На пути становления механизма чтения в начальной школе.
статья по чтению (1 класс) по теме
Вспоминаются слова В. А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежда.
Выражение «уметь читать» включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитывать текст, но и осознавать его, эмоционально отказываясь на каждый поступок героя, переживая за него. В. А. Сухомлинский отмечал: «Уметь читать – это значит быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам».
Изучение чтения существует в двух формах: чтение вслух и чтение молча. Две эти формы изучающего чтение взаимно дополняют и обогащают друг друга, поэтому надо обучать детей и вслух и про себя.
Мне хочется поделиться теми находками, которые помогли моим ученикам воспроизводить текст расковано и выразительно, бегло и сознательно. На первых уроках обучения грамоте мы выучили такие слова:
Давайте разгадывать
И будем выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
- Чтение шепотом и медленно:
Да-да-да - из трубы бежит вода .
До-до-до - на дереве гнездо.
Ды-ды-ды – мы пошли по ягоды.
Ду-ду-ду с мамой я домой иду.
Та-та-та – в нашем классе чистота.
Ту-ту-ту – находим сами красоту.
Ты-ты-ты – нами помяты цветы.
Ят-ят-ят – парты равномерно стоят.
Ют-ют-ют – очень любим мы уют.
- Чтение тихо и умеренно:
Арка – арца
Арта – арда
Орло – орча
Орса – оржа.
- Чтение громко и умеренно:
Гарь – парь – жарь
Дверь – зверь – червь.
- Игры на звукоподражание:
На птичьем дворе.
Наша уточка с утра …кря, кря,кря.
Наши гуси у пруда …га, га, га.
Наша курочка в окно…ко, ко, ко.
А как Петя – петушок
Ранним – рано поутру
Нам спает ку – ка – ре – ку!
- Игра «курочка с цыплятами»
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней – цыплятки – малые – ребятки.
Цып! Цып! Цып! Сюда! Сюда!
Я вам букву нашла!
Прибежал веселый А, прочитали дети …(на)
Прибежал задорный О, прочитали дети …(но)
Пробежал упрямый У, прочитали дети … (ну)
Прибежал зазнайка Е, прочитали дети … (не)
Затем по данной таблице провожу работу по развитию речи:
придумать имена цыплятам, сочинять о них истории.
- Игра «Дупло»
Вот это дуб, а в нем дупло,
Где поселилась буква О
Буква это гласная ,
Но дружка с согласными
Желудь «Эль упал в дупло»
Прочитаем вместе (ло)
Желудь «Эн» упал в дупло,
Прочитаем вместе (но).
Много работала со скороговорками. Здесь придерживаюсь следующего алгоритма:
- выяснить ее смысл,
- преодолеть все трудные звукосочетания,
- сложное слово произносить по слогам, пусть в медленном темпе, без каких – либо затруднений, осечек, оговорок.
- проговаривать сначала беззвучно, но артикулируя.
- перейти на шепот
- потом вслух
- сначала в медленном темпе, потом в быстром.
- необходимо помнить о четкости произношения.
Некоторые скороговорки:
Шашки на столе, шишки на сосне.
Три сороки на пороге, три вороны на воротах.
Мышонку шепчет мать: «Ты все шуршишь, не спишь».
Для того, чтобы повысить технику чтения и сознательность чтения, использую нетрадиционный метод обучения чтению – метод динамического чтения. Динамическое чтение – это когда читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки; это чтение только глазами. Поэтому начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти и внимания.
В первом классе даю такие задания:
1. Найти лишнюю букву:
А, о, в, у, и.
2. Найти лишний слог:
Бо, но, ро, мы, со, ко, ло.
3. Найти лишнее слово:
Речка
Река
Ручей
Ручка
Ручеек
Слон
Лев
Мак
Тигр
Мама
Моль
Мыло
Мила
Работая над текстом на уроках чтения, используя следующие упражнения: чтение «Эхо», чтение «канон», чтение «Спринт», чтение «Разведка», чтение со счетом слов.
Чтение «Эхо» (по одному слову из предложения начинает читать хорошо читающий ученик, а слабо читающий прочитывает это же слово).
Цель: Сильный чувствует себя ответственным, а слабый более уверен в себе, ведь он уже услышал слово, ему легче его узнать.
Чтение «Конон»: один ученик начинай читать образец текста, другой читает этот же образец вместе с первым, но опаздывал от него на три-четыре слова, как при пении канона.
Цель: Держать определенный темп чтения, стараться читать выразительно, без ошибок. Все дети следят за чтением обоих учеников и оценивают их работу.
Чтение «Спринт», небольшие отрывки текста несколько учащихся начинают читать одновременно – на скорость. Кроме быстрого чтения, им надо следить за выразительностью.
Еще чтение «Спринт» провожу и так:
Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст плотно сжав зубы и губы.
Памятка
- Плотно сожми губы и зубы.
- Читай только глазами.
- Читай как можно быстрей.
- Ответь на вопросы к тексту.
Чтение со счетом слов заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание.
Цель: Загрузить уши учащихся посторонней работой – счетом слов. В этом случае дети лишены возможности произносить слова себя.
Памятка
- Плотно сожми губы и зубы.
- Читай только глазами .
- Читай как можно быстрей, считая про слова текста.
- Ответить на вопросы к тексту.
В целях обучения детей вертикальному чтению используют упражнение чтение «разведка». Оно заключается в том, что дети на максимальной скорости для них просматривают текс и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Это упражнение часто используется на уроках русского языка, например «разведчики» находят в тексте словарные слова или на какое – либо правило.
Наряду с основными упражнениями используют и другие:
- Упражнение «финиши», читаем так же как при чтении «спринт», только читаем до указанного слова или выражения.
- Чтение с помехами. Ученик читает про себя, одновременно напевая песенку.
- Чтение с простукиванием ритма. Постукивая по столу карандашом заранее выученный ритм, ученики должны читать глазами незнакомый текст, а после прочтения ответить на вопросы по содержанию.
- Чтение со звуковыми помехами (звучание музыки).
Совершенствование техники чтения про себя – лучший фундамент совершенствования техники чтения вслух. Помогает в этом методика авторов И.Т. Федоренко и В.Н. Зайцева. На каждом уроке используют следующие приемы и методы.
- чтение за диктором
-чтение в парах, и группах
- чтение с убыстрением темпа
- жужжащие чтение
- ежеурочные пятиминутки чтения
- самозамер скорости.
Итак, к IV классу мои ученики усваивают азы технической речи и средства выразительности, умеют самостоятельно выделить главное и содержание, найти ударное слово, выбрать нужную интонацию, передать свое отношение к читаемому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_puti_stanovleniya_mehanizma_chteniya_v_nachalnoy_2.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
БУРАГА АННА АЛЕКСЕЕВНА Г БОУ СОШ №186
г. Санкт-Петербург, учитель.
На пути становления механизма чтения в начальной школе.
Вспоминаются слова В. А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежда.
Выражение «уметь читать» включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитывать текст, но и осознавать его, эмоционально отказываясь на каждый поступок героя, переживая за него. В. А. Сухомлинский отмечал: «Уметь читать – это значит быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам».
Изучение чтения существует в двух формах: чтение вслух и чтение молча. Две эти формы изучающего чтение взаимно дополняют и обогащают друг друга, поэтому надо обучать детей и вслух и про себя.
Мне хочется поделиться теми находками, которые помогли моим ученикам воспроизводить текст расковано и выразительно, бегло и сознательно. На первых уроках обучения грамоте мы выучили такие слова:
Давайте разгадывать
И будем выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Чтение шепотом и медленно:
Да-да-да - из трубы бежит вода .
До-до-до - на дереве гнездо.
Ды-ды-ды – мы пошли по ягоды.
Ду-ду-ду с мамой я домой иду.
Та-та-та – в нашем классе чистота.
Ту-ту-ту – находим сами красоту.
Ты-ты-ты – нами помяты цветы.
Ят-ят-ят – парты равномерно стоят.
Ют-ют-ют – очень любим мы уют.
Чтение тихо и умеренно:
Арка – арца
Арта – арда
Орло – орча
Орса – оржа.
Чтение громко и умеренно:
Гарь – парь – жарь
Дверь – зверь – червь.
Игры на звукоподражание:
На птичьем дворе.
Наша уточка с утра …кря, кря,кря.
Наши гуси у пруда …га, га, га.
Наша курочка в окно…ко, ко, ко.
А как Петя – петушок
Ранним – рано поутру
Нам спает ку – ка – ре – ку!
Игра «курочка с цыплятами»
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней – цыплятки – малые – ребятки.
Цып! Цып! Цып! Сюда! Сюда!
Я вам букву нашла!
Прибежал веселый А, прочитали дети …(на)
Прибежал задорный О, прочитали дети …(но)
Пробежал упрямый У, прочитали дети … (ну)
Прибежал зазнайка Е, прочитали дети … (не)
Затем по данной таблице провожу работу по развитию речи:
придумать имена цыплятам, сочинять о них истории.
Игра «Дупло»
Вот это дуб, а в нем дупло,
Где поселилась буква О
Буква это гласная ,
Но дружка с согласными
Желудь «Эль упал в дупло»
Прочитаем вместе (ло)
Желудь «Эн» упал в дупло,
Прочитаем вместе (но).
Много работала со скороговорками. Здесь придерживаюсь следующего алгоритма:
- выяснить ее смысл,
- преодолеть все трудные звукосочетания,
- сложное слово произносить по слогам, пусть в медленном темпе, без каких – либо затруднений, осечек, оговорок.
- проговаривать сначала беззвучно, но артикулируя.
- перейти на шепот
- потом вслух
- сначала в медленном темпе, потом в быстром.
- необходимо помнить о четкости произношения.
Некоторые скороговорки:
Шашки на столе, шишки на сосне.
Три сороки на пороге, три вороны на воротах.
Мышонку шепчет мать: «Ты все шуршишь, не спишь».
Для того, чтобы повысить технику чтения и сознательность чтения, использую нетрадиционный метод обучения чтению – метод динамического чтения. Динамическое чтение – это когда читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки; это чтение только глазами. Поэтому начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти и внимания.
В первом классе даю такие задания:
1. Найти лишнюю букву:
А, о, в, у, и.
2. Найти лишний слог:
Бо, но, ро, мы, со, ко, ло.
3. Найти лишнее слово:
Речка
Река
Ручей
Ручка
Ручеек
Слон
Лев
Мак
Тигр
Мама
Моль
Мыло
Мила
Работая над текстом на уроках чтения, используя следующие упражнения: чтение «Эхо», чтение «канон», чтение «Спринт», чтение «Разведка», чтение со счетом слов.
Чтение «Эхо» (по одному слову из предложения начинает читать хорошо читающий ученик, а слабо читающий прочитывает это же слово).
Цель: Сильный чувствует себя ответственным, а слабый более уверен в себе, ведь он уже услышал слово, ему легче его узнать.
Чтение «Конон»: один ученик начинай читать образец текста, другой читает этот же образец вместе с первым, но опаздывал от него на три-четыре слова, как при пении канона.
Цель: Держать определенный темп чтения, стараться читать выразительно, без ошибок. Все дети следят за чтением обоих учеников и оценивают их работу.
Чтение «Спринт», небольшие отрывки текста несколько учащихся начинают читать одновременно – на скорость. Кроме быстрого чтения, им надо следить за выразительностью. Еще чтение «Спринт» провожу и так:
Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст плотно сжав зубы и губы.
Памятка
Плотно сожми губы и зубы.
Читай только глазами.
Читай как можно быстрей.
Ответь на вопросы к тексту.
Чтение со счетом слов заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание.
Цель: Загрузить уши учащихся посторонней работой – счетом слов. В этом случае дети лишены возможности произносить слова себя.
Памятка
Плотно сожми губы и зубы.
Читай только глазами .
Читай как можно быстрей, считая про слова текста.
Ответить на вопросы к тексту.
В целях обучения детей вертикальному чтению используют упражнение чтение «разведка». Оно заключается в том, что дети на максимальной скорости для них просматривают текс и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Это упражнение часто используется на уроках русского языка, например «разведчики» находят в тексте словарные слова или на какое – либо правило.
Наряду с основными упражнениями используют и другие:
Упражнение «финиши», читаем так же как при чтении «спринт», только читаем до указанного слова или выражения.
Чтение с помехами. Ученик читает про себя, одновременно напевая песенку.
Чтение с простукиванием ритма. Постукивая по столу карандашом заранее выученный ритм, ученики должны читать глазами незнакомый текст, а после прочтения ответить на вопросы по содержанию.
Чтение со звуковыми помехами (звучание музыки).
Совершенствование техники чтения про себя – лучший фундамент совершенствования техники чтения вслух. Помогает в этом методика авторов И.Т. Федоренко и В.Н. Зайцева. На каждом уроке используют следующие приемы и методы.
- чтение за диктором
-чтение в парах, и группах
- чтение с убыстрением темпа
- жужжащие чтение
- ежеурочные пятиминутки чтения
- самозамер скорости.
Итак, к IV классу мои ученики усваивают азы технической речи и средства выразительности, умеют самостоятельно выделить главное и содержание, найти ударное слово, выбрать нужную интонацию, передать свое отношение к читаемому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути становления механизма чтения на уроках в начальной школе.
Статья содержит практический материал для формирования навыков сознательного, правильного, быстрого чтения. Может быть использован учителем на уроках чтения. Статья была опубликована в журнале "Началь...
"Становление личности ребенка в начальной школе" (воспитательная система)
Цель данной системы-формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности каждого ребенка....
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА "СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Воспитательная система класса "становление личности ребенка в начальной школе"...
Пути становления механизма чтения в начальной школе.
Материал предлагается для учителей начальных классов в помощь обучению технике чтения...
Факторы и условия влияющие на становление успешной личности в начальной школе
В настоящее время современная школа должна помогать детям развиваться и получать нужную информацию в ситуации успеха. Учитель нацеливает свою работу на личностный рост и развитие каждого ученика и кла...
Причины недостаточной сформированности навыков смыслового чтения в начальной школе, пути решения проблем.
Выступление учителя начальных классов...
ЧТЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
Начальная школа, чаще всего, является первым и главным пунктом, благодаря которому происходит знакомство с текстами; формирование и дальнейшее развитие навыка чтения.Уверенное владение навыком чтения ...