Рабочая программа час чтения "Читоград"
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Золина Алевтина Михайловна

Рабочая программа "Читоград"  1 класс включает пояснительную записку, тематическое планирование, планируемые результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_chitograd_1klass.doc192 КБ

Предварительный просмотр:

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Рабочая программа «Час чтения «Читоград»  составлена на основе Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования по литературному чтению, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы начального общего образования по литературному чтению и во исполнение поручения Губернатора – Председателя Правительства Ульяновской области С.И.Морозова № 653-ПЧ

        Час чтения – время, отведённое в рамках внеурочной деятельности для самостоятельного чтения учащихся.

Актуальность программы обусловлена тем, что в последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности.  «Кризис детского чтения»  имеет под собой реальную основу. Дети действительно читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. В то же время  идёт процесс  коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. В то же время в обществе нарастает убеждённость, что книга сегодня, независимо от формы её представления (печатной или электронной), по-прежнему остаётся основой культуры и грамотности. Тревогу вызывает и то, что сегодня в стране более 30% взрослого населения не читает книг. Занятость взрослых, их неумение и незнание основ совместного с ребёнком чтения способствует отторжению от него, эмоциональной и интеллектуальной неразвитости личности ребёнка. Проблемы чтения ныне встали в один ряд с важнейшими государственными задачами развития российской национальной культуры. Забота о детском чтении – это забота о будущем России.

Новизна программы заключена в подходе к работе с книгой,обусловленном структурой и содержанием технологии продуктивного чтения. Программа является дополнением начального курса литературного чтения в школе во внеурочной деятельности. Она педагогически целесообразна, т.к. в процессе её реализации происходит не только усвоение определённого технологического содержания, но и обогащение опыта учебной деятельности, совершенствование умения учиться, социализация и воспитание учащихся.

Цель программы:  организация самостоятельного чтения младших школьников «Читаем с «Читоградом».

 Задачи:

  • развитие осознанного интереса к чтению художественной литературы;
  • формирование основ читательской культуры;
  • выработка привычки к вдумчивому чтению.
  • развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся

Программа включает в себя умение использовать традиционные библиотечно-библиографические и электронные информационно-поисковые системы, применять информационные и библиотечно-библиографические средства в самообразовательной и профориентационной деятельности; формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками и видами информации.

Час чтения, как внеурочная деятельность, имеет в своём расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Таким образом, вопрос формирования читательской самостоятельности школьников является весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, так как она является основой развития устойчивого интереса к книге, к чтению.

Формирование познавательного интереса на занятиях «Часа чтения» во многом зависит от выбора средств, с помощью которых учитель вводит ученика в мир книг. Разумным и полезным считается следующее:

  • новизна;
  • связь с жизненными ситуациями;
  • практическое применение знаний;
  • соревнование;
  • работа в группе и в парах;
  • занятия в нетрадиционной форме;
  • создание ситуаций успеха;
  • доверие к ученику и др.

Учитель должен владеть приёмами поддержки интереса к чтению и стимулировать желание читать  самостоятельно:

  • опираться на желания читать по выбору;
  • учитывать интересы и склонности;
  • поддерживать соперничество;
  • обращаться к самолюбию;
  • одобрять успех; хвалить;
  • показывать достижения;
  • признавать достоинства;
  • критиковать, сопереживая.

В список рекомендованных книг для часа чтения включены книги из списка «100 книг для самостоятельного прочтения».

Место курса «Час чтения» в учебном плане 1 час в неделю в рамках внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС

(  34 часа 1-4 класс)

Учебно-тематический план

Наименование  раздела, темы занятия

кол–во часов

дата урока

теоретических

практических

1.

«Дом, в котором живут книги»

0.5

0.5

2.

«Твой друг – книга»

0.5

0.5

3.

«От книги к «мыши»

0.5

0.5

4.

К. Чуковский «Путаница»

0.5

0.5

5,6.

М.Пришвин «Ёж», «Ребята и утята»

1

1

7,8.

В. Банки Рассказы о животных

1

1

9,10, 11,12.

А.Волков «Волшебник Изумрудного города»

2

2

13,14,15, 16, 17.

Н.Носов «Приключения Незнайки», «Мишкина каша»

2

3

18,19, 20.

Э.Успенский «Крокодил Гена и его и его друзья»

1

2

21,22.

В. Осеева «Волшебное слово. Почему»

1

1

23,24, 25,26.

Подготовка работ для участия в Областных и Межрегиональных конкурсах

1

3

37,28, 29,30

Сказки народов России

2

2

31,32,33.    

Авторские сказки

1

2

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

ЛИЧНОСТНЫЕ

Будут сформированы:

  • чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины;
  • представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
  • ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
  •  понимание чувств  других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
  • эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
  • познавательная мотивация;
  • чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
  • устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
  • толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

  • воспринимать на слух художественное произведение, определять произведенное им впечатление;
  • читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
  • пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;
  • объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;
  • вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;
  • объяснять действия персонажей;
  • сравнивать героев разных произведений;
  • ставить вопросы к тексту.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • в процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные умения:

  • - уметь работать с книгой;
  • - уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  • - уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • - уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • - прогнозировать содержание книги до чтения;
  • - отбирать книги по теме, жанру;
  • - ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, открытым библиотечным фондом);
  • - составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • - пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • - участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • - оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • - высказывать свое суждение об оформлении и структуре книги;
  • - участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • - соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.

  Универсальные учебные действия:

  • — работать с книгой;
  • — сравнивать произведения  по структуре и сюжету;
  • — собирать информацию для библиографической справки об авторе;
  • — выполнять поисковую работу по проекту;
  • — презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
  • — готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
  • — находить по каталогу нужную книгу;
  • — заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
  • — писать отзыв о книге или героях книги;
  • — пользоваться библиографическим справочником;
  • — рассматривать и читать детские газеты и журналы;
  • — находить нужную информацию в газетах и журналах;
  • — собирать информацию для проектов;
  • — готовить материал для классной и школьной газеты;
  • — пользоваться электронными газетами и журналами.

                           

                                                                                                     

                                                                                                                                   Приложение.

Календарно-тематическое планирование

2 класс

Разделы

Всего часов

Литература

Дата

 «Из чего состоит книга»

2

В. Драгунский

«Денискины рассказы»

«Поиск книг ведут ученики»

2

Л.Лагин «Старик Хоттабыч»

«Первые периодические

издания для детей»

2

Журналы «Симбик»,»Антошка»

«Ты и Интернет: Правила безопасного путешествия по web- страницам Всемирной паутины»

2

Н.Носов

Приключения Незнайки.

Незнайка на Луне.

2

Н.Носов  Живая шляпа

3

Ю.Олеша Три толстяка

2

Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»

3

Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»

1

Е.Шварц «Дракон»

3

Е.Шварц «Снежная королева»

2

Сказка народов России

Составитель Ватагин М.

3

А. Волков «Волшебник  Изумрудного города»

Вариативная часть

Внеклассное чтение художественной литературы «Региональный список 100 книг»

3

1-4 класс

Подготовка работ для участия в Областных и Межрегиональных конкурсах («Аленький цветочек», «Моя Россия» «Суперчитатель», «Читательская конференция» и др.).

4

1-4 класс

Примерное  тематическое планирование

3 класс

№ темы

Разделы

Литература

Всего

часов

Дата

1.

«Детское справочное бюро»

Библия (Библия для детей)

2

2.

Алексин А.Г, «В стране вечных каникул»

2

3.

Житков Б.С. Рассказы. «Наводнение»

1

4.

Пришвин М. Золотой луг (рассказы), русские народные сказки

1

5.

Баруздин С.А. «Короткие рассказы»

1

6.

«Художники-иллюстраторы» детских книг».

Гайдар А.П. «Тимур и его команда»

команда»

4

7.

Носов Н.Н. «Приключения Незнайки»

2

8.

Кассиль Л «Будьте готовы,

« Ваше высочество»

4

9.

Перро Ш. Волшебные сказки

1

10.

Мамин-Сибиряк Д. Рассказы для детей

1

11.

«Путешествуем вместе с Мурзилкой по лучшим электронным

детским журналам в Интернете»

Паустовский К. Золотой линь (рассказы). Мещерская сторона

1

12.

Зощенко М.М. Рассказы для детей

2

13.

Эрих Распе. «Приключения барона Мюнхаузена»

4

14.

Ишимова А.О. «История Россияя в рассказах для детей»

2

15.

Марк Твен «Принц и Нищий»

4

16.

Бажов «Уральские сказки»

2

Список художественной литературы для 4 класса.

Литература

Количество часов.

Дата

проведения

3. Булычёв Заповедник сказок.

2

4. Велтистов Приключения Электроника.

4

6. Каверин В «Два капитана»

4

7. Фраерман Р. «Дикая собака Динго»

4

8. Троепольский Г.Н. Белый Бим Чёрное ухо.

4

9. Таранов И.А. Как Богдан Хитрово Симбирск построил. Космические приключения Бубоньки. Приключения Бубоньки, или Тайна планеты Счастья.

2

10. Царёв А.И. Тимуровка. Полинка – хмелинка. Ольга – клад.

1

11.Фомин Л.Л. Когда уходит детство.

1

12. Богданов М.Н. Из жизни русской природы.

1

13. Игнатьева – Тарават В.Н. И снова в детство возвращаясь.

1

14. Клепов В.С. Тайна золотой долины. Четверо из России.

2

15. Некрасов А. Приключения Капитана Врунгеля.

4

16.Кочеткова В.Н. Урок географии.

1

17.  Дворянсков В.Н. Так родниково разливался голос.

1

Подготовка работ для участия в Областных и Межрегиональных конкурсах («Аленький цветочек», «Моя Россия» «Суперчитатель», «Читательская конференция» и др.).

2

                                                   

                       

                           

                                                                          

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...