№ | №п/п | Тема урока | УУД | План |
| Летописи. Былины. Жития.- (7 ч) |
|
1 | 1. | Летопись как жанр литературы. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать отрывки из древнерусской летописи. Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах. |
|
2 | 2. | Летописи. «И вспомнил Олег коня своего». Сравнительный анализ летописи и с художественным текстом. | Сравнивать текс летописи с художественным текстом. |
|
3 | 3. | Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки». | Читать отрывки из древнерусской былины. Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст. |
|
4 | 4. | Былина «Три поездочки Ильи Муромца ». Восстановление последовательности событий. | Определять героя былины и характеризовать его. Сравнивать поэтический и прозаический текст былины. |
|
5 | 5. | «Житие Сергия Радонежского». Сравнительная характеристика летописи, былины и жития. | Читать отрывки из жития о Сергии Радонежском. Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека. |
|
6 | 6. | «Житие Сергия Радонежского». Сравнительная характеристика летописи, былины и жития. | Анализировать язык произведения, расперпересказывать доступный по объему текст. |
|
7 | 7. | Обобщение по теме: «Летописи. Былины. Жития». Составление рассказа о рукописных книгах.
Проект «Создание календаря исторических событий». | Делить текст на смысловые части, составлять его простой план с опорой на текст. Воспроизводить содержание текста с элементами описания вида героя, особенностью речи, выявлять мотивы поведения.
Участвовать в проектной деятельности. Составлять летопись современных важных событий. |
|
| Чудесный мир классики (20ч) |
|
8 | 1. | Знакомство с содержанием раздела, прогнозирование его содержания. П. Ершов «Конёк-горбунок». Знакомство с произведением. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. |
|
9 | 2 | П. Ершов «Конёк-горбунок». Характеристика главных героев. | Характеризовать героев произведения. Иллюстрировать сказку и объяснять роль иллюстрации в понимании произведения. |
|
10 | 3 | Сравнительная характеристика русских народных сказок и авторской сказки П. П. Ершова «Конёк-горбунок» | Ставить вопросы по содержанию прочитанного текста, отвечать на них. Объяснять мотивы поведения героев, своё и авторское отношения к событиям и персонажам. Сравнивать начало и конец сказки. Составлять самостоятельно план. |
|
11 | 4 | А. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..» Соотношение поэтических произведений и живописи. | Наблюдать за выразительностью литературного языка. Читать выразительно, использовать интонации, соответствующие смыслу текста. |
|
12 | 5 | А. С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Обучение анализу поведения героев | Характеризовать героев произведения. Воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания. Наблюдать за выразительностью литературного языка. |
|
13 | 6 | А. С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Поступки и действия как основное изображение персонажей. | Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. |
|
14 | 7 | А. С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Работа над планом произведения. | Определять тему, главную мысль. Описывать события, последовательность сказки.
|
|
15 | 8 | А. С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Выборочное чтение. | Различать эмоциональное состояние человека в различных ситуациях. Устанавливать взаимосвязи смысловых частей текста. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. |
|
16 | 9 | М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека». | Рассказывать о М.Ю. Лермонтове. Наблюдать за выразительностью литературного языка. Воспринимать и понимать эмоционально-нравственные переживания героя. |
|
17 | 10 | М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Анализ поступков действующих лиц произведения. | Читать по ролям. Понимать основное содержание произведения. |
|
18 | 11 | М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Средства художественной выразительности. | Наблюдать за выразительностью литературного языка. Читать по ролям. Излагать устно текст по плану. Характеризовать поведение героев, объяснять своё и авторское отношение к событиям и персонажам. |
|
19 | 12 | М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Средства художественной выразительности. Сравнение мотивов русской и турецкой сказок». | Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Анализировать поступки героев. |
|
20 | 13 | М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Средства художественной выразительности. Сравнение мотивов русской и турецкой сказок». | Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. Сравнивать произведения разных жанров. |
|
21 | 14 | Л.Н. Толстой «Детство». Характеристика Николеньки. | Рассказывать о жизни и творчестве Л.Н. Толстого. |
|
22 | 15 | Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень». Подбор пословиц к произведению. | Характеризовать события, устанавливать последовательность. Наблюдать за выразительностью литературного языка. |
|
23 | 16 | А. П. Чехова «Мальчики». Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе. | Рассказывать о жизни и творчестве А.П. Чехова.
|
|
24 | 17 | А.П.Чехов «Мальчики». Работа над пересказом произведения. | Понимать основное содержание услышанного. Характеризовать героев произведения. |
|
25 | 18 | А.П.Чехов «Мальчики». Работа над пересказом произведения. | Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. |
|
26 | 19 | Рассказы А.П.Чехова. Нравственные уроки произведений. | Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, к своим героям. |
|
27 | 20 | Обобщение знаний по теме: «Чудесный мир классики». Экскурсия в библиотеку. | Сравнивать произведения разных жанров. Называть литературные произведения и их авторов. |
|
| Поэтическая тетрадь №1 (8 ч) |
|
28 | 1 | Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко». Образные средства языка и их роль в лирическом произведении. | Прогнозировать содержание раздела. читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.
|
|
29 | 2 | А. Фет «Бабочка», «Весенний дождь». Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении. | Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. |
|
30 | 3 | Е. А. Баратынский «Весна, весна!..», «Где сладкий шепот…». Связь произведений литературы с другими видами искусств. | Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.
|
|
31 | 4 | А. Н. Плещеев «Дети и птичка». Особенности ритма стихотворения. | Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. |
|
32 | 5 | И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» Тема любви к Родине. | Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. |
|
33 | 6 | Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки». Выбор интонирования в зависимости от эмоциональной составляющей произведения. | Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). |
|
34 | 7 | И.Бунин «Листопад». Работа над образными средствами языка. | Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). |
|
35 | 8 | Обобщение и систематизация знаний по изученному материалу. | Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженные автором. Анализировать средства художественной выразительности Проверить свои знания. |
|
| Литературные сказки (12 ч) |
|
36 | 1 | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Знакомство с научно-познавательной сказкой. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. |
|
37 | 2 | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Сказочное, фантастическое и реальное в произведениях автора. | Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Отвечать и задавать вопросы. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. |
|
38 | 3 | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Эмоционально-нравственные переживания героев. | Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки и опорные слова. |
|
39 | 4 | В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Роль описания в раскрытии характеров главных героев. | Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. |
|
40 | 5 | В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Работа над творческим пересказом. | Читать сказку вслух и про себя , использовать приёмы выразительного чтения. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану. |
|
41 | 6 | Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни. | Читать осознанно текст, понимать прочитанное.
|
|
42 | 7 | Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Особенности речи героев. | Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании. |
|
43 | 8 | Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Авторское отношение к героям. | Сравнивать содержание народной и литературной сказок; Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их.
|
|
44 | 9 | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Сравнение народных волшебных сказок и сказок литературных. | Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. |
|
45 | 10 | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Эмоционально-нравственные переживания героев. | Отвечать и задавать вопросы сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные. |
|
46 | 11 | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Работа над разными видами пересказов. | Делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать произведение, работать с иллюстрациями Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. |
|
47 | 12 | Обобщение знаний по разделу: «Литературные сказки». | Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературной сказки. Составлять рекомендованный список литературы. Проверять себя и оценивать свои достижения. |
|
| Делу время – потехе час –(7ч.) |
|
48 | 1 | Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Сказочное и реальное в произведении. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности Определять главную мысль произведения и смысл заглавия Характеризовать главных героев в сказке. |
|
49 | 2 | Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Инсценирование произведения. | Объяснять поучительный смысл сказки.
|
|
50 | 3 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Главные уроки произведения. | Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. |
|
51 | 4 | В. Ю. Драгунский «Главные реки». Средства создания комического эффекта. | Понимать особенности юмористических произведений; определять отношение автора к событиям и героям. Соотносить название с содержанием произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. |
|
52 | 5 | В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка». Многозначность слова как средство выразительности и создания комического эффекта в рассказе. | Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Соотносить название с содержанием произведения. Составлять монологическое высказывание с опорой на авторский текст. |
|
53 | 6 | В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Авторское отношение к герою рассказа. | Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Участвовать в обсуждении. |
|
54 | 7 | Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». | Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок Называть авторов, которые пишут юмористические рассказы. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию. |
|
| Страна детства (7 ч) |
|
55 | 1 | Б. С. Житков «Как я ловил человечков. Развития сюжета. Особенности рассказа. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Определять основную мысль рассказа. |
|
56 | 2 | Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Анализ поступков героев. | Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание Отвечать на вопросы по содержанию произведения. |
|
57 | 3 | К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев. | Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль.
|
|
58 | 4 | К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Средства художественной выразительности в рассказе. | Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. |
|
59 | 5 | К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Работа над творческим пересказом. | Характеризовать героев произведения, их восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний . |
|
60 | 6 | М. М. Зощенко «Елка». Комическое в рассказе, средства его создания. | Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Составлять план, пересказывать произведение. |
|
61 | 7 | Проверим себя и оценим свои достижения. | Подбирать книги по теме. Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
|
| Поэтическая тетрадь №2 - (4 ч) |
|
62 | 1 | В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская».Работа над изменением интонирования произведения. | Выразительно читать стихотворения, отличать стихотворные жанры. |
|
63 | 2 | С. А. Есенин «Бабушкины сказки». Тема детства в произведениях поэта. | Переводить словесную информацию в зрительную и обратно. |
|
64 | 3 | М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». Работа над выразительным чтением. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы. |
|
65 | 4 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». | Определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений, прогнозировать содержание произведения по заглавию. |
|
| Природа и мы- (12 ч) |
|
66 | 1 | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Нравственные уроки произведения. | Участвовать в диалоге, анализировать эмоциональное настроение героев, давать характеристику героям рассказа. |
|
67 | 2 | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Развитие наблюдательности в процессе работы над литературным произведением. | Последовательно воспроизводить содержание рассказа. отвечать на вопросы по содержанию. |
|
68 | 3 | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Роль рассуждений и диалогов в понимании характеров героев, их поступков. | Участвовать в диалоге, анализировать эмоциональное настроение героев, давать характеристику героям рассказа. |
|
69 | 4 | А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе. | Правильно и выразительно читать, анализировать поступки героев, применять анализ, сравнение, сопоставление для характеристики героя, пересказывать текст. |
|
70 | 5 | А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Тема самопожертвования в рассказе.
| Правильно и выразительно читать, анализировать поступки героев, применять анализ, сравнение, сопоставление для характеристики героя, пересказывать текст. |
|
71 | 6 | М.М.Пришвин «Выскочка».Авторское отношение к герою. | Самостоятельно и выразительно читать, делить текст на части, составлять план, пересказывать от третьего лица. |
|
72 | 7 | Е.И.Чарушин «Кабан». Юмор в произведении. | Пересказывать текст от первого лица, осознанно и бегло читать, работать с иллюстрацией. |
|
73 | 8 | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Тема природы в произведении. | Различать жанры художественной литературы, работать с иллюстрациями, анализировать образные языковые средства. |
|
74 | 9 | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. | Правильно и выразительно читать, анализировать поступки героев, |
|
75 | 10 | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Научно-естественные сведения о природе в рассказе. | Применять анализ, сравнение, сопоставление для характеристики героя, пересказывать текст. |
|
76 | 11 | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Работа над пересказом. | Выразительно читать, делить текст на части, составлять план, пересказывать. |
|
77 | 12 | Обобщение по разделу «Природа и мы». | Выражать личное отношение к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. |
|
| Поэтическая тетрадь №3- (7ч.) |
|
78 | 1 | Б. Л. Пастернак «Золотая осень». Составление коллективного панно на основе произведения. | Анализировать образные языковые средства, определять настроение, тему и главную мысль произведения, работать в группе, оценивать работу одноклассников. |
|
79 | 2 | С. А. Клычков «Весна в лесу». Взаимосвязь видов искусств. | Определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями чувствовать настроение в произведениях, читать стихотворения выразительно. |
|
80 | 3 | Д. Б. Кедрин «Бабье лето». Средства передачи настроения в произведении. | Чувствовать настроение в произведениях, читать стихотворения выразительно наизусть, работать в группе, отвечать на вопросы. |
|
81 | 4 | Н. М. Рубцов «Сентябрь». Раскрытие темы природы и Родины в произведении. | Определять тему и главную мысль произведения, пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства, использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). |
|
82 | 5 | С. А. Есенин «Лебедушка». Значение фольклорных элементов в авторском тексте. | Выявлять главную мысль произведения и особенности авторского слова. |
|
83 | 6 | С. А. Есенин «Лебедушка». Цветовая палитра произведения. | Чувствовать настроение в произведениях, читать стихотворения выразительно работать в группе, отвечать на вопросы. |
|
84 | 7 | Проверим себя и оценим свои достижения. | Высказывать своё отношение к прочитанному, пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства, выразительно читать стихи наизусть. |
|
| Родина- (4ч) |
|
85 | 1 | И. С. Никитин «Русь». Тема любви к Родине и ее героическому прошлому. | Применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя. |
|
86 | 2 | С. Д. Дрожжин «Родине». Взаимосвязь темы и образных средств языка. | Осознавать: место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, Понимать: значение литературного чтения для формирования общей культуры человека, формирования личных качеств и социальных ценностей. |
|
87 | 3 | А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». Создание словесных картин. | Осознавать: место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, Понимать: значение литературного чтения для формирования общей культуры человека, формирования личных качеств и социальных ценностей. |
|
88 | 4 | Обобщение по разделу «Родина». | Понимать: значение литературы как средства ознакомления с общечеловеческими ценностями Определять: тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства, различать жанры произведений. |
|
| Страна Фантазия- (4ч) |
|
89 | 1 | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Жанровые особенности произведения. Работа над пересказом. | Осознавать роль литературного чтения в познании окружающего мира. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте. |
|
90 | 2 | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Работа над пересказом. | Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. |
|
91 | 3 | Кир Булычев «Путешествие Алисы». Работа над картинным планом. | Делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать произведение, работать с иллюстрациями Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. |
|
92 | 4 | Обобщение по разделу «Страна Фантазия». Создание творческих проектов. | Составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. Оценивать свои достижения. |
|
| Зарубежная литература - (10 ч) |
|
93 | 1. | Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Характеристика главного героя. | Выразительно читать, анализировать произведение, с целью выявления сюжетных линий, составлять характеристику героев. |
|
94 | 2 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Восприятие эмоционально-нравственных переживаний персонажей. | Определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы. |
|
95 | 3 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Поступки, действия как основное средство изображения персонажей. | Анализировать поступки героев, делить текст на части, составлять картинный план, пересказывать по плану. |
|
96 | 4 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Поступки, действия как основное средство изображения персонажей. | Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте.
|
|
97 | 5 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Работа над планом произведения. | Анализировать поступки героев, делить текст на части, составлять картинный план, пересказывать по плану.
|
|
98 | 6 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Выборочный пересказ. | Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. |
|
99 | 7 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Тема первой любви в произведении. | Работать с иллюстрацией, понимать значение литературы как средства ознакомления с общечеловеческими ценностями анализировать поступки героев, читать по ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев. |
|
100 | 8 | Библейские сказания. С. Лагерлеф «Святая ночь». | Составлять словесный портрет, выразительно читать, пересказывать текст кратко. |
|
101 | 9 | С. Лагерлеф «В Назарете». Характеристика главных героев. | Работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусства) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор анализировать поступки героев, делить текст на части, составлять картинный план, пересказывать по плану. |
|
102 | 10 | Урок – путешествие « В стране Литературии». Обобщение знаний. | Применять свои знания на практике, работать в группе и индивидуально, выразительно читать, пересказывать прочитанное, составлять план, работать с иллюстрацией, составлять характеристику и словесный портрет героя. |
|