Классный час по теме "Братья Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки".
классный час (4 класс) на тему
Классный час по теме "Братья Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки" прошёл интересно и увлекательно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl_chas_bratya_kirill_i_mefodiy.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час по теме "Братья Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки". 4 класс.
Задачи урока:
- Образовательные: сообщить первоначальные представления о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, просветителях славян и создателях славянской азбуки;
- Развивающие: развивать творческие способности;
- Коррекционные:
- Воспитательная: Способствовать развитию нравственных качеств.
Тип классного часа: усвоение новых знаний.
Методы: объяснительно-иллюстративные.
Формы организации: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование:
- изображение святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
- отрывки из исторический источников «Повесть временных лет»
Ход классного часа:
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа.
– Отгадайте загадки.
Чёрные птички
На каждой страничке,
Молчат, ожидают,
кто их прочитает. (Буквы)
Носила меня мать,
Уронила меня мать,
подняли меня люди,
понесли на торг торговать,
отрезали мне голову,
стал я чёрную воду пить,
и я ясно говорить. (Гусиное перо)
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (Книга)
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете. (Цифры)
– С детства мы привыкаем к буквам нашего алфавита и не задумываемся о том, как нам удаётся передавать любые звуки и слова. Из книг мы узнаём много нового и интересного. Книги нам читали родители, когда мы были маленькими. Когда мы пошли в школу, то сами научились грамоте.
– Но в школе не всегда учили грамоте так, как учат сейчас. Вот как описывает Наталья Кончаловская обучение на Руси.
1 ученик:
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В - как Веди, Г – глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
2 ученик:
Вот такой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!
3 ученик:
Этот нож не без причины
Назывался «перочинным»:
Очиняли им перо,
Если было не остро.
4 ученик:
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
– Что интересного вы узнали из этого стихотворения?
– На каком языке читали книги в то время?
– Да, вначале учились читать на славянском языке, а наша, русская азбука – это, если можно сказать младшая сестра славянской азбуки.
– Откуда же взялась славянская азбука? Сегодня на классном часе наш разговор пойдёт именно об этом.
3. Основной этап классного часа.
– Было время, когда славянские народы не знали грамоты, не могли читать и писать.
У них не было даже азбуки, буквами которой можно было бы пользоваться при письме.
Азбуку для славян составили, помогли научиться читать и писать — святые Кирилл и Мефодий.
Вообще у славянской письменности удивительное происхождение. Благодаря памятникам славянской письменности мы не только знаем с точностью до года о начале появления славянской азбуки, но также имена создателей и их жизнеописание.
Какие же это памятники славянской письменности?
(На доске: «Житие Константина-Кирилла», «Житие Мефодия», «Похвальное слово Кириллу и Мефодию», «Повесть временных лет».)
– Из жизнеописаний создателей славянской письменности мы знаем, что братья были родом из города Солуни. Теперь этот город называется Салоники.
Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был Константин.
Образование Константин получил при дворе императора Константинополя. Его ждала блестящая карьера, но он предпочёл удалиться в монастырь.
Но Константину не удавалось много времени проводить в уединении. Как лучшего веропроповедника, его часто посылали в соседние страны. Поездки эти были успешными. Однажды, путешествуя к хазарам, он посетил Крым. Там он крестил до двухсот человек, а также взял с собою отпущенных на свободу пленённых греков.
Но у Константина было слабое здоровье, и в 42 года он сильно заболел. Предчувствуя свой близкий конец, он принял монашество и переменил своё мирское имя Константин на имя Кирилл. После этого он прожил ещё 50 дней, простился с братом и учениками и тихо скончался 14 февраля 869 года.
Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения, он продолжал великое дело – перевод на славянский язык священных книг и крещение славянского народа.
– А теперь обратимся к историческим источникам, из которых мы можем узнать о начале славянской письменности. Обратимся к главному свидетелю первоначальной истории Руси «Повести временных лет» (Приложение 1)
(Чтение отрывка учащимися с комментариями учителя)
– Из этого отрывка мы узнаем, что однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов.
Царь вызвал к себе двух учёных братьев Константина и Мефодия и послал их в славянскую землю.
Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведёт своё начало славянская письменность. – Азбука получила название кириллицы. Древнейшая книга на Руси, написанная кариллицей – Остромирово Евангелие 1057 года. Это Евангелие хранится в Петербурге, в Государственной Российской библиотеке имени М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Кириллица просуществовала практически без изменения до времён Петра Великого. При нём были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита.В 1918 году кириллица потеряла ещё четыре буквы: ять, и (i), ижицу и фиту.
Вот первые буквы. Учили каждую букву по ее названию.
|
Отгадайте какое слово я хочу написать? добро, он, мысль – дом.
Прежде всего ученик должен был выучить названия и изображения букв в том порядке, как они шли в азбуке, а потом вразбивку. Твердо вызубрив азбуку, он переходил к чтению так называемых складов.
Склады были напечатаны в букваре: ба ва га да жа... бе ве ге де... Ученик сначала называл буквы, из которых состоит данное сочетание, а потом уж произносил так, как надо при чтении:
Буки-аз – ба
веди-аз – ва
люди-есть – ле
покой-он – по
После складов в две буквы шли склады в три буквы и так далее. Выучив азбуку, пройдя склады, ученик переходил к чтению первого связного текста.
Таким образом, прежде чем прочитать какую-то осмысленную фразу, ученик проводил долгие часы и дни, зубря совершенно бессмысленные сочетания ба, бе, бу... За каждую ошибку наказывали розгами.
Как вы думаете, что обозначают пословицы и поговорки: “Начать с азов”, “Аз да буки - вот и все науки”?
4. Подведение итогов.
- Что мы знаем о создателях славянской азбуки?
- В каком году была составлена славянская азбука?
- Что такое «кириллица»?
- Как называется древнейшая из сохранившихся на Руси книга, написанная кириллицей?
Приложение 1.
«Повесть временных лет»
…Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий - СОЗДАТЕЛИ СТАРОСЛАВЯНСКОЙ АЗБУКИ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ...
КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ – ВЕЛИКИЕ СЛАВЯНСКИЕ ПРОСВЕТИТЕЛИ
о создателях славянской азбуки...
Кирилл и Мефодий - первоучители славянские.
Кирилл и Мефодий - изобретатели Славянских букв, употребляемых на Руси и первые переводчики богослужебных книг....
презентация "Кирилл и Мефодий, создатели русской азбуки", 3 класс
Данная презентация по литетатурному чтению знакомит учащихся с историей создания русской азбуки...
Создатели славянской азбуки
Презентация для урока литературного чтения....
Детям о Кирилле и Мефодии и славянской азбуке.
Может использоваться как классный час-беседа или часть урока....
Внеурочное занятие " Кирилл и Мефодий -первоучители славянские"
Как известно моральные устои и жизненные принципы, ведущие человека по жизни, закладываются еще в детстве. А детство и впоследствии отрочество проходит неотрывно от школы. И конечно учителя несущие св...
- Мне нравится (1)