пояснительная записка
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и реализуется средствами предмета «Литературное чтение» на основе авторской программы О.В. Кубасовой (Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012, учебно-методический комплект «Гармония»),
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnit_zapiska.docx | 52.75 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и реализуется средствами предмета «Литературное чтение» на основе авторской программы О.В. Кубасовой (Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012, учебно-методический комплект «Гармония»),
Основными целями изучения курса «Литературное чтение» являются:
- создание условий для формирования всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
- содействие развитию потребности наминающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания; готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого;
- создание условий для формирования читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения, различными видами чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности.
При этом решаются следующие задачи:
Личностные задачи:
- формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности, самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, самокритичности;
- развитие жизненного оптимизма, целеустремлённости и настойчивости в достижении целей; обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей;
- формирование гражданской идентичности личности;
- осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю Родины; формирование привычки к рефлексии, совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости);
- формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбия, чувства коллективизма;
- развитие мышления, внимания, памяти, творческого отношения к действительности и творческих способностей.
Метапредметные задачи:
- формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе положительного отношения к обучению;
- приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества;
- формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций;
- формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами;
- развитие ценностно-смысловой сферы личности;
- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
- обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе ориентировке в книжном пространстве;
- выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.
Предметные задачи:
- формирование положительной мотивации к чтению;
- создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы;
- развитие воссоздающего воображения;
- обучение адекватному восприятию читаемого;
- обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике;
- совершенствование всех сторон навыка чтения;
- формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чём и о ком он написал;
- развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к содержанию и форме литературного произведения;
- обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности;
- освоение литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения;
- формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне);
- обучение умению различать художественный и познавательный тексты и выбирать адекватный способ чтения литературного произведения в соответствии с его особенностями;
- овладение приемами ознакомительного, поискового (просмотрового), творческого и изучающего чтения;
- формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете;
- развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой);
- обучение работе с книгой в единстве её текстового и внетекстового содержания;
- развитие литературных способностей.
Приоритетной задачей предмета «Литературное чтение» является духовно-нравственное воспитание обучающихся, для чего в Программу включены художественные произведения, обладающие мощным нравственным и духовным потенциалом.
Учебный материал, реализующий Программу курса, подобран в соответствии с рекомендациями ФГОС и отвечает критериям художественной и познавательной ценности сочетания классики и современности, доступности, тематического и видо-жанрового разнообразия.
Курс «Литературное чтение» отличается следующими особенностями:
широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений;
соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче каждого года обучения - формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств (в 3 классе, поскольку в это время ещё большее, чем прежде, внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию детей, в курсе доминируют разделы с произведениями нравственной тематики).
Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) приоритетом (из-за специфики предмета) развития личностных (прежде всего, ценно-смысловых), познавательных и коммуникативных. С целью формирования читательской самостоятельности учащимся в 3 классе регулярно даются задания, привлекающие детей деятельности с книгами. Значительное место в курсе «Литературное чтение» занимают задания творческого характера. Особое место среди них отводится заданиям, организующим обучение словесному творчеству: созданию сочинений, отзывов, аннотаций, стилизаций (небылица, считалка, загадка, сказка) и др.
В третьем классе на первый план выходят следующие задачи: приобщение детей к основам литературы как искусства слова и создание при этом условий для постижения ребёнком окружающего мира и самого себя. В силу этого круг чтения третьеклассников весьма широк: фольклорные и литературные художественные произведения разных жанров, традиционно входящие в чтение учащихся младшего школьного возраста, и познавательные тексты (очерки), систематизированные по темам. Учащимся предлагаются литературные произведения разных стран и народов, большую часть которых составляют произведения русской литературы.
Школьнику будут созданы условия для расширения базы видо-жанровых и тематических литературных впечатлений; осознания условности литературного творения, его отличия от реальности (за счет внимания к личности автора); восприятия точности, богатства, выразительности, образности художественной речи (практическое знакомство со средствами выразительности: рифмой, звукописью, повтором слов, звукоподражанием, олицетворением, эпитетом, сравнением); получения элементарных понятий о рифме и лирическом герое.
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Литературное чтение» в 3 классе отводится 136 часов в год, 4 часа в неделю.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Литературное чтение. Любимые страницы: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 4 ч. О.В. Кубасова. - Смоленскг Ассоциация XXI век, 2012.
Рабочая тетрадь к учебнику литературного чтения для 3 класса общеобразовательных учреждений / О.В. Кубасова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
Литературное чтение: тестовые задания к учебнику «Любимые страницы» для 3 класса общеобразовательных учреждений / О.В. Кубасова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
Учебно-тематический план
Содержание программного материала | Количество часов | |
1 | Труд человека кормит, а лень портит | 13ч |
2 | Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца | 11 ч |
3 | «Унылая пора! Очей очарованье!..» | 7ч |
4 | Много хватать — своё потерять | 5ч |
5 | Тайное всегда становится явным | 7ч |
6 | Ежели вы вежливы... | 4ч |
7 | «Снег летает и сверкает...» | 10ч |
8 | Каждый свое получил | 18ч |
9 | Жизнь дана на добрые дела | 7ч |
10 | За доброе дело стой смело | 7ч |
11 | Кто родителей почитает, тот вовек не погибает | 17ч |
12 | Весна идёт, весне дорогу!.. | 8ч |
13 | Любовь — волшебная страна | 10ч |
14 | Чудесное — рядом | 10ч |
Резерв | 2ч | |
ИТОГО | 136 часов |
Период обучения | Количество часов | Диагностический материал |
1 четверть | 36 часов | Контрольное чтение - 1, тестовая работа - 2 |
2 четверть | 28 часов | Контрольное чтение - 1, тестовая работа - 2 |
3 четверть | 40 часов | Контрольное чтение - 1, тестовая работа - 3 |
4 четверть | 32 часа | Контрольное чтение - 1, тестовая работа - 1 |
ИТОГО | 136 часов (4 часа в неделю) |
Содержание программы (136 часов)
Тема | Содержание программного материала | Универсальные учебные действия | Творческие работы |
Труд человека кормит, а лень портит (13 ч) | К. Ушинскйй «Как рубашка в поле выросла»; Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»; С. Баруздин «Бревно»; русская народная сказка «Кому горшок мыть»; Маршак «Старуха, дверь зафой!»; Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»; И. Крылов «Стрекоза и Муравей»; Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб»; африканская сказка «Лентяйка»;.грузинская сказка «Голубой ковёр»; Р. Сеф «Странное дело». | Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Определять эмоциональный характер текста; осознавать авторское и собственное отношение к персонажам. | Драматизация, словесное и графическое иллюстрирование. |
Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца (11 ч) | Итальянская сказка «Новая юбка»; С. Маршак «Не так»; русские народные сказки «Как мужик гусей делил», «Дочь-семилетка», «Морской 1£арь и Василиса Премудрая»; армянская сказка «Золотое яблоко»; Кир Булычёв «Авгиева лаборатория». | Определять эмоциональный характер текста. Выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова. Опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей. Уметь прогнозировать содержание читаемого. | Выразительное чтение, чтение по ролям, драматизация; словесное, графическое и музыкальное рисование. |
«Унылая nopa! Очей очарованье!..» (7 ч) | К. Бальмонт «Осень»*; И. Соко- лов-Микитов «Листопадничек»; Ф. Тютчев «Листья»; А. Фет «Ласточки пропали...»; К. Паустовский «Барсучий нос»; А.С. Пушкин «Осень»*; М. Лермонтов «Осень»; А.К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад...»; Н. Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядрёный...»; А. Майков «Осень». | Определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль. Определять эмоциональный характер текста. Выявлять смысловой и эмоциональный подтекст. | Словесное, графическое, музыкальное иллюстрирование изучаемых произведений, выразительное чтение. |
Много хватать— своё потерять (5 ч) | Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке»; Я. Аким «Жадина»; В. Зотов «Бабушкин халат», Дж. Родари «Солнце и туча». | Формулировать тему небольшого текста. Работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных учебником, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку. Выявлять смысловой и эмоциональный подтекст. | Творческий пересказ, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии) и по картине, продолжение прочитанного. |
Тайное всегда становится явным (7 ч) | В. Драгунский «Тайное становится явным»; Н. Носов «Огурцы»; В. Осеева «Почему?»; шведская сказка «Принцесса-лгунья»; Л. Пантелеев «Честное слово». | Находить главную мысль, сформулированную в тексте. Опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей. Определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложенных. | Выразительное чтение, чтение по ролям, драматизация; словесное, графическое и музыкальное рисование, творческий пересказ. |
Ежели вы вежливы... (4 ч) | С. Маршак «Урок вежливости»;; И. Пивоварова «Вежливый ослик»; Б. Заходер «Очень вежливый Индюк»; В. Осеева «Волшебное слово». | Выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла; Пользоваться сносками и школьным толковым словарем. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Пересказывать с опорой на картинный план. | Выразительное чтение, чтение по ролям, драматизация; словесное, графическое и музыкальное рисование. |
«Снег летает и сверкает...» (10 ч) ъ * | С. Есенин «Берёза»; М. Пришвин «Деревья в лесу»; И. Никитин «Весело сияет месяц над селом...»; А.С. Пушкин «Зимний вечер»; Х.К. Андерсен «Девочка со спичками»; А. Блок «Ветхая избушка»; И. Суриков «Детство»; 3. Александрова «Снежок»; Саша Чёрный «На коньках»; В. Драгунский «Кот в сапогах»; Н. Носов «Бенгальские огни»; С. Дрожжин «Снег летает и сверкает»; К. Бальмонт «Снежинка»; С. Есенин «Пороша», «Поёт зима, аукает...». | Составлять картинный план. Последовательно перечислять картины или события произведения (подготовка к составлению плана). Определять эмоциональный характер текста. Составлять подробный и творческий пересказ по измененному плану. | Словесное, графическое, музыкальное иллюстрирование изучаемых произведений, выразительное чтение. |
Каждый свое получил (18 ч) | Эстонская сказка «Каждый своё получил»; латышская сказка «Два брата»; Ю. Ярмыш «Добрый Клён», «Озеро»; узбекская сказка «Черепаха и скорпион»; И. Крылов «Чиж и Голубь»; Л.H. Толстой «Белка и волк», «Комар и лев»; Г. Ладонщиков «В старой сказке»; русские народные сказки «Баба-Яга», «Падчерица и мачехина дочка»; Б. Заходер «Серая Звёздочка»; английская сказка «Хромая Молли»; чешская сказка «Златовласка»; итальянская сказка «Дары феи Кренского озера»; Л. Чарская «Живая перчатка»; Ю. Мориц «Песенка про сказку». | Характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам. Определять речевую цель создания произведения: сообщение информации, выражение переживаний, поучение и др. | Выразительное чтение, чтение по ролям, драматизация; словесное, графическое и музыкальное рисование. |
Жизнь дана на добрые дела (7 ч) | Ю. Мориц «Разговаривали вещи»; Х.К. Андерсен «Пятеро из одного стручка», «Ель»; Е. Пермяк «Некрасивая Ёлка»; Е. Клюев «Сказки Простого Карандаша». | Выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла; пользоваться сносками и школьным толковым словарем. | Творческий пересказ, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии) и по картине, продолжений прочитанного. |
За доброе дело стой смело (7 ч) | Русская народная сказка «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»; Н. Артюхова «Трусиха»; Э. Киселёва «Мальчик-Огонёк»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»; С. Баруздин «Страшный клад»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое». | Определять, от какого лица (автора-повествователя, автора-рассказчика или персонажа) ведется повествование; правильно называть книгу (автор, заглавие). Составлять представление о книге по обложке: прогнозировать тему, жанр, характер текста. | Творческий пересказ, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии) и по картине, продолжение прочитанного. |
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает (17 ч) | В. Осеева «Печенье», «Лекарство»; Б. Емельянов «Мамины руки»; Л. Яковлев «Альбом фотографий»; Л. Квитко «Бабушкины руки»; О.Дриз «Книга»; Г. Фалпада «История про мамину сказку»; В. Драгунский «...Бы»; Н. Артюхова «Трудный вечер»; М. Зощенко «Золотые слова»; черногорская сказка «Милош находит мать»; адыгейская сказка «Девочка-птичка»; испанская сказка «Птица-Правда»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; Л. Петрушевская «Сказка о часах»; русская народная сказка «Подземные царства»; Г. Виеру «Мамин день»: | Осознавать авторское и собственное отношение к персонажам. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. | Выразительное чтение, чтение по ролям, драматизация; словесное, графическое и музыкальное рисование. |
Весна идёт, весне дорогу!.. (8 ч) | Ф. Тютчев «Зима недаром Злится»; М. Пришвин «Капля и камень»; В. Железников «Три ветки мимозы»; И. Северянин «Отчего?»; Г. Новицкая «Подснежник»; В. Берестов «Мать-и-мачеха»; Н. Гоголь «Весна, долго одерживаемая холодами...»; А. Плещеев «Весна» («Уж тает снег, бегут ручьи...»), «Весна» («Песни жаворонков снова...»); К. Паустовский «Стальное колечко»; А. Майков «Ласточка, примчалась...»; А.К. Толстой «Звонче жаворонка пенье...»*; А. Фет «Я пришёл к тебе с приветом...»; А. Чехов «Весной»; Н. Слад- ков «Ивовый пир»; Я. Аким «Апрель»; А. Блок «Вербочки»; Л. Нарекая «Дивные звуки»; Е. Благинина «Черёмуха». | Выявлять роль авторского начала в произведении. Выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова. Составлять представление о книге по обложке: прогнозировать тему, жанр, характер текста. | Словесное, графическое, музыкальное иллюстрирование изучаемых произведений, выразительное чтение. |
Любовь - волшебная страна (10 ч) | В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник...»; Н. Вагнер «Сказка»; Братья Гримм «Рапунцель»; французская сказка «Красавица и чудовище»; Х.К. Андерсен «Ромашка»; Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево»; русская народная сказка «Пёрышко Финиста - ясна сокола»; польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца»; А. Фет «Облаком волнистым...»; Я. Полонский «Песня»; И. Тургенев «Воробей». | Выявлять авторское отношение к персонажам. Ориентироваться в книге. Работать-с содержанием (оглавлением). Составлять представление о книге по обложке: прогнозировать тему, жанр, характер текста. | Выразительное чтение, чтение по ролям, драматизация; словесное, графическое и музыкальное рисование. |
Чудесное — рядом (10 ч) | Р. Сеф «Чудо»; А. Прокофьев «Люблю берёзу русскую...»; К. Паустовский «Заботливый цветок»; В. Жуковский «Родного неба милый свет...»*; С. Маршак «О том, как хороша природа»; Н. Абрамцева «Радуга»; Ю. Могутин «Берег бродячих камешков»; М. Пришвин «Дятел»; В. Астафьев «Стрижонок Скрип»; О. Дриз «Счастье»; Б. Заходер «Что красивей всего?»; В. Бианки «Музыкант»; белорусская сказка «Музыка – чародейник»; итальянская сказка «Тайна Флорио»; И.Мазнин «Давайте дружить»; Ю. Ким «Летучий ковёр». | Определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно. выражает главную мысль. Определять эмоциональный характер текста. | Словесное, графическое, музыкальное иллюстрирование изучаемых произведений, выразительное чтение. |
Планируемые результаты освоения предмета
К концу изучения курса «Литературное чтение» будут сформированы личностные, метапредметные и предметные результаты (универсальные учебные действия).
Личностные результаты
Ученики научатся:
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
- определять авторскую позицию и выражать свое отношение к герою и его поступкам;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- понимать ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
- проявлять интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; испытывать потребность в чтении.
- осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);
- создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
- осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно- популярном текстах;
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
- ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленных в детской библиотеке.
Ученик получит возможность научиться:
- делать устную презентацию книги (произведения);
- пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
- работать с детской периодикой;
- строить рассуждения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- слушать и понимать речь других;
- задавать вопросы;
- выразительно читать и пересказывать текст.
Учащийся получит возможность научиться:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные результаты
Учащийся научится:
- читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами и по слогам вслух - не менее 90 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию и объёму произведения;
- применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое); работать с книгой в единстве её текстового и внетекстового содержания;
- полноценно воспринимать (при чтении вслух и «про себя», при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;
- устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;
- отличать поэтический текст от прозаического;
- основам литературного анализа художественных произведений разной видо- жанровой принадлежности;
- распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.).
возможность научиться:
- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
- воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
- развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
- высказывать и пояснять свою точку зрения.
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;
- делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;
- передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, краткого) с учетом специфики текстов;
- высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста.
Третьеклассники получат возможность научиться:
- применять правила сотрудничества;
- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
- расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения по другим предметам и дальнейшей жизни;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
Учащийся получит возможность научиться:
- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
- бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
- определять сходство и различие произведений разных жанров;
- использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
- выделять в тексте опорные (ключевые) слова.
В результате освоения курса «Литературное чтение» у учащихся формируются читательские компетенции, осмысленность чтения.
В ходе формирования навыка осмысленного чтения ученик научится:
- выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
- пользоваться сносками и школьным толковым словарем;
- отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
- определять эмоциональный характер текста;
- выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
- опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
- определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложенных;
- уметь прогнозировать содержание читаемого;
- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
- формулировать тему небольшого текста;
- работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных учебником, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
- выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
- определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
- находить главную мысль, сформулированную в тексте;
- определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.
В ходе формирования навыка выразительного чтения ученик научится:
- повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
- соблюдать паузы - длинные и короткие - в зависимости от смысла читаемого;
Ученик получит возможность научиться:
- передавать эмоциональный тон персонажа, произведения;
- выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
- пользоваться силой голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста.
При работе с текстом и книгой учащийся научится:
- заучивать стихотворения наизусть и выразительно их читать;
- правильно называть книгу (автор, заглавие);
- работать с содержанием (оглавлением);
- определять, от какого лица (автора-повествователя, автора-рассказчика или персонажа) ведется повествование; отношение к их поступкам;
- выявлять авторское отношение к персонажам;
- выделять эпизод из текста;
- озаглавливать иллюстрации и эпизоды;
- восстанавливать деформированный картинный план;
- подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста;
- составлять картинный план;
- пересказывать с опорой на картинный план;
- последовательно перечислять картины или события произведения (подготовка к составлению плана).
Учащийся получит возможность научиться:
- составлять подробный и творческий пересказ по измененному плану;
- составлять представление о книге по обложке: прогнозировать тему, жанр, характер текста;
- ориентироваться в книге;
- ориентироваться в группе книг (5-6 книг).
Выполняя задания творческого характера, на уроках литературного чтения дети научатся:
- говорить с разной интонацией (повышать и понижать голос, делать логические ударения, паузы, соблюдать тема, громкость, эмоциональный тон, исходя из смысла высказывания);
- читать по ролям;
- инсценировать прочитанное (небольшой текст или фрагменты литературного произведения) в форме живых картин и развернутой драматизации;
- графически иллюстрировать прочитанное.
Учащийся получат возможность научиться:
- составлять словесное описание сюжетного фрагмента из эпического произведения;
- готовить творческий пересказ в форме дополнения текста.
Система оценки достижения планируемых результатов
освоения предмета. Критерии оценивания
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и тематического оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы.
Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения третьеклассников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности: проверка сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 80-90 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев.
К концу второго полугодия в 3 классе задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.
Рекомендуемыми общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:
- индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);
- индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
- индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача в соответствии с характером текста эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости);
- индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;
- умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей; ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;
- интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.
Рекомендуемыми способами оценивания результативности обучения чтению являются:
- замер скорости чтения (желательно в скрытой для детей форме);
- ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;
- выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств - мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);
- выполнение заданий на составление плана, пересказа, собственного высказывания;
выполнение заданий по ориентировке в книгах;
- наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.);
- наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы;
- наблюдения за читательской деятельностью учащихся;
- анализ читательского дневника;
- анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотаций, презентаций;
- анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в хрестоматии).
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и тематического оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Материально-техническое обеспечение программы
Для полноценной реализации курса литературного чтения в начальном общем образовании и достижения планируемых результатов необходима соответствующая материальная база.
Электронно-программное обеспечение (при возможности)
- компьютер;
- презентационное оборудование;
- выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя начальной школы, для учащихся - на уровне ознакомления);
- целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках;
- цифровые зоны: коммуникационная (веб-камера на рабочем месте учителя, доступ через скайп).
Онлайн ресурсы сайта «Старое радио» - http://www.staroeradio.ru/
Онлайн ресурсы сайта «Аудиохрестоматия.рф» - http://аудиохрестоматия.рф/ Онлайн ресурсы сайта «Диафильмы» - http://diafilmy.su/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к превентивной программе "Полезные привычки" (1-4 кл.)
Целью внедрения программы является снижение вероятности приобщения младших школьников к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ и ориентирование детей на здоровый образ жизни....
Пояснительные записки 1 класс, Л.В. Занков
Материал для рабочей программы педагога, работающего по системе Л.З. Занкова...
Пояснительная записка к календарно -тематическому планированию по системе Л.В.Занкову
Календарно - тематическое планирование составлено по литературным источникам:1.Жиренко О. Е. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 1 класс, М.: ВАКО, 2008.2.Нечаев...
Пояснительная записка к программе дополнительного образования детей «Музыкальная гостиная»
В основу положена авторская программа учителя-педагога дополнительного образования – Довбенко О.И. Модифицированной её делают мои изменения, которые я вношу в исходную программу с учётом особенносте...
Пояснительная записка к ООП
Пояснительная записка к ООП...
Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе по технологии( труд) УМК"Гармония" 1 класс с учетом ФГОС...
Пояснительная записка к КТП по технологии.
Содержит развёрнутое пояснение к КТП по технологии для 3 класса по программе "Школа России"....