М.М.Пришвин "Глоток молока"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Долганина Светлана Анатольевна

Конспект урока литературного чтения в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1Г классе

Долганина С.А., учитель нач. классов

                                                     Тема: М.М. Пришвин «Глоток молока»

Цели урока: - продолжить работу по ознакомлению учащихся с творчеством М.М. Пришвина;

                                      познакомить с произведением «Глоток молока»;

                     

                                   - работать над совершенствованием техники чтения, умения пересказывать;

                                      создать условия для развития речи, творческих способностей;

                                  -  создать благоприятные условия для воспитания познавательных интересов личности каждого ученика;

                                     воспитания гуманного отношения  и  любви  к животным;

Планируемые результаты:

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Слушать текст в чтении учителя.

Воспроизводить на слух слова, которые помогают представить картину природы.

Читать текст самостоятельно; находить понравившиеся при слушании слова.

Рисовать словесные картины.

Дополнять текст с помощью слов, записанных на доске.

Воспроизводить с помощью учителя созданный текст.

Читать текст самостоятельно.

Называть героев рассказа.

Отвечать на вопросы по содержанию.

Рассказывать о герое рассказа с помощью опорных слов.

Рассказывать по рисунку о событиях, изображённых на рисунке.

Воспроизводить диалог героев произведения по образцу, заданному учителем

Оборудование:

                                      1. Распечатанные фразы из текста.

                                      2. Портрет писателя.

                                      3. Слова-характеристики.

                                      4. Памятка по уходу за животными.

                                                                                                                              ХОД УРОКА:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.Орг. момент

2.Психологический настрой

3. Речевая разминка.

4. Сообщение темы урока.

5. Работа над темой урока.

6. Физминутка.

7. Рефлексия.

8. Итог урока.

-Ребята, на прошлом уроке мы читали  произведение М.М Пришвина «Предмайское утро», давайте закроем глаза и  представим это утро.

 - Все зеленеет - трава, деревья, на горизонте шоколадного цвета березы  с такими густыми почками, что кажется, птица сядет и скроется. Чуть дымится первая зелень на ивах. Так все идет правильно! (слова из текста «Предмайское утро»)

- Слышишь лай собаки? Это твой пес. Вы вместе прогуливаетесь ранним утром. Он радуется, прыгает, виляет хвостом и заглядывает тебе в глаза. Как будто хочет спросить, так же тебе радостно и уютно, как и ему?  И твой пес видит, что ты тоже улыбаешься, радуешься и готов совершить много хороших и добрых поступков, чтобы мир вокруг стал еще лучше. Откройте глаза.

- Я, ребята, тоже хочу заглянуть в ваши глазки и спросить, так же вам радостно и уютно как  мне? И вы готовы совершить много хороших поступков? С таким настроением давайте начнем наш урок.

- Для начала – речевая разминка.

2. Чистоговорки. Произносим четко, чтобы хорошо было слышно все звуки.

ка-ка-ка – подарили мне щенка,

ку-ку-ку – молоко даю щенку,

ок-ок-ок – замечательный щенок,

ик-ик-ик- - я к нему уже привык.

3.Скороговорка.

Пашкин пес палку нес.

 - прочитайте скороговорку;

 - произнесите ее про себя три раза;

 - вслух по желанию; 1ряд – по одному, 2 ряд – в парах, 3 ряд – хором.

 Молодцы!

- Ребята, а как можно заменить слово пёс?

Как много в этом мире красоты, 
Которую порой не замечаем
Все потому, 
Что каждый день встречаем
Ее давно знакомые черты. 
Мы знаем, 
Что красивы облака, река, цветы, 
Лицо любимой мамы,
Но есть еще другая красота, 
Которая не кажется красивой. 
К примеру, красота крота
- Крота?
Да, да, или пчелы трудолюбивой, 
Или змеи, лягушки и жука, 
Или другого “странного народа”
Не зря все бесконечные века
Его ваяла мудрая природа. 
Вглядись в ее лицо,
И ты увидишь, как она права!

- Сегодня на уроке, ребята, мы поговорим о наших четвероногих друзьях.

- У нас гость, его зовут Трезор. Он пришел к нам на урок для того, чтобы послушать, как мы относимся к животным и умеем ли мы любить их.  

 Прочитайте на доске: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

- Так говорят о животных, которые живут у нас дома, я бы хотела, чтобы к концу урока вы ответили на мой вопрос,  что это значит и согласны ли вы с этой пословицей.

 

1. Повторение знаний о писателе.

- Что вы знаете о М. М. Пришвине?

2. Прогнозирование содержания по названию.

-Прочтем название рассказа.

-Давайте немного пофантазируем. Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием?

- Наверное, этот глоточек молока для кого-то здесь очень важен, если Михаил Михайлович решил назвать так весь рассказ.

3. Первичное восприятие текста.

- Давайте послушаем.

4. Проверка восприятия.

  - О ком рассказ?

- Как звали собаку?   или   Кто это - Лада?

- Что с ней случилось?

- Что сделал автор, когда увидел Ладу?

- Что значит выражение «забила прутом»?

- Рада ли была собака увидеть своего хозяина?

 - Послушала  ли Лада его?

- Важными были для Лады эти несколько глотков молока?

5. Словарная работа.

На доске распечатаны слова «забила прутом», «заиграла в её глазах»

6. Вторичное чтение.

- В этом рассказе много важных мыслей. Их сразу не увидишь, читая строчки, потому что эти мысли спрятаны где-то за строчками. Но мы их можем понять, если будем читать внимательно и думать над прочитанным. У взрослых это называется “уметь читать между строк ” Попробуем и мы прочитать между строчками этот рассказ. Подумаем над вопросом: “Что заставило Ладу сделать эти несколько глотков, которые спали ее жизнь?”

Чтение по цепочке.

7. Анализ произведения.

- Какие слова сказал автор своей собаке?

- Давайте прочитаем их просто без выражения.

- Можно ли сказать, что слова какие-то особенные, если говорить их обычно?

- А почему они подействовали?   (наводящий вопрос: Как слова были сказаны?)

- Попробуйте прочитать с выражением, как будто это вы уговариваете свою собаку поесть.

- Что еще при этом делал автор, когда уговаривал собаку поесть?

- Что после этого сделала собака?

8. Выборочное чтение.

- Найдите в тексте слова «позвали меня». Давайте выразительно прочитаем момент общения автора с Ладой.

- Как вы понимаете «жизнь заиграла в её глазах»?

 - Так через что пришли к Ладе силы?

- Так что же заставило Ладу сделать эти несколько глотков молока, которые спасли ее жизнь?

Как вывод: можно ли сказать, что вовремя сказанное ласковое слова и забота могут помочь даже выздороветь.

9. Работа с пословицами.

- Ребята, давайте прочитаем, что говорят о ласке в народе?

- Какая пословица не подходит к нашей теме?

- Как вы понимаете пословицу – ласковое слово, что весенний день?

- Давайте немного отдохнем.

9. Пересказ текста.

- Красна речь слушанием. Так говорят, когда приятно слушать чью-то речь, когда человек может правильно и красиво рассказывать. Мы, ребята, тоже учимся красиво рассказывать, сейчас вы самостоятельно прочитаете этот текст еще раз, а потом попробуем пересказать рассказ.

Коллективный пересказ.

- Ребята, согласны ли вы с фразой «мы в ответе за тех, кого приручили»?

- Что это значит?

10. Работа с иллюстрацией.

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Глядя на эту картинку, что можно сказать о Михаиле Михайловиче?

- Наверное, он может заботиться, ухаживать за животными?

- А кто из вас считает себя тоже таким же заботливым и любящим своих питомцев?

11. Работа в паре.

- Вы должны прочитать слова и подумать, какие слова подходят к Ладе, а какие к автору.

(беззащитная, ответсвенный, преданная, верная, добрый, любит животных, плохой, жестокий, грубый, злая.)

- Какие слова никуда не вошли? Почему?

- Что важного вы сегодня для себя услышали?

- Что показалось вам непонятным?

- Что полезного вы унесёте с урока?

- А сейчас мы с вами сделаем мордочку собаки в технике «оригами».

- Наш урок подходит к концу.

- Я хочу вам вручить памятки по уходу за животными. Прочтите, изучите. И прежде чем заводить домашнего питомца, хорошенько подумайте!

Кто любит собак

Или прочих животных -

Серьезных котов

И щенков беззаботных,

Кто может любить

И осла, и козла,

Тот людям вовеки

Не сделает зла.

- Я, ребята, надеюсь, что теперь вы всегда будете знать и помнить как нужно вести себя со своими питомцами.

Ребята закрывают глаза.

Ребята открывают глазки.

Собака, щенок, четвероногий друг

М. М. Пришвин «Глоток молока».

Слушание рассказа.

Чтение текста учителем.

Они, может быть, спасли ей жизнь.

Ребята находят слова в тексте.

Лада, надо поесть; кушай, Лада;Гладил её.

Залакала.

Через ласку.

Ласка, забота.

Чтение пословиц хорошо читающими детьми.

Что он любит животных.

Высказывания ребят.

У детей на парте квадрат, из которого они выполняют работу.

Звучит музыка Гармони мира – шум летнего леса

Лай собаки

На доске: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Фото Пришвина

На доске распечатаны слова «забила прутом»

Слова помещаем на доску (распечатаны заранее)

Фраза «жизнь заиграла в её глазах» - на доске, распечатана.

 

пословицы.

1. Ласковое слово, что весенний день.

2. Красна речь слушанием.

3. Ласковое слово и кошке приятно.

4. Ласковым словом многого добьешься.

Рисунки на доске

Показ последовательности выполнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 3 классе по теме: "Молоко и молочные продукты"

Разработка урока по теме "Молоко и молочные продукты"...

Молоко и молочные продукты

Задача данного мероприятия - расширить знания детей о молоке и молочных продуктах, познакомить с их значением для растущего организма и начать формирование привычки есть то, что требуется организму, а...

Презентация к уроку "Молоко и молочные продукты"

Презентация  сопровождает урок по теме "Молоко и молочные продукты"...

детям о пользе молока

дать представление о значении молока для растущего организма ребёнка, расширить знания о молочных продуктах, формировать у ребят навыки правильного, здорового питания...

Молоко и молочные продукты

О молоке и молочных продуктах....

Пейте, дети, молоко!

Внеклассное мероприятие - праздник, объясняющее детям значимость употребления молочных продуктов для организма и прославляющий нелегкий труд сельской доярки....

Научно-исследовательская работа "Полезность козьего молока"

Республиканский конкурс исследовательских  и проектных работ учащихся 1-4 классов«Я познаю мир»   Секция: экология. Объекты и явления природыПолезность  козьего молокаХА...