Конспект урока по литературному чтению 1 класс "Шуточные стихи"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Данный урок проводится в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx | 34.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 50 Г. ОРЛА
Конспект открытого урока
литературного чтения
1 класс
Тема: «Шуточные стихи»
Учитель: Артёмова О.В.
Орёл, 2014г.
Тема: « Шуточные стихи».
Цель урока: создать условия для формирования умения определять основную мысль текста, жанр произведения; познакомить учащихся с шуточными стихотворениями И. Пивоваровой, А. Дмитриева; учить чувствовать юмор стихотворения.
Задачи урока:
– работать над техникой чтения, выразительностью речи, интонацией;
– развивать умение находить рифму в стихотворных строчках;
– обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи;
–стимулировать развитие творческих способностей;
- учить ориентироваться в учебнике;
- учить детей работать самостоятельно, в группах и парах.
Планируемые результаты: личностные УУД: способны откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев шуточных стихотворений; метапредметные УУД: регулятивные – осуществляют первоначальный контроль своих действий; познавательные – работают с учебником, ориентируются в нем с помощью значков; коммуникативные – принимают участие в обсуждении прочитанного содержания; предметные УУД: научатся читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения, находить рифмующиеся слова в тексте стихотворения, читать художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока:
Организационный момент.
У:– Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
– Садитесь!
У:– А какое слово-приветствие мы чаще других употребляем в речи?
Д: – Здравствуйте!
У:– Что значит это слово?
Д: – Пожелание здоровья
У:– Здравствуйте, дети! Здравствуйте,гости! Здравствуй, урок!
– Ребята, а каким бы вы хотели, чтобы у нас получился урок?
Д: – Интересным, добрым, весёлым.
У:– Как вы поможете мне, чтобы у нас получился такой урок?
Д: – Будем внимательными, старательными.
У:– Мы с Машей и Мишей, в сопровождении учёного кота, продолжаем наше путешествие в Волшебный лес.
2. Актуализация знаний и мотивация.
Постановка учебной задачи.
– Прочитайте слоги:
ГО-СКО-КА-РО-ВОР
– Составьте из этих слогов слово. (Скороговорка.)
У:– Для чего нужны скороговорки?
Д:– Их полезно говорить для того, чтобы речь была красивая и четкая
На доске:
На дворе трава
А на траве дрова.
У: – Попробуйте и вы повторить без запинки.
У: – А теперь послушайте четверостишье и скажите, правда ли то, о чём говориться или шутка?
Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье
Прямо сразу повторю.
Э. Успенский
– Давайте определим тему и поставим перед собой цель на этот урок.
У: – Сегодня на уроке мы познакомимся с необычной скороговоркой.
III. Работа по теме урока.
- Подготовка к чтению стихотворения И. Пивоваровой «Кулинаки-пулинаки».
У: – Откройте страницу 32.
- Назовите автора , с которым мы сегодня познакомимся
– Прочитайте название произведения
– Слышали ли вы слова «кулинаки-пулинаки»?
– Что они могут обозначать, на ваш взгляд?
– Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите, какое впечатление у вас оставило это стихотворение.
Чтение стихотворения учителем
У: – Итак, вы слушали это стихотворение первый раз, поделитесь своими впечатлениями.
Д:– Мне стихотворение понравилось, потому что оно веселое, создает хорошее настроение, шуточное …
- Самостоятельное чтение стихотворения.
У: – Теперь прочитайте это стихотворение ещё раз сами и подумайте, почему я в начале урока сказала, что мы познакомимся с необычной скороговоркой, а мы читаем стихотворение?
Д:– Это стихотворение очень похоже на скороговорку, в нем много одинаковых слов, которые стоят в разном порядке.
3. Работа по содержанию.
–Из скольких частей состоит текст стихотворения?
– Что СРАЗУ указывает на то, что текст шуточный?
– Содержание каких частей стихотворения это доказывает?»
(У стихотворения шуточное начало «Кулинаки-пулинаки» это сразу указывает, что оно шуточное. Содержание 2, 3 частей вызывает улыбку, доказывает, что автор шутит.)
– Что делали собаки сначала? (Гавкали)
– А чижики? (Чистили носы)
– Что изменилось во второй части? (Собаки-тикают, носы-гавкают, чижики чистят часы)
– Прочитайте третью часть.
– Какие слова «шалят»? Назовите. (Собаки чистят чижиков, часы-гавкают, носы – тикают)
– В каких строчках автор подтверждает, что это шутка? (В последних двух строчках «Только тот и разберет, / Кто ходит задом наперед».)
4. Чтение стихотворения вслух.( по цепочке)
– Найдите слова, которые звучат похоже, рифмуются.
(Кулинаки – собаки, часы – носы.)
– Где стоят эти слова в строчках: в начале или в конце?
(Эти слова стоят в конце строчек. Парная рифма - рифмуются соседние строки)
– Прочитайте стихотворение целыми словами быстро.
Физкультминутка
Чтобы отдохнули ножки,
Мы пройдемся по дорожке.
Но дорожка не простая –
Нас от парт не отпускает.
(Ходьба на месте.)
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В стороны разок-другой
Покачаю головой.
(Вращение головой вправо, влево.)
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперед,
Другой – назад,
А потом наоборот.
(Вращение руками вперед, назад.)
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься.
IV. Продолжение работы по теме урока.
1. Работа над стихотворением А. Дмитриева «Шлагбаум».
– Многие поэты любят играть со словами. Вам нравится эта игра?
– Предлагаю играть дальше.
- Прочитайте название следующего стихотворения и фамилию автора.
– Мише и Маше очень понравилось стихотворение. А вам?
Чтение стихотворения учителем
– Перечитайте первую часть стихотворения. Какие слова рифмуются? (Шлагбаум – кудаум.)
– Найдите все слова, которые рифмуются со словом «шлагбаум». (Грибаум, тогдаум, поездаум. Эти слова придуманы поэтом, таких слов не существует.)
– Попробуйте прочитать стихотворение, заменив «неправильные» слова «правильными». (про себя)
– Теперь вы можете объяснить, зачем поэт их придумал? («Неправильные» слова делают стихотворение складным.)
– Неужели поэт искажал слова только для того, чтобы было складно? (Поэт «играет» со словами. Он придумал их, чтобы удивить нас, рассмешить, потешить, доставить нам радость.)
– Что такое «шлагбаум»? (Шлагбаум (нем.) – подъемный или выдвижной брус на переездах, перекрывающий проезд или проход.)
– Почему слова искажаются только определенным образом? Кто их искажает? (Слова начинает искажать Шлагбаум. Он делает слова похожими на название «его самого», прибавляя к слову конец «ум», «бум». Таким образом Шлагбаум рифмует слова со своим названием.)
Мальчик (герой стихотворения) искажает слова для того, чтобы говорить со Шлагбаумом на одном языке. Разговор шлагбаума и мальчика можно сравнить с беседой двух иностранцев, когда лишь один из них знает язык другого.
2. Работа в парах.
– Прочитайте стихотворение с соседом по ролям. Пусть сосед читает выделенные цветом строчки. Потом поменяйтесь ролями.
V. Самостоятельная работа. Применение знаний.
У: - А сейчас наступило время для самостоятельной работы.
Откройте тетради на странице 22-23 и выполните задания № 3.
V. Итог урока.
– Многие детские писатели – большие фантазеры. Они придумывают такие стихи, которые могут смешить. Как вы думаете, трудно придумывать смешные истории?
- Работа с книжной выставкой
У: - Посмотрите на нашу книжную выставку.
-Как она называется? (Стихи, которые дарят улыбку) Обзор книжной выставки
Чтение стихотворения Э. Успенского «Память» учителем.( если хватит времени)
ПАМЯТЬ
Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье
Прямо сразу повторю.
«Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне».
– Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
Ну а кактус в это время
Мыл старушку на окне...
– Ехал кактус на окне,
Вел старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на коне...
Знаю я, что говорю.
Говорил, что повторю,
Вот и вышло без ошибок.
А чего хвалиться зрю?
Э. Успенский
– Что вызвало вашу улыбку?
– Чем похожи стихи?
– А теперь я бы хотела услышать ваши отзывы об уроке.
Выберите фразу и закончите её:
Я сегодня узнал…
Мне было …
Больше всего мне понравилось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению "В гостях у колокольчиков: звучащие стихи" 1 класс
конспект урока по литературному чтению "В гостях у колокольчиков: звучащие стихи" 1 класс по программе "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока по литературному чтению по программе Л. В. Занкова 2 классШуточный рассказ: серьезная проблема »
Цель урока: Посмотреть, как Д.Родари, автор рассказа « Сакала-пакала» затрагивает в шуточной форме серьезную проблему взаимоотношений взрослых и детей, детей и родителей....
Конспект урока по литературному чтению по теме "Стихи А. Плещеева"
На современном этапе в системе образования происходят большие изменения. Пришло время образование выстраивать в виде открытой системы. Поэтому назрела необходимость создать другое сознание – твор...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Стихи А. Плещеева"
На современном этапе в системе образования происходят большие изменения. Пришло время образование выстраивать в виде открытой системы. Поэтому назрела необходимость создать другое сознание &ndash...
Конспект урока по литературному чтению. «Стихи русских поэтов о зиме».
Конспект урока по внеклассному чтению для учащихся 3 класса....
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе "Осенние листья. Стихи русских поэтов об осени".
Урок по литературному чтению во 2 классе. Л.Ф.Климанова. Литературное чтение. 2 класс....
Конспект урока по литературному чтению " Веселые стихи И.Токмаковой «Плим», «В чудной стране»."
Конспект урока + презентация по литературному чтению " Веселые стихи И.Токмаковой «Плим», «В чудной стране»."...