.
Только я хочу сказать, что люблю я поиграть,
Пошутить, побаловать, всех вокруг позабавлять.

                          (Эхо.)

- Это дедушка Эхо. С ним разговаривать просто потеха. Живёт Эхо в волшебной пещере.

Давайте крикнем все: «Ау-у-у-у!»

В ответ услышим: «У-у-у!»

Скажем все: «Иди сюда!»

Отвечает эхо: «А-а-а!»

Крикнем дедушке: «Ты где?»

Отвечает он нам: «Де-э-э!»

Хватит, дедушка, шалить,

Только бы тебе шутить!

Иди сюда, мы ждём тебя!

          - Ребята, какие звуки кричит эхо? Назовите. ([а], [у], [э].)

           - Что вы про них знаете? Какими буквами они обозначаются? Покажите.

           (К доске вызываем не читающего ученика.)

          - Какой звук ты не смог обозначить буквой? Почему?

          - Чему будем учиться на этом уроке?

            (Дети высказывают своё мнение и формулируют тему урока.)

               - Сегодня познакомимся с буквой Э, которая нужна для обозначения гласного звука [э].

- А сейчас вспомним, с какими согласными звуками дружат гласные буквы А, О, У?

- А с мягкими согласными звуками, какие гласные буквы дружат?

Физкультминутка

Мы шагаем, мы шагаем, руки выше поднимаем,

Голову не опускаем, дышим ровно глубоко.

Мы походим на носочках. А потом на пяточках.

Пойдём мягко, как лисята. И как мишка косолапый,

И как заинька-трусишка, и как серый волк-волчишко.

ІІ. Открытие нового знания.

                Слайд 4 - 5

1. Выделяем звук  «Э» в словах.

- Отгадайте загадки и найдите одинаковый звук в словах.  

Слайд 6.

2. Знакомство с новой буквой.

Рассмотрите рисунок и схему под ним. Догадайтесь, с каким словом нам предстоит работать. (Экран.)

  - Составим звукобуквенную модель слова «экран» с помощью фишек и букв. Откройте Буквари с. 48.

            Звуковой анализ слова «экран».

У доски работают пятеро учащихся (по количеству букв в слове). Полученная схема сопоставляется с аналогичной схемой в презентации.

1-й ученик. Ээээкран – первый звук [э], это гласный звук. Обозначу красной фишкой.

2-й ученик. Экккран – второй звук [к], это  твёрдый согласный, обозначу синей фишкой. Мягкая пара – звук [к’].

3-й ученик. Экррран – третий звук [р], это твёрдый согласный, обозначу синей фишкой. Мягкая пара – звук [р’].

4-й ученик.Экраааан - четвёртый звук [а], это гласный звук, обозначу буквой а, так как в слове он стоит после твёрдого согласного звука.

    Правило: после твёрдого согласного звук [а] обозначается буквой а.

– Замените фишку на букву, которую она обозначает.

Синяя фишка

а

Зелёная фишка

я

5-й ученик. Экраннн – пятый звук [н], это твёрдый согласный, обозначу синей фишкой. Мягкая пара – звук [н’].

    - Давайте ещё раз назовём это слово и выделим в нём первый звук.

Слайд 7.

- Звук «Э» обозначается буквой Э. (Вернуться к предыдущему слайду.)

- Наша  гусеничка – фонетичка сегодня вырастет ещё на один знак. Подскажите, в какой цвет мы его оденем? Почему?

- Сколько гласных звуков в этом слове? Назовите их.

- Давайте обозначим гласные звуки буквами. Какие буквы выберем заглавные или строчные?

- Сколько согласных звуков в этом слове?

- Какой по счёту звук «р»? «н»? «к»?

-Каких звуков в слове больше гласных или согласных?

Слайд 8 - 9.

Звукобуквенный анализ слова эхо.

             Дети слушают загадку, аудиозапись эхо.

               - Прочитаем в букваре, что про эхо пишет Елена Благинина.

               - С кем сравнивает эхо автор? (С обезьянкой.)

               - Почему? (Передразнивает.)

         - Ребята, а вы знаете, как возникает эхо? Почему мы его слышим?

♦ Это интересно!

В настоящее время, когда наука всё глубже проникает в тайны природы, мы хотим на все получить правильный, научный ответ. В древности же люди создавали легенды, чтобы объяснять всевозможные события. Так, древние греки придумали очень красивую легенду для объяснения эха. Вот она. 

Давным-давно жила прекрасная нимфа по имени Эхо. У нее был лишь один недостаток – она слишком много говорила. В наказание богиня Гера запретила ей говорить, пока с ней не заговорят. Нимфа могла лишь повторять то, что ей говорили. Однажды Эхо увидала красивого молодого Нарцисса и сразу влюбилась в него. Однако Нарцисс не замечал ее. Нимфу охватила такая печаль, что Эхо растворилась в воздухе, оставив лишь свой голос. И мы слышим ее голос, который повторяет все, что мы говорим. 

Конечно, эта печальная легенда не может нам объяснить природу эха. Чтобы получить ответ, нужно кое-что вспомнить о звуке. Звук движется в воздухе со скоростью 335 м/сек. Он переносится звуковыми волнами наподобие того, как появляются волны в воде от брошенного туда камешка. Звуковые волны распространяются во все стороны, как и свет от электрической лампочки. 

При встрече с препятствием звуковая волна отражается наподобие света. При этом мы слышим эхо. Итак, эхо – это отраженный звук. 

         - Рассмотрите звукобуквенную схему слова «эхо». Сколько звуков в этом слове? Проведите звуковой анализ слова «эхо».

 (Один ученик у доски, остальные работают с фишками в учебнике.)

Звукобуквенный анализ слова «эхо».

        - Ээээхо – первый звук [э], это гласный звук. Обозначу красной фишкой.  

         - Эхххо  второй звук [х], это  твёрдый согласный, обозначу синей фишкой. Мягкая пара – звук [х’].

         - Эхоооо - третий звук [о], это гласный звук, обозначу буквой а, так как в слове он стоит после твёрдого согласного звука.

    Правило: после твёрдого согласного звук [о] обозначается буквой о.

               - Обозначим гласные звуки буквами. Какие буквы необходимо взять заглавные или строчные?

- С каким согласным звуком дружит звук «Э»?

- Дополним таблицу. (Ставим букву Э после твёрдого согласного звука.)

Слайд 10.

Физкультминутка

Все ребята дружно встали и тихонько зашагали,

Мы отправились гулять, чтобы цаплю повстречать.

Тише, тише – вот она, у реки стоит одна.

На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.

  1. Печатаем букву Э.

Слайды 11 – 13.

                  - На что похожа буква Э?

После рассматривания печатаем буквы Э и э.

- Какие слова пишутся с большой буквы?

Работа в парах.

- Рассмотрите фотографии.

- Что изображено на снимках?

- Выделите в каждом слове первый звук и обозначьте буквой.

                  (Эфа, маки, маска, автобус).   Сверяем с эталоном на экране – Эмма.

- Назовите другие имена на букву Э.

ІІІ. Совершенствование умений и навыков.

  1. Игра. Учитель называет слова. Дети хлопают в ладоши 1 раз, если в слове есть звук «Э».

Ёлка, юбка, ива, дятел, единица, эврика, щётка, если, этот, элеватор, экскурсия, электричество, дети, эра, эхо.

Работа в группах.

  1. Кроссворд.

Слайд 15.

- Рассмотрите картинки.

- Назовите изображённые предметы.

- Соотнесите с таблицей. Впишите пропущенные буквы.

Проверяем по эталону на экране.

3. Доскажи словечко.

Слайды 16 – 17.

-Доскажите словечко и определите, какой звук первый в этих словах?

ІV. Итог урока. Рефлексия.

- Чему учились на уроке?

- Что узнали о букве «Э»?

Оценка работы самими учащимися.

- Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, поднимите зелёный квадрат. Кто испытывал на уроке небольшие затруднения, поднимите синий квадрат. Если на уроке вам было очень трудно, вы часто ошибались, возьмите красный квадрат.

   Дети, которые показали синий или красный квадрат объясняют, какие задания им было трудно выполнять.  

Список использованной литературы

1.Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/ Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова. – 2-е изд., дораб. – Москва: Издательский центр «Вентана – Граф», 2011. – (Начальная школа XXІ века).

2. Грамота: 1 класс: Методический комментарий./ А. О. Евдокимова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова. – Москва:  Издательский центр «Вентана – Граф», 2007. – (Начальная  школа  XXІ века).

3. Занимательное азбуковедение:  Книга для учителя / Составитель В.В. Волина. – Москва: Просвещение. 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока обучения грамоте по теме: "Знакомство с буквой Бб" (Начальная школа XXI века)

Урок проведён в первом классе с использованием деятельностного метода....

Сценарий урока литературного чтения в 1 классе. "Звуки [г], [г. Буква Г,г.]

Сценарий урока литературного чтения,  данного в 1 классе по теме "Звуки [г],  [г]. Буква Г,г....

Сценарий урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Знакомство с буквой Мм"

Разработка и презентация урока обучения грамоте в 1 классе...

Сценарий урока русского языка в 1 классе с компьютерной поддержкой на тему "Строчная буква "е" по системе "Перспективная начальная школа".

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Интнресны методы и приёмы по обучению написания строчной буквы "е". Даётся подробное описание формируемым на уроке УУД: регулятивным, поз...

Сценарий урока по русскому языку для 1 класса "Строчные буквы л, м"

Сценарий урока русского языка соответствует УМК "Школа 2100". На уроке использовались игровые приемы, деятельностный метод обучения....

Сценарий урока "Буква М", "Письмо заглавной и строчной букв М. м"

Сценаий урока с презентацией по письму и чтению  (букварный период) для 1 класса  по теме "Буква М" по программе "Начальная шукола XXI века"...