М.М.Пришвин "Глоток молока"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 1Г классе
Долганина С.А., учитель нач. классов
Тема: М.М. Пришвин «Глоток молока»
Цели урока: - продолжить работу по ознакомлению учащихся с творчеством М.М. Пришвина;
познакомить с произведением «Глоток молока»;
- работать над совершенствованием техники чтения, умения пересказывать;
создать условия для развития речи, творческих способностей;
- создать благоприятные условия для воспитания познавательных интересов личности каждого ученика;
воспитания гуманного отношения и любви к животным;
Планируемые результаты:
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Слушать текст в чтении учителя.
Воспроизводить на слух слова, которые помогают представить картину природы.
Читать текст самостоятельно; находить понравившиеся при слушании слова.
Рисовать словесные картины.
Дополнять текст с помощью слов, записанных на доске.
Воспроизводить с помощью учителя созданный текст.
Читать текст самостоятельно.
Называть героев рассказа.
Отвечать на вопросы по содержанию.
Рассказывать о герое рассказа с помощью опорных слов.
Рассказывать по рисунку о событиях, изображённых на рисунке.
Воспроизводить диалог героев произведения по образцу, заданному учителем
Оборудование:
1. Распечатанные фразы из текста.
2. Портрет писателя.
3. Слова-характеристики.
4. Памятка по уходу за животными.
ХОД УРОКА:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1.Орг. момент 2.Психологический настрой 3. Речевая разминка. 4. Сообщение темы урока. 5. Работа над темой урока. 6. Физминутка. 7. Рефлексия. 8. Итог урока. | -Ребята, на прошлом уроке мы читали произведение М.М Пришвина «Предмайское утро», давайте закроем глаза и представим это утро. - Все зеленеет - трава, деревья, на горизонте шоколадного цвета березы с такими густыми почками, что кажется, птица сядет и скроется. Чуть дымится первая зелень на ивах. Так все идет правильно! (слова из текста «Предмайское утро») - Слышишь лай собаки? Это твой пес. Вы вместе прогуливаетесь ранним утром. Он радуется, прыгает, виляет хвостом и заглядывает тебе в глаза. Как будто хочет спросить, так же тебе радостно и уютно, как и ему? И твой пес видит, что ты тоже улыбаешься, радуешься и готов совершить много хороших и добрых поступков, чтобы мир вокруг стал еще лучше. Откройте глаза. - Я, ребята, тоже хочу заглянуть в ваши глазки и спросить, так же вам радостно и уютно как мне? И вы готовы совершить много хороших поступков? С таким настроением давайте начнем наш урок. - Для начала – речевая разминка. 2. Чистоговорки. Произносим четко, чтобы хорошо было слышно все звуки. ка-ка-ка – подарили мне щенка, ку-ку-ку – молоко даю щенку, ок-ок-ок – замечательный щенок, ик-ик-ик- - я к нему уже привык. 3.Скороговорка. Пашкин пес палку нес. - прочитайте скороговорку; - произнесите ее про себя три раза; - вслух по желанию; 1ряд – по одному, 2 ряд – в парах, 3 ряд – хором. Молодцы! - Ребята, а как можно заменить слово пёс? Как много в этом мире красоты, - Сегодня на уроке, ребята, мы поговорим о наших четвероногих друзьях. - У нас гость, его зовут Трезор. Он пришел к нам на урок для того, чтобы послушать, как мы относимся к животным и умеем ли мы любить их. Прочитайте на доске: «Мы в ответе за тех, кого приручили». - Так говорят о животных, которые живут у нас дома, я бы хотела, чтобы к концу урока вы ответили на мой вопрос, что это значит и согласны ли вы с этой пословицей.
1. Повторение знаний о писателе. - Что вы знаете о М. М. Пришвине? 2. Прогнозирование содержания по названию. -Прочтем название рассказа. -Давайте немного пофантазируем. Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием? - Наверное, этот глоточек молока для кого-то здесь очень важен, если Михаил Михайлович решил назвать так весь рассказ. 3. Первичное восприятие текста. - Давайте послушаем. 4. Проверка восприятия. - О ком рассказ? - Как звали собаку? или Кто это - Лада? - Что с ней случилось? - Что сделал автор, когда увидел Ладу? - Что значит выражение «забила прутом»? - Рада ли была собака увидеть своего хозяина? - Послушала ли Лада его? - Важными были для Лады эти несколько глотков молока? 5. Словарная работа. На доске распечатаны слова «забила прутом», «заиграла в её глазах» 6. Вторичное чтение. - В этом рассказе много важных мыслей. Их сразу не увидишь, читая строчки, потому что эти мысли спрятаны где-то за строчками. Но мы их можем понять, если будем читать внимательно и думать над прочитанным. У взрослых это называется “уметь читать между строк ” Попробуем и мы прочитать между строчками этот рассказ. Подумаем над вопросом: “Что заставило Ладу сделать эти несколько глотков, которые спали ее жизнь?” Чтение по цепочке. 7. Анализ произведения. - Какие слова сказал автор своей собаке? - Давайте прочитаем их просто без выражения. - Можно ли сказать, что слова какие-то особенные, если говорить их обычно? - А почему они подействовали? (наводящий вопрос: Как слова были сказаны?) - Попробуйте прочитать с выражением, как будто это вы уговариваете свою собаку поесть. - Что еще при этом делал автор, когда уговаривал собаку поесть? - Что после этого сделала собака? 8. Выборочное чтение. - Найдите в тексте слова «позвали меня». Давайте выразительно прочитаем момент общения автора с Ладой. - Как вы понимаете «жизнь заиграла в её глазах»? - Так через что пришли к Ладе силы? - Так что же заставило Ладу сделать эти несколько глотков молока, которые спасли ее жизнь? Как вывод: можно ли сказать, что вовремя сказанное ласковое слова и забота могут помочь даже выздороветь. 9. Работа с пословицами. - Ребята, давайте прочитаем, что говорят о ласке в народе? - Какая пословица не подходит к нашей теме? - Как вы понимаете пословицу – ласковое слово, что весенний день? - Давайте немного отдохнем. 9. Пересказ текста. - Красна речь слушанием. Так говорят, когда приятно слушать чью-то речь, когда человек может правильно и красиво рассказывать. Мы, ребята, тоже учимся красиво рассказывать, сейчас вы самостоятельно прочитаете этот текст еще раз, а потом попробуем пересказать рассказ. Коллективный пересказ. - Ребята, согласны ли вы с фразой «мы в ответе за тех, кого приручили»? - Что это значит? 10. Работа с иллюстрацией. - Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Глядя на эту картинку, что можно сказать о Михаиле Михайловиче? - Наверное, он может заботиться, ухаживать за животными? - А кто из вас считает себя тоже таким же заботливым и любящим своих питомцев? 11. Работа в паре. - Вы должны прочитать слова и подумать, какие слова подходят к Ладе, а какие к автору. (беззащитная, ответсвенный, преданная, верная, добрый, любит животных, плохой, жестокий, грубый, злая.) - Какие слова никуда не вошли? Почему? - Что важного вы сегодня для себя услышали? - Что показалось вам непонятным? - Что полезного вы унесёте с урока? - А сейчас мы с вами сделаем мордочку собаки в технике «оригами». - Наш урок подходит к концу. - Я хочу вам вручить памятки по уходу за животными. Прочтите, изучите. И прежде чем заводить домашнего питомца, хорошенько подумайте! Кто любит собак Или прочих животных - Серьезных котов И щенков беззаботных, Кто может любить И осла, и козла, Тот людям вовеки Не сделает зла. - Я, ребята, надеюсь, что теперь вы всегда будете знать и помнить как нужно вести себя со своими питомцами. | Ребята закрывают глаза. Ребята открывают глазки. Собака, щенок, четвероногий друг М. М. Пришвин «Глоток молока». Слушание рассказа. Чтение текста учителем. Они, может быть, спасли ей жизнь. Ребята находят слова в тексте. Лада, надо поесть; кушай, Лада;Гладил её. Залакала. Через ласку. Ласка, забота. Чтение пословиц хорошо читающими детьми. Что он любит животных. Высказывания ребят. У детей на парте квадрат, из которого они выполняют работу. | Звучит музыка Гармони мира – шум летнего леса Лай собаки На доске: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Фото Пришвина На доске распечатаны слова «забила прутом» Слова помещаем на доску (распечатаны заранее) Фраза «жизнь заиграла в её глазах» - на доске, распечатана.
пословицы. 1. Ласковое слово, что весенний день. 2. Красна речь слушанием. 3. Ласковое слово и кошке приятно. 4. Ласковым словом многого добьешься. Рисунки на доске Показ последовательности выполнения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 3 классе по теме: "Молоко и молочные продукты"
Разработка урока по теме "Молоко и молочные продукты"...
Молоко и молочные продукты
Задача данного мероприятия - расширить знания детей о молоке и молочных продуктах, познакомить с их значением для растущего организма и начать формирование привычки есть то, что требуется организму, а...
Презентация к уроку "Молоко и молочные продукты"
Презентация сопровождает урок по теме "Молоко и молочные продукты"...
детям о пользе молока
дать представление о значении молока для растущего организма ребёнка, расширить знания о молочных продуктах, формировать у ребят навыки правильного, здорового питания...
Молоко и молочные продукты
О молоке и молочных продуктах....
Пейте, дети, молоко!
Внеклассное мероприятие - праздник, объясняющее детям значимость употребления молочных продуктов для организма и прославляющий нелегкий труд сельской доярки....
Научно-исследовательская работа "Полезность козьего молока"
Республиканский конкурс исследовательских и проектных работ учащихся 1-4 классов«Я познаю мир» Секция: экология. Объекты и явления природыПолезность козьего молокаХА...