На пути становления механизма чтения в начальной школе.
статья по чтению (1 класс) по теме

Бурага Анна Алексеевна

         Вспоминаются слова В. А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежда.

         Выражение «уметь читать» включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитывать текст, но и осознавать его, эмоционально отказываясь на каждый поступок героя, переживая за него. В. А. Сухомлинский отмечал: «Уметь читать – это  значит быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам».

         Изучение чтения существует в двух формах: чтение вслух и чтение молча. Две эти формы изучающего  чтение взаимно дополняют и обогащают друг друга, поэтому надо обучать детей и вслух и про себя.

         Мне хочется поделиться теми находками, которые помогли моим ученикам воспроизводить текст расковано и выразительно, бегло и сознательно. На первых уроках обучения грамоте мы выучили такие слова:

Давайте разгадывать

И будем выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

  1. Чтение шепотом и медленно:

Да-да-да - из трубы бежит вода .

До-до-до -  на дереве гнездо.

Ды-ды-ды – мы пошли по ягоды.

Ду-ду-ду с мамой я домой иду.

Та-та-та – в нашем классе чистота.

Ту-ту-ту – находим сами красоту.

Ты-ты-ты – нами помяты цветы.

Ят-ят-ят – парты равномерно стоят.

Ют-ют-ют – очень любим мы уют.

  1. Чтение тихо и умеренно:

Арка – арца

Арта – арда

Орло – орча

Орса – оржа.

  1. Чтение громко и умеренно:

 Гарь – парь – жарь

Дверь – зверь – червь.

  1. Игры на звукоподражание:

 На птичьем дворе.

Наша уточка с утра …кря, кря,кря.

Наши гуси у пруда …га, га, га.

Наша курочка в окно…ко, ко, ко.

А как Петя – петушок

Ранним – рано поутру

Нам спает  ку – ка – ре – ку!

  1. Игра «курочка с цыплятами»

 Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

          А за ней – цыплятки – малые – ребятки.

          Цып! Цып! Цып! Сюда! Сюда!

          Я вам букву нашла!

          Прибежал веселый А, прочитали дети …(на)

          Прибежал задорный О, прочитали дети …(но)

         Пробежал упрямый У, прочитали дети … (ну)

         Прибежал зазнайка Е, прочитали дети … (не)

         Затем по данной таблице провожу работу по развитию речи:

придумать имена цыплятам, сочинять о них истории.

  1. Игра «Дупло»

Вот это дуб, а в нем дупло,

Где поселилась буква О

Буква это гласная ,

Но дружка с согласными

Желудь «Эль упал в дупло»  

Прочитаем вместе (ло)

Желудь «Эн» упал в дупло,

Прочитаем вместе  (но).

   Много работала со скороговорками. Здесь придерживаюсь следующего алгоритма:

- выяснить ее смысл,

- преодолеть все трудные звукосочетания,

- сложное слово произносить по слогам, пусть в медленном темпе, без каких – либо затруднений, осечек, оговорок.

- проговаривать сначала беззвучно, но артикулируя.

- перейти на шепот

- потом вслух

- сначала в медленном темпе, потом в быстром.

- необходимо помнить о четкости произношения.

Некоторые скороговорки:

 Шашки на столе, шишки на сосне.

Три сороки на пороге, три вороны на воротах.

Мышонку шепчет мать: «Ты все шуршишь, не спишь».

Для того, чтобы повысить технику чтения и сознательность чтения, использую нетрадиционный метод обучения чтению – метод динамического чтения. Динамическое чтение – это когда читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки; это чтение только глазами. Поэтому начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти и внимания.

       В первом классе даю такие задания:

1. Найти лишнюю букву:

А, о, в, у, и.

 2. Найти лишний слог:

Бо, но, ро, мы, со, ко, ло.

 3. Найти лишнее слово:

Речка

Река

Ручей

Ручка

Ручеек

 

Слон

Лев

Мак

Тигр

 

Мама

Моль

Мыло

Мила

 

         Работая над текстом на уроках чтения, используя следующие упражнения: чтение «Эхо», чтение «канон», чтение «Спринт», чтение «Разведка», чтение со счетом слов.

         Чтение «Эхо» (по одному слову из предложения начинает читать хорошо читающий ученик, а слабо читающий прочитывает это же слово).

         Цель: Сильный чувствует себя ответственным, а слабый более уверен в себе, ведь он уже услышал слово, ему легче его узнать.

         Чтение «Конон»: один ученик начинай читать образец текста, другой  читает этот же образец вместе с первым, но опаздывал от него на три-четыре слова, как при пении канона.

         Цель: Держать определенный темп чтения, стараться читать выразительно, без ошибок. Все дети следят за чтением обоих учеников и оценивают их работу.

         Чтение «Спринт», небольшие отрывки текста несколько учащихся начинают читать одновременно – на скорость. Кроме быстрого чтения, им надо следить за выразительностью.  

 

Еще чтение «Спринт» провожу и так:

Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст плотно сжав зубы и губы.

Памятка

  1. Плотно сожми губы и зубы.
  2. Читай только глазами.
  3. Читай как можно быстрей.
  4. Ответь на вопросы к тексту.

Чтение со счетом слов заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание.

Цель: Загрузить уши учащихся посторонней работой – счетом слов. В этом случае дети лишены возможности произносить слова  себя.

Памятка

  1. Плотно сожми губы и зубы.
  2. Читай только глазами .
  3. Читай как можно быстрей, считая про слова текста.
  4. Ответить на вопросы к тексту.

В целях обучения детей вертикальному чтению используют упражнение чтение «разведка». Оно заключается в том, что дети на максимальной скорости для них просматривают текс и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Это упражнение часто используется на уроках русского языка, например «разведчики» находят в тексте словарные слова или  на какое – либо правило.

Наряду с основными упражнениями используют и другие:

  1. Упражнение «финиши», читаем так же как при чтении «спринт», только читаем до указанного слова или выражения.
  2. Чтение с помехами. Ученик читает про себя, одновременно напевая песенку.
  3. Чтение с простукиванием ритма. Постукивая по столу карандашом заранее выученный ритм, ученики должны читать глазами незнакомый текст, а после прочтения ответить на вопросы по содержанию.
  4.  Чтение со звуковыми помехами (звучание музыки).

Совершенствование техники чтения про себя – лучший фундамент совершенствования техники чтения вслух. Помогает в этом методика авторов И.Т. Федоренко и В.Н. Зайцева. На каждом уроке используют следующие приемы и методы.

- чтение за диктором

-чтение в парах, и группах

- чтение с убыстрением темпа

- жужжащие чтение

- ежеурочные пятиминутки чтения

- самозамер скорости.

         Итак, к IV классу  мои ученики усваивают азы технической речи и средства выразительности, умеют самостоятельно выделить главное и содержание, найти ударное слово, выбрать нужную интонацию, передать свое отношение к читаемому.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_puti_stanovleniya_mehanizma_chteniya_v_nachalnoy_2.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

БУРАГА АННА АЛЕКСЕЕВНА Г БОУ СОШ №186

г. Санкт-Петербург, учитель.

На пути становления механизма чтения в начальной школе.

        Вспоминаются слова В. А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежда.

        Выражение «уметь читать» включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитывать текст, но и осознавать его, эмоционально отказываясь на каждый поступок героя, переживая за него. В. А. Сухомлинский отмечал: «Уметь читать – это  значит быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам».

        Изучение чтения существует в двух формах: чтение вслух и чтение молча. Две эти формы изучающего  чтение взаимно дополняют и обогащают друг друга, поэтому надо обучать детей и вслух и про себя.

        Мне хочется поделиться теми находками, которые помогли моим ученикам воспроизводить текст расковано и выразительно, бегло и сознательно. На первых уроках обучения грамоте мы выучили такие слова:

Давайте разгадывать

И будем выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Чтение шепотом и медленно:

Да-да-да - из трубы бежит вода .

До-до-до -  на дереве гнездо.

Ды-ды-ды – мы пошли по ягоды.

Ду-ду-ду с мамой я домой иду.

Та-та-та – в нашем классе чистота.

Ту-ту-ту – находим сами красоту.

Ты-ты-ты – нами помяты цветы.

Ят-ят-ят – парты равномерно стоят.

Ют-ют-ют – очень любим мы уют.

Чтение тихо и умеренно:

Арка – арца

Арта – арда

Орло – орча

Орса – оржа.

Чтение громко и умеренно:

 Гарь – парь – жарь

Дверь – зверь – червь.

Игры на звукоподражание:

 На птичьем дворе.

Наша уточка с утра …кря, кря,кря.

Наши гуси у пруда …га, га, га.

Наша курочка в окно…ко, ко, ко.

А как Петя – петушок

Ранним – рано поутру

Нам спает  ку – ка – ре – ку!

Игра «курочка с цыплятами»

 Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

          А за ней – цыплятки – малые – ребятки.

          Цып! Цып! Цып! Сюда! Сюда!

          Я вам букву нашла!

          Прибежал веселый А, прочитали дети …(на)

          Прибежал задорный О, прочитали дети …(но)

        Пробежал упрямый У, прочитали дети … (ну)

        Прибежал зазнайка Е, прочитали дети … (не)

        Затем по данной таблице провожу работу по развитию речи:

придумать имена цыплятам, сочинять о них истории.

Игра «Дупло»

Вот это дуб, а в нем дупло,

Где поселилась буква О

Буква это гласная ,

Но дружка с согласными

Желудь «Эль упал в дупло»  

Прочитаем вместе (ло)

Желудь «Эн» упал в дупло,

Прочитаем вместе  (но).

   

Много работала со скороговорками. Здесь придерживаюсь следующего алгоритма:

- выяснить ее смысл,

- преодолеть все трудные звукосочетания,

- сложное слово произносить по слогам, пусть в медленном темпе, без каких – либо затруднений, осечек, оговорок.

- проговаривать сначала беззвучно, но артикулируя.

- перейти на шепот

- потом вслух

- сначала в медленном темпе, потом в быстром.

- необходимо помнить о четкости произношения.

Некоторые скороговорки:

        Шашки на столе, шишки на сосне.

Три сороки на пороге, три вороны на воротах.

Мышонку шепчет мать: «Ты все шуршишь, не спишь».

Для того, чтобы повысить технику чтения и сознательность чтения, использую нетрадиционный метод обучения чтению – метод динамического чтения. Динамическое чтение – это когда читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки; это чтение только глазами. Поэтому начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти и внимания.

        В первом классе даю такие задания:

1. Найти лишнюю букву:

А, о, в, у, и.

        2. Найти лишний слог:

Бо, но, ро, мы, со, ко, ло.

        3. Найти лишнее слово:

Речка

Река

Ручей

Ручка

Ручеек

Слон

Лев

Мак

Тигр

Мама

Моль

Мыло

Мила

        Работая над текстом на уроках чтения, используя следующие упражнения: чтение «Эхо», чтение «канон», чтение «Спринт», чтение «Разведка», чтение со счетом слов.

        Чтение «Эхо» (по одному слову из предложения начинает читать хорошо читающий ученик, а слабо читающий прочитывает это же слово).

        Цель: Сильный чувствует себя ответственным, а слабый более уверен в себе, ведь он уже услышал слово, ему легче его узнать.

        Чтение «Конон»: один ученик начинай читать образец текста, другой  читает этот же образец вместе с первым, но опаздывал от него на три-четыре слова, как при пении канона.

        Цель: Держать определенный темп чтения, стараться читать выразительно, без ошибок. Все дети следят за чтением обоих учеников и оценивают их работу.

        Чтение «Спринт», небольшие отрывки текста несколько учащихся начинают читать одновременно – на скорость. Кроме быстрого чтения, им надо следить за выразительностью.  Еще чтение «Спринт» провожу и так:

Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст плотно сжав зубы и губы.

Памятка

Плотно сожми губы и зубы.

Читай только глазами.

Читай как можно быстрей.

Ответь на вопросы к тексту.

Чтение со счетом слов заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание.

        Цель: Загрузить уши учащихся посторонней работой – счетом слов. В этом случае дети лишены возможности произносить слова  себя.

Памятка

Плотно сожми губы и зубы.

Читай только глазами .

Читай как можно быстрей, считая про слова текста.

Ответить на вопросы к тексту.

В целях обучения детей вертикальному чтению используют упражнение чтение «разведка». Оно заключается в том, что дети на максимальной скорости для них просматривают текс и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Это упражнение часто используется на уроках русского языка, например «разведчики» находят в тексте словарные слова или  на какое – либо правило.

Наряду с основными упражнениями используют и другие:

Упражнение «финиши», читаем так же как при чтении «спринт», только читаем до указанного слова или выражения.

Чтение с помехами. Ученик читает про себя, одновременно напевая песенку.

Чтение с простукиванием ритма. Постукивая по столу карандашом заранее выученный ритм, ученики должны читать глазами незнакомый текст, а после прочтения ответить на вопросы по содержанию.

 Чтение со звуковыми помехами (звучание музыки).

Совершенствование техники чтения про себя – лучший фундамент совершенствования техники чтения вслух. Помогает в этом методика авторов И.Т. Федоренко и В.Н. Зайцева. На каждом уроке используют следующие приемы и методы.

- чтение за диктором

-чтение в парах, и группах

- чтение с убыстрением темпа

- жужжащие чтение

- ежеурочные пятиминутки чтения

- самозамер скорости.

        Итак, к IV классу  мои ученики усваивают азы технической речи и средства выразительности, умеют самостоятельно выделить главное и содержание, найти ударное слово, выбрать нужную интонацию, передать свое отношение к читаемому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути становления механизма чтения на уроках в начальной школе.

Статья содержит практический материал для формирования навыков сознательного, правильного, быстрого чтения. Может быть использован учителем на уроках чтения. Статья была опубликована в журнале "Началь...

"Становление личности ребенка в начальной школе" (воспитательная система)

Цель данной системы-формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности каждого ребенка....

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА "СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Воспитательная система класса "становление личности ребенка в начальной школе"...

Пути становления механизма чтения в начальной школе.

Материал предлагается для учителей начальных классов в помощь обучению технике чтения...

Факторы и условия влияющие на становление успешной личности в начальной школе

В настоящее время современная школа должна помогать детям развиваться и получать нужную информацию в ситуации успеха. Учитель нацеливает свою работу на личностный рост и развитие каждого ученика и кла...

ЧТЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

Начальная школа, чаще всего, является первым и главным пунктом, благодаря которому происходит знакомство с текстами; формирование и дальнейшее развитие навыка чтения.Уверенное владение навыком чтения ...