Урок литературного чтения в 4 классе УМК "Перспективная начальная школа"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Мулахметова Светлана Михайловна

Карл Брюллов "Последний день Помпеи", Плиний Младший "Письмо Тациту"

Цель: формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежавших к разным видам искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель художественной картины –

«не ласкание глаза, а возбуждение ума».

Урок: литературное чтение

УМК: «Перспективная начальная школа»

Тема: Карл Брюллов «Последний день Помпеи»,  Плиний Младший «Письмо Тациту»

Урок личностно-ориентированный деятельностной направленности.

Технология деятельностного метода (постановка цели, планирование деятельности по достижению этой цели, самооценка учащимися результатов своей деятельности).

Цели:

  • совершенствование навыков осмысленного чтения;
  • формирование умения целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;
  • формирование умений делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературного текста и живописного произведения.
  • формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства;
  • воспитание бережного, заботливого отношения к близким людям.

Ожидаемые результаты:

Познавательные:

Информационные:

  • поиск и выделение необходимой информации из текста, картины.
  • сбор информации;
  • анализ информации;

Логические:

  • построение рассуждения, обобщение.

Личностные:

Смыслообразование:

  • мотивация учебной деятельности;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация:

  • уважительное отношение к иному мнению;
  • навыки сотрудничества в разных ситуациях;
  • эстетические потребности, ценности и чувства;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Регулятивные:

Целеполагание:

  • формулировать и удерживать учебную задачу;

Планирование:

  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные:

  • ставить вопросы, формулировать свои затруднения;
  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • строить понятные для партнёра высказывания;
  • строить монологическое высказывание;
  • определять общую цель и пути её достижения.

Оборудование: репродукции картины, лупы, рамки, на экране: портрет К. Брюллова, картина, фрагменты картины, искусствоведческие тексты.

Ход урока:

1. Историческая справка. Объявление темы урока.

Руины Помпеи.(1 слайд)

Помпея, или Помпеи, - это древний античный город на юге Италии, погибший в результате извержения вулкана Везувий. Извержение продолжалось с 24 по 26 августа 79 года нашей эры. Большинство жителей успело спастись, но сам город был полностью погребён под 6-7 метровым слоем пепла, пемзы и камней.  Лишь в середине 18 века он был случайно обнаружен при строительных работах. Масштабные раскопки города начались только в 19 веке – через 17 веков после трагедии. Как раз в это время, в 1827 году  в Помпеях побывал Карл Брюллов (2 слайд).

2. Рассматривание картины.

 - Найдите в «Музейном доме» картину «Последний день Помпеи», написанную Карлом  Брюлловым.

 - Рассмотрите внимательно картину (3 слайд). Размер полотна 456см на 651 см.

- Какие чувства вызывает картина? О чём вы думаете, глядя на картину?

- Что заинтересовало? Что хотите узнать?

(записать вопросы на доске:

замысел художника,

история создания картины)

 - Как и где вы предполагаете найти ответы на вопросы?

(изучить литературу, рассмотреть отдельные фрагменты картины)

3.История создания картины.

 - Как вы думаете, откуда художник узнал о тех роковых событиях, произошедших 17 веков назад?

(Дать искусствоведческие тексты: найти ответ на этот вопрос)

Чтение текстов и содержание учебника по группам.

 - Кто нашёл ответ, встаньте.

 - Описание катастрофического извержения Везувия Брюллов нашёл в письмах очевидца, Плиния Младшего римскому историку Тациту. А ещё?

Чтение текста в учебнике.(Данил Г.) Плиний Младший «Письмо Тациту». Стр.165

Соотношение с картиной.

(Вопросы из учебника. Стр. 166)

 - Сможете ли вы подтвердить, что художник знал содержание письма Плиния?

 - Вы видите чёрную тучу, огненные полосы и молнии? Покажите рамкой.

 - А что Плиний писал про повозки? (цитата) Видите ли вы отвалившееся колесо и людей, упавших с повозки? Падающий пепел?

 - Вам удалось найти людей, похожих на Плиния и его мать?

 - Обратите внимание на её взгляд и жест. О чём просит она сына? (цитата) Выполнит ли сын просьбу матери – оставит ли её?

Ему удалось спастись самому и спасти мать.

4.Замысел художника.

 - Рассмотрите всех людей, изображённых на переднем плане картины. Правда ли, что они составляют определённые группы?

 Работа в паре: найти группы людей на переднем плане. Сколько групп? (5-6)

Работа в группах: обсудите, какими отношениями связаны люди внутри каждой из групп? Это случайно встретившиеся люди или родственники? (Выступление групп)

Проверьте свои ответы по учебнику, с.166

 Беседа по каждой группе людей.

1)- Выделите рамкой мать с двумя дочерьми. Старшая девочка пытается успокоить младшую сестру, поглаживая её по спине. А мать прижимает к себе обеих дочерей, стараясь защитить их.

2) Семья, укрывшаяся плащом. С помощью каких деталей художник показывает, что отец стремится защитить свою семью от стихии? (плащ, жест руки)

3) Старик-отец и сыновья. Легко ли юношам нести больного отца?

4) Плиний с матерью. Мать уже устала, у неё нет сил идти дальше. Плиний пытается поднять её.

5)Юноша с раненой невестой на руках. Он пытается вынести её из рушащегося города. Хотя смерть может настигнуть и его, но чувство любви оказывается сильнее страха собственной гибели.

Вывод.

  - Что можно сказать о поведении людей, стоящих перед лицом гибели: каждый спасает сам себя или заботится о своих близких? (Люди ведут себя благородно: каждый заботится не о себе, а о своих близких.)

 - Могут ли люди, с точки зрения художника, сохранять в себе лучшие качества, стоя на пороге смерти? (Да, он верил, что даже в самый страшный момент жизни люди могут сохранять в себе лучшие человеческие качества, благородство души, любовь к близким, заботу о них)

5.Рефлексия.

 - Мы разгадали замысел художника? Узнали историю создания картины?

 - Где возникло затруднение? По какой причине?

 - Каким способом преодолели затруднение?

 - Координаторы групп дайте оценку работы ребят  вашей группы.

 - Оцените деятельность класса.

Д.з. составьте небольшой письменный текст или а)повествование либо б)описание либо в)рассуждение на тему «Последний день Помпеи», используя текст «Письма…», репродукцию картины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения 1 класс УМК "Начальная школа 21 века". Звуковой анализ слов "кот", "кит".

Данная презентация поможет первоклассникам выполнить звуковой анализ слов....

Урок литературного чтения. 2 класс. УМК "Начальная школа XXI века"

Я работаю по УМК «Начальная школа XXI века» и убеждена в том, что комплект учебников и тетрадей по курсу «Литературное чтение» помогает добиться решения важнейших целей: научить читать и развить...

План-конспект урока литературного чтения. 1 класс. УМК «Начальная школа XXI века» Тема. В. Сутеев «Под грибом»

Цели и задачи урока: 1. Образовательные: познакомить с произведением В.Г. Сутеева “Под грибом”, его содержанием; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оцен...

Урок литературного чтения. 2 класс. Перспективная начальная школа

Литературное чтение. Тема: Дж.Родари "Приезжает дядюшка белый медведь"...

Н. Сладков "Эхо" (Урок литературного чтения 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" Презентация к уроку для интерактивной доски Smart).

Тема  урока: Н. Сладков "Эхо"Урок литературного чтения 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" Презентация к уроку для интерактивной доски Smart, выполнена  в  программе Notebook 10.К...

Конспект урока литературного чтения 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Тема урока:  С.Михалков  « В снегу стояла ёлочка»Предметная область  литературное чтение Класс  2-йЗадачи урока....

План-конспект урока литературного чтения 4 класс "Перспективная начальная школа"

Тема: Становление человека: у каждого свой путь.Место урока в изучаемом разделе:  обобщающий  урок  (8) по разделу«Приближаемся к разгадке ТАЙНЫ ОСОБОГО ЗРЕНИЯ. Выясняем, что помо...