Пути становления механизма чтения в начальной школе.
статья по чтению (1 класс) на тему

Кузнецова Людмила Львовна

Материал предлагается для учителей начальных классов в помощь обучению технике чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пути становления механизма чтения на уроках в начальной школе.

Выражение «уметь читать» включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова, до умения прочитывать текст, осознавать его. Это возможно про условии овладения синтетическим чтением т.е. слияния техники и понимания.

В начальной школе формирование навыков чтения не заканчивается. За 3 года дети осваивают изучающее чтение, т.е. равномерно-внимательное. (существуют еще просмотровое, поисковое, ознакомительное) Эти виды окончательно отрабатываются в средней школе.

Изучающее чтение существует в 2-х формах: чтение вслух и чтение молча. («про себя») Если темп чтения молча не превышает темпа чтения вслух, то оно еще не сложилось. Если наблюдается шепотное чтение и шевеление губами, значит ребенок находится на этапе переходного периода.

Эти формы чтения дополняют и обогащают друг друга, однако учителя предпочитают чтение вслух, тогда как чтению про себя не обучают и специально его не контролируют.

механизм чтения вслух более сложный. В этом процессе принимают участие мышление, память, речь, восприятие, фантазия, слуховые и зрительные анализаторы.

На быстроту чтения влияют многие факторы:

  1. уровень речевого развития
  2. круг зрения чтения
  3. постановка дыхания
  4. характер текста
  5. образ слова (шрифт, четкость печати)
  6. умение предвидеть следующую часть слова

Если уделять внимание всем этим факторам, то по мнению ученых, темп чтения увеличивается на 50-100%.

Быстрота темпа чтения обеспечивает прежде всего развитость речедвигательного канала и его возможности.

Упражнения для совершенствования артикуляционного аппарата.

Дикция – основа четкости.

Система упражнений.

(б,п)   а,о,у,ы,и,э,е                   | Сочетание тренируемого звука с гласными

(в,ф)

(Ст)    а,о,у,ы,и,э,с                   | Сочетание 2-3 согласных с гласными

(Стр)

-  чтение слов, содержащих тренируемый слог

-  чтение коротких текстов с тренируемым слогом

-  чтение скороговорок, чистоговорок с тренируемым слогом

Речевая гимнастика.

Та-та-та – в нашем классе чистота.

Ту-ту-ту – наводим сами чистоту.

Ты-ты-ты – нами политы цветы.

Ят-ят-ят – парты ровненько стоят.

Ют-ют-ют- - очень любим мы уют.

Гарь - парь – жарь                   громко и умеренно

Дверь – зверь - червь

Пословицы и скороговорки (медленно, умеренно, быстро-сверхбыстро) особенно тема «УНТ»

Последние не всегда вписываются в контекст урока, тогда можно взять непонятные и трудночитаемые слова.

Ребенок должен пробегать строчки только глазами, при этом не совершать движений головой слева – направо. В противном случае поле ясного видения не разовьется никогда, темп чтения будет всегда медленным.

Упражнение для развития поля ясного видения.

Учебная задача: отыскать все числа по порядку. Максимальное время.

21

5

20

2

8

13

23

9

14

12

24

10

1

19

17

16

7

18

25

6

3

15

4

11

22

1

28

12

9

2

11

24

33

32

3

30

41

6

18

13

19

35

43

39

15

36

5

38

48

22

26

4

44

8

25

42

37

14

49

27

17

20

7

34

29

23

45

40

50

31

10

21

46

16

47

   

Максим. t 25
                                                 

                                                              Максим. t 50’

Чтение с фиксацией средней линии.

М    А

М      О

М        У

М          И

М            Е

М              Ы

45мм

А    М

О      М

У        М

И          М

Е            М

Ы              М

50мм

М  1  А

М  2  О

М    3    У

М     4     И

М      5      Е

М        6      Ы

45мм

А  1  М

О   2   М

У    3    М

И     4     М

Е      5      М

Ы       6      М

50мм

        


Систематическая работа с этими таблицами развивает у детей боковое зрение. Учитель просит, смотря на среднюю линию «достать» краешком глаза каждую букву (для контроля: назвать цифру, соответствующую слогу «ма» и т.д.. Порядок цифр постоянно изменяется.) Это для начального периода обучению чтения, далее средней линией делятся слова, трудные для восприятия.

зачер                стветь

подбор             ривший

распусти          вшийся

почувст            вовал

Расширению поля ясного видения способствуют слоговые таблицы.

ку

ман

туз

кас

ша

та

тин

вел

то

кар

тон

на

фель

лик

ка

низ

А

К

С

О

Т

П

С

Д

И

Б

М

У

З

Й

Ю

У

Ч

Щ

В

Р

Я

Л

Е

Н

С

Ф

Э

Ш

Г

Х

Ы

А

Ж

Ц

Н

Я

Держа в постоянном поле зрения слог, букву, находить другие слоги, чтобы получить слова.

Включать слоги таких структур СГ, ССГ, СССГ.

А У И У Ы

А О У Ы Е

А О У Ы Е

М

ВЛ

СТР

Н

ТР

СКЛ

Р

ГР

СПР

К

СК

СКР

Чтение гнезда родственных слов, записанных пирамидкой.

Лес                     дружочек                   смена

Леса                   голосочек                   перемена

Лесок                 тетеревочек                спортсмен

Лесник                                                   пересменок

Лесовик

Упражнение для развития зрительного, речевого, слухового анализаторов.

Упражнение для развития речи.

  1. Существительное + прилагательное

Весна – ранняя, затяжная….

Елочка - …, …, ….

  1. Какое слово длиннее?

Змея – червяк

Час – минута                      

День – ночь

Зима – весна

Учитель записывает слова так, что змея записано растянуто, а червяк сжато

            ЗМЕЯ – ЧЕРВЯК

  1. Изменить согласную так, чтобы получилось новое слово.

Бак (рак, мак, лак)

Дуб (зуб, чуб, куб)

Лить (шить, пить, бить)

Чайка (майка, лайка, байка)

  1. Подставить подходящую букву так, чтобы получилось новое слово.

Взлететь - … (л, д, з, г)

Полз - … (н, ч, в, з)

  1. Составить новые слова из слова.

Гастроном ( астроном, гном, трон, мат, стон, мотор, рост, гомон, сон, мост, морс, норма, стог.)

  1. Квази – письмо ( с пропуском гласных и согласных букв)

НИТКА ( - И - - А)

Упражнение для отдыха уставших глаз.

Лабиринт (Проследи взглядом)

Чехарда (взглядом поменять местами белые и черные фишки)

  1           2           3          4          5

Задания (упражнения) на смысловую догадку.

  1. Предложение с отсутствующим окончанием.

Мы с папой сегод…(ня)  пош..(ли) в ки..(но.)

  1. Карточки, на которых предложения с пропущенными буквами, а на обороте сами пропущенные буквы.

1.   Ханс  Кристиан  Анд-рс-н  вс-  с-ою     жи-нь  ум-л  ра-о-аться.

1.  е, е, ю, в, з, е, д, в.

  1. «Решетка» (прямоугольник из картона 16*10 см с окошками размером 6*1см)

Ширина перегородок 4мм, 5мм, 6мм.

Этот тренажер служит для развития предугадывания при частично перекрытом тексте. Тренировка чтения по решетке 5минут + чтение без решетки 2-3 минуты.

Преодоление регрессий.

 

  1. При чтении глаза ребенка движутся не только слева направо, ног и наоборот, т.е. регрессивно.

                                                                                                       

              Прием чтения с закладкой.                                                                                                                     Кот.

                                                                                                              Никиты окуни.

 

Только для тех учащихся, которые не могут самостоятельно справиться с регрессиями.

  1. Словарная работа.
  1. Наращивание слова

Бомба

Бомбардир

Бомбардировщик

           

  1. Чтение слов с разновеликим шрифтом

СГребали,  ТЕтеРЕвоЧЕК

  1. Деление слов вертикальной и горизонтальной линиями.

При – бин – то – вал,     при | би | то | вал


Развитие оперативной памяти.

(Зрительные диктанты И.Т. Федоренко)

Часто, читая предложения из 6-8 слов, ребенок на 3-ем забывает 1-ое, он не может уловить смысл, возвращается к 1-му и теряет время.

Домашнее чтение медленночитающих детей.

  1. Щадящее чтение (по 5-10 минут + пересказ небольшого отрывка)
  2. Чтение перед сном
  3. Просмотр диафильмов

Приемы становления механизма чтения, рекомендуемые для уроков.

  1. Жужжащее чтение («птичий базар»)
  2. Чтение за лидером
  3. Ежеурочные пятиминутки чтения
  4. Самозамер скорости чтения
  5. Выразительное чтение знакомой части с переходом на незнакомую часть текста.  (1. индивидуальный темп., 2. скороговорка, 3. выразительное чтение)

Литература:

Пути становления механизма чтения на уроках в начальной школе.

 Методические рекомендации.

Составитель Л.Ю. Кузнецова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На пути становления механизма чтения в начальной школе.

Вспоминаются слова В. А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот,...

Пути становления механизма чтения на уроках в начальной школе.

Статья содержит практический материал для формирования навыков сознательного, правильного, быстрого чтения. Может быть использован учителем на уроках чтения. Статья была опубликована в журнале "Началь...

"Становление личности ребенка в начальной школе" (воспитательная система)

Цель данной системы-формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности каждого ребенка....

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА "СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Воспитательная система класса "становление личности ребенка в начальной школе"...

Факторы и условия влияющие на становление успешной личности в начальной школе

В настоящее время современная школа должна помогать детям развиваться и получать нужную информацию в ситуации успеха. Учитель нацеливает свою работу на личностный рост и развитие каждого ученика и кла...

ЧТЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

Начальная школа, чаще всего, является первым и главным пунктом, благодаря которому происходит знакомство с текстами; формирование и дальнейшее развитие навыка чтения.Уверенное владение навыком чтения ...


 

Комментарии

Пашинина Алла Леонидовна

Все новое хорошо забытое старое.Все приёмы эффективны при систематическом использовании.Спасибо.