Открытый урок по литературному чтению. 2 класс.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Обобщающий урок по теме
"Устное народное творчество"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок по литературному чтению. 2 класс. Обобщающий урок. "Устное народное творчество". | 52.5 КБ |
Презентация. | 1.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме
"Устное народное творчество"
Цели урока:
- Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к произведениям устного народного творчества;
- Развивать любознательность, смекалку, уметь догадываться, строить предположения, делать выводы, слушать товарищей, работать в группах;
- Воспитывать любовь к чтению, к русским народным сказкам, устному народному творчеству, умению любить свою Родину.
-Совершенствовать коммуникативные качества, творческие способности.
- Продолжать работу по сплочению коллектива.
I. Организация. Начало урока.
-Добрый день дорогие гости. Нам приятно видеть Вас на нашем уроке литературного чтения. Это обобщающий урок и Вы увидите заключительную часть работы над темой.
-Ребята, пришло время поздороваться с нашими гостями.
Дети:
-Здравствуйте, скажем руками.
-Здравствуйте, скажем глазами.
-Здравствуйте, скажем в дом.
-Здравствуйте, станет радостей кругом.
Девочка: (в русском сарафане и платке с кистями):
Мир вам, гости дорогие,
Что явились в добрый час.
Встречу теплую, желанную мы готовили для вас...
Хлебосольством да радушием
Знаменит наш русский край -
Для гостей и песни русские,
И медовый каравай.
И места для них приметные
За обеденным столом...
Пусть с гостями радость светлая
Входит в наш просторный дом!
В знак признанья и отличия
Нам приятно в этот час
По старинному обычаю
Хлебом-солью встретить вас!
II.Мотивация учебной деятельности.
-Начинаем наш урок.
-Сегодня у нас урок, на котором вам не понадобятся учебники, а только ваши знания и смекалка.
-Отгадайте загадку.
Живет в нем вся вселенная,
А вещь обыкновенная:
В нём ты увидишь море и тайгу,
Жирафов, близко Солнце и Луну.
Вот Скрудж Магдак нас всех заворожил,
Рекламой Якубович рассмешил.
-Что же это? (Телевизор)
-Ребята, а почему я начала урок с этой загадки. (Сегодня Всемирный день телевидения)
-А кто из вас любит смотреть детские передачи, мультфильмы по телевизору?
-Давайте сегодня попробуем провести урок телепередачи «Карусель». Но, одно условие! Зрителями будут наши гости, а вы участниками передачи. Мне позвольте быть главной ведущей.
- Итак, что такое карусель? Это аттракцион, вращающаяся платформа, на которой установлены сиденья, в виде лошадок и других животных.
II. Постановка темы урока.
- На нашей весёлой карусели мы отправимся в интересную, чудесную страну, название которой вы отгадаете, послушав выступление детей.
Выступление детей:
Э. Успенский «Память» (Перевёртыши)
Частушка
Потешки
-Ребята, что за произведения мы услышали? (Произведения УНТ)
-Так как же называется эта удивительная страна? (УНТ)
-Посмотрите, пожалуйста, на экран. Слайд 1
- УНТ – это удивительная страна, но ей можно дать и другое название, какое? (Фольклор) Слайд 2
Ш. Этап актуализации знаний.
- Ребята, вспомним, какие жанры фольклора мы уже изучили? Слайд 3
-Давайте вспомнить определение каждого жанра.
1. Жанры русского фольклора
Потешки – игры взрослого с ребёнком ( с его пальчиками, ручками).
Заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Приговорки – обращения к насекомым, птицам, животным.
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и частоговорки – незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки – весёлые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребёнка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевёртыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Сказка- бытовые, волшебные, о животных.
-Как вы думаете, почему эти жанры называются народными? (Потому что не известны их первые авторы, люди ещё не знали письма и они передавались из «уст в уста»)
-А почему люди придумали сказки, считалки, потешки, поговорки, скороговорки? Для кого они были придуманы? (Для маленьких детей)
-Правильно, ребята! Ведь раньше не было детских садов, школ, не было книг, учебников. Родители сами обучали своих детей. А для того, чтобы им было интересно, взрослые придумали «весёлую школу».
2. Отгадывание жанров.
-Итак, ребята, мы отправляемся в путь на нашей весёлой карусели. Клип «Карусель».
-Ипервая наша остановка называется «Викторина». Слайд 4
-А поможет нам её провести «Сказительница», Кто же это? Слайд 5
Определение слова «Сказитель».
- Сегодня мы работаем в группах. Первая группа поднимите руки, вторая, третия. Слайды 6-17 по пороядку.
- Молодцы! Я вижу, что вы знаете произведения УНТ.
3. Музыкальная пауза. Физминутка.
-Отправляемся дальше на нашей карусели. Клип «Карусель».
-Мы останавливаемся на музыкальной паузе. (Выступление девочки, частушки).
- Какой жанр фольклора мы услышали? (Частушки)
IV. Развитие умений – применение знаний.
Запускаем карусель. Клип «Карусель».
-Наша карусель привезла нас в театр. Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков изучали произведения УНТ, делали выставку рисунков, на уроках технологии лепили из пластилина Дымковские игрушки, выполняли работу Городецкая роспись — русский народный художественный промысел, защищали проекты. А сегодня мы инсценируем сказку. Скажите, пожалуйста, какую сказку вы готовили дома для прочтения по ролям? (русская народная сказка «Заюшкина избушка»). О чём эта сказка?
1. Назовите героев сказки.
2. Где жили Лиса и Заяц? Найдите отрывок в тексте.
3. Что значит «ледяная»? А «лубяная»? Лубяная избушка – это избушка, сделанная из лубков. Лубок- это кора липы.
4. Что изменилось в природе? И что сделала Лиса? Что стало с домиком Лисы? Найдите отрывок в тексте.
5. Ребята, посмотрите на доску и выберите слова, которые помогут представить Лису:
- Хитрая, находчивая, подлая.
6. А кто был в сказке добрым? Выберите слова, которые помогут представить Зайку:
- Добрый, трусливый, грустный, заботливый.
7. Кто из героев сказки хотел помочь Зайчику? (Собака, Бык, Медведь, Петух).
8. Прочитайте, кто гнал Лису первым? Кто гнал Лису потом? Кто еще?
9. Смогли Собака, Бык и Медведь выгнать Лису? (НЕТ). Почему?
10. Как Лиса всех пугала? Что она кричала? Найдите и прочитайте в тексте.
- Кто в сказке оказался самым храбрым и помог Зайчику? (Самым храбрым оказался Петух).
- Прочитайте, как Петушок грозил Лисе? (Ку-ка-ре-ку….).
11. А как Лиса в лес убегала? (Без оглядки, быстро).
12. Ребята, а что всегда побеждает зло? (Добро).
Молодцы, ребята, хорошо знаете сказку. А сейчас вы превратитесь в героев сказки, а для этого нам необходимо правильно передать характер героев. Как это сделать? (С помощью интонации, мимики, жестов).
Каждая группа – это маленький театр. Посоветуйтесь, кого вы выберите режиссером своего маленького театра. Режиссеры могут встать, чтобы я вас увидела. У меня несколько вопросов к вам, уважаемые режиссеры. Какой роли вы должны уделить особое внимание? (роли зайчика). Как нужно будет сыграть роль зайчика? (чтобы зайчика пожалели). Уважаемые режиссеры, распределите роли в группах. Договаривайтесь. Кто справился, поднимите руку. Молодцы. Проведите, пожалуйста, репетицию. Ребята, не надо стесняться, можно встать и попробовать жесты. Ребята, сегодня мы с вами посмотри один спектакль. Кто хочет? Кто играет роль автора, нужно будет назвать произведение. Для настоящего спектакля чего нам не хватает? (костюмов)
После просмотра. Похлопаем нашим артистам.
- Кто готов рассказать, справились ли ребята со своей ролью?
- Ребята, я уверена, что если бы я выбрала другую группу, у вас получилось бы тьакже хорошо. Мы обязательно в этом убедимся на следующем уроке.
V. Итог урока.
-Вот и подошло к концу наше путешествие. Произведения УНТ есть у каждого народа. Это его живая память. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.
VI. Рефлексия.
Во многих сказках встречается яблоня с ее наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька. (Открываю доску).
- Но она какая-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим.
У каждого есть 3 яблока (красное, желтое, зеленое).
- Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали – прикрепите красное яблоко.
– Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается – желтое.– Если вам было сложно разобраться, есть трудности – зеленое, надо немного созреть.- Посмотрите, какое красивое сказочное дерево у нас получилось. Я рада, что вам было интересно и познавательно на нашем уроке. Спасибо за урок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Устное народное творчество, народное искусство слова называется фольклором , за рубежом (в переводе) его называют ещё – народные знания, то есть народная мудрость.
Сказки Песни Потешки Заклички Игры Поговорки Считалки Пословицы Загадки Праздники
Викторина
Сказитель (сказительница) - создатель, а также рассказчик или певец былин, сказок и других произведений устного народного творчества.
Ребята, пришло время узнать, как хорошо вы знаете произведения фольклора. Если вы правильно ответите на мои вопросы, то картинка постепенно раскрасится.
Краткое описание предмета, предлагаемое для разгадки - это… пословица загадка былина
Какой из жанров не относится к УНТ? сказка рассказ пословица
Определи вид сказки «Лиса и журавль» волшебная о животных бытовая
Найди карточку с пословицей Сидит девица в темнице, а коса на улице. Верному другу цены нет. Солнышко- вёдрышко, Выгляни в окошечко!
Закончи пословицу: Ум хорошо, … людей насмешишь. а два лучше. семь раз отмерь.
Определи жанр произведения: Катилося яблоко мимо сада, мимо сада, мимо града, Кто поднимет, тот и выйдет. поговорка считалка загадка
Песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания -… героическая колыбельная обрядовая
загадки считалки потешки Небольшие стихотворные тексты в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания одного участника из нескольких – это…
Найди карточку с небылицей Кто на елке, на суку Счет ведет: ку-ку, ку-ку? Шла лиса, мела хвостом И трясла рогами. Вырос на пеньке пустом Короб с пирогами. Белки зайцев угощали И морковку подавали. Все орешки сами съели, А водить тебе велели.
Назови лишнюю сказку: Лиса и журавль Морозко Зимовье зверей
Музыкальная пауза
Театр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»
Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.
Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе: В. Ф. Одоевский "Мороз Иванович". Обобщающий урок.
Конспект урока для 3 класса. "Школа России"...
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...
Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС
Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...
Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе. "Люби живое" Урок-конференция.
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе. Урок-конференция. "Люби живое" . Обощающий урок....
открытый урок по литературному чтению "Уроки истины в сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" 4 класс Школа России
конспект открытого урока по литературному чтению с использованием парной и групповой работы согласно требованиям ФГОС....