Конспект урока по литературному чтению 1 класс "Шуточные стихи"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Артемова Ольга Васильевна

Данный урок проводится в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx34.04 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 50 Г. ОРЛА

Конспект открытого  урока

литературного чтения 

1 класс

Тема: «Шуточные стихи» 


Учитель: Артёмова О.В.

Орёл, 2014г.

Тема: « Шуточные стихи».

Цель урока: создать условия для формирования умения определять основную мысль текста, жанр произведения; познакомить учащихся с шуточными стихотворениями И. Пивоваровой, А. Дмитриева; учить чувствовать юмор стихотворения.


Задачи урока: 

работать над техникой чтения, выразительностью речи, интонацией;

развивать умение находить рифму в стихотворных строчках;

 обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи;  

стимулировать развитие творческих способностей;

- учить ориентироваться в учебнике; 
- учить детей работать самостоятельно, в группах и парах. 

Планируемые результаты: личностные УУД: способны откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев шуточных стихотворений; метапредметные УУД: регулятивные – осуществляют первоначальный контроль своих действий; познавательные – работают с учебником, ориентируются в нем с помощью значков; коммуникативные – принимают участие в обсуждении прочитанного содержания; предметные УУД: научатся читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения, находить рифмующиеся слова в тексте стихотворения, читать художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование.


Оборудование: учебник, рабочая тетрадь. 


Ход урока: 

Организационный момент. 

У:– Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

    Садитесь!

У: А какое слово-приветствие мы чаще других употребляем в речи?

Д: Здравствуйте!

У:Что значит это слово?

Д:  Пожелание здоровья

У:Здравствуйте, дети! Здравствуйте,гости! Здравствуй, урок!

    Ребята, а каким бы вы хотели, чтобы у нас получился урок?

Д: Интересным, добрым, весёлым.

У: Как вы поможете мне, чтобы у нас получился такой урок?

Д: Будем внимательными, старательными.

У:Мы с Машей и Мишей, в сопровождении учёного кота, продолжаем наше путешествие в Волшебный лес. 

2. Актуализация знаний и мотивация.

     Постановка учебной задачи.

– Прочитайте слоги:

ГО-СКО-КА-РО-ВОР

– Составьте из этих слогов слово. (Скороговорка.)

У:– Для чего нужны скороговорки?

Д: Их полезно говорить для того, чтобы речь была красивая и четкая

На доске:

На дворе трава

                                              А на траве дрова.

У: – Попробуйте и вы повторить без запинки.

У: – А теперь послушайте четверостишье и скажите, правда ли то, о чём говориться или шутка?

Я не зря себя хвалю,

Всем и всюду говорю,

Что любое предложенье

Прямо сразу повторю.

                        Э. Успенский

Давайте определим тему и поставим перед собой цель на этот урок. 

У: – Сегодня на уроке мы познакомимся с необычной скороговоркой.

III. Работа по теме урока.

  1. Подготовка к чтению стихотворения И. Пивоваровой «Кулинаки-пулинаки». 

У: Откройте страницу 32.

- Назовите автора , с которым мы сегодня познакомимся

– Прочитайте название произведения

– Слышали ли вы слова «кулинаки-пулинаки»?

– Что они могут обозначать, на ваш взгляд?

– Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите, какое впечатление у вас оставило это стихотворение.

 Чтение стихотворения учителем

У: – Итак, вы слушали это стихотворение первый раз, поделитесь своими впечатлениями.

Д: Мне стихотворение понравилось, потому что оно веселое, создает хорошее настроение, шуточное …

  1. Самостоятельное чтение стихотворения.

У: – Теперь прочитайте это стихотворение ещё раз сами и подумайте, почему я в начале урока сказала, что мы познакомимся с необычной скороговоркой, а мы читаем стихотворение?

Д:Это стихотворение очень похоже на скороговорку, в нем много одинаковых слов, которые стоят в разном порядке.

      3. Работа по содержанию. 

–Из скольких частей состоит текст стихотворения?

–  Что СРАЗУ указывает на то, что текст шуточный?

– Содержание каких частей стихотворения это доказывает?»

 (У стихотворения шуточное начало «Кулинаки-пулинаки» это сразу указывает, что оно шуточное. Содержание 2, 3 частей вызывает улыбку, доказывает, что автор шутит.)

– Что делали собаки сначала? (Гавкали) 

– А чижики? (Чистили носы)

– Что изменилось во второй  части? (Собаки-тикают, носы-гавкают, чижики чистят часы)

– Прочитайте третью часть.

– Какие слова «шалят»? Назовите. (Собаки чистят чижиков, часы-гавкают, носы – тикают)

– В каких строчках автор подтверждает, что это шутка? (В последних двух строчках «Только тот и разберет, / Кто ходит задом наперед».)

4. Чтение стихотворения вслух.( по цепочке)

– Найдите слова, которые звучат похоже, рифмуются.

 (Кулинаки – собаки, часы – носы.)

– Где стоят эти слова в строчках: в начале или в конце?

(Эти слова стоят в конце строчек. Парная рифма - рифмуются соседние строки)

– Прочитайте стихотворение целыми словами быстро.

 Физкультминутка

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдемся по дорожке.

Но дорожка не простая –

Нас от парт не отпускает.

(Ходьба на месте.)

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок-другой

Покачаю головой.

(Вращение головой вправо, влево.)

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперед,

Другой – назад,

А потом наоборот.

(Вращение руками вперед, назад.)

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься.

IV. Продолжение работы по теме урока.

1. Работа над стихотворением А. Дмитриева «Шлагбаум».

– Многие поэты любят играть со словами. Вам нравится эта игра?

– Предлагаю играть дальше.

- Прочитайте название следующего стихотворения и фамилию автора.

– Мише и Маше очень понравилось стихотворение. А вам?

Чтение стихотворения учителем

– Перечитайте первую часть стихотворения. Какие слова рифмуются? (Шлагбаум – кудаум.)

– Найдите все слова, которые рифмуются со словом «шлагбаум». (Грибаум, тогдаум, поездаум. Эти слова придуманы поэтом, таких слов не существует.)

– Попробуйте прочитать стихотворение, заменив «неправильные» слова «правильными». (про себя)

– Теперь вы можете объяснить, зачем поэт их придумал? («Неправильные» слова делают стихотворение складным.)

– Неужели поэт искажал слова только для того, чтобы было складно? (Поэт «играет» со словами. Он придумал их, чтобы удивить нас, рассмешить, потешить, доставить нам радость.)

– Что такое «шлагбаум»? (Шлагбаум (нем.) – подъемный или выдвижной брус на переездах, перекрывающий проезд или проход.)

– Почему слова искажаются только определенным образом? Кто их искажает? (Слова начинает искажать Шлагбаум. Он делает слова похожими на название «его самого», прибавляя к слову конец «ум», «бум». Таким образом Шлагбаум рифмует слова со своим названием.)

Мальчик (герой стихотворения) искажает слова для того, чтобы говорить со Шлагбаумом на одном языке. Разговор шлагбаума и мальчика можно сравнить с беседой двух иностранцев, когда лишь один из них знает язык другого.

2. Работа в парах.

– Прочитайте стихотворение с соседом по ролям. Пусть сосед читает выделенные цветом строчки. Потом поменяйтесь ролями.

V. Самостоятельная работа. Применение знаний.

У: - А сейчас наступило время для самостоятельной работы.

Откройте тетради на странице 22-23 и выполните задания № 3. 

V. Итог урока.

– Многие детские писатели – большие фантазеры. Они придумывают такие стихи, которые могут смешить. Как вы думаете, трудно придумывать смешные истории?

  1. Работа с книжной выставкой

У: - Посмотрите на нашу книжную выставку.

-Как она называется? (Стихи, которые дарят улыбку) Обзор книжной выставки

Чтение стихотворения Э. Успенского «Память» учителем.( если хватит времени)

ПАМЯТЬ

Я не зря себя хвалю,

Всем и всюду говорю,

Что любое предложенье

Прямо сразу повторю.

«Ехал Ваня на коне,

Вел собачку на ремне,

А старушка в это время

Мыла кактус на окне».

– Ехал Ваня на коне,

Вел собачку на ремне,

Ну а кактус в это время

Мыл старушку на окне...

– Ехал кактус на окне,

Вел старушку на ремне,

А собачка в это время

Мыла Ваню на коне...

Знаю я, что говорю.

Говорил, что повторю,

Вот и вышло без ошибок.

А чего хвалиться зрю?

                        Э. Успенский

– Что вызвало вашу улыбку?

– Чем похожи стихи?

А теперь я бы хотела услышать ваши отзывы об уроке.

 Выберите фразу и закончите её: 
Я сегодня узнал… 
Мне было … 
Больше всего мне понравилось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению "В гостях у колокольчиков: звучащие стихи" 1 класс

конспект урока по литературному чтению "В гостях у колокольчиков: звучащие стихи" 1 класс по программе "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по литературному чтению по программе Л. В. Занкова 2 классШуточный рассказ: серьезная проблема »

Цель урока: Посмотреть, как Д.Родари, автор рассказа « Сакала-пакала» затрагивает в шуточной форме серьезную проблему взаимоотношений взрослых и детей, детей и родителей....

Конспект урока по литературному чтению по теме "Стихи А. Плещеева"

На современном этапе в системе образования происходят большие изменения. Пришло время образование выстраивать в виде открытой системы. Поэтому назрела необходимость создать другое сознание – твор...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Стихи А. Плещеева"

На современном этапе в системе образования происходят большие изменения. Пришло время образование выстраивать в виде открытой системы. Поэтому назрела необходимость создать другое сознание &ndash...

Конспект урока по литературному чтению. «Стихи русских поэтов о зиме».

Конспект урока по внеклассному чтению для учащихся 3 класса....

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе "Осенние листья. Стихи русских поэтов об осени".

Урок по литературному чтению во 2 классе. Л.Ф.Климанова. Литературное чтение. 2 класс....

Конспект урока по литературному чтению " Веселые стихи И.Токмаковой «Плим», «В чудной стране»."

Конспект урока + презентация по литературному чтению  " Веселые стихи И.Токмаковой «Плим», «В чудной стране»."...