Урок внеклассного чтения "Какие вопросы задают сказки"
методическая разработка по чтению (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_chtenie_2_klass._uchitel_nikitenko_valentina_nikolaevna.zip | 885.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения (2-й класс). Образовательная система "Школа-2100". Тема: "Какие вопросы задают сказки"
Никитенко Валентина Николаевна
Цели:
- воспитывать потребность у учащихся совершенствовать свои речевые умения;
- формировать интерес к самостоятельному чтению сказок разных народов;
- развивать умение формулировать основную мысль текста, соотносить текст и заглавие, учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям; достигать понимание текста на уровне содержания, учить эмоциональному переживанию прочитанного.
Оборудование:
- слайды-презентации;
- “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия” 2001 в 2 дисках;
- задания-инструкции для групп.
Предварительная подготовка: детям даётся задание найти и прочитать сказки, в названиях которых есть вопрос.
Рекомендуемый список сказок: литовские народные сказки: “Как братья судились”, “Откуда взялась Даугава”, молдавские народные сказки: “Кто ждёт, чтобы вишни падали в рот”, словенская народная сказка: “Кто сшил Видеку рубашку”; русские народные сказки: “Как барсук и куница судились”, “Как лиса шила волку шубу”, “Как мужик на диких гусях летал”; китайские народные сказки: “Почему собаки не любят кошек”, “Отчего вода в море солёная”; и другие.
Ход
I. Самоопределение к деятельности. (Организационный момент).
- Повернитесь лицом к гостям. Протяните навстречу им руки ладошками вверх. Пошлите гостям лучики добра, тепла, радости, ведь каждый хозяин рад, когда к нему приходят гости.
- Повернитесь друг к другу, положите руки на плечи и тихонько пожелайте друг другу, что необходимо сейчас для работы уроке литературного чтения.
- А теперь повернитесь ко мне, я желаю всем вам отличной работы, и чтобы мы показали гостям все самое хорошее.
II. Повторение изученного. (Читая через слово, вы узнаете что здесь написано)
Что название такое откуда сказка волшебство.
Произведение отрывок о вместе вымышленных красивых лицах делах или поступках событиях.
Это действительно отдельный способ жанр для в рассказе литературе.
III. Постановка учебной задачи. (слайд №4,5,6)
- Узнайте названия этих сказок.
Почемусолнцевосходит,когдакричитпетух?
Очёминдюкдумал?
КтосшилВидекурубашку?
ОткудавзяласьДаугава?
Чтодороже?
Чегонасветенебывает?
- Посмотрите, что есть необычное в названиях этих сказок? ( в названиях есть вопрос)
-Читали вы такие сказки дома?
- Попробуйте определить тему сегодняшнего внеклассного чтения. (слайд №7)
(Какие вопросы задают сказки. Сказки в названиях которых есть вопрос)
- Продолжите предложения и определите задачи урока.
Вспомнить ………..
Прочитать ………..
Заинтересовать…..
IV. Проверка самостоятельного домашнего чтения.
- Вы много прочитали разных сказок. Все было понятно?
-А вы не против, проверить насколько вы помните эти сказки?
Задание 1. (слайд № 8,9,10)
Продолжите это высказывание-мораль.
(Кто ждёт, чтоб вишни падали в рот.) С той поры говорят: кто ждет, чтобы вишни падали в рот …….до добра не доведет.
(Почему щука в море не живет)
Нет ничего милее ………..родного края.
(О чем индюк думал)
Будешь думать только о себе – ………попадешь в беду.
Задание 2 (слайд № 11)
Посмотрите на рисунок. Вспомните все части бассейна реки.
( истоки, русло, правый и левый берега, притоки, устье)
-В какой сказке описываются эти части? (слайд № 12)
(Откуда взялась Даугава?)
- Что такое Даугава? (Река в Литве.)
- В какой сказке нарушается право персонажа сказки на жизнь и неприкосновенность?
(Почему заяц куцый? О чем поют жаворонки? О чем индюк думал? Почему совы не видят солнечного света?)
Задание 3. По ключевым словам отгадайте сказку и запишите название. Взаимопроверка. (Слайд № 13,14)
Волк, виноград, лиса, заяц, крестины, Початочек, Середышек, Поскребышек. ( Почему заяц куцый?)
Барин, Питер, лапти, барская загадка, топором подпоясываться.
(Чего на свете не бывает?)
Задание 4
Работа в парах. Дифференцированное задание. Самопроверка.
Выберите любой отрывок из сказки, которую вы читали дома и вспомните название этой сказки.
1. И рассказал барсук лисе, отчего ему на земле тесно. «Э-Э,- подумала лиса, - коль медведь на барсучий хвост позарился, то мой ведь во сто раз краше». И побежала она искать от медведя убежище. Пробегала целую ночь, нигде спрятаться не может. Наконец под утро вырыла себе нору, такую же, как у барсука, залезла в нее. Прикрылась своим пушистым хвостом и спокойно уснула.
(Почему барсук и лиса в норах живут?)
2. Все жаворонки, чуть завидев пастуха. То взлетают высоко-высоко, то падают камнем вниз и все время поют:
- У боярина под шапкой ума очень мало. Ну, а может быть, и сроду его не бывало!
( О чем поют жаворонки?)
Задание 5. Ответьте на вопросы так, как объясняется в сказке.
Разделение учащихся на группы. (Образуют группы с одинаковыми вопросами).
1. Почему у муравья кривые ноги?
2.Почему у зайца губа рассечена?
3.Почему солнце, восходит, когда кричит петух?
4. Что дороже всего?
Выслушать ответы по группам.
V. Обобщение
Какие вопросы задают сказки? ( Разные)
– Вы прочитали немало сказок, которые задают вопрос, а хотите прочитать по этой теме другие сказки?
– Возьмите текст сказок и задания к ним. Следуйте инструкции и выполняйте задания.
VI Самостоятельная работа учащихся в группах. (См. «Приложение)
VII Проверка. Фронтальная работа по прочитанным сказкам.
-Готовы к проверке заданий?
1 группа. (Слайд № 15)
- Прочитайте сказку.
– Какое заглавие вы выбрали?
–Ваш вопрос:
- Чему учит эта сказка? (Терпеливо учиться. Быть благодарным за учёбу.)
Вторая группа. (Слайд № 16)
«Почему кот моется после еды?»
– Прочитайте сказку по ролям.
– А вы знаете, почему на самом деле кошачьи так тщательно вылизывают себя?
Над этим вопросам работали ребята 4 группы. Дадим им слово.
( Кошки – это хищники. Добывают себе пищу выслеживанием. Чтобы добыча не почувствовала их приближение, кошка подкрадывается бесшумно. У животных очень развито обоняние– нюх, поэтому коты вылизывают себя очень тщательно, чтобы добыча их не почувствовала.)
Третья группа. (Слайд № 17)
“Почему у месяца нет платья.?”
– Как вы расположили части по порядку? Прочитайте.
– Какое природное явление хотели объяснить люди, придумавшие эту сказку?
– А вы наблюдали, какая бывает разная луна? По научному- это называется фазы луны. Посмотрите фильм о фазах луны из БЭКМ.
Четвёртая группа. (Слайд № 18)
– Ответьте на вопросы.
- Как вы думаете, какой ответ в сказках: научный или сказочный?
- Где можно найти научное объяснение?
- Найдите в энциклопедиях объяснение: почему на самом деле кошки так тщательно вылизывают себя.
- Какой сказке подходит это нравоучение?
Надо в жизни быть сообразительными и находчивыми.
(Терпеливо учиться. Быть благодарным за учёбу.)
Обобщающая беседа.
- Чем же интересны эти сказки? (ответы детей)
-Сказка в наши дни не потеряла своего значения, она многому учит, к ней хочется обращаться в любом возрасте.
- Почему разные народы задавали столько вопросов и пытались найти объяснения предметам, животным, явлениям? ( Их интересовало то, что их окружает.)
VIII. Творческая работа.
1) Литературная игра «А почему?» Вопрос каждой группе.
На вопрос нужно ответить быстро, оригинально и остроумно.
Почему зайцы на мотоциклах не ездят?
Почему ежи колючие?
Почему у оленя рога?
Почему кроты слепые?
IX. Дифференцированное домашнее задание (Слайд № 19)
1.Сочинить сказку выбрав, один из 3 вопросов.
– Почему у огурца пупырышки?
– Почему у розы шипы?
– Почему крокодила так назвали?
2.Устно .Придумать свою сказку, с ответом на вопрос.
3. Придумать свою сказку, с ответом на вопрос и оформить её на листе формата А4.
(Инструкция по выполнению)
Как сочинить сказку.
Начните сочинять сказку с «конца»: придумайте ответ на вопрос.
Определите героев своей сказки. Их не должно быть много только необходимые.
Продумайте последовательность событий в сказке.
Расскажите сказку.
X. Рефлексия деятельности. (Итог урока).
- С какими сказками мы познакомились сегодня на уроке?
- Кто желает поделиться своими впечатлениями об уроке.
-Что было на уроке интересно?
- Что было трудно?
-Что понравилось?
-Что дал этот урок для жизни?
-Как вы считаете, хорошо ли мы поработали на уроке, показали гостям самое лучшее?
– Я желаю вам оставаться подольше Почемучками, задавать себе вопросы обо всем, что вас интересует .И пытаться отвечать на эти вопросы, читая книги, наблюдая за окружающим, слушая других.
Приложение
Задание– инструкция 1 группы.
- Прочитайте сказку вполголоса.
- Выбери заглавие к сказке, посовещайся в группе, какое заглавие точнее.
Голубь и Дрозд.
Как Голубь учился гнездо вить.
Смекалистый Голубь.
- Прочитайте сказку всему классу.
- Задайте вопрос всем ребятам «Чему учит эта сказка?»
Литовская сказка
Не умел голубь гнездо вить и пошел к Дрозду поучиться. Дрозд в этом деле был большой мастер. Когда прилетел Голубь, Дрозд только что начал вить свое красивое гнездо. Сначала голубь следил очень внимательно за работой Дрозда, но, когда основание гнезда было готово, и начали понемногу подниматься края, Голубю стало скучно. Он решил , что учиться ему уже нечему, и начал кричать:
-Умею! Умею! Умею!
Взмахнул крыльями и улетел. И даже спасибо не сказал.
На другой день Голубь сам принялся вить гнездо. Донышко гнезда свил, а как дальше делать, и не знает.
Тогда Голубь снова полетел к Дрозду и стал упрашивать, чтобы Дрозд еще раз показал, как надо строить гнездо. Но Дрозд ответил:
-Ты же хвалился, что умеешь строить, вот и сумей без меня довести работу до конца.
Так гнездо у Голубя до сих пор и стоит недостроенное. Однако Голубь нет- нет да и похвастается:
-Умею! Умею!
А на самом-то деле и не умеет!
Задание– инструкция 2 группы.
- Прочитайте сказку вполголоса.
- Подготовьтесь прочитать сказку выразительно всему классу по ролям.
Для этого выберите, кто будет читать за автора, кота, воробья.
- Потренируйся в выразительном чтении.
- Прочитайте сказку по ролям всему классу.
ПОЧЕМУ КОТ МОЕТСЯ ПОСЛЕ ЕДЫ
(литовская сказка)
Однажды залетел воробей на крестьянский двор и стал клевать зерна. Прыгает воробей по траве. Зернышко за зернышком подбирает, а хозяйский кот на него из-за угла посматривает. Cмотрел кот, смотрел да как прыгнет на воробья! Схватил его за крыло и говорит:
-Неплохо я сейчас позавтракаю!
-Что вы, что вы, пан кот! -.Неужели вы собираетесь меня съесть?- зачирикал воробей.
-А что мне, любоваться тобой, что ли?- фыркнул кот и приготовился свернуть воробью голову.
-Да постыдитесь же, пан кот!- опять зачирикал воробей.-
- Ведь вы забыли умыться! А разве вы не знаете, что и хозяин ваш, и хозяйка, и все люди на свете сначала моются, а потом завтракают?
-И то правда!- сказал кот и поднял лапу, чтобы хорошенько потереть себе мордочку.
А воробей, недолго думая, прыг в сторону! Взмахнул крыльями и улетел.
Очень рассердился кот.
-Ну нет. Теперь меня не обманешь!- сказал он.- Пусть люди делают, как знают, а я сначала буду завтракать, потом умываться.
С тех пор все коты на свете моются после еды.
Задание– инструкция 3 группы.
- Прочитайте сказку вполголоса.
- Что же здесь не так? Составьте рассказ правильно. Расположите части так, чтобы получился связный рассказ. Установите, что было сначала, далее, в конце рассказа.
- Расставь порядковые номера. Посовещайся в группе.
- Прочитайте, какая получилась сказка.
- Решите, кто какой абзац будет читать.
- Прочитайте сказку выразительно всему классу.
ПОЧЕМУ У МЕСЯЦА НЕТ ПЛАТЬЯ (сербская сказка)
В третий раз пришёл месяц к портному. Увидел портной: идёт по небу круглый месяц - не месяц, а луна, да вдвое шире. Чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился бежать. Искал его месяц, искал, да не нашёл.
В назначенный срок пришёл месяц за платьем. А платье и узко и коротко. - Видно, я ошибся,- говорит портной. И снова сел за работу.
Так и остался месяц без платья.
Снова назначенный срок пришёл месяц за платьем. Опять платье мало. –Видно, и теперь я ошибся,- сказал портной. И снова стал кроить и шить.
Решил себе месяц сшить платье. Снял с него портной мерку и сел за работу.
Задание– инструкция 4 группы.
- Послушайте внимательно сказки 1, 2. 3 группы
- Как вы думаете, какой ответ в сказках: научный или сказочный?
- Где можно найти научное объяснение?
- Найдите в энциклопедиях объяснение: почему на самом деле кошки так тщательно вылизывают себя.
- К каким сказкам подходит это нравоучение:
Надо в жизни быть сообразительными и находчивыми.
Терпеливо учиться. Быть благодарным за учёбу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока внеклассного чтения "Какие вопросы задают сказки?"
Урок внеклассного чтения для 3класса в рамках раздела "Сказки народов мира"...
Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа 2100" Тема: Какие вопросы задают сказки? (Латышская сказка «Как петух лису обманул».).
Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа 2100".Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...»Тема: Какие вопросы задают сказки? (Латышская сказка «Как петух лису обм...
Урок литературного чтения: «Какие вопросы задают сказки?». 2 класс. УМК "Школа 2100".
Сценарий урока, презентация, музыкальный файл....
Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)
В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....
Урок литературного чтения во 2 классе на тему "Какие вопросы задают сказки"
Урок разработан по произведениям Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена». Латышская сказка «Как петух лису обманул»...
технологическая карта урока "Какие вопросы задают сказки"
1. Ознокомление учащихся с многообразием народных сказки их тематикой, научить классифицировать сказки по темам. 2. Развитие речи учащихся (умения пересказывать и составлять сказки по заданной те...
Какие вопросы задают сказки?
Урок внеклассного чтения 3 класс 2 четверть...