Рабочая программа час чтения "Читоград"
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
Рабочая программа "Читоград" 1 класс включает пояснительную записку, тематическое планирование, планируемые результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_chitograd_1klass.doc | 192 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Час чтения «Читоград» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы начального общего образования по литературному чтению и во исполнение поручения Губернатора – Председателя Правительства Ульяновской области С.И.Морозова № 653-ПЧ
Час чтения – время, отведённое в рамках внеурочной деятельности для самостоятельного чтения учащихся.
Актуальность программы обусловлена тем, что в последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. «Кризис детского чтения» имеет под собой реальную основу. Дети действительно читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. В то же время идёт процесс коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. В то же время в обществе нарастает убеждённость, что книга сегодня, независимо от формы её представления (печатной или электронной), по-прежнему остаётся основой культуры и грамотности. Тревогу вызывает и то, что сегодня в стране более 30% взрослого населения не читает книг. Занятость взрослых, их неумение и незнание основ совместного с ребёнком чтения способствует отторжению от него, эмоциональной и интеллектуальной неразвитости личности ребёнка. Проблемы чтения ныне встали в один ряд с важнейшими государственными задачами развития российской национальной культуры. Забота о детском чтении – это забота о будущем России.
Новизна программы заключена в подходе к работе с книгой,обусловленном структурой и содержанием технологии продуктивного чтения. Программа является дополнением начального курса литературного чтения в школе во внеурочной деятельности. Она педагогически целесообразна, т.к. в процессе её реализации происходит не только усвоение определённого технологического содержания, но и обогащение опыта учебной деятельности, совершенствование умения учиться, социализация и воспитание учащихся.
Цель программы: организация самостоятельного чтения младших школьников «Читаем с «Читоградом».
Задачи:
- развитие осознанного интереса к чтению художественной литературы;
- формирование основ читательской культуры;
- выработка привычки к вдумчивому чтению.
- развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся
Программа включает в себя умение использовать традиционные библиотечно-библиографические и электронные информационно-поисковые системы, применять информационные и библиотечно-библиографические средства в самообразовательной и профориентационной деятельности; формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками и видами информации.
Час чтения, как внеурочная деятельность, имеет в своём расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Таким образом, вопрос формирования читательской самостоятельности школьников является весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, так как она является основой развития устойчивого интереса к книге, к чтению.
Формирование познавательного интереса на занятиях «Часа чтения» во многом зависит от выбора средств, с помощью которых учитель вводит ученика в мир книг. Разумным и полезным считается следующее:
- новизна;
- связь с жизненными ситуациями;
- практическое применение знаний;
- соревнование;
- работа в группе и в парах;
- занятия в нетрадиционной форме;
- создание ситуаций успеха;
- доверие к ученику и др.
Учитель должен владеть приёмами поддержки интереса к чтению и стимулировать желание читать самостоятельно:
- опираться на желания читать по выбору;
- учитывать интересы и склонности;
- поддерживать соперничество;
- обращаться к самолюбию;
- одобрять успех; хвалить;
- показывать достижения;
- признавать достоинства;
- критиковать, сопереживая.
В список рекомендованных книг для часа чтения включены книги из списка «100 книг для самостоятельного прочтения».
Место курса «Час чтения» в учебном плане 1 час в неделю в рамках внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС
( 34 часа 1-4 класс)
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела, темы занятия | кол–во часов | дата урока | |
теоретических | практических | |||
1. | «Дом, в котором живут книги» | 0.5 | 0.5 | |
2. | «Твой друг – книга» | 0.5 | 0.5 | |
3. | «От книги к «мыши» | 0.5 | 0.5 | |
4. | К. Чуковский «Путаница» | 0.5 | 0.5 | |
5,6. | М.Пришвин «Ёж», «Ребята и утята» | 1 | 1 | |
7,8. | В. Банки Рассказы о животных | 1 | 1 | |
9,10, 11,12. | А.Волков «Волшебник Изумрудного города» | 2 | 2 | |
13,14,15, 16, 17. | Н.Носов «Приключения Незнайки», «Мишкина каша» | 2 | 3 | |
18,19, 20. | Э.Успенский «Крокодил Гена и его и его друзья» | 1 | 2 | |
21,22. | В. Осеева «Волшебное слово. Почему» | 1 | 1 | |
23,24, 25,26. | Подготовка работ для участия в Областных и Межрегиональных конкурсах | 1 | 3 | |
37,28, 29,30 | Сказки народов России | 2 | 2 | |
31,32,33. | Авторские сказки | 1 | 2 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ
Будут сформированы:
- чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины;
- представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
- ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
- понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
- эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
- познавательная мотивация;
- чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
- устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
- толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
- воспринимать на слух художественное произведение, определять произведенное им впечатление;
- читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
- пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;
- объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;
- вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;
- объяснять действия персонажей;
- сравнивать героев разных произведений;
- ставить вопросы к тексту.
Учащиеся получат возможность научиться:
- в процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные умения:
- - уметь работать с книгой;
- - уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- - уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- - уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- - прогнозировать содержание книги до чтения;
- - отбирать книги по теме, жанру;
- - ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, открытым библиотечным фондом);
- - составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- - пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- - участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- - оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- - высказывать свое суждение об оформлении и структуре книги;
- - участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- - соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
Универсальные учебные действия:
- — работать с книгой;
- — сравнивать произведения по структуре и сюжету;
- — собирать информацию для библиографической справки об авторе;
- — выполнять поисковую работу по проекту;
- — презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
- — готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
- — находить по каталогу нужную книгу;
- — заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
- — писать отзыв о книге или героях книги;
- — пользоваться библиографическим справочником;
- — рассматривать и читать детские газеты и журналы;
- — находить нужную информацию в газетах и журналах;
- — собирать информацию для проектов;
- — готовить материал для классной и школьной газеты;
- — пользоваться электронными газетами и журналами.
Приложение.
Календарно-тематическое планирование
2 класс
Разделы | Всего часов | Литература | Дата |
«Из чего состоит книга» | 2 | В. Драгунский «Денискины рассказы» | |
«Поиск книг ведут ученики» | 2 | Л.Лагин «Старик Хоттабыч» | |
«Первые периодические издания для детей» | 2 | Журналы «Симбик»,»Антошка» | |
«Ты и Интернет: Правила безопасного путешествия по web- страницам Всемирной паутины» | 2 | Н.Носов Приключения Незнайки. Незнайка на Луне. | |
2 | Н.Носов Живая шляпа | ||
3 | Ю.Олеша Три толстяка | ||
2 | Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» | ||
3 | Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот» | ||
1 | Е.Шварц «Дракон» | ||
3 | Е.Шварц «Снежная королева» | ||
2 | Сказка народов России Составитель Ватагин М. | ||
3 | А. Волков «Волшебник Изумрудного города» | ||
Вариативная часть Внеклассное чтение художественной литературы «Региональный список 100 книг» | 3 | 1-4 класс | |
Подготовка работ для участия в Областных и Межрегиональных конкурсах («Аленький цветочек», «Моя Россия» «Суперчитатель», «Читательская конференция» и др.). | 4 | 1-4 класс |
Примерное тематическое планирование
3 класс
№ темы | Разделы | Литература | Всего часов | Дата |
1. | «Детское справочное бюро» | Библия (Библия для детей) | 2 | |
2. | Алексин А.Г, «В стране вечных каникул» | 2 | ||
3. | Житков Б.С. Рассказы. «Наводнение» | 1 | ||
4. | Пришвин М. Золотой луг (рассказы), русские народные сказки | 1 | ||
5. | Баруздин С.А. «Короткие рассказы» | 1 | ||
6. | «Художники-иллюстраторы» детских книг». | Гайдар А.П. «Тимур и его команда» команда» | 4 | |
7. | Носов Н.Н. «Приключения Незнайки» | 2 | ||
8. | Кассиль Л «Будьте готовы, « Ваше высочество» | 4 | ||
9. | Перро Ш. Волшебные сказки | 1 | ||
10. | Мамин-Сибиряк Д. Рассказы для детей | 1 | ||
11. | «Путешествуем вместе с Мурзилкой по лучшим электронным детским журналам в Интернете» | Паустовский К. Золотой линь (рассказы). Мещерская сторона | 1 | |
12. | Зощенко М.М. Рассказы для детей | 2 | ||
13. | Эрих Распе. «Приключения барона Мюнхаузена» | 4 | ||
14. | Ишимова А.О. «История Россияя в рассказах для детей» | 2 | ||
15. | Марк Твен «Принц и Нищий» | 4 | ||
16. | Бажов «Уральские сказки» | 2 |
Список художественной литературы для 4 класса.
Литература | Количество часов. | Дата проведения |
3. Булычёв Заповедник сказок. | 2 | |
4. Велтистов Приключения Электроника. | 4 | |
6. Каверин В «Два капитана» | 4 | |
7. Фраерман Р. «Дикая собака Динго» | 4 | |
8. Троепольский Г.Н. Белый Бим Чёрное ухо. | 4 | |
9. Таранов И.А. Как Богдан Хитрово Симбирск построил. Космические приключения Бубоньки. Приключения Бубоньки, или Тайна планеты Счастья. | 2 | |
10. Царёв А.И. Тимуровка. Полинка – хмелинка. Ольга – клад. | 1 | |
11.Фомин Л.Л. Когда уходит детство. | 1 | |
12. Богданов М.Н. Из жизни русской природы. | 1 | |
13. Игнатьева – Тарават В.Н. И снова в детство возвращаясь. | 1 | |
14. Клепов В.С. Тайна золотой долины. Четверо из России. | 2 | |
15. Некрасов А. Приключения Капитана Врунгеля. | 4 | |
16.Кочеткова В.Н. Урок географии. | 1 | |
17. Дворянсков В.Н. Так родниково разливался голос. | 1 | |
Подготовка работ для участия в Областных и Межрегиональных конкурсах («Аленький цветочек», «Моя Россия» «Суперчитатель», «Читательская конференция» и др.). | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...