1 класс. Урок чтения. Тема:«Звук [щ`], буква Щ щ».
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

В данном материале представлена разработка урока обучения грамоте (чтение). На разных этапах обучающимся предлагается в игровой форме провести самооценку, а на заключительном этапе рефлексия "дополни предложение...." и " оцени урок" .     К разработке прилагается презентация и приложение (смайлики для рефлексии).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_1_klass_-_kopiya.rar2.99 МБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамомоте. Чтение.

Тема: «Звук  [щ`], буква Щ щ».

Цель:  познакомить с новым звуком [щ`] и буквой Щ щ, с правилами написания слогов с буквой щ.

Задачи:        

- продолжить формирование  навыков  чтения и развивать фонематический слух, обогащать словарный запас;

- развивать мышление, память;

- воспитывать интерес к изучению родного языка.

Формирование УУД.

Познавательные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Регулятивные: выделять группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач, производить самооценку своих действий.

Коммуникативные:  работать в паре .

Оборудование: презентация, карточки  звуковых схем,  цветные карандаши, карточки с текстом, светофоры, смайлики.

Ход урока

1.Организационный момент.

 Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

2. Введение в учебную деятельность.

Учитель:  -ребята, для чего надо знать буквы?

-сколько гласных изучили?

-сколько согласных?

-что вы знаете о гласных? (есть гласные, обозначающие 1 звук, есть гласные, обозначающие 2 звука. Гласные, обозначающие твердость (мягкость согласного)

- что знаете о согласных? ( согласные бывают звонкие или глухие, могут быть твердыми или мягкими. Есть согласные всегда твердые(мягкие))

3.Формулирование учениками темы и целей урока.

Слайд №2

-Назовите предметы, изображенные на картинках.(щука, щетка, щавель, щенок)

-Что общего вы заметили?( все начинаются со звука [щ`])

 -Сформулируйте тему нашего урока.   ( Тема: «Звук [щ`] и буква, которая обозначает этот звук»).

- Сформулируйте цели урока. ( Познакомиться со звуком [щ`] и буквой, которая его обозначает. Учиться отличать звук [щ`] от других звуков.

Научимся читать слова с новой буквой.)

4. Знакомство со звуком  [щ`] .

1)Выделение нового звука из слов. Игра «Найди слово с новым звуком и укажи, в каком слоге он находится». (диск по обучению грамоте «Школа России         плащ, щука, щенок, чаща)

2) Игра «Придумай слово с звуком [щ`]  ( клещ, щипцы, щупальца, роща, трещат и т.д.)

3)Дайте характеристику звуку. (он согласный, так как при его произношении есть у воздуха преграды; он глухой; мягкий и нет твёрдой пары).

 

5. Знакомство с буквами Щ,щ.  

1)Анализ печатных и письменных букв.

- На расчёску Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же!  

- А на что еще похожа эта буква? (ответы детей)

- Сравните письменные и печатные буквы. Что общего в них, а чем они различаются?

2) чтение слияний и слогов.

(диск по обучению грамоте «Школа России)

3)найди букву. Индивидуальная работа. (дети зачёркивают в тексте буквы  Щ,щ) Слайд №3

Карточка (Щука щи всю ночь варила,
И щавель в них положила,
Наварила вкусных щей -
Начала сзывать гостей.

                       

     В речке плещутся щурята –
Это щучкины ребята.
Ярче, чище серебра
Блещет щучек чешуя
.)

Взаимопроверка. (образец на слайде №4)

Самооценка смайликом в 1 окошке светофора.  

-оцените свои достижения : если вы всё сделали верно, то выберите первый смайлик, если были ошибки, то второй смайлик, ну а если не удалось пока справиться с заданием, то третий смайлик. Слайд №5

4)составление схемы слова.

- Отгадайте загадку.

Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом — такая злюка!
Конечно, это…(
. Щука.)

-Что вы знаете об этой рыбе? (. Живет в реках, питается маленькими рыбками…)

- Ещё одна загадка.

Щи люблю я из капусты. 
Но и с Ним бывает вкусно!
Витаминов - прямо клад!
Я  бываю очень рад,
Скушать кисленький листок.
Я б, конечно, больше смог!
Но...  поем со щами
Витаминный  ... . (Щавель)

-Составьте звуковую схему к слову «щука» и «щавель».

 Эту работу будем выполнять в парах. Напомните правила работы в парах. Слайд №6..

Ученики составляют схему. После самостоятельного составления идет проверка и комментарии.

-каким цветом вы закрасили звук [щ`]   (зеленым, так как он мягкий)

- сверьте свою работу с образцом ( Слайд №7)

 самооценка смайликом в 2 окошке светофора.

-если вы всё сделали верно, то выберите первый смайлик, если были ошибки, то второй смайлик, ну а если не удалось пока справиться с заданием, то третий смайлик.

ФИЗМИНУТКА

6. Чтение слов и предложений с буквами Щ,щ.

1) учебник с.63. чтение по «цепочке», чтение по строчкам.

2)развитие речевого аппарата.

Учебник с. 62

- рассмотрите иллюстрацию на с.62 «Азбуки  и составьте по ней рассказ.

-Как зовут главного героя? (Емеля)

-Что вы о нем знаете?(Он лентяй)

-Почему щука стала помогать Емеле? (Он отпустил её )

- О Чем мечтал Емеля, лежа на печи?

-Какие его мечты сбылись? (Ведра с водой заменил водопровод. Сани с дровами заменили трактора и машины, которые доставляют , дрова. Вместо печи, на которой ехал Емеля к царевне теперь по дорогам ездят автомобили и мотоциклы. Даже дрова уже можно колоть специальным дровоколом , а не топором.)

-прочитай скороговорки  на с. 62 медленно, а затем быстро. Попробуйте их быстро произнести.

7. правописание ча,ща и чу, щу.

1) чтение текста в паре по строчке.

Текст у каждого ученика.

Сочетанья Чу и Щу

Пишем только с буквой У!

Чушка, щучка,укачу,

И лечу, кричу, свищу.

Ча и Ща, Ча и Ща-

Роща, чаща и свеча.

Пища, туча, саранча-

С буквой А и Ча, и Ща!  Слайд №8

-обсудите в паре ваше чтение и оцените его смайликом в 3 окошке светофора

-Что вы узнали из этого текста? (ча,ща пиши с а, а чу, щу пиши с у)

- почему после буквы Щ не пишется я и ю?( она не нуждается в показателе мягкости, так как обозначает всегда мягкий звук)

-Прочитайте правило на с. 63 «Азбуки»

(вывешивается таблица с правилом) Слайд №9

8.Итог урока. Слайд №10

1. рефлексия.  Дополните предложения:

-  я узнал……

- я научился…..

- мне было легко….

- мне было трудно…

-я обязательно……..

2. Д\З

–расскажите родным о своих достижениях, чему научились на уроке и что нового узнали.

3. -Спасибо за урок, вы хорошо поработали.  А сейчас  я предлагаю вам оценить весь урок нужным смайликом на доске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...

Презентация к уроку чтение. Тема: "Звук [ м ] и буква М,м.

Материал расчитан для 1 класса начальной школы. Презентацию можно использовать на уроках чтения, развитие речи....

Технологическая карта к уроку обучения грамоте (чтение) Тема:Звуки [м], [м], буквы М, м

Технологическая карта  к уроку обучения грамоте (чтение) 1 класс. Тема:Звуки [м], [м], буквы М, м. Создана к открытому уроку с аналогичной темой....

Открытый урок на тему: "Звук й и буква Й" 4 класс УМК "Перспектива"

Открытый урок на тему: Звук й и буква Й". 4 класс УМК "Перспектива"....

Литературное чтение 1 класс КОНСПЕКТ УРОКА по теме: «Звуки [д], [д’], буквы Д д»

Литературное чтение  (обучение грамоте) 1 класс   КОНСПЕКТ УРОКА по теме: «Звуки [д], [д’], буквы Д д»...

Фрагмент урока чтения. Тема: Звук и буква "з"

Урок по предммету чтение для обучающихся 1 класса, реализующих АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1...