Урок литературного чтения в 3 классе по теме: "Мышонок Пик"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Цели: ознакомление с произведением В.Бианки из раздела "Люби живое", развитие навыков беглого, осознанного, выразительного чтения, воспитание бережного отношения к братьям нашим меньшим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3 классе
ТЕМА: В. В. БИАНКИ «МЫШОНОК ПИК»
Тип урока: решение частных задач | ||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством и произведениями В. В. Бианки из раздела «Люби живое»; способствовать развитию навыков беглого, осознанного, без искажений, выразительного чтения, нахождения ответов на вопросы в тексте; памяти, внимания, воображения; воспитанию бережного отношения к братьям нашим меньшим | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с произведением научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли | Метапредметные: познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности; регулятивные: составляют план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагают совместно с группой (парой) план изучения темы урока; коммуникативные: пользуются элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией; проявляют терпимость к альтернативному мнению, не допускают агрессивного поведения, предлагают компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента | Личностные: самостоятельно выполняют домашнее задание по литературному чтению |
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет В. Бианки; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Организация начала урока | Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. | Сообщают о готовности | Умеют слушать в соот- |
– Бесконечная Вселенная… В этой завораживающей воображение бесконечности множество звезд, планет… Но самая прекрасная планета во всей Вселенной – это наша планета Земля. Земля – наш дом. А человек в нем хозяин. Но мы не одни на нашей планете, с нами братья наши меньшие: птицы, рыбы, звери. Мы в ответе и за эту красоту, и за братьев наших меньших | ка, рабочей тетради, ручки, простого и цветных карандашей, ластика указки). Определение самоготовности («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») | ветствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи | |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания. 1) Беседа. | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке? – Почему ребята назвали мышонка Пиком? – Кем стал мышонок Пик? (Мореплавателем.) – Подберите слова-синонимы к слову «мореплаватель». (Путешественник.) | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. | Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии установкой. Принимают высказанные мнения по существу полученного задания |
2) Работа с выставкой книг. | – Рассмотрите выставку книг. Кто их автор? Расставьте названия произведений «Чей нос лучше?», «Росянка – комариная смерть», «Кукушонок», «Как Муравьишка домой спешил», «Первая охота», «Мышонок Пик», «Кто чем поет?», «Поганки», «Чьи это ноги?» – Какая страшная смерть грозила бедному мышонку? (Его чуть не убил мальчик, чуть не склевали чайки, чуть не поймала щука, змея, жулан.) | ||
3) Ролевое чтение. 4) Выставка иллюстраций. 5) Письмо герою-мальчику. 6) Работа по карточкам. | – Прочитайте по ролям первую главу. – Расскажите, какие иллюстрации вы нарисовали. – Прочитайте свое письмо герою-мальчику. Предлагает выполнить индивидуальную работу по карточкам (см. ресурсный материал). | ||
2. Речевая разминка | Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. – Прочитайте скороговорки по слогам. – Прочитайте сердито. – Прочитайте с восклицательной интонацией. – Прочитайте с вопросительной интонацией. • Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь – не спишь». Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише». • Мышь широкими шагами шла по мостовой. • Шли сорок мышей, несли сорок грошей, Две мыши поплоше несли по два гроша. – Что обозначают выделенные слова? Грош – это старинная русская монета в 2 копейки. Поплоше – хуже, слабее. | Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке. | |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Проводит беседу. Сообщает тему урока. – С творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке? (В. Бианки.) – Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Виталия Валентиновича Бианки. Нет ни одного малыша или взрослого, который бы не знал книг Бианки. Настоящий писатель по сути своей первооткрыватель: он всегда открывает читателям новое. Что же открывал своим юным читателям писатель В. В. Бианки? Он взял своих читателей за руку и повел в удивительный мир, многоголосый, многокрасочный, мир, переполненный тайнами, поэзией и красотой, фантастический мир природы, населенный удивительными существами в перьях, шерсти и чешуе. По книгам – А еще он был человеком, который как-то по-особенному любил природу и относился к природе. Скажите, как сам автор называл свои произведения и почему? С каким произведением познакомились на прошлом уроке? – Кто главный герой произведения? | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме |
– Какие виды мышей вы знаете? А наш герой? – Вы видите на доске рисунки с изображением мышей. Рисунки пронумерованы. На столах у каждого карточки с номерами этих картинок. Выберите нужный рисунок и поднимите карточку с номером этого рисунка. – Как вы догадались? (У мышонка – черная полоса на спинке.) | Сообщение ученика | ||
IV. Работа с текстом произведения. 1. Беседа по содержанию. 2. Выборочное чтение. | Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. – Чем занимались дети на берегу реки? – Кого в кустах обнаружил брат? – Как мышонок попал в мореплаватели? – Что брат хотел сделать с мышонком? Почему? – Какой человеческий порок вы заметили у брата? (Злость.) – Как вы думаете, почему сестра не разрешила убить мышонка? – Что она придумала? – Как Пик стал мореплавателем? – Давайте прочитаем, как это случилось. – Какой был мышонок? Прочитайте. – Каким стал Пик? (Осторожным, неутомимым, настойчивым, умным, сообразительным, ловким.) – Чем казалась река мышонку? – Что вы узнали о мышином семействе? – Как вы думаете, испугался ли мышонок, оказавшись на кораблике? – Какие опасности поджидали мышонка на реке? – Почему маленький пассажир мог считать себя счастливцем? – Умел ли он защищаться от врагов? – Кто хотел погубить мышонка? – Какая птица спасла мышонка от чаек и щуки? – Удалось ли Пику выбраться из воды? Как он это сделал? – Прочитайте, как автор называет лягушонка. (Пучеглазый маленький лягушонок.) – Прочитайте, как автор описывает змею. (Серебристо-черная змея.) – Почему Пик просидел голодным целый день? | Отвечают на вопросы учителя, опираясь на текст произведения. | Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета |
3. Графический диктант. 4. Работа в печатной тетради | – Как Пик нашел себе пропитание? – Как мышонок стал искать себе пищу? – Кого он встретил на берегу? – Испугался ли мышонок, когда увидел лягушонка? – Что произошло с лягушонком? – С кем произошла встреча в кустах? – Где мышонок провел остаток ночи? – Как Пику помогла его шерстка-невидимка? – Как мышонку удалось перехитрить «соловья-разбойника»? – Что помогло мышонку спастись от «соловья-разбойника»? (Быстрота, терпение.) Проблемный вопрос: – Какую цель поставил перед собой мышонок Пик, чтобы выжить? – Удалось ли мышонку найти других мышей? – Какое качество помогло мышонку спастись? (Стремление к жизни, хорошее здоровье.) Проводит графический диктант по произведению (см. ресурсный материал). Организует работу в печатной тетради. – Выпишите названия глав из сказки В. Бианки, и у вас получится план, с помощью которого вы сможете пересказать это произведение. План 1. Как мышонок Пик попал в мореплаватели. 2. Кораблекрушение. 3. Страшная ночь. 4. Хвост-цеплялка и шерстка-невидимка. 5. Соловей-разбойник | Читают высказывания. Если согласны, то ставят знак «+»; если не согласны, то знак «–». Выполняют работу в тетради на печатной основе, сверяя с планом учителя | |
V. Изготовление книги о мышонке Пик | Дает представление о людях, создающих книгу, – писателе и художнике-иллюстраторе, о строении книги (обложка, титульный лист, страницы с текстом и иллюстрациями). | Выделяют существенную информацию | |
– Книгу можно сделать самим, для этого надо интересно рассказать о событиях, – Мы можем сделать свою книгу про мышонка Пика. Это совсем несложно. Каждый из вас расскажет про какое-нибудь приключение мышонка. Рассказы нужно записать на бумаге и сделать к ним рисунки. Рисунков может быть много. Рассказы и рисунки надо сложить в стопку и прошить – получится книга. Посмотрим, как устроена книга, которую изготовили в типографии. Учитель демонстрирует книгу В. Бианки, обращает внимание детей на картонную обложку, плотную бумагу страниц, показывает титульный лист, объясняет, что на нем и на обложке написаны фамилия писателя, который придумал и записал эту интересную сказку, фамилия художника-иллюстратора, а также название города, где ее напечатали. Специально останавливается на рисунках художника, подчеркивая, что без них книга не была бы такой интересной. – Художник может изобразить разные эпизоды, и каждый художник рисует по-своему. Книга, которую мы сделаем, будет наша – мы станем ее авторами, художниками и изготовителями. У каждого из вас есть любимый эпизод – какое-нибудь приключение мышонка. Вы его сначала нарисуйте, а потом опишите словами. К рассказу надо придумать заглавие. – В книге мы напишем имена и фамилии ребят, которые рассказали про Пика и изобразили его на бумаге. Будет особенно интересно, если каждый из вас по-своему рас-скажет о любимом герое и нарисует его | Рисуют иллюстрации. Учитель помогает каждому уточнить сюжет, композицию рисунка; изобразить детали сюжета. Учащихся, которые быстро справились с рисованием, учитель приглашает рассказать про приключения Пика и свои рисунки. Учащиеся по очереди пе-ресказывают выбранные ими фрагменты, демонстрируют рисунки, а остальные слушают и завершают работу. Готовые работы вывешиваются на стенд. Следующий этап – изготовление книжных страниц с текстом. После заглавия, придуманного самим ребенком, следует указать автора. В дальнейшем при брошюровке книги текст и рисунок располагают на развороте | из текста загадки. Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. высказанные мнения по существу полученного задания | |
VI. Самостоятельная работа | Проводит тестирование по произведению В. Бианки (см. ресурсный материал) | Дают ответы по тесту | Осуществляют анализ с целью нахождения соответст- |
вия заданному эталону | |||
VII. Домашнее задание | Знакомит и объясняет домашнее задание. • Подготовить краткий пересказ по составленному плану. • Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту. • Найти эту сказку в библиотеке, прочитать ее до конца, подготовить выразительное чтение понравившейся главы | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи |
VIII. Итог урока. Рефлексия | Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результаты чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам. – Зачем Виталий Бианки сочинил эту сказку? (Показать на примере этого героя – маленького мышонка, что можно выйти победителем из сложной ситуации, только не нужно теряться, впадать в панику, суетиться.) – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Продолжите предложения. Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать… • Мне больше всего удалось… • За что ты можешь себя похвалить? • За что ты можешь похвалить одноклассников? • Что приобрел? | Отвечают на вопросы. | Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
Ресурсный материал к уроку
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ
– Вставьте пропущенные слова.
…Первыми заметили Пика большие … (белые чайки). Они подлетели и закружились над кораблем. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лета разбить себе клюв о твердую кору. Некоторые опустились на воду и вплавь догоняли кораблик. А со дна реки поднялась … (щука) и тоже поплыла за корабликом. Она ждала, когда … (чайки) скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать страшных зубов».
СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА О МЫШКЕ-МАЛЮТКЕ
«Мышь-малютка легко приспосабливается к условиям окружающей среды. В естественных условиях они встречаются на территории от Пиренейского полуострова до Тихого океана. Живут в лесостепной зоне, часто обитают на полях с зерновыми культурами, среди пойменных кустарников. Летом устраивают из растительных волокон шарообразные гнезда, располагая их среди травяных стеблей, на зиму переселяются в норы. Длина тела едва достигает 7 см, хвоста – 5–7 см. У молодых особей окраска шерсти тусклая, коричневатая. После первой линьки зверьки приобретают ярко-рыжую окраску. Нижняя сторона шерсти чисто белая.
Мышь-малютка окрашена ярче и разнообразнее других видов. Это изящное и симпатичное животное легко привыкает к новым условиям жизни, при этом ведет себя спокойно и миролюбиво. Для грызунов этого вида требуется просторная клетка, чтобы они могли свободно передвигаться и лазать. В рацион мышей-малюток должны быть включены насекомые и другие беспозвоночные, а также свежая зелень и зерновые корма».
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
1. Ребята пускали по реке лодочки? (–)
2. Брат делал их из бумаги. (–)
3. На самый большой кораблик понадобилась длинная мачта. (+)
4. Мышонок был один и жил под камнем. (–)
5. Он был серого цвета. (+)
6. Это был дикий мышонок. (+)
7. Мальчик ранил его ножом, когда доставал. (+)
8. Ребята решили убить мышонка. (–)
ТЕСТ
Выберите правильный ответ.
1. Кто сказал: «Посадим его в наш самый большой кораблик, и пускай он будет за пассажира!»?
а) Сказал мальчик; б) закричала сестренка; в) объяснил брат.
2. Кто упал в реку совсем рядом с корабликом, концом крыла он задел парус, и суденышко перевернулось?
а) Рыболов-скопа; б) мышонок Пик; в) сорокопут-жулан.
3. Она ждала, когда чайки скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать ее страшных зубов.
а) Змея; б) скопа; в) щука.
4. Плюх-шлеп! – ударилось что-то о землю недалеко от мышонка.
а) Красивая птичка с розовой грудью;
б) гибкое тело серебристо-черной змеи;
в) пучеглазый маленький лягушонок.
5. Мышонок усаживался, поднимал стебель передними лапками, как руками, и быстро съедал _________.
а) Колосок; б) молоко мыши-матери; в) теплый сок.
6. Что помогало мышонку отлично лазать?
а) Розовый ротик; б) хвост; в) ушко в крови.
7. Кого разбудила громкая песня так, что захотелось послушать певичку поближе?
а) Это сорокопут-жулан; б) это рыболов-скопа; в) большие белые чайки.
8. О ком говорится: «Я их всех убиваю: зачем они у нас хлеб воруют»?
а) Хитрый «соловей-разбойник»; б) большие белые чайки; в) мыши.
9. Что понадобилось на самый большой кораблик?
а) длинная мачта; б) паруса из тряпочек; в) твердая кора.
10. Это было настоящее _______, и маленький пассажир мог считать себя счастливцем, что спасся.
а) наводнение; б) землетрясение; в) кораблекрушение.
11. И все ближе и ближе слышалось легкое быстрое шуршанье. На один миг мышонок увидел: ______.
а) его голую скользкую кожу;
б) гибкое тело серебристо-черной змеи;
в) стадо перепуганных лягушат.
12 . Пик и опомниться не успел, как ____________ накинулся на него и больно ударил крючковатым клювом в спину.
а) рыболов-скопа; б) «соловей-разбойник»; в) жулан.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/03/picture-74180.jpg)
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/18/picture-385271-1390024292.jpg)
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/06/picture-838091-1478458098.jpg)
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/30/picture-1008832-1572414774.jpg)
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/19/picture-985868-1513694599.jpg)
Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему: "Мышонок Пик"
Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему: "Мышонок Пик"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/29/picture-508607-1414530082.jpg)
технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение
Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/14/picture-1219108-1581695624.jpg)
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...