К О Н С П Е К Т урока литературного чтения в 4 классе.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Тема: Е.А.Пермяк «Некрасивая ёлка»
Цели урока:
- учить пониманию и осмыслению текста;
- развивать умение выражать свои мысли;
- развивать умение задавать вопросы;
- развивать умение анализировать текст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4kl_l_cht.docx | 90.22 КБ |
Предварительный просмотр:
К О Н С П Е К Т
урока литературного чтения в 4 классе
Тема: Е.А.Пермяк «Некрасивая ёлка»
Цели урока:
- учить пониманию и осмыслению текста;
- развивать умение выражать свои мысли;
- развивать умение задавать вопросы;
- развивать умение анализировать текст.
Оборудование:
- технологическая карта урока;
- учебник литературного чтения, автор О.В. Кубасова «Любимые страницы» - 2 часть;
- портрет писателя;
- реквизит гостя урока Г.Х.Андерсена;
- вывески темы и целей урока;
- определения ёлки для составления сводной таблицы «Линии сравнения»;
- вывеска «ЁЛКА» для составления кластера;
- выставка литературных произведений Е.А.Пермяка и Г.Х.Андерсена;
- рисунки ёлки учащихся.
Х О Д У Р О К А
Организационный момент.
У. – Добрый день, друзья! Рада видеть всех на уроке. Надеюсь, что сегодня мы будем работать слаженно и результативно, как истинные коллеги и партнёры. Итак, начинаем наш урок.
I. Стадия ВЫЗОВА
1. Игра «Да-нет-ка» - учимся задавать тонкие вопросы. Учащиеся задают тонкие вопросы, извлекая информацию, получая ответ учителя «Да» или «Нет».
У. – Я загадала слово.
Дети:
-это транспорт? - нет;
- это жильё? – нет;
- это мебель? – нет;
- это живое? – да;
- это имя существительное? – да;
- это птицы? – нет;
- это звери? – нет;
- это растение? – да;
- это лиственное растение? – нет;
- это хвойное растение? – ДА!
- это ЁЛКА!!! – ДА!
У. – Молодцы! Спасибо за цепь качественных вопросов. Загаданное слово – ёлка. Сегодня мы работаем в парах и ведём технологическую карту урока, где каждый этап урока состоит из определённого задания и графы самооценки: однобокая елка – поработал слабо; полная ёлка – поработал отлично! Распределитесь в парах, кто какую работу выполняет.
2. Составление Кластера.
Друзья, каждая пара предлагает свою мысль, своё определение, которое вам приходит в голову, ассоциируется со словом ёлка. Важное условие - нельзя повторяться.
Ребята, мы собрали ценные мысли о ёлке, которые нам пригодятся на уроке.
3. Постановка проблемы. Сообщение темы урока. Гость урока Г. Х. Андерсен.
- Добрый день, друзья! (дождаться ответа, учитель выяснит, кто к нам пришел на урок)
Вижу, что сегодня на уроке в центре внимания моё любимое дерево – ёлка. Да, много прекрасных часов и дней я провёл в раздумьях под её раскидистыми и тенистыми кронами. Это было так замечательно…
- Ребята, а какую сказку вы прочитали? («Некрасивая ёлка»)
- А кто автор этой истории? (Евгений Пермяк).
- Евгений Пермяк, Евгений Пермяк… (как бы тихонько вспоминает)
- Друзья, расскажите мне, пожалуйста, о Евгении Пермяке, а то я совсем ничего о нём не знаю! (умоляющим тоном) - Ответы учащихся по биографии автора.
- Друзья, помогите мне понять, почему Евгений Пермяк, мой русский коллега, назвал сказку «Некрасивая ёлка»?
- Учащиеся, т.к. она была некрасивая и зачитывают описание в сказке.
- Ребята, вы все так считаете?
- Дети – НЕТ!
- А какая она была? (ребята могут зачитать какой стала Ёлка).
- Дети, я теперь в растерянности. Всё-таки ёлка была красивая или некрасивая?
- Как понять? Как разобраться?
- Учитель. Уважаемый господин Андерсен наши дети умные, добрые и смекалистые они обязательно во всём разберутся!
- А Вас мы приглашаем к нам на урок и вы во всём убедитесь сами!
4. Составление сводной таблицы «Линии сравнения»
У. – что появилось на нашем уроке?
Д. – противоречие, проблема
У. – Да, на нашем уроке возникла проблема, вопрос, противоречие, которое нам необходимо разрешить. Дойти до истинны, ёлка – красивая или некрасивая. По ходу работы с текстом мы будем заполнять таблицу, отвечая на вопрос, какая ёлка?
ЁЛКА | |
НЕКРАСИВАЯ | КРАСИВАЯ |
Кривая | Скромная |
Однобокая | Молчаливая |
Дурнушка | Задумчивая |
Благородная | |
Добрая | |
Настоящая |
5. Постановка целей урока.
Друзья, какие цели урока необходимо поставить, что бы снять проблему, дойти до истинны.
Учиться выражать свои мысли | Учиться пониманию текста | Учиться задавать вопросы |
? |
Дети по вывескам сообщают цели урока
II. Стадия осмысления
1. Чтение по ролям отрывка из сказки Е.А. Пермяка «Некрасивая ёлка»
У. – Ребята, мне не дает покоя мысль от чего в лесу раздавался громкий плач?
Д. – Лесорубы срубили старый дуб.
У. – Что сделал сказочник, что бы успокоить деревья?
Д. – Сказочник рассказал историю, что будет с деревьями после того, как их срубят.
У. – Интересно, прочитаем по ролям
2. Вопросы после чтения.
У. – Была ли интересна история сказочным деревьям?
Д. – Да.
У. – Почему сказочные деревья перевели разговор на ёлку?
Д. – потому что они её не любили.
У. – Ребята, а вы любите ёлку?
Д. – Да.
3. Музыкально – танцевальная пауза под мелодию о ёлочке.
У. – Друзья, поддержим своим танцем ёлку.
У. – Какую мудрую мысль высказал сказочник о судьбе? Зачитайте.
4. Работа с пословицами. Работа с толстыми вопросами. Создание интерактивного диалога.
У. – Да, судьба не предсказуема, а вот линии жизни людей, прекрасно отражены в народной мудрости – Пословицах и поговорках. Работаем в парах по алгоритму.
- Выбор пословицы
- Объяснение смысла
- Подкрепление своих мыслей текстом произведения
- Приветствуются толстые вопросы
1. Злому - смерть, а доброму – вечная память. 2. Никто не знает, что его ожидает. 3. Добрые умирают, да дела их живут. 4. По одёжке встречают, а по уму провожают. 5. Кто говорит, тот сеет; кто слушает – пожинает. | 6. От судьбы не уйдёшь. 7. Скромность всякому к лицу. 8. Час терпеть, а век жить. 9. Красота без разума пуста. 10. По заслугам и награда. |
Ценный вариант, если удастся создать интерактивный диалог между парами участников.
Фразы – помощники при организации диалога были предложены детям на предыдущих уроках.
- Костя, а как бы ты поступил в такой ситуации? (Ответ)
- А почему?
- Я уверен, что ты так и поступишь в жизни! Я и сам придерживаюсь такой позиции.
-----------------------------------
- Оля, а прав ли был ________, поступая именно так? (Ответ)
- Почему? (Ответ)
- Оля задаёт вопрос тому кто спрашивает:
- Коля, а что бы ты сделал в такой ситуации? Ответ.
-----------------------------------------------------------
- Миша, а как ты думаешь правы ли были ( те то), что говорили или поступили так?
--------------------------------------------------------------
- Миша, а как ты считаешь это правильная позиция?
- Почему?
- А как надо поступить, что сделать?
--------------------------------------------------------------
- Коля, а как ты думаешь верны ли слова автора «………………………………………….»?
----------------------------------------------------------
- Костя, хотелось бы услышать твоё мнение по высказыванию надменного……….
- А почему так?
------------------------------------------------------------------
А заслужила ли …………..всего этого?
- Почему?
Учимся задавать друг другу толстые вопросы!!! (эта шпаргалка составлена совместно с детьми по ходу работы над толстыми вопросами задолго до урока)
Вывод: работа с пословицами, объяснением их смысла, подтверждением смысла текстом учебника, планомерно доказывает внутреннюю красоту ёлки. Сказочные деревья проявляют себя как отрицательные герои, стремящиеся только к красоте формы, но не как не содержания.
III. Стадия рефлексии.
У. – Друзья, мы возвращаемся к кластеру «Ёлка» и сводной таблице «Линии сравнения»:
Какой же была ёлка?
Д. – Ёлка: добрая, скромная, благородная, настоящая, а значит - красивая!
У. – Дети, проголосуйте за красоту ёлки своими рисунками о ней.
1. Составление синквейна.
У. – В такой радостной атмосфере невозможно отказать себе в удовольствии в написании синквейна.
Памятка по составлению синквейна:
- Тема – 1 слово (имя существительное)
- Описание темы – 2 слова (имя прилагательное)
- Описание действия – 3 слова (глагол)
- Отношение к теме – фраза из 4 слов (предложение, цитата)
- Суть темы – 1 слово (синоним)
Пример синквейна (написано детьми) 1.Ёлка. 2.Мудрая, благородная. 3.Радует, согревает, возвышает. 4.Дарит свет, тепло, добро. 5.Красавица! |
У. – Уважаемый господин Андерсен, скажите: дети развеяли ваши сомнения о настоящей красоте ёлки?
А. – Конечно, да! Большое вам спасибо!
2. Выставка книг Е.Пермяка и Г.Х.Андерсена.
У. – Друзья, познавайте истину красоты с книгами Андерсена и Пермяка. Верю, что в них вы найдете ответы на многие вопросы, волнующие вас. (Выставка книг Евгения Пермяка и Г.Х. Андерсена)
Технологическая карта урока литературного чтения
Е.А.Пермяк «Некрасивая ёлка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение
Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.
Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...