УМК "Перспективная начальная школа" Тема урока «Секреты свитка», «Литературное чтение», 2 класс.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
2. Лирическое стихотворение, форма японской поэзии. Хокку состоит из трех стихов: первый и последний стих хокку – пятисложные, а второй стих хокку – семисложный. Изначально хокку являлись первой полустрофой танка, буквальный перевод слова «хокку» - «начальные стихи». С начала периода Эдо (XVII век) хокку стали рассматриваться и как самостоятельные произведения.
Хокку отличаются предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека в их слитном, нерасторжимом единстве на фоне времен года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zasedaniya_sekrety_svitka.docx | 25.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОТОКОЛ УРОКА «Секреты свитка»
«Литературное чтение», 2 класс;
авторы учебника: Чуракова Н. А.
Тема урока: «СЕКРЕТЫ СВИТКА» 2 класс.
Автор урока: Черепанова Ольга Петровна, учитель начальных классов
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №40 г. Томска»
Оборудование: УМК «ПНШ» «Литературное чтение», 2-го класса, учебник в 2-х частях. Автор учебника: Чуракова Н. А.;
Созданные учащимися стихи в стиле «хокку» - «начальные стихи», рисунки к своим стихам, нарисованные на внеурочных занятиях, Японские мелодии «Цветущая сакура», плакат для
создания модели «Свитка».
Тема урока: «СЕКРЕТЫ СВИТКА»
- Я хочу задать вам вопрос:
Люди во все времена записывали свои послания разными способами, чтобы мы смогли спустя тысячелетия их прочесть.
- Какие это были способы?
- В Древнем Египте создали папирусы;
- В нашем древнем государстве, под названием Древняя Русь были созданы «берёсты», затем берестяные грамоты и берестяные свитки
- Позже из древне европейского города стали привозить « пергаменты», из которых скручивали свитки.
- Кто из вас сможет рассказать, что такое свиток?
- Как можно свиток и секреты чайного домика связать между собой?
- «СЕКРЕТЫ СВИТКА» мы будем сами разгадывать сейчас.
- Какие секреты чайного домика мы узнали на прошлых уроках.
- Что делали сказочные герои в чайном домике у Барсука?
- В чем заключаются особенности японской поэзии (ХОККУ, ХАЙКУ)
- Вы сможете объяснить необычность этих стихов?
- Пояснение - Хокку (или хайку) - лирическое стихотворение, форма
японской поэзии. Хокку состоит из трех стихов: первый и последний стих хокку – пятисложные, а второй стих хокку – семисложный. Изначально хокку являлись первой полустрофой танка, буквальный перевод слова «хокку» - «начальные стихи». С начала периода Эдо (XVII век) хокку стали рассматриваться и как самостоятельные произведения.
Хокку отличаются предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека в их слитном, нерасторжимом единстве на фоне времен года.
- - Какие стихи к уроку приготовили вы?
Учащиеся представляют свои стихи – пробы
Под звучание японской музыки «Цветущая сакура» дети зачитывают стихи, показывают рисунки к своим произведениям, прикрепляют их к новому «Свитку», который создали сами на Заседании «Ключ и заря».
- - Такие стихи из трёх строчек называются по-японски ХОККУ или ХАЙКУ. В них поэты выражают своё восхищение красотой мира, природы. Такие стихи мы читали в наших учебниках Литературного чтения.
Поэты и художники разных стран, создавая свои произведения, пишут и творят об одном и том же. О чём?
- Вывод занятия
- Вы можете объяснить, какие секреты хранит наш свиток.
- Какие секреты узнаем мы на уроках литературного чтения.
- В чем заключается уникальность стихов, которые мы читали и которые мы услышали от наших одноклассников.
- Итог заседания
- Может ли человек, написавший такие строки о природе, причинить несчастье своей природе?
Приложение
Папи́рус - с (лат. papyrus), — писчий материал. Для изготовления папируса использовалось водно-болотное растение семейства Осоковых.
Использовался в Египте по меньшей мере с III тысячелетия до н. э. - до XII века. На бумагу распространилось название папируса во многих европейских языках.
Исписанные кусочки бересты, которые археологи находят в Новгороде и других древних русских городах, называются берестяными грамотами. Сегодня из них можно составить целую библиотеку, в которой будут денежные документы, деловые и личные письма, просьбы.
Для чего же ученые ищут берестяные грамоты? Для того, чтобы как можно больше узнать о прошлом нашего народа, о важных событиях того времени, чтобы знать имена, дела и думы наших предков.
Берестяны́е гра́моты — письма и записи на коре берёзы, памятники письменности Древней Руси XI—XV вв. представляют как источники по истории восточнославянских языков.
Бумага и пергамент (специально обработанная кожа) были в те времена очень дороги, поэтому на них писали только в исключительных случаях. А березовой коры было сколько угодно, поэтому любой мог взять костяную палочку — писало — и на кусочке бересты нацарапать все, что душе угодно.
Пергамент - Это материал, на котором писали книги и документы вплоть до конца XV века. Название произошло от его греческого наименования - charta pergamena, т.е. пергамские листы.
Дело в том, что основная масса пергамента завозилась в Грецию из малоазиатского города Пергама. В древнерусских памятниках за ним закрепилось название харатья (кожа), а иногда и просто «телятина» (лучший пергамент изготовлялся из коровьих шкур).
Делали пергамент так - Сырую шкуру - козью, овечью или телячью - вымачивали в воде, чтобы она размякла. Потом соскабливали ножом мясо и вновь вымачивали, добавив золу. После этого шерсть снималась специальным скребком.
Затем шкуру сушили, растянув на специальной раме, выглаживали, натирали мелом и полировали. Получалась тонкая, чуть желтоватая кожа, одинаково ровная и чистая с обеих сторон.
Вначале из пергамента делали такие же свитки, как и из папируса. Но очень скоро заметили, что его можно складывать в тетради и из этих тетрадей сшивать книги. Так и появилась книга, сшитая из отдельных листов.
Такие листы сшивали и делали первые пергаментные книги.
Др. греч. (πάπῡρος, или би́блиос) в древности распространённый в Египте, а позднее — на всём пространстве античного мира.
Одноимённое Cyperus papyrus , принадлежащее в античном мире появился примерно с VII века до н. э. Был в употреблении, пока не был вытеснен бумагой…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
"Начальная школа XXI века", урок литературного чтения 3 класс,"Творчество С. Есенина"
Урок литературного чтения в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века», по теме «Творчество С. А. Есенина».Это урок обобщения и проверки усвоения изученного материала по пройде...
УМК «Начальная школа XXI века» Урок литературного чтения. 3 класс С. Есенин . Стихи о Родине ( отрывки)
Данный урок знакомит детей с творчеством Сергея Александровича Есенина, помогает понять содержание стихотворения (мысли и чувства поэта), знакомит с языковыми средствами, которы...
ДОКЛАД на тему: «Использование инновационных технологий при обучении литературному чтению в начальной школе. Театрализация на уроках литературного чтения»
«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Каменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельно...
Использование инновационных технологий при обучении литературному чтению в начальной школе. Театрализация на уроках литературного чтения
В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоят...
Проектная деятельность в начальной школе. Урок-проект по литературному чтению, 4 класс (2015-2016 уч.г.)
Материал содержит технологическую карту урока литературного чтения в 4 классе по теме "Война - страшнее слова нету...", методические рекомендации, листы для проектной деятельности...