Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения младших школьников
статья по чтению на тему
Проблема повышения качества образования во всех развитых странах рассматривается как приоритет национальной политики. Ведущая роль в ее решении отводится приобщению школьников к культуре чтения. Чтение – это базовый компонент воспитания, образования и развития культуры. Оно является деятельностью, формирующей и развивающей личность, инструментом получения образования и распространения культуры, свидетельством сформированности коммуникативной и профессиональной компетенции человека, инструментом достижения успеха в жизни. Роль чтения и книги для развития ребёнка очень важна. Но в настоящее время все чаще мы встречаемся с негативным отношением к нему. Не часто младшие школьники испытывают желание читать книги. И как следствие этого — падает культура, скудеет духовный мир нового поколения.
В концепции начального образования В.В. Давыдова обосновано положение о том, что начальное звено - особый самостоятельный концентр в системе непрерывного образования, значение которого определяется не только преемственностью с другими звеньями образования, но и непреходящей ценностью для становления и развития личности ребенка, развития его творческого потенциала. Первого сентября маленький человек впервые переступает порог школы, с которой он простится лишь в юности. Впереди много долгих и трудных лет учения, целью которого является выпустить из школы грамотного, эрудированного и доброго человека. Как важно, чтобы эти годы для каждого ребенка стали годами радости независимо от того, какими способностями и индивидуальными возможностями он обладает. Источником такой радости может и должна стать книга. Это «быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего.
Литература сегодня и как факт существования духовно-нравственной жизни общества, и как школьный предмет остается, наверное, единственной нравственной опорой духовной жизни людей. Но нравственные ценности не переходят из книг в душу читателя автоматически – нравственное чувство развивается, нравственные убеждения формируются, и особенно интенсивно в детском и юношеском возрасте. Значит, именно в школе мы имеем возможность пробудить, а затем и сформировать у детей интерес и любовь к чтению, развить способность к восприятию красоты, емкости художественного слова его нравственного и творческого потенциала.
Главной задачей урока литературное чтение является эстетическое и нравственное развитие учащихся. Каждый ребенок интересен на этом уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. Приобщение детей к чтению должно быть деятельностным, ребенок должен садиться за книгу не под страхом наказания, ему нужно восхищение, его должны вовлечь в чтение творческая атмосфера образовательного учреждения, созданная в нем читательская среда.
Формирование читательской среды целесообразно проводить по следующим направлениям:
• расширение объектов изучения (числа источников текста, числа аспектов культуры чтения);
• определение проблем социально-педагогического характера, к решению которых необходимо подготовить учащихся через приобщение к чтению;
• использование потенциала межпредметных связей для приобщения к культуре чтения;
• использование возможностей самообразования в области чтения как компонента индивидуальной траектории образования.
Для реализации данных направлений можно использовать на уроках литературного чтения технологию «Развития критического мышления». Это целостная система, позволяющая формировать навыки работы с информацией. Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.
Концептуальная идея технологии – формирование у школьника позиции субъекта собственной учебно-познавательной деятельности, умений организовать, осуществлять, достигать самостоятельно поставленных целей, рефлексировать. Эта идея определяет структуру модели данной технологии и приемы ее реализации в практике преподавания.
Алгоритм урока состоит из 3-х этапов (фаз):
1. Стадия вызова – пробуждение интереса к теме; установка на творческое, поисковое ее изучение; активизация имеющихся знаний и т.д.
2. Стадия осмысления материала – соотнесение новой информации с собственными знаниями, получение новой информации активными способами, установление смысловых и логических связей и т.д.
3. Стадия рефлексии включает целостное осмысление и обобщение полученной информации, анализ всего процесса изучения материала, выработка собственного отношения к изучаемому.
Технология пробуждает и стимулирует активность учащихся на протяжении всего урока с помощью особых приемов и способов работы с информацией. В результате этого знание становится личностно-значимым.
Среди эффективных приемов восприятия, осмысления и передачи знаний можно назвать:
- инсерт - разметка текста. Прием «инсерта» - разметки текста, используется для того, чтобы высказать свое отношение к суждениям по трем критериям:
- сомневаюсь и критикую (« - « не разделяю суждение);
- соглашаюсь и разделяю («У» уже знал);
- удивляюсь и открываю («+» новое знание);
- двухчастный дневник. Используется в работе с печатными текстами (научными, публицистическими...), требующими глубокого осмысления. Лист делится на две части: в первой - выписываются цитаты, требующие осмысления; во второй - собственный комментарий к ним. Прием «трехчастного дневника», который позволяет соединить любой текст и личный опыт читателя. В первой — интересные вопросы, во второй - оригинальные и жизненно важные ответы-цитаты. В третьей - фиксируются свои комментарии (объясняется выбор цитат, дополняются толкованием, своими ассоциациями, возникшими вопросами).
Чертится таблица из трех колонок:
Цитаты | Интересные вопросы | Личные комментарии |
|
|
|
- «зигзаг». Предполагает фиксирование результата согласования и обсуждения проблемы в группе. Каждый зачитывает свои выводы, они фиксируются. Отбрасывается незначительное, редактируется повторяющееся. В результате создается эталонный вариант понимания (решения, осмысления...) проблемы в группе. Каждая группа выбирает своих представителей в объединенную сборную и проводится та же аналитическая работа, создается общий текст:
Мы прочитали и обсудили..
Он (они...)размышляют о
Нам запомнились такие мысли, над которыми можно размышлять
Мы пришли к выводам....
- «чтение с остановками». Прием помогает раскрывать иерархию информационных (факты, мнения, суждения) и смысловых (основная мысль, тема, подтема, микротема) уровней, а также рефлексивную информацию, т.е. процедуру понимания текста.
- «сикнвейн». Прием «синквейна» («пятистрочие»):
- понятие;
- три существительных - смысловых синонимов:
- три эпитета - прилагательных;
• три глагола,
- одна фраза, в которой заключен главный смысл понятия;
- синоним смысла в одном слове.
Например:
«Живая вода»
Любовь, Память, Дети
свежая, живительная, утоляющая
спасает, помогает, заставляет жить
дает радость жизни
Жизнь
- «письмо по кругу». Прием осуществляется в три шага. Каждый член группы на своем листе бумаги записывает одну общую стартовую фразу для всех, затем каждый заканчивает это предложение в течение минуты и передает свой листок соседу справа. Он читает чужой текст и дополняет его своим комментарием. Снова передает соседу справа, получает лист от соседа слева, читает текст и продолжает его. Круг завершается, когда каждому возвращается его начало страницы. Таким образом, в группе создается общее объективное мнение/решение проблемы, ее осознание.
Таким образом, можно выделить преимущества технологии:
-Повышается ответственность за качество собственного образования.
- Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объемом информации; овладевают умением интегрировать информацию.
- Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление).
- Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
- Технология наиболее эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен интересный, познавательный текст.
От нас учителей зависит многое в дальнейшеё судьбе ребенка. Мало просто вложить в ученика знания, необходимо, чтобы эти знания способствовали развитию личности. Программа предмета «Литературное чтение» как раз и нацелена на общее развитие учащихся, «развитие ума, чувств и воли», то есть развитие познавательных, аналитических и творческих способностей, эмоционально-волевых и нравственных качеств личности ученика.
Литература:
- Галактионова Т.Г. Диалог о чтении: методические рекомендации по приобщению к чтению младших школьников. (материалы) // Антология педагогических советов: Серия. Выпуск 4. Сб. научно-методических материалов по подготовке и проведению пед. советов / Под ред. Козловой А.Г. – СПб. : ООО «Нестор», 2007. – 144с.
- Сметанникова Н. Н . Взаимосвязь чтения в школе и обществе // Чтение детей и подростков : мотивы и потребности : сб. статей и учеб.-метод. материалов. — СПб. : ЛЕМА, 2005. — С. 49—56.
- Чудинова В. П. Чтение детей и подростков в России : смена модели чтения // Дети и подростки в меняющейся медиасреде / Рос. гос. дет. б-ка. — М.: Школьная библиотека, 2004. — С. 9—26.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trkm_krivoshapkina_l.a.ppt | 1023.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Те, кто по-настоящему умеют думать, знают, зачем им это нужно… Дайана Халперн
Авторы технологии: 1. Д.Стил, К.Мередит, С.Уолтер,Ч.Темпл. Универсальная, надпредметная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами В России известна с 1997 года 2. И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек. Критическое мышление. Технология развития
ЦЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ, НЕОБХОДИМЫХ НЕ ТОЛЬКО В УЧЕБЕ, НО И В ОБЫЧНОЙ ЖИЗНИ ( УМЕНИЕ ПРИНИМАТЬ ВЗВЕШЕННЫЕ РЕШЕНИЯ, РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ, АНАЛИЗИРОВАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ СТОРОНЫ ЯВЛЕНИЙ )
ИДЕЯ ТЕХНОЛОГИИ формирование у школьника позиции субъекта собственной учебно-познавательной деятельности, умений организовать, осуществлять, достигать самостоятельно поставленных целей, рефлексировать
Качества критического мышления: Готовность к упорядочению мыслей Активность восприятия Открытость для других мнений и идей Настойчивость в решении проблем Поиск компромиссных решений Умение устанавливать связи между явлениями Умение рассматривать несколько возможностей решения одной проблемы
ОСНОВА ТРКМ- ТРЁХФАЗНАЯ СТРУКТУРА УРОКА : ВЫЗОВ ОСМЫСЛЕНИЕ РЕФЛЕКСИЯ
ИНФОРМАЦИЯ Учимся воспринимать информацию Учимся прогнозировать Учимся работать с текстом Учимся задавать вопросы Учимся творчески интерпретировать информацию
Вызов возможные методы и приемы : Составление списка известной информации; Составление списка ключевых слов; Рассказ-предположение по ключевым словам; Кластеры; Заведомо неверные предположения; Перепутанные логические цепочки
Осмысление содержания Методы активного чтения и активного слушания: Маркировка текста Ведение записей в виде дневников, бортовых журналов Графическое представление материала Поиск ответов на поставленные вопросы Приемы вдумчивого чтения
Рефлексия Заполнение кластеров, таблиц; Возврат к ключевым словам; Выполнение творческих и исследовательских работ; Устная и письменная рефлексия; Составление синквейна
ПРИЁМ "Чтение с пометками INSERT" Инсерт (от англ. слова insert - «вставка, вклейка» - приём маркировки текста . Применяется для чтения сплошных информационных текстов « V » - знал(а) « + » - новое « - »-думал(а) иначе « ? »-непонятно, нужно разобраться
Правила работы с инсертом Читаем текст и ставим значки по ходу чтения; Перечитываем текст еще раз; возможно, количество значков изменится; Систематизируем материал в таблицу; Обобщаем материал
До изобретения современных способов передачи информации переписка была основным видом общения между людьми. На Руси писали письма со времени зарождения самой русской письменности. Начало письменного периода (Египет, конец IV-начало III тысячелетия до н.э.) Начало письменности Древней Руси (Х век н.э.) v +
ПРИЁМ "Двойной дневник" Фразы из текста , которые произвели наиболь- шее впечатление (согласие, протест или непонимание). Текст «Фея вздохнула: «Как трудно! Всех-то должна я любить» (К. Бальмонт) _____________________ «Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь» (А.С. Пушкин) Комментарий Что заставило записать именно эту фразу? Какие мысли, вопросы, ассоциации и воспоминания она вызвала? Текст Очень трудно Фее леса_ помогать всем: ландышу, стрижу, сирени… Фея- это природа…. ( Соня Х.) ____________________ Невозможно подобрать более красивых слов, так трогающих и волнующих сердце любого человека (Саина И.)
«Трехчастный дневник» Цитаты из текста Вопросы Комментарии «Стоишь себе на берегу один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь» («Осеннее утро» М. Пришвин) Как в душе человека живут два чувства: грусть и спокойствие? «Осенью наступает время, когда грустишь об ушедшем лете, прощаешься с птицами, но все в жизни течет своим чередом» (Павел Х.)
ПРИЁМ "Корзина" идей, понятий, имён Шаг 1 . Что вам известно по теме урока? Шаг 2 . В течение 1-2 минут каждый ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по этой проблеме. Шаг 3 . Обмен информацией в парах или группах. Шаг 4 . Каждая группа называет одно све- дение или факт, не повторяя ранее сказанного. Учитель кратко записы- вает все сведения в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочные. Шаг 5 . В ходе урока ошибки исправляются, разрозненные факты, мнения, про- блемы связываются в логические цепи.
ПРИЁМ "Корзина" идей, понятий, имён на уроке литературного чтения в 3 классе Тема: «Басни И.А. Крылова» " Эзоп животные Ворона и лисица Лисица и виноград баснописец мораль
КЛАСТЕР - графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями. Сказка волшебство народная литературная особенности
ПРИЁМ "Тонкие и толстые" вопросы «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Кто… ? Что… ? Когда… ? Может… ? Будет… ? Дайте объяснение, почему… ? Почему вы думаете … ? Почему вы считаете… ? В чем разница… ? Предположите, что будет, если…? Репродуктивные Проблемные ?
ЗАДАНИЕ к уроку литературы в 4 классе: прочитайте рассказа А.П. Чехова «Ванька»,, сформулируйте два "тонких" и два "толстых" вопроса. «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Кто главный герой рассказа? 2. Когда отдали его на учение сапожнику? Почему Ваньке живется намного сложнее, чем Петьке (рассказ Л. Андреева «Петька на даче»)? Предположите, что могло произойти, если бы письмо дошло?
ПРИЁМ "Чтение с остановками" Текст Повествовательный Небольшой по объему Содержит проблему Вызов Осмысление Рефлексия На основе заглавия текста предположить, о чём будет текст. 1.Знакомство с частью текста. 2.Вопросы Блума. ТЕКСТ- единое целое. Формы работы: беседа совместный поиск дискуссия творческие работы ? Простой вопрос Творческий вопрос Оценочный вопрос Практический вопрос Уточняющий вопрос Вопрос- интерпретация
УРОК по рассказу Р.Брэдбери "Всё лето в один день« в 3 классе ( приём "Чтение с остановками" ) Время Место Сюжет Осмысление Чтение фрагмента текста 1. Работа с таблицей. 2. Обсуждение. 3.Вопросы Блума. Вызов Рефлексия А) Кто из детей, живущих на Венере, помнит настоящее солнце? Б) Какие художественные детали свидетельствуют о непохожести Марго? В) Почему никто из детей не возразил Уильяму, предложившему запереть в чулане Марго? Г) Предположите, как бы вы себя чувствовали, оказавшись на месте Марго? Д) Как вы думаете, что произойдёт дальше? Мини-эссе «Хорошо ли быть не таким, как все?» Прогнозирование (ожидаемое содержание рассказа) на основе заглавия и ключевых слов « дождь », « солнце », « дети », « лето ». Место фрагмента в тексте Повороты сюжета, образы, художест- венные детали, слова «Ожидаемое» «Неожиданное»
«Письмо по кругу» Работа в группах: дается стартовая фраза в виде идеи или проблемы. Она дополняется каждым членом группы. Круг завершается, когда листок возвращается к тому, кто начал. Так создается общее решение проблемы
«Составление синквейна» по рассказу В. Драгунского «Друг детства» в 1 классе Пятистишие: Тема 2 прилагательных, описывающих тему 3 глагола, характеризующих действие Фраза, содержащая основную мысль Обобщающее слово Друг. Мягкий, пушистый. Утешает, радует, слушает. Он в беде не бросит. Игрушка.
Технология развития критического мышления помогает современному школьнику: формировать собственное мнение; аргументированно спорить; решать проблемы; ценить совместную работу; принимать чужую точку зрения; уважать мнения других
Вместо заключения Мы прикасаемся к будущему – мы учим, учим читать… Сосредотачивая внимание исключительно на том, чтобы научить читать , мы забываем научить хотеть читать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании
Краткое описание педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе...
Инновационные технологии. Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.Особе...
Использование технологий развития критического мышления на урок литературного чтения во 2 классе. В.Осеева "Волшебное слово"
Урок с использованием технологии развития критического мышления. На уроке использованы технология развития критического мышления, в частности прием синквейн, прием чтение с остановками, кластеры. Такж...
«Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения во 2 классе при изучении жанра «сказка»
Формирование читательской компетентности младшего школьника на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности....
Тема: «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании»
Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании...
"Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах в условиях реализации ФГОС"
Литературные произведения оказывают огромное влияние на формирование личности ребёнка, его духовно-нравственное развитие. Художественная литература способна дать широкую картину мира, обогатить духовн...
«Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» ( Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» 5 урок в теме: «Зимы ждала, ждала природа…)
Урок новых знаний.Составлен в таблице в соответсвии с требованием ФГОС. Цель урока:создание условий для проведения анализа поэтического произведения.В ходе урока дети делятся на группы по интере...