Тайна славянской азбуки
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок литературного чтения в 4 классе по программе "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 79.5 КБ |
Приложение 1 | 32 КБ |
Приложение 2 | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
литературного чтения
Урок 12.
Тема раздела: У истоков русской детской литературы.
Тема: Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки.
Цели:
- Познакомить с историей «изобретения» первой славянской азбуки и её создателями – Кириллом и Мефодием на примере отрывка из русской летописи «Повесть временных лет. Изобретение славянской азбуки».
- Способствовать развитию умения соотносить литературное произведение с периодом его создания, прогнозировать содержание произведения по иллюстрациям, заглавию до чтения; формирование умения устанавливать причинно – следственные связи, применять межпредметные знания об истории нашей Родины, полученные на уроке «Окружающий мир».
- Формировать уважение к истории своего народа, славянской культуре; развивать читательский интерес к произведениям, рассказывающим об исторических и культурных событиях нашей Родины.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, экран, слайды презентации «Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки», портрет
академика Д.Б. Лихачёва.
Познавательные УУД
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
- Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
- Ориентироваться на развороте учебника.
- Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Ход урока.
n\n | Этап урока | Деятельность учителя | Деят-сть учащихся |
1. | Организационный момент | - Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок. Чем он необычен, вы узнаете позже. Вы обратили внимание на наших гостей. Давайте их поприветствуем и подарим свою самую красивую улыбку. | |
2. | Подготовка к изучению нового материала Самостоятельная работа (в парах) | - Сегодня на уроке вы будете мудрецами. - Закройте глаза и повторите себе «Я мудрец» (2-3 раза). Слайд 1 - Наш урок называется – урок мудроречия. Как вы думаете, уважаемые мудрецы, чему посвящен будет этот урок? - Скажите, пожалуйста, какими качествами, как вам кажется, вы – мудрецы – должны обладать? - Запишем эти качества к себе в лист (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1), чтобы не забывать о них. - Каждый мудрец имеет какие-то слова, которые ему помогают. Мы сейчас с вами тоже найдем такие слова. - Разгадав эту мудрость, вы станете настоящими мудрецами. Ищешь ___________________, находишь ____________________. Ь,Т,С,О,Д,У,Р,Т,Ь,С,О,Р,Д,У,М (Специально допущена ошибка – пропущена «Н», наблюдательность – важное качество мудрецов, о котором говорили. Здесь это качество проверяется)
М..р…ь е..ь ц…ц. Н..а и З..л. . - Значит вы, как мудрецы, должны искать трудности. Зачем они вам? - Каждый мудрец, после преодоления трудностей, приобретает важное качество. Что же приобретете вы? (Разгадывание кроссворда) - Верю, что Сердце у вас станет умнее. Итак, трудности начинаются. - Наш урок посвящен очень важному событию в жизни славянского народа – созданию славянской азбуки. Слайд 2 - Как вы думаете, уважаемые мудрецы, зачем нам она понадобилась? - Кто знает создателей славянской азбуки? - Это Кирилл и Мефодий. Слайд 3 - Как называлась азбука? - Как вы думаете, уважаемые мудрецы, как можно назвать создание этими людьми письменной речи? - Люди оценили это также как и вы. Этих людей причислили к лику Святых. Слайд 4 - Когда же была создана азбука? Слайд 5 - Если справитесь с математическими заданиями, ответ вами будет найден. Помните, что трудности помогают стать мудрее? Тогда вперед! 2014-1151= ? 5-ый месяц в году, число – рождение С-Пб минус 3 (24 мая 863 года) - Сколько же лет мы пользуемся этой азбукой? | Улыбка – помогает преодолевать трудности. Ищешь трудность, находишь мудрость. Мудрость есть царица Неба и Земли. Говорится о значении письменной речи в жизни народов Записывают цель. Заполняют таблицу. -Азбуку называют по имени одного создателя – кириллица. Подвигом, геройством… 1151 год |
3. | Объяснение нового материала (первичное знакомство с новым произведением) Словарная работа | - Сегодня на уроке мы совершим путешествие в IX век н.э. и узнаем о том, как славянский народ обрёл свою грамоту. Учебник «В океане света», стр. 38 – 39. Обсуждение заглавия фрагмента летописи «Изобретение славянской азбуки». - Прочитайте название к тексту. – Как можно изобретать азбуку? – Зачем славянам нужно было изобретать азбуку? – Где можно найти ответ на эти вопросы, проверить свои предположения? Этот текст – переработанный, «переведенный» на современный русский язык отрывок из летописи. - Вспомните, что такое летопись? Слайд 6 - Кто составлял такие летописи? Я предлагаю вам сейчас прочитать отрывок одной из летописей. Эта летопись имеет своё название «Повесть временных лет». - Кем была написана эта летопись? Слайд 7 - А кто перевёл летопись на современный русский язык? Слайд 8 Слайд 8 Выявление первичного восприятия: – Что больше всего удивило, поразило в тексте? – На все ли вопросы вы нашли ответы самостоятельно? - Какие слова, непонятные для вас встретились в летописи? - Прочитайте в сносках значение этих слов. | Славяне и их просветители. «Изобретение славянской азбуки» Летопись – запись по годам о важных событиях, которые происходили на Руси. Монахи – летописцы. Была написана в начале XII века монахом Киево – Печёрского монастыря Нестором. переведена для нас на современный русский язык академиком Д.Б. Лихачёвым. Угры, моравы, поляне. Чтение слов и выяснение их значения. Мультфильм |
4. | Объяснение нового материала (работа с текстом) Практическая работа | Прочитаем отрывок из летописи ещё раз и поработаем над ним. Чтение по абзацам После чтения 1 абзаца: - С каких слов начинался 1 абзац летописи? - Как вы понимаете значение слова «един»? - Кто входил в славянское единство? - Как выдумаете, почему народ русь раньше называли полянами? Информационная справка. Слайд 9 Поля́не — название восточнославянского племени, в эпоху расселения восточных славян поселившегося по среднему течению Днепра на лесостепных чернозёмных землях. - Так что ваши предположения вполне правдивы. После чтения 2 абзаца: – Когда потребовалась славянам своя азбука? Зачем? – На каких языках были написаны святые книги? – Почему славяне не могли ими пользоваться? – Чего ждали славяне от иноземных учителей? После чтения 3 абзаца: – Каждый ли мог составить славянскую азбуку? – Что для этого требовалось? (Быть умным, грамотным, поэтому Кирилл и Мефодий, греки по происхождению, и знали славянский язык.) - Как бы вы объяснили значение слова «философы»? - Кого посоветовали философы царю Михаилу? Почему? После чтения 4 абзаца: – Что сделали Кирилл и Мефодий, придя «в Славянскую землю»? - Что значит «истолковать» священные книги? – Что вы знаете о книгах, которые они перевели? Слайды 10-12 «Апостол» - богослужебная книга, часть Нового завета. «Евангелие» - переводится как «благая весть», в этой книги рассказывалось о жизни и учении Иисуса Христа. «Псалтырь» - библейская книга песен предназначенных для восхваления богу. Использовался на христианских богослужениях. – Для чего использовались эти книги? – Зачем им потребовались хорошие скорописцы? – Много ли было книг в те времена? Можно ли сейчас все книги перевести с одного языка на другой и переписать их вручную за шесть месяцев? - Сколько времени понадобилось Кириллу и Мефодию для переписывания книг? - Кто помогал Кириллу и Мефодию справиться с такой большой работой? физминутка Слайды 13-14 Рабочая тетрадь, стр. 16, № 1. (Т) Задание III.1. Утраченные буквы: зело, омега, червь, ять, (и)е, юс малый, юс большой, йотов юс малый, йотов юс большой, кси, пси, фита, ижица. Новые буквы: ё, э, й. - Какая буква вам понравилась больше всего? Чем? Дополнительно - № 3 - Какие новые слова создали Кирилл и Мефодий? - Какие существующие корни они использовали для создания этих слов? | «Был един народ славянский…» Были все месте, жили дружно и т.д. Моравы, чехи, поляки, поляне – русь. Возможно, жили в полях, на равнинах – ровной местности. (предположения детей) (чтение абзаца) - Мыслители, советники царя. - Кирилла и Мефодия – искусных философов. Они знали славянский язык. - Объяснить их смысл, сделать понятными, чтобы все узнали о чём в них говорится. И для чтения, и для ведения церковной службы. |
5. | Закрепление нового материала Самостоятельная работа (в группах) | - Вы помните, как называется наш урок? Верно. Мы, уважаемые мудрецы, подошли к самой главной, значимой трудности нашего урока. Слайд 15 Кирилл и Мефодий, когда составляли азбуку, заложили в нее послание потомкам. Нам предстоит это послание расшифровать. Это будет очень сложно. Вы готовы? - Тогда приступаем. Помните, что это послание – тайная мудрость, и вам, мудрецам, нужно особенно проявить свои качества. - В названиях букв, если их читать по порядку, не изменять их последовательность – спрятана та тайна, которую надо узнать. - Каждая буква на славянском языке обозначала какое-то слово. Например, «аз» - Я, «буки» - книга или буквы, «веди» - знать, «глаголь» - Слово, говорить, «како» - как, «люди» - праведники. Окончания можно изменять. Итак, приступайте. (Дается 10-15 минут, идет поиск, напряженная работа) - Что у вас получилось? Прежде, чем читать, посмотрите, можно ли то, что вы написали, назвать мудростью? Я – книга, знаю Слово добра, есть Живая Земля и как люди (праведники) мыслю. Я – книга знающая, говорю – Добро есть Живая Земля, и как люди мыслю. (Возможны другие варианты) - Уважаемые мудрецы, кто готов разъяснить эту тайную мудрость, это послание? - Выскажите свое мнение, почему эта мудрость зашифрована? - Мне кажется, что как настоящие мудрецы, мы должны поблагодарить создателей азбуки. Мысленно скажем им слова благодарности. (Учитель помогает, произнося некоторые слова благодарности вслух) Дополнение учителя: Братья также обучили местных священнослужителей совершать богослужение по-славянски. Братьями был создан первый ЛИТЕРАТУРНЫЙ язык, который был понятен и принят всеми слоями общества. | |
6. | Подведение итога урока | - Благодаря чему мы сегодня имеем возможность читать первые летописи, изучать по ним историю нашего народа? Слайд 16 - Ежегодно все славянские страны в конце мая празднуют день славянской письменности и культуры, посвящая это праздник дню памяти братьев Кирилла и Мефодия. К этому дню реставрируются храмы, проводятся литературные выставки, посвященные братьям – просветителям. В нашей стране бережно относятся к памяти братьев, во многих городах России установлены памятники Кириллу и Мефодию. Слайды 17-19 Много веков прошла с тех пор, но их подвиг и дело живёт и по сей день, оно ценно каждому славянину. - Посмотрите на цель урока. Достигли ли вы ее? Как помогли вам трудности найти мудрость? О чем вы задумались? | Благодаря появившемуся литературному языку, славянской грамоте, которая была создана Кириллом и Мефодием. |
7. | Домашнее задание | Слайд 20 Стр. 38 – 39 (читать, отвечать на вопросы), рабочая тетрадь, стр.17 № 2,3 Уважаемые мудрецы, предлагаю вам подключить своих мудрейших родителей, для того чтобы закончить мудрость. Расшифровка букв дана на листе. Завтра поговорим, что у вас получились. - А может быть, вы придумаете свою букву? Или зашифруете мудрость с помощью этой азбуки? Выбирайте. Слайд 21 |
Предварительный просмотр:
УРОК МУДРОРЕЧИЯ
Качества мудрецов: ________________________________________________________
Цель урока: _______________________________________________________________
Знаю… | Хочу узнать… | Узнал… |
УРОК МУДРОРЕЧИЯ
Качества мудрецов: ________________________________________________________
Цель урока: _______________________________________________________________
Знаю… | Хочу узнать… | Узнал… |
УРОК МУДРОРЕЧИЯ
Качества мудрецов: ________________________________________________________
Цель урока: _______________________________________________________________
Знаю… | Хочу узнать… | Узнал… |
Предварительный просмотр:
- Ищешь ______________, находишь __________________.
Ь, Т, С, О, Д, У, Р, Т, Ь, Т, С, О, Р, Д, У, М
- М . . р . . . ь е . . ь ц . . . ц . Н . б . и З . . л . .
_________________
аз | буки | веди | глаголь | добро | есть | живёте | земля | и | како | люди | мыслете |
я | книга | знаю | Слово | как | праведники | ||||||
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
_________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по теме "Братья Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки".
Классный час по теме "Братья Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки" прошёл интересно и увлекательно....
История славянской азбуки. В. Крупин. Первоучители словенские
технологическая карта урока литературное чтение в 1 классе....
презентация к уроку на тему "Славянская азбука на Руси"
презентация к уроку по ознакомлению с окружающем миром в 4 классе...
Учебно- методический комплект по литературному чтению на тему: " История славянской азбуки. В. Куприн. Первоучители словенские" 1 класс Школа России
Учебно- методический комплект по литературному чтению на тему: " История славянской азбуки. В. Куприн. Первоучители словенские" 1 класс Школа России...
Создатели славянской азбуки
Презентация для урока литературного чтения....
Детям о Кирилле и Мефодии и славянской азбуке.
Может использоваться как классный час-беседа или часть урока....
«Игра-путешествие в мир славянской азбуки»
В игровой форме ознакомить детей с возникновением письменности на Руси; показать значение научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия, создателей азбуки....