В.Песков «Листья падают с клёнов». И.Токмакова «Осень», «Туман»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Авдеева Наталья Валентиновна

На уроке ученики учатся создавать образы природы. Учитель на уроке учит использовать для работы с текстом приём сравнительного анализа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения с применением технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Тема урока

В.Песков «Листья падают с клёнов». И.Токмакова «Осень», «Туман»

(1 класс)

Ход урока

Этапы урока

ВЫЗОВ

. Проверка домашнего задания

а)        Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений об осени.

б)         Рассматривание рисунков детей (выставка рисунков организована до начала урока).

ОСМЫСЛЕНИЕ

  1. Чтение зарисовки Василия Пескова «Листья падают с клёнов»

а)        Дети читают вслух.

Вопросы после чтения:

  • Какие чувства и какое настроение вызвало у вас это описание?
  • Почему автор называет осень волшебной?
  • Почему автор написал, что листья «нехотя» отрываются и долго-долго падают?
  • Почему автору не хочется, чтобы садовник подметал разноцветные листья?
  • С кем сравнивает автор ребятишек и почему?
  • Что делают ребята осенью в парке?
  • Какие строки кажутся вам особенно поэтичными? Почему?
  • Какое же открытие сделал автор? (Он услышал музыку падающих листьев).
  • Один ли он слышит эту музыку? (Нет, ему кажется, что и другие люди ее слышат - девочка, женщина с книгой).
  • Любой ли человек может услышать музыку падающих листьев? (Нет).
  • А какому человеку дано это услышать? (Чуткому, внимательному, восторженному, который умеет удивляться, находить необычное в знакомом, обычном...).
  • Как же мы должны прочитать этот текст? (Передать восхищение красотой осеннего парка, удивление человека, сделавшего открытие).

РАЗМЫШЛЕНИЕ

Выражение новых идей и информации

б)        Упражнение в выразительном чтении.

Вопросы после чтения:

  • Можно ли это произведение назвать рассказом? (Нет). Почему? (Здесь не говорится о событиях; автор передает свои впечатления от увиденного, свои чувства. Это произведение можно назвать описанием).

Василий Песков в прозе рассказал нам об удивительном времени года - осени...

  1. Я читаю стихотворение «Туман», не называя его заглавия. а) Вопросы после чтения:
  • На что похоже это стихотворение? (На загадку).
  • Если вы догадались, о чем это стихотворение, придумайте к нему заголовок. (Предположения детей).

Сейчас я еще раз прочитаю стихотворение по строчкам. Попробуем понять, о чем же оно. 1) Кто-то ночью утащил лес.

  • Понятно ли, что случилось? Кто утащил лес? (Кто-то, непонятно кто).

Читаем дальше, ищем ответ.

  1. Был он вечером, а утром исчез.
  • Стало ли нам понятно, куда делся лес? (Нет, все стало еще более загадочным). Может быть, читая дальше, мы поймем? Продолжим наш диалог (разговор) с автором,
  1. Не осталось ни пенька, ни куста. (Все еще больше запутывается: лес исчез, ничего не осталось, даже пенька. Что же случилось? Может быть, лес срубили? Неясно.)

Читаем дальше.

  1. Только белая кругом пустота.
  • Может быть, здесь отгадка? Что это за белая пустота? (Ответы детей: снег, метель; они могут догадаться, что это туман. Тогда я говорю: Проверим ваше предположение. Прочитаем дальше.)
  1. Где же прячется птица и зверь?
  • Это строчка - вопрос. Есть ли в ней ответ? (Нет). Читаем дальше.
  • И куда за грибами теперь? (Снова нет ответа на вопрос).
  • Как же быть? Открою вам секрет: нам поможет заглавие стихотворения. Откройте

стр. 180 и прочитайте, как называется второе стихотворение Ирины Токмаковой? («Туман»). Вот, оказывается, какую роль может играть в стихотворении заглавие. Часто оно бывает в стихотворении самым главным словам - отгадкой.

  • Подумайте, в каких стихотворениях заглавие является главным словом. (Например, в стихотворениях Г. Граубина «Сон», «Шишкопад»),

б) Работа над выразительным чтением.

  • Как же мы прочитаем это стихотворение? 1 и 2 строчки - недоуменно, с удивлением. 3,4 строчки - с сожалением.

5,6 строчки - озабоченно. Упражнение в выразительном чтении. Вопросы после чтения:

  • Какое же открытие сделала Ирина Токмакова? (Она так описала обычное явление - туман, скрывший лес, - что оно оказалось загадочным, почти сказочным).

РЕФЛЕКСИЯ

(и снова осень)

  1. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Осень». (См. стр. 157) а) Дети читают стихотворение про себя.
  • Какой увидела осень Ирина Токмакова? (Грустной).
  • Почему грустит поэтесса? Найдите слова, которые помогают понять настроение (опустел, улетели, летят).
  • Что необычного сумела увидеть Ирина Токмакова в самом обычном явлении - падающих листьях? (Ей кажется, что листья, как и птицы, хотят улететь в Африку). Это и есть маленькое открытие, сделанное Ириной Токмаковой.
  • Можно ли сказать, что в этом стихотворении его заглавие «Осень» является главным словом, которое помогает понять мысль автора? (Нет, это слишком общее название. Поэтесса в стихотворении описывает некоторые приметы осени, но, конечно, не все).
  • Попробуйте при чтении передать чувства, настроение поэта и свои собственные. Упражнение в выразительном чтении.
  1. Подведение итогов.
  • Произведения каких авторов мы читали на уроке? Эти авторы поделились с нами своими открытиями в стихотворениях и в прозе.
  1. Дома подготовьте выразительное чтение стихотворений И.Токмаковой или выучите одно из них наизусть.

Цели урока:

 1 Актуализировать и проанализировать имеющиеся знания по анализу стихотворений.

2 Пробудить интерес к теме «Осень»

3 Активизировать учащихся, дать им возможность выражать свои мысли собственными словами.

4 Выработка собственного отношения к изучаемому материалу

5 Развитие речи учащихся

6 Воспитание уважительного отношения друг к другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Листья падают с клёнов" В.Песков

Урок чтения в 1 классе по программе "2100"...

В.Песков Листья падают с клёнов

Урок чтения в 1 классе В. "Песков "Листья падают с клёнов"...

Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья»

Коспект урока для 3 класса Ф. Тютчев "Листья" по литературному чтению. "Школа России"....

Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья»

Конспект урока для 3 класса Ф. Тютчев "Листья". Сочинение-миниатюра "О чём расскажут осенние листья". "Школа России"....

Рабочие листы к урокам окружающего мира. Раздел: "Осень". Перспектива, 2 класс

Рабочие листы:  Осенние месяцы. Осень в неживой природе.Звёздное небо осенью. Трава у дома. Деревья и кустарники осенью....

Рабочие листы к урокам окружающего мира. Раздел: "Осень". Перспектива, 2 класс

Рабочие листы: Грибы. Шестиногие и восьминогие. Птичьи секреты. Животные готовятся к зиме....

Рабочий лист А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало"

Рабочий лист А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало"...