Согласные буквы Г г, согласные звуки [г], [г]
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО с использованием мультимедийной презентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_gramote.zip | 788.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ СОШ № 849, 1 класс «В»
Учитель: Иванникова Ю.Ю.
Разработка р.
ТЕМА УРОКА: Согласные буквы Г г, согласные звуки [г], [г]
Урок: Обучение грамоте.
ЦЕЛИ УРОКА:
1.Изучить с детьми букву Гг (ее внешний вид, чтение слогов, слов и предложений с этой буквой, написание ее по прописи, способы соединения с другими буквами).
2.Формировать умение звукового анализа, развивать фонематический слух.
3.Развивать внимание , мышление , память , речь детей, их графический навык , орфографическую зоркость ;
4.Обогащать словарный запас, развивать кругозор, развивать речь.
5.Воспитывать интерес и желание читать, бережное отношение к природе. Продолжить Воспитывать культуру поведения на уроке, усидчивость, аккуратность при работе в прописи
ТИП УРОКА: УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО
урок с использованием мультимедийной презентации
НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
- «Русская азбука» В.Г.Горецкого, рисунки цветов, грибов, карточки со словами, пропись.
- АРМ учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска (интерактивное копи-устройство Mimio Xi со стилусом-мышкой магнитно маркерная доска), колонки акустические компьютерные.
- Программное обеспечение: Microsoft PowerPoint 2007,
- Диск «Русская азбука» В.Г.Горецкого
На протяжении урока планирую формирование у детей общеучебных навыков и способности к самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать различные учебные задачи.
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Выделять звуки [г] и [к’] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой, выявлять отсутствие слияний с гласными буквами ы и я.
Читать текст, находить в нем слова с заглавной буквы, объяснять употребление заглавной буквы в этих словах.
Сопоставлять попарно слоги с буквами г и к. Наблюдать за артикуляцией звонких согласных [г], [г’] и глухих согласных [к], [к’] в парах. Устанавливать сходство и различие в произнесении [г] и [к], [г’] и [к’]. Различать парные по глухости-звонкости согласные звуки [г] — [к] и [г’] — [к’] в словах.
Воспроизводить звуковую форму слов со звуком [к] на конце по их буквенной записи. Анализировать звуковой состав слов, сопоставлять его с буквенной записью. Устанавливать, что глухой [к] на конце слов может обозначаться разными буквами — г и к. Наблюдать за изменением слова (сапог — сапоги, боровик — боровики). Устанавливать способ определения буквы на месте глухого согласного звука (изменение слова).
Определять место новой буквы на «ленте букв».
Соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы. Дополнять текст, данный в прописи, своими предложениями.
Выполнять правила работы группе, в паре.
Использовать правила при оценивании своей деятельности и деятельности товарищей в ситуациях, спланированных учителем
Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.
ХОД УРОКА | Деятельностный подход | Формирование УУД | |
ИНВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ Оргмомент Проверка готовности учащихся к уроку. | |||
I этап. Мотивация ( самоопределение ) к учебной деятельности | |||
СЛАЙД № 1 - Посмотрите на экран вам светит солнышко. Потрите ладошки. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи в работе на уроке. На уроке вам понадобятся знания , которые вы приобрели на предыдущих занятиях. Какие это знания?
Посмотрите, Незнайка , сломал букву . У вас на партах лежат «сломанные буквы»- соберите вдвоём эту букву. Что за буква получилась? (г). У нас на уроке сегодня гость. Птица на букву Г. Очень важная и умная. ……., прочитай, что написано в словаре про эту птицу? (хорошо читающий ребёнок читает сведения из толкового словаря) Посмотрите на картинку, вот он какой, совсем скоро мы узнаем его имя. | Определение учащихся к деятельности. надо могу хочу создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу) Психологическая комфортность. |
| |
II этап. Актуализация и фиксирование (индивидуального) затруднения в пробном действии. | |||
1.Упражнение на дыхание. (речевая зарядка) - Закройте глаза и представьте цветочки. Давайте понюхаем их. (Медленный глубокий вдох, задержим дыхание, запомним аромат, долгий полный выдох) (3-4 раза). А теперь нюхаем все цветочки, смешиваем ароматы. (Короткие быстрые вдохи и долгий выдох). - Откройте глаза. - Давайте рассмотрим цветы, которые мы нюхали, а для этого проведем игру. 2.Игра «Найди 2 одинаковых цветка» -Все цветки, вроде, одинаковые, но они разные, но среди них есть по 2 одинаковых цветка. Найдите их. А а, П п, Р р, М м, И и, Б б, (астра) (пион) (роза) (мак) (ирис) (бархатцы) (показ рисунков цветов) 3.Игра «Какими звуками отличаются слова?» Я прочту пару слов, а вы должны быть очень внимательными. Вы должны сказать какими звуками отличаются данные слова (парные звуки и глухие согласные). (показ карточек з-с, т-д, п-б). коза – коса, зайка – сайка, тачка – дачка, палка – балка, точка – дочка. 4.Игра «Какое слово я произнесла?» -Произнесу слова по звукам с промежутком во времени. Вы должны назвать слово целиком. Д.о.м., у.т.к.а., в.а.з.а., к.о.т. (показ карточек со словами) | Выявление операции где возникло затруднение. Положительное подкрепление , поощрение правильных действий ученика, вовлечение в общий труд учения. Вызывая у них радостное чувство успеха. | Формирование Личностных УУД действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Формирование регулятивных УУД прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик; | |
I I I. этап Постановка темы урока. | |||
-Сегодня у нас на уроке гость. Он принес с собой новую букву и новые звуки. А ещё подарки для вас, попробуйте отгадать загадки и вы узнаете, что принёс нам гость. |
| Формирование регулятивных УУД планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; | |
IV этап. Работа над новым материалом. | |||
- Скажите, что ВЫ хотите сегодня узнать на уроке, чему научиться? - Составьте план построения урока. Учитель слушает ответы ребят и в совместной деятельности строится план урока. ПЛАН.
Хорошо приступим. 1) Отгадывание загадки. По дорожке, по тропинке В лес за ними мы пойдем. Если место попадется, По лукошко наберем. (грибы) Что же принёс нам Гусь? 2) Выделение звука [г] из слова «грибы». -Какой звук мы слышим в начале отгадки? -Поучимся произносить звук [г]. 3) Характеристика звука [г] -Расскажите о звуке [г]. Какой это звук? (согласный). -Ладонью закройте уши и еще раз произносите этот звук. -[г] какой согласный? (звонкий согласный) 4) Звуко-буквенный анализ слова грибы -Произнесем слово – отгадку грибы. -Сколько в слове слогов? (2) -Какой звук слышится в начале? [г]. Охарактеризуйте его? -Второй звук [р ], третий [и], четвертый [б], пятый [ы]? 5) Составим схему слова -звук [г] твердый или мягкий. -звук [г] может быть мягким. Например: гитара – [г ] 6) Вывод: г – звонкий согласный, может быть твердым или мягким. Составьте схему этого слова в тетрадях для печатанья. Проверьте работу соседа. Ребята наш гусь очень весёлый и любит петь и играть на этом музыкальном инструменте .Как он называется? (гусли) Он принес нам вот эти цветы (гвоздики). Составьте схемы к словам. Составьте схемы слов. Сравните правильно ли выполнили задания ребята у доски. 2. Работа над буквами Гг. 1) Знакомство с буквами Гг по «Русской азбуке» -Мы познакомились со звуками [г], [г ]. Эти звуки обозначаются буквами ГГ (гэ). Откроем «Русскую азбуку» на странице 123. Как вы думаете, на что похожа буква Г? Послушайте стихи.
Горбит спину буква Г.
На лугу траву косил. 2) Конструирование буквы из цветных ниток. -Соорудите (сделайте) из цветных ниток букву Г .Нитки какого цвета мы возьмём? (Синие и зелёные) 3) Почему в азбуке даны две буквы Гг? Для чего нужна большая буква Г (Заглавная)? 4) Чтение слогов: ги, гу, га, ге, го по изображению на доске ( диск «Русской азбуке») 3.Письмо по Прописи. 1) Работа с алфавитом. - А на письме (в тетрадях) звук [г] обозначаем такими буквами Гг. Назовите соседей буквы Гг. (в-д). Сегодня мы с вами будем учиться писать маленькую букву г (строчную). 2) Зарядка для пальцев. - Сначала подготовим пальцы к работе. Вот за партами ребята (раздвинули пальцы широко) Расшалились, как котята (шевелим пальцами) Парты пальчиками трут. Словно лапками скребут (подушечками пальчиков трем о парту) Наши пальцы, как котята, Тоже вздумали играть (стучим подушечками пальцев по парте) Что за ловкие ребята! (пальцы «борются») Как же можно их ругать? 3) Показ учителем письма буквы г - Начинаем писать чуть выше середины рабочей строки. Идем с закруглением вверх, закругляем, опускаем наклонную с закруглением вниз. 4) «Письмо» буквы в воздухе (1 и 2) 5) «Письмо» пальцев на ладошке. 6) «Письмо» пальцев на спине товарища. 7) «Правила красивого письма» (я тетрадь свою открою…) 8) Письмо буквы г в прописи. 9) Письмо слогов с буквой г .
| Поставлена цель , согласование темы урока ,выбор способа решения проблемы , построение плана достижения цели, определение средств как (формы работы)
Работа в парах. Ребята выполняют задания в четырёх группах, собирая на столе из карточек слова гусли и гвоздики. Первая и вторая группа работают у доски. С их работой будет сравниваться работа других двух групп.
Работа в прописях. Письмо по алгоритму. | Формирование регулятивных УУД планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; Познавательные УУД постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Формирование Коммуникативных УУД Коммуникативная (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнёра, владение монологической и диалогической формами речи) Формирование регулятивных УУД целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; | |
V этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | |||
Посмотрите на картинку на ней спряталось 12 слов со звуками [г-г*] Попробуем их отыскать. Работа с интерактивной доской Физическая минутка
Работа над правильной артикуляцией . Скороговорка. 1) Четкое проговаривание каждого звука Га – га – га – гогочет гусь 2) Игра «Далеко – близко» Повторяем скороговорку сначала только губами, затем шепотом, затем в полный голос, опять шепотом и только губами. А теперь немножко отдохнём. Посмотрим Мультфильм про нашего гостя. 5. Составление рассказа на тему «Гусь Гога». По серии картинок см. Диск
- Ребята, кого вы видите на рисунке? (гусей) - Что они делают? (Сажают огород.) -Что выросло в огороде?( горох, горчица, огурцы) -Кто мешал гусям? (грачи) -Что пидумали гуси? (изготовить пугало) -Чем закончилась история? (собрали урожай) | Работа с интерактивной доской Уточнение общего характера нового знания .Фиксация преодоления затруднения. | Формирование Личностных УУД действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом на основе личного опыта.
Познавательные УУД (логические ууд) анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; установление причинно-следственных связей;
| |
Давайте вспомним что нам принёс гусь в подарок? (грибы) А что вам известно огрибах? Рассказ учителя о грибах.
- Ребята, кто из вас когда-нибудь собирал грибы? - Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вы знаете? - А как нужно собирать грибы? (Грибы надо не рвать, а аккуратно срезать ножом, если будем тянуть гриб из земли на этом месте новый гриб не вырастет. Это очень плохо, так собирать нельзя). - Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые). Прежде чем собирать грибы вы должны очень хорошо разбираться в грибах.
1) А теперь прочитаем рассказ, как дети собирали грибы. Чтение текста, страница 123 2) Работа над содержанием. - Какие грибы собрала Галя? - Какие грибы собрал Гена? - Кто собрал съедобные грибы? | Проверка умения применять новое учебное содержание. | Формирование Личностных УУД умение структурировать знания;
| |
VIII этап. Включение в систему знаний и повторение. | |||
-Пока мы занимались серьёзной работой Незнайка задал нам задачку. Кто из вас может сказать какое слово лишнее? Горло грибы гусь гномы гусли (Лишнее слово гусь т. к в нём один слог. Остальные слова двусложные) Поставьте ударение в словах, разделите эти слова на слоги. 1 ребёнок у доски. Проверьте работу. Кто из вас может сказать какое слово лишнее? Гена гость гвоздь Галя гора (Лишнее слово Гена т. к в нём звук мягкий) Поставьте ударение в словах, разделите эти слова на слоги. 1 ребёнок у доски. Проверьте работу. | Фиксация нового содержания , изученного на уроке. Выявление где можно применить новое. Повторение учебного содержания | Формирование регулятивных УУД
| |
IХ этап. Рефлексия учебной деятельности. | |||
( слайд №10),-Скажите, вы достигли своей цели? -Выполнили все пункты нашего плана? -Какие затруднения встретили на уроке? На ленте букв раскрасьте ту букву, которую вы сегодня научились писать. Какими карандашами мы закрасим клеточку? (синим и зелёным) Спасибо вам за урок. | Проводится рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований , известных учащимся.Оценка собственной деятельности на уроке. Фиксирование затруднения на уроке как направления будущей учебной деятельности. |
Формирование Личностных УУД действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Формирование регулятивных УУД волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест к учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» 1 класс. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.
Данный тест поможет педагогам организовать работу на уроке, а первоклассникам оценить уровень знаний по теме....
Обучение грамоте 1 класс Знакомство с буквой Х Тема: Согласные звуки [х], [х\'], буква Х, х.
Урок по обучению грамоте в 1 классе с использованием здоровьесберегающих технологий и педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения):...
Обучение грамоте (русский язык). Заглавная буква «П», обозначающая согласные звуки
Урок русского языка, обучение письму по теме «Заглавная буква «П», обозначающая согласные звуки» (программа «Школа России»). Данный урок является продолжением урока обучения грамоте, на котором изучал...
Презентация к уроку обучения грамоте (русский язык) по теме "Заглавная буква «П», обозначающая согласные звуки"
Презентация к уроку обучения грамоте (русский язык) по теме "Заглавная буква «П», обозначающая согласные звуки"...
Урок чтения в 1 классе.Тема: "Согласные буквы Ж ж, согласный звук [ ж]."
Урок разработан на основе ФГОС. В ходе урока дети познакомятся с согласными буквами Ж ж, с новым звуком , отработают навыки чтения с новыми буквами....
Урок в 1 классе "Правописание букв, обозначающих парные согласные звуки на конце слова"
Урок по теме "Правописание парных согласных на конце слов" 1 класс...
Конспект коррекционно-логопедического занятия, 1 класс. Раздел: Звуки и буквы. Тема: Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. Роль гласных букв в обозначении твердости и мягкости согласных.
Конспект занятия может быть использован в работе логопедами, учителями начальных классов. Задачи занятия: Развитие слуховой дифференциации близких по звучанию (мягкости-твердости) фонем. Учить на пись...