Методическая разработка литературной игры "Увлекательное путешествие по страницам книг С.Я.Маршака"
методическая разработка по чтению (2, 3 класс)
Литературная игра. Знакомство детей с творчеством С.Я.Маршака
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
литературной игры
«Путешествие по страницам книг С.Я.Маршака»
Цели:
- Познакомить детей с жизнью и творчеством С.Я.Маршака;
- Формировать у детей устойчивый интерес к чтению;
- Побуждать учащихся обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга;
- Развивать творческие способности учеников.
План и ход игры
- Организационный момент (под музыку дети заходят в зал).
- Вступительная беседа.
- В нашей стране не найдётся человека, которому неизвестно имя Самуила Яковлевича Маршака: ведь его стихи, сказки и загадки знают даже маленькие дети. Сам С.Я.Маршак вспоминал: «Сочинять стихи я начал ещё до того, как научился писать».
Самуил Яковлевич родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Отец работал мастером на химическом заводе. Семья была большая и дружная, отец с матерью работали с утра до вечера и старались вырастить детей образованными и трудолюбивыми.
Маршак поступил в гимназию г. Острогожска. Но вскоре отец уехал в Петербург, нашёл там работу, и мать с младшими детьми переехала к нему. Самуил со старшим братом остался в Острогожске, поскольку перевестись в петербургскую гимназию было непросто. Приехав, однажды к родителям на каникулы, юноша познакомился в Петербурге с известным критиком Владимиром Васильевичем Стасовым, который помог поступить Самуилу в хорошую петербургскую гимназию.
Совсем молодым человеком Самуил Яковлевич поехал учиться в Англию. Чтобы лучше изучить язык, чтобы слышать народную речь, он пешком совершил большое путешествие по английской провинции. Живя в Англии, он узнал и полюбил английскую поэзию и начал переводить английских поэтов и народные песни.
Вернувшись в Россию С.Я.Маршак начал работать с детьми. Он писал для них стихи и сказки в стихах, создал один из первых детских театров.
- Сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие, путешествие по страницам книг замечательного писателя С.Я.Маршака.
(Перед детьми выставка книг С.Я.Маршака, большие декоративные книжки – раскладушки)
- В путешествие отправляются три команды. Давайте познакомимся.
Представление команд
- «Радуга» Наш девиз простой и краткий:
Там, где радуга займётся
Точно будет всё в порядке.
- «Весёлые чижи» Дружно жили и не тужили,
44 весёлых чижа.
Дружно считали, дружно играли
44 весёлых чижа.
- «Друзья – товарищи» Ни шагу назад
Ни шагу на месте,
А только вперёд
И только все вместе.
- Путешествие начинается. И сначала мы заглянем вот в эту книжку с названием «Загадки» (музыка).
1. Разминка
- Прилетели галки в поле
И уселись на снегу…
Стану я учиться в школе –
Разобраться в них смогу. (Буквы)
- Плещет тёплая вода
В берегах из чугуна.
Отгадайте, вспомните:
Что за море в комнате? (Ванна)
- Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью. (Обувь)
- Мы иной раз забываем, откуда пришли меткие слова и выражения, которые стали привычными в разговорной речи. Забудет кто-то свои вещи или перепутает с чужими, то кто-нибудь непременно скажет «Человек рассеянный с улицы Бассейной». Над неудачливым мастером, всё испортившим, подшутят «Эх мастер – ломастер!» О безголосом артисте, которого еле слышно со сцены наверняка кто-то скажет «Открывает щука рот, а не слышно, что поёт». Эти и многие другие, навсегда запомнившиеся слова. Шутки пришли в нашу речь из сказок, созданных С.Я.Маршаком.
Открываем другую книгу «СКАЗКИ»
Сейчас мы послушаем сказку – присказку в исполнении самого автора – С.Я.Маршака. Услышим удивительный голос прекрасного писателя. После я задам вопрос, на который сможет ответить только самый внимательный.
СТИХОТВОРЕНИЕ «БАГАЖ»
- Сколько вещей было у дамы? (6 и собачонка)
- Маршак много написал сказок в стихах на народные сюжеты, иногда это были сказки русские, украинские, восточные, северные. Поэт говорил: «Трудно установить какому народу принадлежат эти сюжеты. Вероятно это всё очень древние сюжеты переходившие из страны в страну».
- Сейчас с одной такой сказкой нас познакомят ребята команды «Радуга».
3. Инсценировка сказки «Отчего кошку назвали кошкой».
4. Многие композиторы написали музыку на стихи Маршака.
Сейчас команда «Друзья - товарищи » исполнит одну из песен, которая так и называется «Школьному другу».
Исполнение песни «Школьному другу».
5. На протяжении всей своей жизни, где бы не жил Маршак, он работал. Неутомимый труженик, добрый и честный человек он не терпел «пустого времени». Самуил Яковлевич писал так:
Мы знаем, время растяжимо,
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
- Давайте вспомним произведения написанные поэтом в разные годы.
Узнать произведение по герою (показать картинку или игрушку)
Котёнок («Усатый полосатый»)
Ёж («Тихая сказка»)
Мышонок («Сказка о глупом мышонке»)
(Члены команд читают отрывки из этих произведений)
- Маршак писал считалки, поговорки, сказки, присказки о детях, о животных. Интересно, а о чём же идёт речь в этой цветной книге.
Открываем третью книгу.
Об этом нам расскажут ребята из команды «Весёлые чижи».
«Разноцветная книга»
Синяя страница
Жёлтая страница
Белая страница
- Только на последней странице вовсе нет иллюстраций. Давайте сделаем так я прочитаю строчки к этой странице, а вы на несколько минут станете художниками иллюстраторами и украсите эту страницу. (по 3 челов. от команды)
ЗЕЛЕНАЯ СТРАНИЦА
Эта страница зеленого цвета,
Значит, на ней постоянное лето.
Если бы здесь уместиться я мог,
Я бы на этой странице прилег.
Бродят в траве золотые букашки.
Вся голубая, как бирюза,
Села, качаясь, на венчик ромашки,
Словно цветной самолет, стрекоза.
Вон темно-красная божья коровка,
Спинку свою разделив пополам,
Вскинула крылья прозрачные ловко
И полетела по божьим делам.
Вот в одинаковых платьях, как сестры,
Бабочки сели в траву отдыхать.
То закрываются книжечкой пестрой,
То, раскрываясь, несутся опять...
Подведение итогов.
- Ну, вот и закрыта последняя страница наших книг. Подходит к концу и наше путешествие. Стихи и песни, написанные на стихи С.Я.Маршака можно слушать бесконечно, всегда они будут радовать вас, делать вас добрее и счастливее.
Награждение команд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Театральное путешествие по страницам пьесы С.Я.Маршака "Двенадцать месяцев"
Проект предполагает поиск культурных взаимосвязей в работе над пьесой С.Маршака "Двенадцать месяцев"...
Урок - путешествие по страницам книг С.Маршака
Сегодня, ребята, вас ждет встреча с Самуилом Яковлевичем Маршаком 3 ноября - день рождения переводчика, детского поэта, доброго друга детей. Имя С.Я. Маршака с детства знакомо каждому из на...
Путешествие по страницам книг С.В. Михалкова
Творчество Михалкова, стихи, инсценирование сказок, песни, частушки....
Урок знаний "Путешествие по страницам "Книги знаний"
Это внеклассное мероприятие для учащихся 3 класса....
Литературный праздник "Путешествие по страницам книги "Цветик - семицветик"
Цель занятия: вызвать интерес к личности и творчеству В.П. Катаева.Задачи: познакомить с биографией и творчеством Катаева, способствовать развитию умению анализировать, сравнивать и обобщать, создать ...
Программа внеурочной деятельности "Путешествие по страницам книг"
Программа внеурочной деятельнрости "Путешествие по страницам книг" поможет обучающимся развить интерес к чтению, осознать значимость читательской деятельности....
«Живая бусинка» (путешествие по страницам книг Нины Михайловны Павловой)
Знакомство с рассказом Нины Михайловны Павловой про горох, творческое задание слепить из пластилина или нарисовать (раскрасить) стручок гороха. Интегрированный урок по предметам: литературное чте...