Доклад «Пути повышения качества образования в начальной школе»
материал
Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puti_povysheniya_kachestva_obrazovaniya_na_urovne_noo.docx | 771.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«Пути повышения качества образования в начальной школе»
Руководитель МО начальных классов Титкова А.П.
«Образование – величайшее из земных благ,
если оно наивысшего качества.
В противном случае оно совершенно бесполезно»
Киплинг
Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.
Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности школьников, общества и заказчиков образования.
Из чего оно складывается?
- Из высокого уровня профессионализма педагогов
- Из создания комфортности в обучении школьников
- Прочности знаний учащихся
- Соблюдение санитарно-гигиенических норм
- Из материально-технического обеспечения школы.
Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации.
Признавая урок в качестве основной формы обучения, мы постоянно ищем пути его дальнейшего совершенствования.
Составляющие качества образования:
- качество обученности школьников по образовательным областям;
- качество сформированности общеучебных умений школьников (умение работать с учебником, текстом, составить план, умение анализировать, делать вывод и т. п.);
- качество воспитанности школьников (отслеживается по специальным методикам);
- качество развития личности школьников (эмоциональность, воля, познавательный интерес, мотивация и т. д.);
- качество социальной адаптации (способность найти свою «нишу» в обществе).
Конфуций сказал:
«Три пути ведут к знанию: путь размышлений – это самый благородный; путь поражения – это путь самый легкий; и путь опыта – это путь самый трудный».
Нам надо идти по всем трем дорогам сразу. Это жесткое требование нашей профессии. Специфичность нашей педагогической деятельности заключается в том, что она является неотъемлемой частью процесса обучения, который состоит из преподавания и учения.
Понимая, из каких составляющих складывается учебная деятельность, для повышения качества образования, учитель должен управлять:
• целеполаганием учащихся;
• мотивацией их деятельности;
• формированием умений учащихся;
• созданием обратных связей «учитель – ученик»;
• созданием проблемных ситуаций;
• комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.
Для профессионально работающего учителя, очевидно, что все это должно находиться в поле его зрения, под его управленческим воздействием.
Методическая работа в начальной школе:
- следование традициям и внедрение новации;
- повышение компетентности учителя;
- освоение и внедрение в работу новейших информационных технологий;
- определение причин типичных затруднений школьников и их коррекция;
- выявление уровня сформированности системы качества знаний учащихся;
- накопление и фиксирование индивидуальных достижений школьников путём оформления портфолио;
- организация проектной деятельности, позволяющей развивать творческие способности учащихся.
Целевые направления:
- совершенствование организации учебного процесса и повышение результатов обучения;
- создание условий для повышения мотивации к обучению, саморазвитию, самостоятельности в принятии решений;
- обеспечение учебно-воспитательного процесса на современном уровне;
- создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка;
- совершенствование системы воспитательной работы как средства повышения качества образования;
- обеспечение физического развития учащихся, использование здоровьесберегающих технологий;
- совершенствование материально-технической базы школы.
Задачи:
- обобщение и внедрение в практику достижений передового педагогического опыта;
- формирование установок на освоение современных педагогических технологий, подходов, обеспечивающих подготовку качественно нового младшего школьника;
- создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учеников, направленной на разностороннее развитие образовательного процесса;
- организация взаимодействия учителей начальных классов, психолога, логопеда и родителей с целью изучения и развития индивидуальных способностей обучающихся.
Задача учителя – создать благоприятные условия в классе для коллективной работы и умело управлять этим процессом.
Технологии и методики, применяемые в начальной школе:
- технология личностно-ориентированного образования;
- технология уровневой дифференциации;
- технология игрового обучения;
- технология системно-деятельностного подхода (проблемное обучение);
- проектная деятельность;
- здоровьесберегающие технологии;
- информационно-коммуникационные технологии.
1) Важным средством повышения эффективности урока является многообразие видов деятельности на уроке. К. Д. Ушинский отмечал, что ребенок требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием, односторонностью. Младшие школьники усваивают знания лучше, если на уроке чередуются разнообразные и непродолжительные виды работы. Однако следует учитывать, что разнообразие видов деятельности учащихся само по себе не обеспечивает их активности, если оно не обусловлено целью урока, не является ее выражением.
2) В учебных занятиях с младшими школьниками необходимы элементы игры. Игра, являясь основным видом деятельности дошкольника, продолжает занимать важное место в жизни младших школьников, она рассматривается в качестве важного компонента основной деятельности младших школьников — учения. Игровые элементы активизируют учебную деятельность учащихся, способствуют развитию самостоятельности и инициативы, товарищества и взаимопомощи в труде. Игра — важное средство повышения у учащихся интереса к учению.
В начальном обучении широко распространены дидактические, или обучающие игры. Они имеют познавательное содержание и направлены на умственное развитие учащихся.
Также игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.
Игры подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игры, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные игры. Игры с правилами – это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры–забавы.
Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом.
3) Уже в начальной школе большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и начинают терять интерес к учебе. Поэтому важно развивать способности и поддерживать стремление ученика, не учить его, а помогать ему учиться и развиваться. Способность к саморазвитию должна стать результатом познавательной деятельности. Наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Заслуживает внимания коллективная форма познавательной деятельности.
Что же собой она представляет? Это такая форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других его членов. – работа в парах, группах.
4) Учебный проект «Использование современного оборудования и технологий в построении образовательной среды на основе деятельностного метода».
5) Проект «Развитие памяти» на уроках русского языка.
6) Предметные декады в начальной школе.
7) Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм. При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Использование ИКТ на различных уроках позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Таким образом, для повышения качества образования необходимо:
- использовать на уроках и во внеурочное время современные инновационные методики, новые формы организации и проведения учебных занятий;
- продолжать методическое совершенствование учителей для повышения их профессионализма;
- активнее и шире использовать на уроках современные педагогические технологии, возможности информационно-коммуникационных технологий, сети Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути повышения качества образования в начальной школе
Данная статья раскрывает возможные пути повышения качества образования в начальной школе: эффективные образовательные технологии и методики, позволяющие добиться динамики в обучении. А также в статье ...
Пути повышения качества образования в начальной школе
Методические рекомендации для повышения качества образования в начальной школе...
Пути повышения качества образования в начальной школе.
Статья для учителей начальных классов на тему: «Пути повышения качества образования в начальной школе»....
ОППРЕДЕЛЕНИЕ НАИБОЛЕЕ РАЦИОНАЛЬНЫХ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В данной статье рассматривается одна из наиболее актуаль-ных проблем начальной школы в системе современного образования, а именно, проблема качества образования, которая вызвана чрезмерным увеличением...
«Пути повышения качества образования в начальной школе»
Учебная зрелость как показатель результата обучения включает в себя обученность, мотивацию, устойчивость к обучению, коммуникабельность, социальный статус ученика в классе...
Пути повышения качества образования в начальной школе
Выступление на педагогическом совете....
Пути повышения качества образования в начальной школе
В данной статье раскрывается проблема качества образования и даются рекомендации о том, как повысить уровень образования...