Совесть. А. Гайдар.
презентация к уроку по чтению (2 класс) на тему

Урок литературного чтения - 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovest.rar1.38 МБ

Предварительный просмотр:

УРОК

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

ТЕМА: А. Гайдар «Совесть»

Кушхова С.З. учитель начальных классов

школы № 26  г. Нальчик

Цель. Стимулировать осознание такого качества человека, как совесть.

Задачи урока:

Образовательные:

познакомить учащихся с биографией А.П.Гайдара, прочитать рассказ "Совесть";

обучать беглому и выразительному чтению;

учить слушать и слышать;

учить оценивать поступки литературных героев;

развивающие:

развивать навыки вдумчивого чтения и читательской культуры;

формировать интерес к изучению внутреннего мира человека;

воспитывающие:

воспитывать чувство ответственности за совершенные поступки;

воспитывать необходимые учебные качества: усидчивость, дисциплинированность, нравственные качества через анализ содержания рассказа "Совесть" .

Оборудование: презентация о творчестве  А.П. Гайдара, запись темы урока, толковые словари. 

Совесть – это голос твоего сердца

 Совесть – голос тайного судьи.

В ком есть стыд, в том есть и совесть.

  Совесть без зубов грызёт.

Словарь: "псевдоним" - ложное имя.

Ход урока

1. Организационный момент.

Презентация.

- Здравствуйте, ребята. Совсем скоро начнется наш урок. Но прежде давайте улыбнемся друг другу.

- Ребята, вы готовы к уроку? (проверяем готовность)

Мотивационная установка на успех (Слайд  3)

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем вместе мы трудиться,
Чтобы весело учиться.
 

2. Работа по теме урока.

Знакомство с русским писателем А.П.Гайдаром [Голиковым].

А) Фамилия Гайдар (псевдоним);

Словарная работа.

Знакомимся с лексическим значением слова -"псевдоним".

- От какого слова оно произошло?

Б) Информация учащихся по домашнему заданию - узнать из литературных источников о Гайдаре.

О псевдониме.Фамилия А.П.Гайдара Голиков. (Слайд 4)"Гайдар" по-монгольски - "всадник, скачущий впереди". Когда в давние времена воины-конники шли в поход, то высылали вперед всадника, всматривающегося в неизвестную даль, куда держал путь отряд. Его называли гайдаром. Всадник - гайдар первый принимал на себя удар и непременно должен был выйти из схватки победителем. Всей своей героической жизнью, литературной деятельностью Аркадий Гайдар доказал, что он недаром выбрал себе такое легендарное имя. Есть иного рода догадки и предположения о псевдониме "Гайдар". Так, его школьный товарищ, писатель А.М.Гольдин, объяснил, что слово "гайдар" состоит из отдельных букв, имеющих такое значение: Г - первая буква фамилии Голиков; А-й - сокращенное имя Аркадий (так в дореволюционное время было принято сокращать имена); д, Ар - сокращенное д, Арзамас, по-французски "из Арзамаса" (Голиков в училище изучал французский язык) - Г- ай- д- ар: Голиков Аркадий из Арзамаса. Сам писатель, объясняя происхождение своего псевдонима не всегда придерживался одной и той же версии, вспоминает друг А.П.Гайдара Б.Г.Закс, считая, что "гайдар" - это хакасское слово, означающее "начальник".

Основные этапы жизни Гайдара.

У. - Спасибо, ребята. Вы молодцы! Какие качества, характерные Гайдару, вы взяли бы с собой в жизнь?

Работа с пословицами, записанными на слайде (Слайд 14)

- Найдите в пословицах ключевые слова. Обяснение значения слова «Совесть»

Д. - Совесть.

- Стыд.

У. - Какое значение этих слов? (соотносим значение слов "совесть" и "стыд" - принимаются все варианты ответов и делаем вывод).

У. - Найдите в записях слова - "совесть".

Д. - В названии рассказа, в теме урока (учащиеся читают тему про себя, а затем вслух).

У. - Что вы думаете о теме урока? (предполагают, что в рассказе речь будет идти о совести)

У. - Настало время познакомиться с рассказом "Совесть", который написал А.П.Гайдар.

3. ПЕРВИЧНОЕ ЧТЕНИЕ

2). Чтение учителем рассказа "Совесть".

После прочтения - пауза. (Словарная разминка )

4. ПРОВЕРКА ПЕРВИЧНОГО ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА

3). Беседа по рассказу.

- Почему рассказ назван "Совесть"? (принимаются разные варианты ответов)

4). Беседа о поступке Нины.

- Кто такая Нина? Опишите её (Слайд 17)

 - У школьников есть обязанности перед школой, перед родителями, перед самим собой.

Как они называются?

Д. - Правила поведения (вспомнить правила общественного поведения в школе).

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Сели, встали, встали, сели

 И друг друга не задели.

 Мы немножко отдохнем

 И опять читать начнем.

 Выше руки! Шире плечи!

 Раз, два, три! Дыши ровнее!

 От зарядки станешь крепче,

 Станешь крепче и сильнее!

6. ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

У. - Когда Нина пошла в рощу? Найдите эпизод в рассказе со слов: "Чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу" (чтение эпизода)

У. - Как автор называет время занятий в школе (найдите в тексте)

Д. - Рабочее время.

У. - Почему Нина украдкой пошла в рощу? Чего ей боятся? Все на работе?

Д. - Она боялась, что кто-то из знакомых нечаянно может увидеть её.

У. - Знала ли она мальчика, которого встретила? (Слайд 18)

Д. - Нет, не знала.

У. - Почему она стала его стыдить? Читаем эпизод по ролям, со слов: "И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?"

У. - Как Нина разговаривает с малышом? Прочитайте её слова в тексте и попытайтесь передать интонацию. Что вы почувствовали бы, если бы с вами так разговаривали?

У. - А как отвечает малыш?

Д. - Он начал оправдываться, потому что испугался. Ведь он не прогульщик.

Испугавшись собаки, он оказался в роще и заблудился. Он не прогульщик. Он очень честный.

У.- Давайте подберем слова, характеризующие малыша.

Заполнение кластера(19)

У. - Что произошло с Ниной?

Д .- Она вдруг невольно сравнила себя с этим малышом, и хорошее настроение у неё пропало.

У. - Почему вдруг хорошее настроение пропало? Читаем со слов: "Она сравнила себя с этим добродушным мальчиком и, нахмурившись, хорошее настроение у неё пропало"

У. - Чем можно объяснить перемену настроения? (Ответы детей)

У. Подвести учащихся к мысли: убедившись в том, что малыш не был прогульщиком, она начинает понимать, что сама прогульщица, что обманула родителей и школу. Ей стало плохо.

У. - Что тревожило её?

Д. - Пробудившаяся совесть.

У. - Читаем эпизод со слов: "Убедившись в том, что малыш не был прогульщиком, начинает понимать, что только она обманула родителей и школу".

У- Как изменилось настроение Нины после встречи с малышом? Какие чувства она испытала?(слайд 20)

У. - Почему, провожая малыша, она не взяла с собой книги и завтрак? Подтвердите свой ответ строчками из рассказа.

Д. - (читают) "Поднять книги перед малышом теперь было стыдно: она села и заплакала, очень тяжело было на сердце:

У. - Как выдумаете, сможет ли Нина ещё когда-нибудь так поступить? (принимаются все варианты ответов учеников, обсуждаются, и делается вывод:

- Нина совестливая девочка. Она понимает, что поступила неправильно, что обманывать нехорошо, и любой обман рано или поздно раскроется.

Задание  (У)

Соберите из предложенных слов и выражений советы, которые будут соответствовать одному из правил мудрости: «Ошибся — остановись и исправь!».

1) Это наука, ошибка, двигаться вперёд, помогающая нам.

2) Обычно, вообще; человек, который; ничего не делает, не делает ошибок.

3) Одного, другому, ошибка, урок.

Каждой группе можно предложить собрать одно из высказываний.

1) Ошибка — это наука, помогающая нам двигаться вперёд.

2) Человек, который не делает ошибок, обычно вообще ничего не делает.

3) Ошибка одного — урок другому.

7. РЕФЛЕКСИЯ

Почему А.П.Гайдар назвал рассказ "Совесть"?

Задание  (П)

Могут ли люди жить, не совершая ошибок?

Можно ли утверждать, что если человек не исправляет свои ошибки, то он становится мудрее?

Что такое совесть для вас?

Случались ли подобные случаи с вами?

Найдите в тексте эпизод с ключевым словом "Совесть".

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Спасибо за отличную работу. Домашнее задание - написать окончание рассказа, или мини сочинение  "Совесть - для меня это:"

9. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК С КОММЕНТИРОВАНИЕМ.

- Спасибо за отличную работу :

10. ИТОГ УРОКА.

- С каким писателем мы познакомились?

- Какие моменты его жизни вам запомнились?

- Как называется произведение, с которым мы сегодня работали?

- Какие чувства испытали вы к главному герою рассказа?

Чтение плаката:

«Живи так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки».

– Могут ли эти слова быть итогом нашей работы на уроке?

Еще раз поблагодарить ребят за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.Гайдар "Совесть"

Урок литературного чтения во 2 классе по технологии критического мышления через чтение и письмо....

Гайдар. Совесть. 2 класс Гармония.

Тема: Аркадий Петрович Гайдар «Совесть». Цели: 1.Познакомить с рассказом А.П.Гайдара «Совесть»; помочь детям проанализировать этот рассказ. 2.Развивать навыки чтения: беглое, осозн...

Аркадий Петрович Гайдар «Совесть» (урок обучения чтению нового текста)

На урок литературного чтения во 2-А классе МОУ «Железногорская СОШ № 3» по теме «Совесть» А.П.Гайдара учителя начальных классов Ревенковой Татьяны Анатольевны.На уроке чётко поставле...

А.П.Гайдар "Совесть"

Урок и презентация....

А.П.Гайдар "Совесть"

Урок и презентация....

Сценарий урока А.Гайдар "Совесть"

В данной работе представлен урок по произведению А.П.Гайдара "Совесть" для 2 класса по УМК "Планета Знаний"...