Тайна славянской азбуки
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Каньшина Оксана Анатольевна

Урок литературного чтения в 4 классе по программе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока79.5 КБ
Microsoft Office document icon Приложение 132 КБ
Microsoft Office document icon Приложение 238.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

литературного чтения

Урок 12.

Тема раздела: У истоков русской детской литературы.

Тема: Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки.

Цели:

  1. Познакомить с историей «изобретения» первой славянской азбуки и её создателями – Кириллом и Мефодием на примере отрывка из русской летописи «Повесть временных лет. Изобретение славянской азбуки».
  2. Способствовать развитию умения соотносить литературное произведение с периодом его создания, прогнозировать содержание произведения по иллюстрациям, заглавию до чтения; формирование умения устанавливать причинно – следственные связи, применять межпредметные знания об истории нашей Родины, полученные на уроке «Окружающий мир».
  3. Формировать уважение к истории своего народа, славянской культуре; развивать читательский интерес к произведениям, рассказывающим об исторических и культурных событиях нашей Родины.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, экран, слайды презентации «Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки», портрет

академика Д.Б. Лихачёва.

Познавательные УУД

  1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
  2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
  3. Ориентироваться на развороте учебника.
  4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

     2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

     3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

    4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Ход урока.

n\n

Этап урока

Деятельность учителя

Деят-сть учащихся

1.

Организационный

момент

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок. Чем он необычен, вы узнаете позже. Вы обратили внимание на наших гостей. Давайте их поприветствуем и подарим свою самую красивую улыбку.

2.

Подготовка

к изучению

нового

материала

Самостоятельная

работа

(в парах)

- Сегодня на уроке вы будете мудрецами.

- Закройте глаза и повторите себе «Я мудрец» (2-3 раза).  Слайд 1

- Наш урок называется – урок мудроречия. Как вы думаете, уважаемые мудрецы, чему посвящен будет этот урок?

- Скажите, пожалуйста, какими качествами, как вам кажется, вы – мудрецы – должны обладать?

- Запишем эти качества к себе в лист (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1), чтобы не забывать о них.

- Каждый мудрец имеет какие-то слова, которые ему помогают. Мы сейчас с вами тоже найдем такие слова.

- Разгадав эту мудрость, вы станете настоящими мудрецами.

Ищешь ___________________, находишь ____________________.

Ь,Т,С,О,Д,У,Р,Т,Ь,С,О,Р,Д,У,М

(Специально допущена ошибка – пропущена «Н», наблюдательность – важное качество мудрецов, о котором говорили. Здесь это качество проверяется)

 

М..р…ь   е..ь   ц…ц.   Н..а  и   З..л.  .

- Значит вы, как мудрецы, должны искать трудности. Зачем они вам?

- Каждый мудрец, после преодоления трудностей, приобретает важное качество. Что же приобретете вы? (Разгадывание кроссворда)

- Верю, что Сердце у вас станет умнее. Итак, трудности начинаются.

- Наш урок посвящен очень важному событию в жизни славянского народа – созданию славянской азбуки. Слайд 2

- Как вы думаете, уважаемые мудрецы, зачем нам она понадобилась?

- Кто знает создателей славянской азбуки?

- Это Кирилл и Мефодий. Слайд 3

- Как называлась азбука?

- Как вы думаете, уважаемые мудрецы, как можно назвать создание этими людьми письменной речи?

- Люди оценили это также как и вы. Этих людей причислили к лику Святых.  Слайд 4

- Когда же была создана азбука?

Слайд 5

- Если справитесь с математическими заданиями, ответ вами будет найден. Помните, что трудности помогают стать мудрее? Тогда вперед!

2014-1151= ?

5-ый месяц в году, число – рождение С-Пб минус 3

(24 мая 863 года)

- Сколько же лет мы пользуемся этой азбукой?

 Улыбка – помогает преодолевать трудности.

Ищешь трудность, находишь мудрость.

Мудрость есть царица Неба и Земли.

Говорится о значении письменной речи в жизни народов

Записывают цель.

Заполняют таблицу.

-Азбуку называют по имени одного создателя – кириллица.

Подвигом, геройством…

1151 год

3.

Объяснение нового материала

(первичное знакомство с новым произведением)

Словарная

работа

- Сегодня на уроке мы совершим путешествие в IX век н.э. и узнаем о том, как славянский народ обрёл свою грамоту.

Учебник «В океане света»,

стр. 38 – 39.

Обсуждение заглавия фрагмента летописи «Изобретение славянской азбуки».

- Прочитайте название к тексту.

– Как можно изобретать азбуку?

– Зачем славянам нужно было изобретать азбуку?

– Где можно найти ответ на эти вопросы, проверить свои предположения?

Этот текст – переработанный, «переведенный» на современный русский язык отрывок из летописи.

- Вспомните, что такое летопись?

  Слайд  6

- Кто составлял такие летописи?

Я предлагаю вам сейчас прочитать отрывок одной из летописей. Эта летопись имеет своё название «Повесть временных лет».

- Кем была написана эта летопись?

 Слайд 7

- А кто перевёл летопись на современный русский язык? Слайд 8

Слайд 8

Выявление первичного восприятия:

– Что больше всего удивило, поразило в тексте?

– На все ли вопросы вы нашли ответы самостоятельно?

 - Какие слова, непонятные для вас встретились в летописи?

- Прочитайте в сносках значение этих слов.

Славяне и их просветители. «Изобретение славянской азбуки»

Летопись – запись по годам о важных событиях, которые происходили на Руси.

Монахи – летописцы.

Была написана в начале XII века монахом Киево – Печёрского монастыря Нестором.

 переведена для нас на современный русский язык академиком Д.Б. Лихачёвым.

Угры, моравы, поляне.

Чтение слов и выяснение их значения.

Мультфильм

4.

Объяснение нового материала (работа с текстом)

Практическая работа

Прочитаем отрывок из летописи ещё раз и поработаем над ним.

Чтение по абзацам

После чтения 1 абзаца:

- С каких слов начинался 1 абзац летописи?

-  Как вы понимаете значение слова «един»?

- Кто входил в славянское единство?

- Как выдумаете, почему народ русь раньше называли полянами?

Информационная справка. 

 Слайд 9

Поля́не — название восточнославянского племени, в эпоху расселения восточных славян поселившегося по среднему течению Днепра на лесостепных чернозёмных землях.

- Так что ваши предположения вполне правдивы.

После чтения 2  абзаца:

– Когда потребовалась славянам своя азбука? Зачем?

– На каких языках были написаны святые книги?

– Почему славяне не могли ими пользоваться?

– Чего ждали славяне от иноземных учителей?

После чтения 3  абзаца:

– Каждый ли мог составить славянскую азбуку?

– Что для этого требовалось? (Быть умным, грамотным, поэтому Кирилл и Мефодий, греки по происхождению, и знали славянский язык.)

- Как бы вы объяснили значение слова «философы»?

- Кого посоветовали философы царю Михаилу? Почему?

После чтения 4  абзаца:

– Что сделали Кирилл и Мефодий, придя «в Славянскую землю»?

- Что значит «истолковать» священные книги?

– Что вы знаете о книгах, которые они перевели?

  Слайды 10-12

«Апостол» - богослужебная книга, часть Нового завета.

«Евангелие» - переводится как «благая весть», в этой книги рассказывалось о жизни и учении  Иисуса Христа.

«Псалтырь» - библейская книга песен предназначенных для восхваления богу. Использовался на христианских богослужениях.

– Для чего использовались эти книги?

– Зачем им потребовались хорошие скорописцы?

– Много ли было книг в те времена? Можно ли сейчас все книги перевести с одного языка на другой и переписать их вручную за шесть месяцев?

- Сколько времени понадобилось Кириллу и Мефодию для переписывания книг?

- Кто помогал Кириллу и  Мефодию справиться с такой большой работой?

физминутка

Слайды 13-14

Рабочая тетрадь, стр. 16, № 1.

(Т) Задание III.1.

Утраченные буквы: зело, омега, червь, ять, (и)е, юс малый, юс большой, йотов юс малый, йотов юс большой, кси, пси, фита, ижица.

Новые буквы: ё, э, й.

- Какая буква вам понравилась больше всего? Чем?

Дополнительно - № 3

- Какие новые слова создали Кирилл и Мефодий?

- Какие существующие корни они использовали для создания этих слов?

«Был един народ славянский…»

Были все месте, жили дружно и т.д.

Моравы, чехи, поляки, поляне – русь.

Возможно, жили в полях, на равнинах – ровной местности.

(предположения детей)

(чтение абзаца)

- Мыслители, советники царя.

- Кирилла и Мефодия – искусных философов. Они знали славянский язык.

- Объяснить их смысл, сделать понятными, чтобы все узнали о чём в них говорится.

И для чтения, и для ведения церковной службы.

5.

 Закрепление нового материала

Самостоятельная

работа

(в группах)

- Вы помните, как называется наш урок? Верно. Мы, уважаемые мудрецы, подошли к самой главной, значимой трудности нашего урока.

Слайд 15

Кирилл и Мефодий, когда составляли азбуку, заложили в нее послание потомкам. Нам предстоит это послание расшифровать. Это будет очень сложно. Вы готовы?

- Тогда приступаем. Помните, что это послание – тайная  мудрость, и вам, мудрецам, нужно особенно проявить свои качества.

- В названиях букв, если их читать по порядку, не изменять их последовательность – спрятана та тайна, которую надо узнать.

- Каждая буква на славянском языке обозначала какое-то слово. Например, «аз» - Я, «буки» - книга или буквы, «веди»  - знать, «глаголь» - Слово, говорить, «како» - как, «люди» - праведники. Окончания можно изменять. Итак, приступайте. (Дается 10-15 минут, идет поиск, напряженная работа)

- Что у вас получилось? Прежде, чем читать, посмотрите, можно ли то, что вы написали, назвать мудростью?

Я – книга, знаю Слово добра, есть Живая Земля и как люди (праведники) мыслю.

Я – книга знающая, говорю – Добро есть Живая Земля, и как люди мыслю.

(Возможны другие варианты)

- Уважаемые мудрецы, кто готов разъяснить эту тайную мудрость, это послание?

- Выскажите свое мнение, почему эта мудрость зашифрована?

- Мне кажется, что как настоящие мудрецы, мы должны поблагодарить создателей азбуки. Мысленно скажем им слова благодарности. (Учитель помогает, произнося некоторые слова благодарности вслух)

Дополнение учителя:

Братья также обучили местных священнослужителей совершать богослужение по-славянски. Братьями был создан первый ЛИТЕРАТУРНЫЙ язык, который был понятен и принят всеми слоями общества.

6.

Подведение итога урока

- Благодаря чему мы сегодня имеем возможность читать первые летописи, изучать по ним историю нашего народа?

Слайд 16

- Ежегодно все славянские страны в конце мая празднуют день славянской письменности и культуры, посвящая это праздник дню памяти братьев Кирилла и Мефодия. К этому дню реставрируются храмы, проводятся литературные выставки, посвященные братьям – просветителям.

В нашей стране бережно относятся к памяти братьев, во многих городах России установлены памятники Кириллу и Мефодию.

 Слайды 17-19

Много веков прошла с тех пор, но их подвиг и дело живёт и по сей день, оно ценно каждому славянину.

- Посмотрите на цель урока. Достигли ли вы ее?

Как помогли вам трудности найти мудрость? О чем вы задумались?

Благодаря появившемуся литературному языку, славянской грамоте, которая была создана Кириллом и Мефодием.

7.

 Домашнее задание

Слайд 20

Стр. 38 – 39 (читать, отвечать на вопросы), рабочая тетрадь, стр.17 № 2,3

Уважаемые мудрецы, предлагаю вам подключить своих мудрейших родителей, для того чтобы закончить мудрость. Расшифровка букв дана на листе. Завтра поговорим, что у вас получились.

- А может быть, вы придумаете свою букву? Или зашифруете мудрость с помощью этой азбуки? Выбирайте.

Слайд 21

   



Предварительный просмотр:

УРОК  МУДРОРЕЧИЯ

Качества мудрецов: ________________________________________________________

Цель урока: _______________________________________________________________

      

Знаю…

Хочу узнать…

Узнал…

УРОК  МУДРОРЕЧИЯ

Качества мудрецов: ________________________________________________________

Цель урока: _______________________________________________________________

      

Знаю…

Хочу узнать…

Узнал…

УРОК  МУДРОРЕЧИЯ

Качества мудрецов: ________________________________________________________

Цель урока: _______________________________________________________________

      

Знаю…

Хочу узнать…

Узнал…



Предварительный просмотр:

  • Ищешь ______________, находишь __________________.

Ь, Т, С, О, Д, У, Р, Т, Ь, Т, С, О, Р, Д, У, М

  • М . . р . . . ь       е . . ь       ц . . . ц .       Н . б .     и       З . . л .     .

        

  •      

_________________

аз

буки

веди

глаголь

добро

есть

живёте

земля

и

како

люди

мыслете

я

книга

знаю

Слово

как

праведники

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме "Братья Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки".

Классный час  по теме "Братья Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки" прошёл интересно и увлекательно....

История славянской азбуки. В. Крупин. Первоучители словенские

технологическая карта урока литературное чтение в 1 классе....

презентация к уроку на тему "Славянская азбука на Руси"

презентация к уроку по ознакомлению с окружающем миром в 4 классе...

Учебно- методический комплект по литературному чтению на тему: " История славянской азбуки. В. Куприн. Первоучители словенские" 1 класс Школа России

Учебно- методический комплект по литературному чтению на тему: " История славянской азбуки. В. Куприн. Первоучители словенские" 1  класс Школа России...

Создатели славянской азбуки

Презентация для урока литературного чтения....

Детям о Кирилле и Мефодии и славянской азбуке.

Может использоваться как классный час-беседа или часть урока....

«Игра-путешествие в мир славянской азбуки»

В игровой форме ознакомить детей с возникновением письменности на Руси; показать значение научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия, создателей азбуки....