Разработка урока литературного чтения для 3 класса:"Обобщение по разделу "Уроки и переменки"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Разработка урока литературного чтения по теме: "Урок обобщения по разделу "Уроки и переменки" 3 класс. ОС Школа 2100.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_obobshchenie.doc | 158 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по разделу "Уроки и переменки"
Цели:
• соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Ход урока
I. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Ребята, скажите, пожалуйста, зачем вы ходите в школу?
- А вы знаете, что означает слово школа?
- Школа по-гречески значит досуг. Не правда ли странно: школа и досуг? Дело в том, что греки под досугом подразумевали не безделье, а свободные, на досуге, беседы мудрецов-философов со своими учениками о разных науках. Вначале проводились только беседы, но позднее появились самые настоящие занятия, где детям преподавали чтение, письмо, счет, поэзию, ораторское искусство.
- Как называется раздел нашего учебника по литературному чтению, в который включены произведения о школе и школьниках?
- Сегодня на уроке мы вспомним, какие произведения собраны в этом разделе, что их объединяет и выясним, какую цель ставили перед собой авторы, решив включить раздел «Уроки и переменки» в учебник.
II Актуализация знаний.
Сегодня мы побываем в школе, где учатся ваши сверстники. Девизом нашего путешествия будут слова из песни: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться»
– Скажите, а что бывает в каждой школе? (Уроки и переменки)
Начнём мы с математической разминки: решите задачи.
а) Севка свой дневник с двойками закопал свой дневник на глубину 5 метров, а Витя закопал свой дневник на глубину 12 метров. На сколько метров глубже закопал свой дневник Витя?
– Из каких произведений эти герои?
– Как вы думаете, будут ли проблемы у мальчиков в конце года?
б) На переменки Вовочка 10 раз дернул за косичку Машу, 5 раз – Дашу, 7 раз – Клаву и 1 раз, по ошибке, – завуча Маргариту Багратионовну. Спрашивается: сколько раз дергал Вовочка за косички и что теперь будет?
– Где об этом говорится? (Б. Заходер «Перемена»)
– А какие перемены происходят с резвым Вовой во время урока? (Дремлет, ничего не отвечает)
– Кто хочет рассказать это стихотворение?
– Какому писателю могут принадлежать эти задачи и идея их создания? («Задачник» Г.Остер)
III.Обобщение и систематизация знаний
Викторина. (За правильный ответ – жетончик)
- Назови героя, укажи, из какого он произведения и кто автор.
1.Старик с белыми волосами и белой бородой, белый плащ вышит блестящим черным шелком. (Глагол повелительного наклонения, "В стране невыученных уроков ", Л. Гераскина)
2.У его папы был портсигар с вензелями. (Виктор Перестукин, "В стране невыученных уроков'' Л. Гераскина)
3.Сгорбленная старушка со злыми красными глазками.
(Запятая, "В стране невыученных уроков '' Л. Гераскина)
4.Он был председателем совета отряда, серьезным и ответственным. (Игорь Булавин, "Как я влиял на Севку", Г.Куликов)
5.Бритый, в галстуке и с большим портфелем. (Товарищ Помидоров, "Школа клоунов", Э. Успенский)
6.Он очень весело проводил перемены, а на уроках дремал. (Вова, "Перемена", Б.Заходер).
- Узнайте из какого произведения эти предметы?
1. «Молния». (Г.Куликов, "Как я влиял на Севку'')
2.Большие железные скобки. (Л.Гераскина, "В стране невыученных уроков '')
3 .Морковка. (О.Григорьев, "Витамин роста'')
4.Письмо с непонятными рисунками. (Э.Успенский, "Школа клоунов")
5. Скомканная скатерть, заляпанные тетради. (Б. Заходер, "Вредный кот '')
Игра «Найди учителя».
Дети составляют тройки: произведение – ученик – учитель.
Севка Мымриков Анна Ивановна (математик)
Костя Горохов Лидия Сергеевна (русск. яз.)
Соня, Наташа, Шура Василиса Потаповна
Ирина Вадимовна
Витя Перестукин Зоя Филипповна
Смирнов (учитель биологии)
– Кого из этих учителей вы хотели бы видеть в своей школе? Почему?
– Я вам предлагаю вспомнить произведения раздела «Уроки и переменки», их авторов, героев, жанр, особенности. Работа в группах
ФИО писателя | Произведение | Жанр произведения | Герои произведения | Особенности произведения | Полезные советы (заполняется позднее) |
Э. Успенский | Школа клоунов | Сказочная повесть | Клоуны Наташа, Саня, Шура, учителя Василиса Потаповна и Ирина Вадимовна, сторож Шакир и Фёкла | Повесть разделена не на части, главы, а на дни занятий и приложения | Чтобы быть культурным в школе надо учиться |
Г. Куликов | Как я влиял на Севку | Повесть | Костя Горохов, Севка Мымриков | Много фразеологических оборотов | Всё дело в привычке. Чтобы хорошо учиться учёба должна стать привычкой |
Б. Заходер | Перемена, Вредный кот | Стихотворение | Вовка, Петя, кот | Игра словами. Высмеивает нерадивых учеников | Не перекладывать вину на других. Отвечать за свои поступки. |
Л.Гераскина | В стране невыученных уроков | Сказочная повесть | Виктор Перестукин, кот Кузя, Глагол, Запятая и др. | Поучительная повесть, можно узнать правила русского языка, научиться решать задачи. | Рассуждать! Когда ты даёшь своей голове работу, всегда добиваешься цели |
О. Григорьев | Витамин роста | Стихотворема | Смирнов, учитель биологии | Стихотворема – творческое изобретение автора | Быть гуманными |
IV Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Блиц-опрос. Индивидуальный
Если вы согласны с высказыванием ставите знак +, если нет знак -
1. Кто тут играет в прятки? Ах, это ты, Иванов! (-)
2. Никакой пощады! Только никакой пощады, ваше величество!(+)
3. Гляди: на одной ноге стоит. Спорим на шоколадку, я дольше простою.(-)
4. Удивительным созданьем стал Полкан. Он мог часами сидеть в секрете или в засаде. (+)
5. А я ещё хотел фонарик попросить карманный. Сейчас бы я весь светился.(+)
6. Песталоцци Иоганн Генрих, выдающийся швейцарский физик…(-)
7. А есть хотелось ужасно. Мы начали жевать морковку. Из глаз потекли слёзы.(-)
8. Особенно крысы опасны, когда они бывают голодные.(+)
9. Ночью мне снилась какая-то галиматья: не то звери, не то птицы.(+)
10. Мымриков В. получил сегодня по арифметике «четыре».(+)
11. Словом, я решил: показывать моим домашним Севку можно. (-)
12. Если такой книгой кого-то стукнуть, он сразу поумнеет в два раза.(+)
13. Я удаляюсь для вынесения приговора. Заключить Перестукина в овальные скобки! (-)
14. Я бы, наверное никогда бы не отставал в классе, если бы думал о том, что делаю.(+)
Взаимопроверка
14 баллов – Самый умный Профессор «5+»
13баллов – Профессор «5»
12-8 баллов – Кандидат наук «4»
7- баллов – Студент «3»
V. Полезные советы
– А чтобы у Севки Мымрикова, Виктора Перестукина и других все получалось и они стали хорошими учениками, попробуем составить для них полезные советы.
Вы будете работать в парах. Вам нужно собрать пословицы. Ведь пословица, это народная мудрость, которая нас многому учит. И подумайте, к какому произведению она подходит.
Умел ошибиться – | умей и поправиться. |
Без муки – | нет науки. |
За глупой головой – | и ногам плохо. |
С кем поведешься – | от того и наберешься. |
Ученику удача – | учителю радость. |
IV. Домашнее задание.
Сочинение на одну из тем:
1) Если бы я был учителем…
2) На каких уроках не бывает скучно…
Я думаю, что вы сделаете для себя правильные выводы. Задумаетесь над своими успехами в школе? Ведь на самом деле учеба – дело важное, интересное и ответственное. Если я не права, переубедите меня в этом. Всем спасибо за урок! Желаю вам успехов!
Умел ошибиться – | и ногам плохо. |
Без муки – | умей и поправиться. |
За глупой головой – | от того и наберешься. |
С кем поведешься – | учителю радость. |
Ученику удача – | нет науки. |
Умел ошибиться – | и ногам плохо. |
Без муки – | умей и поправиться. |
За глупой головой – | от того и наберешься. |
С кем поведешься – | учителю радость. |
Ученику удача – | нет науки. |
Умел ошибиться – | и ногам плохо. |
Без муки – | умей и поправиться. |
За глупой головой – | от того и наберешься. |
С кем поведешься – | учителю радость. |
Ученику удача – | нет науки. |
Умел ошибиться – | и ногам плохо. |
Без муки – | умей и поправиться. |
За глупой головой – | от того и наберешься. |
С кем поведешься – | учителю радость. |
Ученику удача – | нет науки. |
Умел ошибиться – | и ногам плохо. |
Без муки – | умей и поправиться. |
За глупой головой – | от того и наберешься. |
С кем поведешься – | учителю радость. |
Ученику удача – | нет науки. |
Блиц – опрос
Учени___ _______________________________________________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Вывод: ______________________________________________
______________________________________________________________________________________________
Блиц – опрос
Учени___ _______________________________________________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Вывод: ______________________________________________
______________________________________________________________________________________________
Блиц – опрос
Учени___ _______________________________________________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Вывод: ______________________________________________
______________________________________________________________________________________________
Блиц – опрос
Учени___ _______________________________________________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Вывод: ______________________________________________
______________________________________________________________________________________________
Блиц – опрос
Учени___ _______________________________________________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Вывод: ______________________________________________
______________________________________________________________________________________________
Блиц – опрос
Учени___ _______________________________________________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Вывод: ______________________________________________
______________________________________________________________________________________________
Блиц – опрос
Учени___ _______________________________________________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Вывод: ______________________________________________
______________________________________________________________________________________________
Блиц – опрос
Учени___ _______________________________________________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Вывод: ______________________________________________
Произведение | ФИО писателя | Жанр произведения | Герои произведения | Особенности произведения | Полезные советы |
Школа клоунов | |||||
Как я влиял на Севку | |||||
Перемена, Вредный кот | |||||
В стране невыученных уроков | |||||
Витамин роста |
Жанр произведения | Жанр произведения | Жанр произведения | Жанр произведения | Жанр произведения | Жанр произведения |
Повесть | Повесть | Повесть | Повесть | Повесть | Повесть |
Стихотворение | Стихотворение | Стихотворение | Стихотворение | Стихотворение | Стихотворение |
Сказочная повесть | Сказочная повесть | Сказочная повесть | Сказочная повесть | Сказочная повесть | Сказочная повесть |
Стихотворема | Стихотворема | Стихотворема | Стихотворема | Стихотворема | Стихотворема |
Сказочная повесть | Сказочная повесть | Сказочная повесть | Сказочная повесть | Сказочная повесть | Сказочная повесть |
Герои произведения | Герои произведения | Герои произведения | Герои произведения | Герои произведения | Герои произведения |
Костя Горохов, Севка Мымриков | Костя Горохов, Севка Мымриков | Костя Горохов, Севка Мымриков | Костя Горохов, Севка Мымриков | Костя Горохов, Севка Мымриков | Костя Горохов, Севка Мымриков |
Виктор Перестукин, кот Кузя, Глагол, Запятая и др. | Виктор Перестукин, кот Кузя, Глагол, Запятая и др. | Виктор Перестукин, кот Кузя, Глагол, Запятая и др. | Виктор Перестукин, кот Кузя, Глагол, Запятая и др. | Виктор Перестукин, кот Кузя, Глагол, Запятая и др. | Виктор Перестукин, кот Кузя, Глагол, Запятая и др. |
Вовка, Петя, кот | Вовка, Петя, кот | Вовка, Петя, кот | Вовка, Петя, кот | Вовка, Петя, кот | Вовка, Петя, кот |
Смирнов, учитель биологии | Смирнов, учитель биологии | Смирнов, учитель биологии | Смирнов, учитель биологии | Смирнов, учитель биологии | Смирнов, учитель биологии |
Клоуны Наташа, Саня, Шура, учителя Василиса Потаповна и Ирина Вадимовна, сторож Шакир и Фёкла | Клоуны Наташа, Саня, Шура, учителя Василиса Потаповна и Ирина Вадимовна, сторож Шакир и Фёкла | Клоуны Наташа, Саня, Шура, учителя Василиса Потаповна и Ирина Вадимовна, сторож Шакир и Фёкла | Клоуны Наташа, Саня, Шура, учителя Василиса Потаповна и Ирина Вадимовна, сторож Шакир и Фёкла | Клоуны Наташа, Саня, Шура, учителя Василиса Потаповна и Ирина Вадимовна, сторож Шакир и Фёкла | Клоуны Наташа, Саня, Шура, учителя Василиса Потаповна и Ирина Вадимовна, сторож Шакир и Фёкла |
Особенности произведения | Особенности произведения | Особенности произведения | Особенности произведения | Особенности произведения | Особенности произведения |
Поучительная повесть, можно узнать правила русского языка, научиться решать задачи. | Поучительная повесть, можно узнать правила русского языка, научиться решать задачи. | Поучительная повесть, можно узнать правила русского языка, научиться решать задачи. | Поучительная повесть, можно узнать правила русского языка, научиться решать задачи. | Поучительная повесть, можно узнать правила русского языка, научиться решать задачи. | Поучительная повесть, можно узнать правила русского языка, научиться решать задачи. |
Повесть разделена не на части, главы, а на дни занятий и приложения | Повесть разделена не на части, главы, а на дни занятий и приложения | Повесть разделена не на части, главы, а на дни занятий и приложения | Повесть разделена не на части, главы, а на дни занятий и приложения | Повесть разделена не на части, главы, а на дни занятий и приложения | Повесть разделена не на части, главы, а на дни занятий и приложения |
Игра словами. Высмеивает нерадивых учеников | Игра словами. Высмеивает нерадивых учеников | Игра словами. Высмеивает нерадивых учеников | Игра словами. Высмеивает нерадивых учеников | Игра словами. Высмеивает нерадивых учеников | Игра словами. Высмеивает нерадивых учеников |
Стихотворема – творческое изобретение автора | Стихотворема – творческое изобретение автора | Стихотворема – творческое изобретение автора | Стихотворема – творческое изобретение автора | Стихотворема – творческое изобретение автора | Стихотворема – творческое изобретение автора |
Много фразеологических оборотов | Много фразеологических оборотов | Много фразеологических оборотов | Много фразеологических оборотов | Много фразеологических оборотов | Много фразеологических оборотов |
Особенности произведения |
Поучительная повесть, можно узнать правила русского языка, научиться решать задачи. |
Повесть разделена не на части, главы, а на дни занятий и приложения |
Игра словами. Высмеивает нерадивых учеников |
Стихотворема – творческое изобретение автора |
Много фразеологических оборотов |
Полезные советы | Полезные советы | Полезные советы | Полезные советы | Полезные советы | Полезные советы |
Не перекладывать вину на других. Отвечать за свои поступки. | Не перекладывать вину на других. Отвечать за свои поступки. | Не перекладывать вину на других. Отвечать за свои поступки. | Не перекладывать вину на других. Отвечать за свои поступки. | Не перекладывать вину на других. Отвечать за свои поступки. | Не перекладывать вину на других. Отвечать за свои поступки. |
Быть гуманными | Быть гуманными | Быть гуманными | Быть гуманными | Быть гуманными | Быть гуманными |
Чтобы быть культурным в школе надо учиться | Чтобы быть культурным в школе надо учиться | Чтобы быть культурным в школе надо учиться | Чтобы быть культурным в школе надо учиться | Чтобы быть культурным в школе надо учиться | Чтобы быть культурным в школе надо учиться |
Всё дело в привычке. Чтобы хорошо учиться учёба должна стать привычкой | Всё дело в привычке. Чтобы хорошо учиться учёба должна стать привычкой | Всё дело в привычке. Чтобы хорошо учиться учёба должна стать привычкой | Всё дело в привычке. Чтобы хорошо учиться учёба должна стать привычкой | Всё дело в привычке. Чтобы хорошо учиться учёба должна стать привычкой | Всё дело в привычке. Чтобы хорошо учиться учёба должна стать привычкой |
Рассуждать! Когда ты даёшь своей голове работу, всегда добиваешься цели | Рассуждать! Когда ты даёшь своей голове работу, всегда добиваешься цели | Рассуждать! Когда ты даёшь своей голове работу, всегда добиваешься цели | Рассуждать! Когда ты даёшь своей голове работу, всегда добиваешься цели | Рассуждать! Когда ты даёшь своей голове работу, всегда добиваешься цели | Рассуждать! Когда ты даёшь своей голове работу, всегда добиваешься цели |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".
План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний по сказкам зарубежных писат...
Урок - викторина по литературному чтению (4 класс). Обобщение по разделу "Русские народные сказки"
Урок проводится в 4 классе. Возможно также проведение урока в качестве внеклассного мероприятия....
Урок литературного чтения 1 класс. Обобщение по разделу "Загадки, сказки небылицы"
Конспект, презентация, приложение к уроку...
Конспект урока чтения 3 класс. Обобщение по разделу "Люби живое"
умение работать с текстом и информацией...
урок чтение 2 класс "Обобщение раздела лето и осень".
Обобщение и закрепление произведений , которые вошли в раздел «Лето и Осень»....
Литературное чтение 3 класс. Обобщение по разделу «Наполним музыкой сердца».
Урок обобщения и систематизации умений и навыков....
Презентация к уроку литературного чтения 2 класс "Обобщение изученного по теме "Устное народное творчество"
Урок проводился, как открытый в 2014 году в форме игры КВН....