Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Мы идём в библиотеку"
методическая разработка по чтению по теме
В технологической карте разработан третий урок по литературному чтению во 2 классе по УМК "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_urok2.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема раздела _«Самое великое чудо на свете»_________________________________________________________
№ п/п | Параметр | Описание | ||
Учебный предмет, класс, УМК | Литературное чтение, 2 класс, УМК «Школа России» | |||
Тема занятия/урока | Мы идём в библиотеку | |||
Цель (цели) занятия/урока | Предметные: познакомить с первыми книгами и современными электронными книгами, предназначением библиотеки и работой с каталогом. Метапредметные: регулятивные: продолжить работу над формированием умения формулировать учебную задачу урока, планировать работу и выстраивать систему оценивания; познавательные: анализировать высказывания великих людей; коммуникативные: умение вести диалог, работать в паре, в группе. Личностные: формировать желание посещать библиотеки и читать книги. | |||
Ожидаемый учебный результат | Предметные результаты | Универсальные учебные действия | ||
Предметные: знать, что такое библиотека, в чём её предназначение, какие типы библиотек бывают, знать, что такое алфавитный каталог и как им пользоваться; знать, как выглядели книги в старину и в чём заключается ценность книги и чтения; иметь представление о новых типах электронных книг — ридерах. Метапредметные: регулятивные: формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; выбирать в совместном обсуждении шкалу оценивания и предлагать критерии оценки выполнения некоторых видов работ на уроке; познавательные: анализировать высказывания мудрецов и известных писателей о ценности книг и чтения, находить в них общий ценностный смысл, сопоставлять иллюстрации с изображением старинных книг, фиксировать этапы развития книги (с точки зрения технологии изготовления, дизайна, удобства в пользовании); классифицировать высказывания мудрецов о книгах и чтении; коммуникативные: отвечать на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи, считывать необходимую информацию об истории происхождения книги с иллюстраций учебника, обсуждать в паре ответы на вопросы учебника, разделять полномочия в группе при планировании проекта «О чём может рассказать школьная библиотека». Личностные: осознавать пользу книг и чтения для себя, для своего личностного роста, обосновывать мотивы посещения библиотеки и выбора книг по своему интересу. | Предметные: пользоваться алфавитным каталогом, правильно вести себя в библиотеке; Метапредметные: регулятивные: формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; выбирать в совместном обсуждении шкалу оценивания; познавательные: уметь анализировать высказывания мудрецов и известных писателей о ценности книг и чтения; коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, обсуждать в паре ответы на вопросы, не конфликтуя, доказывать свою точку зрения. Личностные: сформировать желание посещать библиотеку и работать с афавитным каталогом. | |||
Оборудование и материалы | Для педагога | Для учащихся | ||
Учебник «Литературное чтение» (2 класс), пособие «Рабочая тетрадь», мультимедиапроектор, мультимедийный диск разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности, алфавитный каталог. | Учебник «Литературное чтение» (2 класс), пособие «Рабочая тетрадь», разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности. | |||
Педагогические технологии | Работа в группах, работа в парах, исследование, проектирование работы. |
Основные этапы и виды деятельности
Этап урока | Цель - результат | Содержание (страницы учебных пособий, номера учебных заданий, медиаресурсы) | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Оценка и контроль |
Мотивация. (эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности, возможность сочетать с проверкой домашнего задания и т.д.) | Проверить выполнение домашнего задания, повторить учебный материал, изученный на прошедшем уроке.- Выполнение инструкции учителя, усвоение изученного материала | Актуализирующая беседа. - Вспомните, какое ценное знание вы получили на предыдущем уроке? - Почему это знание ценное? - Поделитесь впечатлениями о выполнении домашнего задания, о вашем рассказе родителям. - Расскажите, как вы выполнили задание 3. | Ответы на вопросы учителя Обмен впечатлениями. | Взаимооценива-ние с помощью фишек на доске. | |
Введение в тему урока. Постановка учебной задачи (создание условий для определения темы, формулирования цели и учебных задач урока: использование коллизий, проблемных ситуаций, эмпирических наблюдений и т.д.) Проектирование вариантов работы над выявленными и возможными затруднениями | Формулирование учебной задачи урока. | С.3 С. 6-12 | - Откройте с. 3 учебника. Как нужно листать страницы учебника, чтобы он служил нам долго? - Что написано на этой странице? - Рассмотрите материал урока, который мы сегодня будем изучать на с. 6—12. Подумайте, о чём пойдёт речь на уроке. - Давайте вернёмся к плану изучения темы, который мы составили на прошлом уроке. Посмотрите, что ещё нам сегодня предстоит сделать. - Выберите среди целей изучения темы те, которые наиболее полно отражают задачи сегодняшнего урока. - Попробуйте сформулировать задачи урока по алгоритму, напи-санному на доске:
| - Тема и цели. Обсуждение плана работы. | Словесное поощрение наиболее активных учеников. |
Открытие нового (знания, способа действия) Работа по учебнику Практическая работа, в том числе с использованием ИКТ Обсуждение (возможно в парах, группах ) Формулирование вариантов выводов. Обобщение | Выяснить уровень знаний обучающихся о библиотеках и первых книгах. – Расширить круг знаний обучающихся о первых книгах, истории создания библиотек, а также о правилах поведения в библиотеке и работе библиотекаря. Познакомить с работой с алфавитным каталогом. – Знакомство с алфавитным каталогом в библиотеке. Напомнить работу над проектом. – Выполнить один из проектов. | Учебник с. 6, 7 Мультимедий-ный диск. Мультимедий-ный диск. | Постановка проблемного вопроса урока. - Были ли вы когда-нибудь в библиотеке? - А знаете ли вы, что такое библиотека, когда библиотеки появились и какой путь прошли книги от древних времён до наших дней? Хотите узнать? Тогда начнём. - Откройте с. 6 учебника, здесь вы узнаете всё о библиотеках. Чтение статьи о библиотеках. - Что нового вы узнали о библиотеках из этой статьи? \ Рассказ учителя о библиотеках мира с показом слайдов. (На слайдах лучше показать самые большие и известные библиотеки мира, рассказать о том, в каких государствах и странах они находятся, какой пользуются популярностью, почему люди их посещают. Также нужно обратить внимание, что библиотеки бывают научные, публичные, специализиро-ванные, школьные и др. Хорошо бы немного рассказать о каждой из них или предложить детям подготовить заранее небольшие сообщения из 5-6 предложений.) Рассказ учителя или библиотекаря об алфавитном каталоге. - Представьте такую ситуацию, что вы пришли в библиотеку, а там нет библиотекаря. Вам нужно найти книгу, что вы будете делать? - Для этого, ребята, есть алфавитный каталог (показать на слайде презентации). В нём расставлены карточки по алфавиту. На каждой карточке стоит фамилия автора и его инициалы. А дальше написано название книги. Если вы знаете автора произведения, то его можно быстро найти по алфавитному каталогу. Также на каждой карточке написан шифр (несколько цифр и букв), который указывает, где, в каком месте и на какой полке в библиотеке стоит нужная книжка. По этому шифру можно быстро найти книгу на нужной полке. Попробуйте это сделать, когда вы будете посещать библиотеку. Если у вас не будет что-то получаться, то обязательно обратитесь к библиотекарю. Беседа на закрепление знаний о библиотеках. - Для чего создавались библиотеки? - От каких слов произошло слово «библиотека»? -Где появились первые библиотеки? - Какие библиотеки считаются первыми? - Кем была создана библиотека в III в. до н. э.? - Кто такой Птолемей, чем он прославился? - Поднимите руки те, у кого дома есть библиотека. Расскажите, кто в семье у вас любит собирать книги. --- Какие книги чаще попадают в вашу домашнюю библиотеку? - Есть ли в вашей библиотеке место для детских книг? - Сделайте вывод о том, что такое библиотека и что она значит в жизни каждого человека. Проект «О чём может рассказать школьная библиотека» (или «Почему нам интересно ходить в библиотеку»). - Прочитайте на с. 7 учебника название уже знакомой вам рубрики. - Что такое проект, какие проекты вы уже выполняли в 1 классе? - Чему вы научились, выполняя проекты? - Какие правила необходимо знать, чтобы проект увенчался успехом? - Разбейтесь на группы и определите, какая тема проекта вам ближе. - Прочитайте план ваших действий, распределите, кто и за что будет отвечать при выполнении проекта, запишите задание по проекту в свой дневник. Проект будет выполняться в течение месяца, следовательно, вам нужно распределить правильно силы и время. | Чтение статьи о библиотеках. Самостоятельная работа Рассказ обучающихся. Перечитывание статьи по абзацам. Высказывание предположений детей. Сообщение заранее подготовленного ученика о Птолемее (5—6 предложений). Сообщение заранее подготовленного ученика о Птолемее (5-6 предложений). | - Ребята, чей рассказ оказался более полный. Оцените его рассказ. Оценка учителем. |
Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным Самостоятельная работа Творческие задания Диагностические задания на осознание и понимание нового Включение будущего нового материала | Углубить знания детей о первых книгах.- Знать историю первых книг. Ознакомить с современными электронными книгами. | Учебник с. 8, 11 Мультимедий-ный диск. | Работа с иллюстрациями в учебнике. - О чём ещё вы должны сегодня узнать на уроке? Обратитесь к плану, написанному на доске. - Откройте с. 8 учебника и прочитайте текст о первых книгах вверху страницы. - А теперь рассмотрите иллюст-рации, определите, какие книги были самыми первыми, а какие появились позже. (Учитель может на доске фиксировать этапы развития книги. Помимо этого необходимо обратить внимание на значение незнакомых слов: пергамент, свиток, складная книга, Древний Восток.) - Вот какой путь прошла книга! Она изменилась и по технологии изгото-вления и по оформлению. Что вы можете рассказать о современных книгах, какие они? - А кто слышал об электронных книгах? Как их называют по-другому? - Объединитесь в группы, составьте рассказ об электронной книге по плану. План 1.Ридер — самая современная книга. 2.Внешний вид ридера. 3.Функции пользователя. 4.Преимущества ридеров перед другими видами книг. - Оцените выступления товарищей. Но прежде необходимо определить, какой формой оценивания вы воспользуетесь. Предлагаю вам использовать «Лесенку дости-жений». Работа над осмыслением высказываний о книгах в учебнике. - Прочитайте высказывания о книгах и чтении в учебнике (с. 11). Как вы понимаете каждое высказывание? Что общего в мыслях этих людей? - Знакомы ли вам имена К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого? Почему их называют мудрецами? Чтение стихотворения Р. Сефа «Читателю». (Стихотворение читает учитель выразительно, так, чтобы школьники прониклись идеей чтения.) - Какова основная идея стихотворения? - Близка ли эта идея высказываниям о книгах и чтении, с которыми мы только что познакомились? - Попробуйте сделать вывод: в чём ценность книги и чтения? Почему, по мнению автора, так важно учиться читать всю жизнь? | - Должны узнать о том, как создавались книги. Выстраивают этапы развития книги - Ридеры. Можно показать изображение на слайде. Работа в группах. Выступления групп учащихся с рассказами об электронных книгах. Ответы на вопросы учителя. | Оценивание выступлений. - На доске (или слайде) записаны критерии, которые можно использовать в различных случаях, выберите те, которые помогут вам оценить выступления одноклассников: рассказ полный/неполный (раскрыты все пункты плана), рассказ интересный/неинтересный (было много удивительного), рассказ понятный/непонятный, рассказ реальный/фантастический |
Подведение итогов. Итоговая рефлексия учебной деятельности. Домашнее задание. | - Что нового узнали на уроке? - Какие важные мысли вы бы хотели взять на заметку, запомнить? - Поднимите руки, у кого возникло желание «читать всю жизнь», ходить в библиотеку или загрузить в электронную книжку много-много интересных книг. - Предлагаю в «Портфеле дости-жений» каждый месяц отмечать количество прочитанных книг и делиться самыми интересными моментами произведений. - Интересно ли вам было сегодня на уроке? Покажите это с помощью разноцветных фишек. 1.Выполнение заданий учебника (с. 6, задание 3, с. 11, задания 2 и 3). 2.Подготовьте рассказ о том, как развивалась книга и какой она стала в современной жизни (задание по желанию). 3.Составьте план подготовки проектного задания по выбранной теме, укажите в плане сроки выполнения работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка
Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка»Тип урока: систематиза...
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Я В ГОСТИ К ПУШКИНУ СПЕШУ". А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки.
Данный урок проведен при обобщении знаний о творчестве А.С. Пушкина....
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»
Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...
Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс
Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»"
laquo;Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» прием повтора как основа изменения сюжет...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...