Урок внеклассного чтения во 2 классе по сказке В.П. Катаева "Цветик-семицветик"
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему
Цель: В процессе чтения и анализа сказки «Цветик - семицветик» привести обучающихся к пониманию вечных ценностей жизни, научить их ценить простые человеческие радости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_v._p._kataev.docx | 42.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
Урок внеклассного чтения во 2 классе
по сказке В.П. Катаева "Цветик-семицветик"
Цель: В процессе чтения и анализа сказки «Цветик - семицветик» привести обучающихся к пониманию вечных ценностей жизни, научить их ценить простые человеческие радости.
Задачи:
- Формировать общеучебные умения осознанного, правильного, выразительного чтения, умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и идею произведения, давать характеристики действующих лиц.
- Развивать речь и умения анализировать текст, эмоциональные сферы личности ребенка, творческие умения.
- Способствовать формированию нравственных принципов: честности, порядочности, сострадания, трудолюбия, задумываться над своими желаниями, воспитывать познавательную активность.
- Создать условия для формирования УУД:
- личностных: мотивация учения, ответственное отношение к своим поступкам;
- познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;
- коммуникативных: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё отношении к чему-либо;
- регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии.
ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: портрет писателя, выставка его книг, рисунки учащихся к сказке; песня «Дорогою добра», презентация, интерактивная доска, индивидуальные карточки с таблицами; лепестки цветка для работы в группах.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Мотивация к работе. Создание эмоционального настроя.
На доске таблица:
внимательный | аккуратный | самостоятельный |
любознательный | активный | рассеянный |
веселый | стильный | рассудительный |
Рядом с таблицей – портрет ученика.
- Какие слова из таблицы могут относиться к ученику, который пришел на урок за знаниями?
Ответы учащихся.
-Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы были внимательными, активными, любознательными, рассудительными и тогда урок будет интересным, эмоциональным, поучительным.
II. Актуализация полученных ранее знаний.
-Ребята, давайте попробуем вспомнить народные сказки. Как обычно они начинались? Кем писались, сочинялись народные сказки?
( Народные сказки назывались так, потому что сочинял их народ, они передавались из уст в уста, из поколения в поколение; их пересказывали, эти сказки не имели одного конкретного автора).
- Сказка - один из самых популярных жанров устного народного творчества (УНТ). В сказке всегда есть положительные (добрые) и отрицательные (злые) персонажи. Как нам известно, добро всегда побеждает зло. Ребята, давайте вспомним, какими словами чаще всего начинаются и заканчиваются сказки?
( Сказки часто начинаются словами: жили-были…; в некотором царстве, в некотором государстве… Заканчиваются сказки словами: и я там был, мед, пиво пил…; вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!)
- Все сказки делятся на три большие группы. Давайте назовем их.
( Волшебные сказки, бытовые сказки и сказки о животных).
- Для работы на уроке мы разделимся на три группы. Каждая группа получит фрагмент одной сказки. Ваша задача: прочитав его,
определить к какой группе сказок она относится. Докажите свою точку зрения.
ПОМНИТЕ О ПРАВИЛАХ РАБОТЫ В ГРУППЕ.
(ученики работают в группах, затем представляют свой ответ.)
( В сказках о животных главными героями являются животные, волшебными называются сказки благодаря необыкновенным чудесам, сказочным предметам, а в бытовых сказках часто рассказывается о житье-бытье простого народа, о их героических или, наоборот, о поступках, в которых высмеиваются такие человеческие пороки, как жадность, глупость и т.д.)
Оцените свою работу в группе.
+ я внес большой вклад в работу группы;
- я внес вклад в работу группы;
– у меня не получилось сотрудничество.
-Что объединяет все произведения, которые мы услышали? (это русские народные сказки)
II. Постановка учебной задачи. Формулирование целей урока детьми.
- Расшифруйте текст.
ЧСМИАПСКАЗКАБПОЛДКАТАЕВЙЦУКЦВЕТИКГШЩЗХСЕМИЦВЕТИКЫФЦЙ
-Что это за слова?
( Катаев. Сказка: “Цветик-семицветик”.)
- Вы правы, это тема нашего урока. Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. Для этого дополните предложение. Познакомиться с творчеством ---– , работать над ----– сказки ---– и сделать ---– , чему---– -----.
(Познакомиться с творчеством В.П.Катаева, работать над содержанием сказки “Цветик – семицветик” и сделать вывод, чему учит сказка). Сегодня на уроке мы познакомимся с этим произведением, написанным в жанре литературной сказки.
III.Открытие нового знания.
1) Биография писателя.
Прежде чем мы начнем говорить непосредственно о сказке, я хотела бы вам рассказать немного о писателе В.П. Катаеве.
Возможно, многие из вас видели мультипликационный фильм по этой сказке, но мало кто знает что-нибудь о самом авторе.
Валентин Петрович Катаев - один из крупнейших мастеров русской советской прозы. Его вклад в советскую литературу был весьма ценным. Посмотрите на доску. Перед вами портрет известного писателя. Родился он в городе Одесса, в семье учителя математики. Валентин очень любил море, дружил с рыбаками, портовыми работниками и их детьми. В школьные годы он начал писать стихи. В годы Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом, рассказывал о мужестве солдат, о смелых партизанах и о детях, которые помогали на занятой врагом территории нашим разведчикам. Об этом рассказывает его правдивая повесть “Сын полка”. Вы прочтете ее, когда подрастете. А вот для вас есть сказка: “Цветик-семицветик”. Эта сказка написана в 1940 году. Ей уже больше 70 лет. По нашим человеческим меркам, она уже старушка. В детстве я с удовольствием прочитала эту сказку и полюбила. Уверена, что нравилась она и вашим мамам и папам.
2) Работа над названием сказки и жанром.
– А понравилась ли она вам, юные читатели?
(Ответы детей).
- Почему сказка с таким необычным названием?
( Семицветик – у цветка 7 лепестков и все они разного цвета.)
- А теперь каждая группа подумает, почему писатель назвал “Цветик-семицветик” сказкой? Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни? Запишите свои ответы на листочках.
( В сказке действует волшебница. Есть Волшебный цветок, исполняющий все желания, есть невероятные приключения девочки Жени, внезапное появление вещей и их исчезновение, исцеление больного мальчика.)
Определите свои умения в определении жанра произведения:
+ я умею определить жанр сказки;
- у меня бывают ошибки;
– я пока не смогу ответить, что такое сказка.
3) Пересказ содержания сказки
Значит, сказка о том, как девочка Женя встретила «необычную» старушку, которая подарила ей «Цветик-семицветик» и о том, как Женя загадывала желания.
(учащиеся коротко пересказывают сюжет сказки:
1 группа – до встречи со старушкой
2 группа – встреча со старушкой
3 группа – исполнение желаний)
Оцените свои умения краткого пересказа:
+ я умею кратко пересказывать произведение;
- у меня бывают ошибки;
– я пока не могу кратко передать содержание.
4) Анализ поступков героини.
В сказке говорится, что цветок похож на ромашку, а кому из вас он представляется как-то иначе? (работа в группах)
-Женя получила цветок. Лепестки у цветка были в определенном порядке. Проверим вашу память. Работа в парах. На столе имеются лепестки от цветика. Задание: расположить лепестки так, чтобы получился цветик-семицветик.
-Цветик готов, а как пользоваться этим волшебным предметом?
(Отрывать лепесток и произносить волшебные слова).
Учащиеся разучивают эти волшебные слова.
-А теперь вместе с Женей будем тратить лепестки цветка, и рассуждать разумным ли было решение. Будем заносить наши ответы в следующую таблицу. (Карточки с таблицей даётся каждому ученику).
лепесток | желание | чувство | разумное или нет |
(Каждая группа работает с двумя лепестками, последний лепесток обсуждаем коллективно)
– На что был потрачен первый лепесток?
(Чтобы проверку действия волшебного цветка, на желание вернуться домой.)
-Какая неприятность случилась с Женей?
(Девочка разбила мамину любимую вазу.)
- На что потратила девочка второй лепесток и почему?
(Чтобы склеилась разбитая вазочка, которую мама очень любила. Ведь так грустно, когда теряешь любимую вещь.)
- Следующий эпизод сказки хочется пояснить. Мальчики, которых увидела Женя во дворе, играли в папанинцев. Ученый Папанин и его товарищи – ученые-полярники, первые в мире прожили в палатке на Северном полюсе целый год, изучая движение льдов, магнитные бури, жизнь полярных животных. Когда они вернулись, весь мир восхищался их смелостью. Мальчишки, разложив доски, представляли, что плывут на льдине. В экспедиции Папанина были только мужчины, поэтому мальчишки не приняли Женю в игру.
– Что почувствовала девочка, когда ее в игру не приняли, и какое желание попросила выполнить у волшебного лепестка?
(Женя обиделась и пожелала немедленно оказаться не на игрушечном, а на настоящем Северном полюсе.)
-Знала ли она что-либо о полюсе и с чем столкнулась там, что ей грозило?
(Женя ничего не знала о Северном полюсе и оказалась на льдине в летней одежде при сильном морозе, да еще и рядом с огромными белыми медведями. Девочка могла замерзнуть или ее бы съели белые медведи.)
-Разумным ли было желание девочки оказаться на Северном полюсе?
(Это было глупое желание. Женя могла погибнуть.)
-На что был потрачен четвертый лепесток? Разумным ли является желание?
(На то, чтобы оказаться в родном дворе. Вот это желание очень разумное, так как оно спасает Женю.)
-Чем занимались девочки во дворе и почему не приняли Женю в игру?
( Девочки играли с разными игрушками, а у Жени в тот момент не было совсем.)
-Что почувствовала Женя, когда ее не взяли в игру?
(Женя обиделась, даже рассердилась.)
-Какое желание она загадала, чтобы их позлить?
(Она велела лепестку, чтобы все игрушки, какие есть на свете, стали ее.)
-Что почувствовала девочка, когда ее желание иметь все игрушки мира осуществилось?
(Как только на нее свалились все игрушки мира, она растерялась, испугалась, поняла, что играть в них просто не сможет: ведь для игры нужно только 2-3 игрушки.)
-Разумное ли это желание?
(Желание было глупое, потому что оно было необдуманное.)
- На что был потрачен шестой лепесток? Разумно ли это желание?
(Женя испытывала плохое чувство: желание позлить девочек и вызвать у них зависть, а также наличие множества игрушек не рождают радости. Со всеми игрушками нельзя играть, поэтому она пожелала им вернуться на место, в свои магазины. Это разумное желание.)
-Расскажите, почему Женя задумалась при виде последнего лепестка.
Ответ детей. (Пересказ отрывка).
-О чем пожелала девочка, оторвав последний, седьмой лепесток?
(Мальчик хромой, он не может бегать, и Женя пожелала, чтобы мальчик немедленно выздоровел и стал бы играть и бегать, как все здоровые дети. Это хорошее, доброе желание.)
- Обратимся к заполненной таблице.
лепестки | желание | чувство | разумное или нет |
желтый | вернуться домой | радость | разумное |
красный | склеить вазу | облегчения | разумное |
синий | попасть на полюс | страха | глупое |
зеленый | вернуться с полюса | радости | разумное |
оранжевый | иметь все игрушки | испуг | глупое |
фиолетовый | отправить игрушки | облегчения | разумное |
голубой | вернуть здоровье | радость | разумное |
– Сделаем вывод о желаниях девочки.
(У Жени было пять разумных желания и два глупых.)
Оцените свою работу по оценке поступков героини:
+ я сумел оценить все поступки Жени;
- у меня возникали небольшие затруднения;
– я пока затрудняюсь оценить поступки героини.
5) Словесный портрет героя.
-Выясним, почему у Жени появлялись такие глупые желания. А для этого выстраиваем модель – описание.
1. Какая Женя, если она совершает глупые поступки?
2. Какая Женя, если она совершает разумные поступки?
Вывод: Девочка очень обидчивая, вспыльчивая. Она бывает даже злая, желая вызвать зависть. Но вместе с тем она и добрая, любящая. Не хотела огорчить маму из-за разбитой вазы, пожалела мальчика и для его выздоровления потратила свой последний лепесток.
- Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет собой мудрую мысль. Какую же мысль хочет донести до читателя Валентин Петрович Катаев?
Дети высказывают свои суждения.
(Нам всем надо быть внимательными к людям. Надо научиться видеть, как живут другие, иметь чувства сострадания и, если это возможно, постараться помочь им, как это сделала Женя).
Учитель подводит итог.
- Эта добрая сказка Валентина Катаева учит нас: когда появляются желания, сначала думай, нужно ли то, что ты сейчас пожелал, не принесет ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство окружающим. А главное, надо стараться самому осуществлять свои желания. И совсем необязательно иметь лепестки цветика – семицветика, чтобы совершать разумные поступки. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту и не ждать, когда тебя об этом попросят.
Валентин Петрович Катаев, великий русский писатель, разработал тему ценности человеческих поступков. Из всех чудес, которые свершились в сказке о цветике-семицветике, самую большую радость его обладательнице принесло исцеление хромого мальчика.
Будьте внимательными, вдруг кому-то нужна ваша помощь! Не ждите, когда вас попросят, а помогите нуждающимся!
IV. Творческое задание ( по группам)
Возьмите любой эпизод из сказки и придумайте свое продолжение. Имена героев оставьте прежними. Например: представьте, что Женя не встретила мальчика Витю. Какими были бы ее действия? Что сделала бы Женя?
(звучит песня «Дорога добра»)
VI. Рефлексия
-Поднимите руки те, кто считает, что нам удалось выполнить все задания.
-Какая работа показалась самой интересной?
-Что вызвало затруднения?
-Что вы теперь знаете о творчестве В. П. Катаева?
-Посмотрите на свои оценочные листы. Кто может сказать, что количество + больше, чем других знаков?
-Значит вы успешные ученики!
Игра «Чаша добрых дел».
Учащиеся рассказывают о своих добрых делах и на чашу весов кладут частицу своего доброго сердца в виде красного сердечка.
Домашнее задание.
Написать сочинение на тему: «На что бы я потратил (а) свой последний лепесток?», «Моя заветная мечта», «У меня остался последний лепесток…», «Если бы у меня был «Цветик-семицветик».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева"Сказки и картинки Сутеева"
Конспект урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева".Целью урока было Углублять знания детей о творчестве В.Г. Сутеева,; учить выделять главное в содержании книг...
Урок внеклассного чтения по теме «Чудо-сказки по произведениям К.И.Чуковского»
Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.Класс: 3 План урока:Организационный момент....
Разработка урока внеклассного чтения "А.С. Пушкин "Сказка о попе и работнике его Балде"
Цели урока:1. Формировать у обучающихся представление о творчестве А.С. Пушкина2. Познакомить с историей создания «Сказки о попе…»3....
Разработка урока внеклассного чтения "Какие вопросы задают сказки?"
Урок внеклассного чтения для 3класса в рамках раздела "Сказки народов мира"...
Конспект урока внеклассного чтения. Г.Х.Андерсен "Сказки для детей".3 класс.
Конспект урока внеклассного чтения по сказкам Андерсена....
Урок внеклассного чтения 2 класс "Любимые сказки А.С.Пушкина"
Материал учебного занятия по внеклассному чтению: презентация, проектная деятельность обучающихся, связь с уроками "Технология",тема: "Работа на компьютере"....
Урок внеклассного чтения "Какие вопросы задают сказки"
Урок внеклассного чтения. Образовательная система "Школа-2100". Тема: "Какие вопросы задают сказки", (2-й класс)....