Разработка урока литературного чтения для 3 класса:"Обобщение по разделу "Уроки и переменки"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Мартынова Ирина Николаевна

Разработка урока литературного чтения по теме: "Урок обобщения по разделу "Уроки и переменки" 3 класс. ОС Школа 2100.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_obobshchenie.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по разделу "Уроки и переменки"

Цели:

 • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

 • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Ход урока

I. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Ребята, скажите, пожалуйста, зачем вы ходите в школу?

- А вы знаете, что означает слово школа?

- Школа по-гречески значит досуг. Не правда ли странно: школа и досуг? Дело в том, что греки под досугом подразумевали не безделье, а свободные, на досуге, беседы мудрецов-философов со своими учениками о разных науках. Вначале проводились только беседы, но позднее появились самые настоящие занятия, где детям преподавали чтение, письмо, счет, поэзию, ораторское искусство.

- Как называется раздел  нашего учебника по литературному чтению, в который включены произведения о школе и школьниках?

- Сегодня на уроке мы вспомним, какие произведения собраны в этом разделе, что их объединяет и выясним, какую цель ставили перед собой авторы, решив включить  раздел «Уроки и переменки» в учебник.

II Актуализация знаний.

Сегодня  мы побываем в школе, где учатся ваши сверстники. Девизом нашего путешествия будут слова из песни: «Учиться надо весело,  чтоб хорошо учиться»

– Скажите, а что бывает в каждой школе? (Уроки и переменки)

Начнём мы с математической разминки: решите задачи.

а) Севка свой дневник с двойками закопал свой дневник на глубину 5 метров, а Витя закопал свой дневник на глубину 12 метров. На сколько метров глубже закопал свой дневник Витя?

–  Из каких произведений эти герои?

 –  Как вы думаете, будут ли проблемы у мальчиков в конце года?

б) На переменки Вовочка 10 раз дернул за косичку Машу, 5 раз – Дашу, 7 раз – Клаву и 1 раз, по ошибке, –  завуча Маргариту Багратионовну. Спрашивается: сколько раз дергал Вовочка за косички и что теперь будет?

–  Где об этом говорится? (Б. Заходер «Перемена»)

 –  А какие перемены происходят с резвым Вовой во время урока? (Дремлет, ничего не отвечает)

 –  Кто хочет рассказать это стихотворение?

 –  Какому писателю могут принадлежать эти задачи и идея их создания? («Задачник» Г.Остер)

III.Обобщение и систематизация знаний

Викторина. (За правильный ответ – жетончик)

- Назови героя, укажи, из какого он произведения и кто автор.

1.Старик с белыми волосами и белой бородой, белый плащ вышит блестящим черным шелком. (Глагол повелительного наклонения, "В стране невыученных уроков ", Л. Гераскина)

2.У его папы был портсигар с вензелями. (Виктор Перестукин, "В стране невыученных уроков'' Л. Гераскина)

3.Сгорбленная старушка со злыми красными глазками.

(Запятая, "В стране невыученных уроков '' Л. Гераскина)

4.Он был председателем совета отряда, серьезным и ответственным. (Игорь Булавин, "Как я влиял на Севку", Г.Куликов)

5.Бритый, в галстуке и с большим портфелем. (Товарищ Помидоров, "Школа клоунов", Э. Успенский)

 6.Он очень весело проводил перемены, а на уроках дремал. (Вова, "Перемена", Б.Заходер).

- Узнайте из  какого произведения эти предметы?

1. «Молния». (Г.Куликов, "Как я влиял на Севку'')

2.Большие железные скобки. (Л.Гераскина, "В стране невыученных уроков '')

3 .Морковка. (О.Григорьев, "Витамин роста'')

4.Письмо с непонятными рисунками. (Э.Успенский, "Школа клоунов")

5. Скомканная скатерть, заляпанные тетради. (Б. Заходер, "Вредный кот '')

Игра «Найди учителя».

Дети составляют тройки: произведение – ученик – учитель.

Севка Мымриков                              Анна Ивановна (математик)

Костя Горохов                                   Лидия Сергеевна (русск. яз.)

Соня, Наташа, Шура                         Василиса Потаповна

                                                             Ирина Вадимовна

Витя Перестукин                               Зоя Филипповна

Смирнов                                             (учитель биологии)

– Кого из этих учителей вы хотели бы видеть в своей школе? Почему?

– Я вам предлагаю вспомнить произведения раздела «Уроки и переменки», их авторов, героев, жанр, особенности. Работа в группах

ФИО писателя

Произведение

Жанр произведения

Герои произведения

Особенности

произведения

Полезные советы

(заполняется позднее)

Э. Успенский

Школа клоунов

Сказочная повесть

Клоуны Наташа, Саня, Шура, учителя Василиса Потаповна и Ирина Вадимовна, сторож Шакир и Фёкла

Повесть разделена не на части, главы, а на дни занятий и приложения

Чтобы быть культурным  в школе надо учиться

Г. Куликов

Как я влиял на Севку

Повесть

Костя Горохов, Севка Мымриков

Много фразеологических оборотов

Всё дело в привычке. Чтобы хорошо учиться учёба должна стать привычкой

Б. Заходер

Перемена, Вредный кот

Стихотворение

Вовка, Петя, кот

Игра словами. Высмеивает нерадивых учеников

Не перекладывать вину на других. Отвечать за свои поступки.

Л.Гераскина

В стране невыученных уроков

Сказочная повесть

Виктор Перестукин, кот Кузя, Глагол, Запятая и др.

Поучительная повесть, можно узнать правила русского языка, научиться решать задачи.

Рассуждать! Когда ты даёшь своей голове работу, всегда добиваешься цели

О. Григорьев

Витамин роста

Стихотворема

Смирнов, учитель биологии

Стихотворема – творческое изобретение автора

Быть гуманными

IV Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Блиц-опрос. Индивидуальный

 Если вы согласны с высказыванием ставите знак +, если нет знак -

1.        Кто тут играет в прятки? Ах, это ты, Иванов! (-)

2.        Никакой пощады! Только никакой пощады, ваше величество!(+)

3.        Гляди: на одной ноге стоит. Спорим на шоколадку, я дольше простою.(-)

4.        Удивительным созданьем стал Полкан. Он мог часами сидеть в секрете или в засаде. (+)

5.        А я ещё хотел фонарик попросить карманный. Сейчас бы я весь светился.(+)

6.        Песталоцци Иоганн Генрих, выдающийся швейцарский физик…(-)

7.        А есть хотелось ужасно. Мы начали жевать морковку. Из глаз потекли слёзы.(-)

8.        Особенно крысы опасны, когда они бывают голодные.(+)

9.        Ночью мне снилась какая-то галиматья: не то звери, не то птицы.(+)

10.        Мымриков В. получил сегодня по арифметике «четыре».(+)

11.        Словом, я решил: показывать моим домашним Севку можно. (-)

12.        Если такой книгой кого-то стукнуть, он сразу поумнеет в два раза.(+)

13.        Я удаляюсь для вынесения приговора. Заключить Перестукина в овальные скобки! (-)

14.        Я бы, наверное никогда бы не отставал в классе, если бы думал о том, что делаю.(+)

Взаимопроверка

14 баллов – Самый умный Профессор  «5+»

13баллов – Профессор «5»

12-8 баллов – Кандидат наук «4»

7- баллов – Студент «3»

V. Полезные советы

–  А чтобы у Севки Мымрикова, Виктора Перестукина и других все получалось и они стали хорошими учениками, попробуем составить для них полезные советы.

 Вы будете работать в парах. Вам нужно собрать пословицы. Ведь пословица, это народная мудрость, которая нас многому учит. И подумайте, к какому произведению она подходит.

Умел ошибиться –          

умей и поправиться.

Без муки –

нет науки.

За глупой головой –  

и ногам плохо.

С кем поведешься –         

от того и наберешься.

Ученику удача –          

учителю радость.

IV. Домашнее задание.

Сочинение на одну из тем:

1)        Если бы я был учителем…

2)        На каких уроках не бывает скучно…

Я думаю, что  вы сделаете  для себя  правильные выводы. Задумаетесь над своими успехами в школе? Ведь на самом деле учеба – дело важное, интересное  и ответственное.  Если я не права, переубедите меня в этом. Всем спасибо за урок! Желаю вам успехов!

Умел ошибиться –          

и ногам плохо.

Без муки –

умей и поправиться.

За глупой головой –  

от того и наберешься.

С кем поведешься –         

учителю радость.

Ученику удача –          

нет науки.

Умел ошибиться –          

и ногам плохо.

Без муки –

умей и поправиться.

За глупой головой –  

от того и наберешься.

С кем поведешься –         

учителю радость.

Ученику удача –          

нет науки.

Умел ошибиться –          

и ногам плохо.

Без муки –

умей и поправиться.

За глупой головой –  

от того и наберешься.

С кем поведешься –         

учителю радость.

Ученику удача –          

нет науки.

Умел ошибиться –          

и ногам плохо.

Без муки –

умей и поправиться.

За глупой головой –  

от того и наберешься.

С кем поведешься –         

учителю радость.

Ученику удача –          

нет науки.

Умел ошибиться –          

и ногам плохо.

Без муки –

умей и поправиться.

За глупой головой –  

от того и наберешься.

С кем поведешься –         

учителю радость.

Ученику удача –          

нет науки.

Блиц – опрос

Учени___     _______________________________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Вывод: ______________________________________________

______________________________________________________________________________________________

Блиц – опрос

Учени___     _______________________________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Вывод: ______________________________________________

______________________________________________________________________________________________

Блиц – опрос

Учени___     _______________________________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Вывод: ______________________________________________

______________________________________________________________________________________________

Блиц – опрос

Учени___     _______________________________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Вывод: ______________________________________________

______________________________________________________________________________________________

Блиц – опрос

Учени___     _______________________________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Вывод: ______________________________________________

______________________________________________________________________________________________

Блиц – опрос

Учени___     _______________________________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Вывод: ______________________________________________

______________________________________________________________________________________________

Блиц – опрос

Учени___     _______________________________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Вывод: ______________________________________________

______________________________________________________________________________________________

Блиц – опрос

Учени___     _______________________________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Вывод: ______________________________________________


Произведение

ФИО писателя

Жанр

произведения

Герои

произведения

Особенности

произведения

Полезные советы

Школа

клоунов

Как я влиял на Севку

Перемена, Вредный кот

В стране

невыученных уроков

Витамин

роста

Жанр

произведения

Жанр

произведения

Жанр

произведения

Жанр

произведения

Жанр

произведения

Жанр

произведения

Повесть

Повесть

Повесть

Повесть

Повесть

Повесть

Стихотворение

Стихотворение

Стихотворение

Стихотворение

Стихотворение

Стихотворение

Сказочная повесть

Сказочная повесть

Сказочная повесть

Сказочная повесть

Сказочная повесть

Сказочная повесть

Стихотворема

Стихотворема

Стихотворема

Стихотворема

Стихотворема

Стихотворема

Сказочная повесть

Сказочная повесть

Сказочная повесть

Сказочная повесть

Сказочная повесть

Сказочная повесть

Герои

произведения

Герои

произведения

Герои

произведения

Герои

произведения

Герои

произведения

Герои

произведения

Костя Горохов, Севка Мымриков

Костя Горохов, Севка Мымриков

Костя Горохов, Севка Мымриков

Костя Горохов, Севка Мымриков

Костя Горохов, Севка Мымриков

Костя Горохов, Севка Мымриков

Виктор Перестукин, кот Кузя, Глагол, Запятая и др.

Виктор Перестукин, кот Кузя, Глагол, Запятая и др.

Виктор Перестукин, кот Кузя, Глагол, Запятая и др.

Виктор Перестукин, кот Кузя, Глагол, Запятая и др.

Виктор Перестукин, кот Кузя, Глагол, Запятая и др.

Виктор Перестукин, кот Кузя, Глагол, Запятая и др.

Вовка, Петя, кот

Вовка, Петя, кот

Вовка, Петя, кот

Вовка, Петя, кот

Вовка, Петя, кот

Вовка, Петя, кот

Смирнов, учитель биологии

Смирнов, учитель биологии

Смирнов, учитель биологии

Смирнов, учитель биологии

Смирнов, учитель биологии

Смирнов, учитель биологии

Клоуны Наташа, Саня, Шура, учителя Василиса Потаповна и Ирина Вадимовна, сторож Шакир и Фёкла

Клоуны Наташа, Саня, Шура, учителя Василиса Потаповна и Ирина Вадимовна, сторож Шакир и Фёкла

Клоуны Наташа, Саня, Шура, учителя Василиса Потаповна и Ирина Вадимовна, сторож Шакир и Фёкла

Клоуны Наташа, Саня, Шура, учителя Василиса Потаповна и Ирина Вадимовна, сторож Шакир и Фёкла

Клоуны Наташа, Саня, Шура, учителя Василиса Потаповна и Ирина Вадимовна, сторож Шакир и Фёкла

Клоуны Наташа, Саня, Шура, учителя Василиса Потаповна и Ирина Вадимовна, сторож Шакир и Фёкла

Особенности

произведения

Особенности

произведения

Особенности

произведения

Особенности

произведения

Особенности

произведения

Особенности

произведения

Поучительная повесть, можно узнать правила русского языка, научиться решать задачи.

Поучительная повесть, можно узнать правила русского языка, научиться решать задачи.

Поучительная повесть, можно узнать правила русского языка, научиться решать задачи.

Поучительная повесть, можно узнать правила русского языка, научиться решать задачи.

Поучительная повесть, можно узнать правила русского языка, научиться решать задачи.

Поучительная повесть, можно узнать правила русского языка, научиться решать задачи.

Повесть разделена не на части, главы, а на дни занятий и приложения

Повесть разделена не на части, главы, а на дни занятий и приложения

Повесть разделена не на части, главы, а на дни занятий и приложения

Повесть разделена не на части, главы, а на дни занятий и приложения

Повесть разделена не на части, главы, а на дни занятий и приложения

Повесть разделена не на части, главы, а на дни занятий и приложения

Игра словами. Высмеивает нерадивых учеников

Игра словами. Высмеивает нерадивых учеников

Игра словами. Высмеивает нерадивых учеников

Игра словами. Высмеивает нерадивых учеников

Игра словами. Высмеивает нерадивых учеников

Игра словами. Высмеивает нерадивых учеников

Стихотворема – творческое изобретение автора

Стихотворема – творческое изобретение автора

Стихотворема – творческое изобретение автора

Стихотворема – творческое изобретение автора

Стихотворема – творческое изобретение автора

Стихотворема – творческое изобретение автора

Много фразеологических оборотов

Много фразеологических оборотов

Много фразеологических оборотов

Много фразеологических оборотов

Много фразеологических оборотов

Много фразеологических оборотов

Особенности

произведения

Поучительная повесть, можно узнать правила русского языка, научиться решать задачи.

Повесть разделена не на части, главы, а на дни занятий и приложения

Игра словами. Высмеивает нерадивых учеников

Стихотворема – творческое изобретение автора

Много фразеологических оборотов

Полезные советы

Полезные советы

Полезные советы

Полезные советы

Полезные советы

Полезные советы

Не перекладывать вину на других. Отвечать за свои поступки.

Не перекладывать вину на других. Отвечать за свои поступки.

Не перекладывать вину на других. Отвечать за свои поступки.

Не перекладывать вину на других. Отвечать за свои поступки.

Не перекладывать вину на других. Отвечать за свои поступки.

Не перекладывать вину на других. Отвечать за свои поступки.

Быть гуманными

Быть гуманными

Быть гуманными

Быть гуманными

Быть гуманными

Быть гуманными

Чтобы быть культурным  в школе надо учиться

Чтобы быть культурным  в школе надо учиться

Чтобы быть культурным  в школе надо учиться

Чтобы быть культурным  в школе надо учиться

Чтобы быть культурным  в школе надо учиться

Чтобы быть культурным  в школе надо учиться

Всё дело в привычке. Чтобы хорошо учиться учёба должна стать привычкой

Всё дело в привычке. Чтобы хорошо учиться учёба должна стать привычкой

Всё дело в привычке. Чтобы хорошо учиться учёба должна стать привычкой

Всё дело в привычке. Чтобы хорошо учиться учёба должна стать привычкой

Всё дело в привычке. Чтобы хорошо учиться учёба должна стать привычкой

Всё дело в привычке. Чтобы хорошо учиться учёба должна стать привычкой

Рассуждать! Когда ты даёшь своей голове работу, всегда добиваешься цели

Рассуждать! Когда ты даёшь своей голове работу, всегда добиваешься цели

Рассуждать! Когда ты даёшь своей голове работу, всегда добиваешься цели

Рассуждать! Когда ты даёшь своей голове работу, всегда добиваешься цели

Рассуждать! Когда ты даёшь своей голове работу, всегда добиваешься цели

Рассуждать! Когда ты даёшь своей голове работу, всегда добиваешься цели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".

План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний  по сказкам зарубежных писат...

Урок - викторина по литературному чтению (4 класс). Обобщение по разделу "Русские народные сказки"

Урок проводится в 4 классе. Возможно также проведение урока в качестве  внеклассного мероприятия....

урок чтение 2 класс "Обобщение раздела лето и осень".

Обобщение и закрепление произведений , которые вошли в раздел «Лето и Осень»....