Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе по теме "Рассказ В. Осеевой "Печенье"
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему
Тема урока близка и понятна детям. О своей семье, о любви и уважении к старшим учащиеся всегда говорят с большим интересом. Дети учатся размышлять над содержанием произведения, определять его идею, ставят вопросы нравственного содержания и ищут на них ответы. Урок призывает каждого задуматься о своём поведении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает».
В. Осеева «Печенье».
Цель:
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям (добросердечие, любовь и уважение к родным, совестливость);
- совершенствование навыков сознательного, беглого, выразительного, правильного чтения;
- развитие творческих способностей и ассоциативного мышления.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз
Я знаю, каждый в классе – гений.
Но без труда талант не впрок,
Мы вместе сочиним урок!
Я уверена, вы мне поможете. А чтобы всё получилось нам надо потрудиться.
2. Подготовительные упражнения.
Чтобы хорошо читать, надо правильно дышать.
а) Дыхательная разминка:
«Остуди чай» «Понюхай цветок» «Сдуй пылинку».
б) Звуковая разминка:
Работа насоса……ф-ф-ф-
Шум леса …ш-ш-ш
Бег лошадки …цок-цок-цок…
Рычание тигрёнка …р-р-р
Полёт пчелы …з-з-з
в) Литературная разминка.
(слайд с антонимами)
Подберите к словам слова, противоположные по смыслу.
Учитель | Ученики |
Глупый------ | умный |
Лживый ----- | честный |
Слабый-------- | сильный |
Плохой ------- | хороший |
- Про кого так говорят? (про людей)
Учитель. Может ли человек быть только хорошим или только плохим?
- У каждого человека могут быть хорошие и плохие черты характера. В каждом человек есть две половинки: белая и черная. Важно только какую человек открывает в себе больше.
А теперь поработаем над пословицами. Соедините начало с концом.
Начало пословиц | Конец пословиц. |
1.При солнышке тепло, | 1. чем родная матушка. |
2. Нет лучше дружка, | 2. кто красиво поступает. |
3. Красив тот, | 3. тот вовек не погибает. |
4. Кто родителей почитает, | 4. при матери добро. |
- Какой темой эти пословицы объединены?
Ученики. Эти пословицы о семье.
– Семья, что это в вашем понимании, какие ассоциации приходят на ум?
( Это любимые, самые родные люди, которые уважают друг друга, помогают. Семья- это любовь, дружба, тепло, уют в доме, взаимовыручка и взаимопонимание, совместный труд, общие интересы и т.д.)
Тема урока
Учитель. Ребята, всему, о чем мы сейчас говорили, учат рассказы Валентины Александровны Осеевой.
(слайд фото автора)
Рассказ учителя о биографии В.А.Осееевой.
В 1902 году в городе Киеве на Украине родилась писательница В.А. Осеева. Осеева Валентина Александровна в юные годы мечтала стать актрисой, но придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят рассказы, сказки, стихи, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. В 1940 г. вышла ее первая книжка «Рыжий кот». А вот ещё известные произведения В.Осеевой.
(показ слайда с книгами)
А теперь прочитайте девиз нашего урок (слайд девиза)
«Мало уметь читать, надо уметь думать»
-А вы знаете, эту фразу сказала мама Валентины Осеевой! Когда Валя была маленькой, она любила читать короткие рассказы без помощи взрослых. Однажды мама спросила: "Понравился тебе рассказ?" Маленькая Валя ответила, что не знает, об этом она не думала. Тогда мама огорчилась: «Мало уметь читать, надо уметь думать». Эти мамины слова Валя запомнила на всю жизнь. И рассказы В.Осеевой хоть и небольшие, но очень поучительные. Рассказ, который мы с вами будем читать сегодня, тоже заставит вас задуматься.
- Физминутка. Перед чтением давайте немножко расслабимся.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали: раз, два, три.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Вправо ниже наклоняйся.
Влево тоже наклоняйся.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Один, два, три, четыре, пять.
Открываем. Поморгаем
И читать мы начинаем.
5.Первичное восприятие текста (читает учитель)
Произведение, которое вы сейчас услышите, называется «Печенье».
(слайд с картинкой)
Вот вы послушали рассказ. Вам стало весело или грустно? Покажите сигнальными карточками (чёрные и белые). Почему?
- Кто герои рассказа?
- Как можно назвать их одним словом? (семья)
- Понравилась вам эта семья? Покажите сигнальными карточками.
--Вижу, что не понравилась. Ну что ж, давайте разберёмся.
6. Работа с текстом по учебнику
Прочитаем теперь вместе и по каждой части немного побеседуем. Будьте внимательны. При чтении вам встретятся трудные слова. Давайте проговорим их.
(слайд с трудными словами)
1) Повторное чтение и анализ прочитанного:
1-я часть (1-ый абзац)
-Где происходит действие?
- Зачем собралась семья? (чаепитие)
- Для кого мама принесла печенье?
Покажите, какое настроение было в семье в начале рассказа? (белые)
2-я часть (до слов « рассыпчатое, сладкое»)
- С какими словами обратился Миша к Вове? (Дели по одному, сказал строго)
-С какими словами обратился Миша к бабушке?
- Можно ли считать слова Миши просьбой? Почему?
-Изменилось настроение у мамы и бабушки? (если сначала бабушка весело звенела чашками, то теперь автор пишет «за столом стало тихо»)
3-я часть (до конца)
-Итак, главный вопрос: правильно ли разделили мальчики печенье? (Нет, они разделили печенье только между собой и не подумали о других членах семьи)
-А вы поступаете также?
-Итак, давайте сравним, как начинался и как закончился вечерний чай для всей семьи?
( Начинался весело, все дружно собрались за столом, у всех хорошее настроение. А закончился тем, что мама и бабушка сидели и молчали, бабушке достался кусок чёрного хлеба, а мама даже не притронулась к чаю. Конечно, им очень обидно и неприятно, что дети так себя повели)
- Мальчики поступили неправильно, повели себя плохо. Какими же растут Вова и Миша? Подберите слова для характеристики героев рассказа.
На доске запись:
Вежливый Невнимательный Эгоист
Жадный Добрый Бессовестный
– Кто такой эгоист? (Эгоист – себялюбивый человек, пренебрегающий интересами окружающих, думающий только о себе)
Знакомство со значением слова эгоист по толковому словарю Д.Ушакова
- А хотели бы вы иметь таких друзей?
- Можно ли назвать эту историю поучительной? Чему она учит? (почитанию старших, уважению к родителям)
Давайте ещё раз обратимся вот к этим пословицам. Они подходят к рассказу «Печенье»?
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
– Что значит чтить, почитать родителей?
(слайд: уважать, относиться с любовью)
Дорогие ребята! Совсем недавно мы с вами отмечали красивый праздник Международный женский день 8 Марта. Мы поздравляли своих мам, бабушек, сестёр. Но вы должны их любить не только по праздникам. Если вы хотите сделать маму счастливой, поступайте так, чтобы она радовалась каждый день и с гордостью могла сказать: «Знаете, какие у меня хорошие дети!» Не огорчайте своих мам, не обижайте бабушек, всегда помогайте и помните, что мама дала вам жизнь, вскормила вас своим молоком. Помните об этом особенно, когда станете взрослыми. И сколько бы ни было человеку лет 5 или 50, ему всегда нужна мама.
( музыкальная презентация о маме)
8. Завершение работы
--Давайте ещё раз вернёмся к рассказу. Завершая работу над текстом, я хочу предложить вам интересное задание. Рассказ я разделила на части и каждую часть приклеила на полоску цветной бумаги. Они ничего вам не напоминают?
--Да, это цвета радуги. Задание: расположить части текста так, чтобы получился рассказ. И если части соберём правильно, получим радугу. Итак, с какой полоски начинается радуга?
Дети выходят к доске, читают отрывки и из полосок складывается радуга.
Появилась радуга на доске сейчас. Веселее стало на душе у нас.
--Только последняя полоска пустая. А может быть нам стоит придумать счастливое окончание этой истории? Как вы считаете, у Вовы и Миши есть шанс исправиться, не стать совсем уж чёрствыми, невнимательными, бездушными? Подумайте и сочините к этой истории хороший конец. Это и будет ваше домашнее задание.
Итог урока
– Было ли что-то на уроке, тронувшее вас?
– С чем вы уходите с данного урока, что взяли в голову и в душу?
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
-- Дели по одному, -- строго сказал Миша.
Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.
-- Ровно? -- спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки.
-- Ровно. Бабушка, налей нам чаю !
Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
-- Рассыпчатое! Сладкое! -- говорил Миша.
-- Угу! -- отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.
Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму -- она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку -- она жевала корочку чёрного хлеба...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/29/picture-59442-1603967408.jpg)
Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс Тема: знакомство с творчеством Дж.Р.Р.Толкина.
В материале дана разработка урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления. Урок направлен на получение новых знаний и формирование УУД...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/19/picture-567837-1421655054.jpg)
Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс Тема: Литературные сказки (обобщение) с презентацией
Разработка урока по литературному чтению...
Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс "Писатели России 19 века"
Урок -обощения по поризведениям и биографии Жуковского, Крылова, Лермонтова и Пушкина, метапредметные связи с уроком ИЗО, Работа в группах, получен реальный продукт....
Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс Михаил Пришвин «Ребята и утята»
Индивидуализация на уроке литературного чтения реализуется на протяжении всех его этапов. При рассадке детей учтены рекомендации психолога и врача гимназии. В течение урока дети могут свободно встават...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/20/picture-657321-1442763060.jpg)
Методическая разработка урока по литературному чтению 1 класс
Разработка урока по литературному чтению 1 класс...
Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс "Николай Носов "На горке"
Данная разработка урока содержит приемы технологии критического мышления и смыслового чтения....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/30/picture-990765-1514645007.jpg)
Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс
Урок Литературное чтение. 4 класс.Тема урока "Стихотворение Брюсова В.Я. "Опять сон","Детская"Технология продуктивного чтения.Тип урока Изучние нового материала....