«Звуки [н], [н'], буквы Н, н»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Знакомство детей с согласными звуками [н], [н'],  буквами Н, н

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_nn.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Муравьихиская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока по обучению грамоте на тему

 «Звуки [н], [н'], буквы Н, н»

Подготовила:

учитель начальных классов

Чанаева Светлана Васильевна

Тема:Звуки [н] [н '], буквы Н,н

Цели урока:

  • познакомить детей с согласными звуками [н], [н'],  буквами Н, н;
  • учить слышать эти звуки и давать им характеристику;
  • вырабатывать навыки осознанного чтения;
  • способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами продолжить формировать навыки правильного написания букв и их соединений;
  • развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, мышление, память;
  • развивать произвольное внимание.

Перечень УУД (универсальных учебных действий), выполняемых учащимися на данном уроке:

Личностные: действие самоопределения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Познавательные (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.

Общеучебные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование; волевая саморегуляция; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Тип урока: открытие новых знаний

Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация (среда POWER POINT), учебник «Букварь» модели звуков.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

1. Мотивация к учебной деятельности

Слайд 1. Урок обучения грамоте. Продолжим наше путешествие по Буквограду.

Слайд 2.

Долгожданный звенит звонок-

Начинается урок.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке:

Букварь, пенал, тетрадки

- Улыбнемся друг другу, гостям. Сядьте удобно.

Личностные: действие самоопределения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

- Что в начале необходимо сделать, чтобы работа на уроке была успешной?

- Надо повторить все, что будет необходимо для открытия нового знания.

Слайд 3.

Речевая разимнка.

Чистоговорки.

На-на-на - нам звезда видна.

Ан-ан-ан - это - пеликан.

Не-не-не - ваза на окне.

Ни-ни-ни - далеко горят огни.

Ин-ин-ин - к нам плывет дельфин.

Но-но-но - мы пойдем в кино.

Он-он-он - в зоопарке слон.

Ня-ня-ня - отыщи меня.

Слайд 4.

Работа над логическим ударением.

Всему своё время.

Всему своё время.

Всему своё время.

Слайд 5.

Работа над скороговоркой.

-Чтение про себя.

- Чтение вслух, прохлопывая ритм.

- Чтение с ускорением, кто быстрее прочитает.

Скороговорка:

Аня нынче нянина,

Нина няня Анина.

Познавательные:

Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

3. Выявление места и причины затруднения

- Как вы думаете с какой буквой мы сегодня познакомимся?

- С буквой Н.

- Знаем ли мы работу буквы Н

- Мы не знаем работу буквы Н.

- Выяснили, что мы не знаем.

- Что должны сделать дальше?

- Открыть новые знания.

Познавательные:

Постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

4. Построение проекта выхода из затруднения

(постановка учебной задачи)

- Определим, какой у нас будет урок?

Слайд 6.

- Урок открытия новых знаний.

- Объясните, почему?

Слайд 7.

- Назовите тему урока.

- «Звуки [н], [н'] и буквы Н, н.

Слайд 8. «Корзина идей».

 Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

- Сформулируйте цель урока.

- Выяснить работы буквы Н.

- Составим план работы.

- Познакомимся с новой буквой.

- Работать со звуковой схемой.

- Делить слова на слоги.

- Читать слова по слогам.

- Читать текст.

- Работа контролёров 

- Найдите букву Н в алфавите.

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

5.Реализация построенного проекта

Звуковой анализ слов на основе моделей

Слайд 9.

– Рассмотрите иллюстрации в учебнике в верхнем ряду справа (с. 74). и на экране.

– Что изображено? (ножницы.)

– Прочитайте слово «ножницы» по слогам.

– Произнесите первый звук в слове «ножницы».

– Дайте характеристику звуку [н]. (Звук согласный звонкий твердый.

– Объясните, почему звук [н] произносится твердо?(За буквой «н» в слове стоит гласная буква «о».)

Схема.

Слайд 10.

– Что изображено ниже? (нитки.) – Прочитайте слово «нитки» по слогам.

– Произнесите первый звук в слове «нитки».

– Дайте характеристику звуку [н’]. (Звук согласный звонкий мягкий.)

– Объясните, почему звук [н’] произносится мягко? (За буквой «н» в слове стоит гласная буква «и».)

Схема.

Слайд 11. Физкультминутка.

Ходит важный носорог

Слышен всюду топот ног

Вертит он огромным рогом

И глядит на всех он строго.

Ходит важный носорог.

Топнул раз одной ногой,

А теперь удар другой.

Тяжело шагает он.

Очень толст он и силён.

Слайд 12.

Исследовательская работа в парах. Работа со словом «Нина». Одна пара работает у доски. (У детей в конвертах схемы звуков. Составление схемы слова Нина).

– Проанализируйте схему-модель слова.

– Прочитайте слово «Нина» по слогам.

– Произнесите первый звук в слове «Нина».

– Дайте фонетическую характеристику слова Нина.

[н’] (Звук согласный звонкий мягкий)

[и] (Гласный ударный)

[н] (Звук согласный звонкий твердый)

[а] (Гласный безударный)

– Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука. (Буквы «е», «ё», «и», «я», «ю»)

Познавательные (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

6. Первичное закрепление во внешней речи

1. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в квадратных скобках и правилом соотношения буквы «н» и звуков [н], [н’].

– Н.

[н].

[н’].

- Какой вывод мы можете сделать о работах буквы Н.

- Буква Н выполняет две работы – обозначает согласный твёрдый звонкий звук [Н] и согласный мягкий звонкий звук [Н'].

Слайд 13.

2. Чтение слогов.

На станции «Игровая». Незнайка предлагает прочитать слияния согласного звука [н] с гласными.

А, О, У, Ы, И, Е.

Слайд 14.

3. Игра «Буква заблудилась». Найти букву Н.

Слайд 15. Физкультминутка для глаз.

Слайд 16.

4. Чтение слогов по заданным схемам (с. 74). Работа в парах.

После чтения учащиеся анализируют слоги каждого столбика.

– Чем похожи слоги в каждом столбике?

– Чем отличаются слоги в отдельных столбиках?

- В первом столбике стоят слоги, которые начинаются с гласного звука. Во втором – слоги начинаются со звука [н]. В третьем – слоги начинаются с мягких звукаов.

Коммуникативные: управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

7. Включение в систему знаний и повторение

1. Чтение слов по слогам (с. 74)

Фронтальная работа

Определение количества слогов и ударения в словах мыло, лимон, Алла, Лилии.

Слайд 17.

  1. Соотнесение местоимений со словами-названиями:

он             лимон

она           Алла

оно           мыло

они           лилии

  1. Работа с текстом С.75.

1).Выяснить: о какой девочке говорится и как зовут её маму.

2) Чтение второй части текста.

  1. Составление диалога С.75.

Познавательные:

Общеучебные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

9. Рефлексия учебной деятельности

Наше путешествие подошло к концу.

- Какую цель мы поставили в начале урока?

- Какие знания открыли?

- Посмотрим, достигли вы поставленной цели?

Вернёмся к «корзине идей». Слайд 18.

- Познакомимся с новой буквой.

- Работать со звуковой схемой.

- Делить слова на слоги.

- Читать слова по слогам.

- Читать текст.

- Как выдумаете, мы справились с поставленными задачами?

- У вас на партах лежат цветные лепестки: зеленый – означает – да, жёлтый – сомнение, красный – нет.

- У меня сегодня всё получилось. Я открыл новые знания. Я сегодня доволен своей работой на уроке.

- Молодцы! Слайд 19.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)

Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Звуки С-Сь .Буква" С". Звук Ш . Буква " Ш " .

Уточнение произношения звуков С , Сь , Ш. Соотнесение звука с буквой . Сравнительная характеристика звуков ....