Доклад "Организация работы над повышением качества образования в начальной школе"
статья на тему

Шмелева Татьяна Викторовна

Опыт работы над повышением качества знаний в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа с. Новосельское

Аркадакского района Саратовской области

Организация работы над повышением качества образования
в начальной школе

Подготовила: учитель начальных классов

                                                              Шмелева Татьяна Викторовна

2017-2018 учебный год

Среди множества серьёзных проблем, стоящих сегодня перед педагогом, наиболее значимо выделяются проблемы качества знаний и их практической реализации учащимися. Многочисленные исследования показывают, что сегодня каждый четвёртый ученик испытывает трудности в обучении. Так, анализ работ младших школьников нашей школы показывает, что многие обучающиеся не могут без ошибок написать предусмотренный государственной программой диктант;  не владеют навыком свободного чтения;  испытывают трудности в счёте и решении задач.

Трудности, которые испытывают дети в процессе обучения, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, низким уровнем развития речи, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире и отсутствием коммуникативных навыков. Перечисленные выше проблемы ставят ребёнка  в ситуацию постоянной неуспешности.
        Поэтому наша цель заключается в создании благоприятных условий, способствующих предупреждению и преодолению неуспеваемости учащихся, повышению качества их знаний, активизации познавательных интересов детей, формированию коммуникативных навыков и сплочённости коллектива.
          Как же помочь нашим детям учиться? Как повысить качество их знаний?  Прежде всего, необходимо их заинтересовать, сделать процесс обучения увлекательным, создать такие условия, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя успешным. Поэтому наравне с традиционными типами уроков, в своей работе мы используем и нетрадиционные: урок - соревнование, урок - путешествие, урок - сказку, которые способствуют активизации познавательной деятельности учащихся.
         Готовясь к урокам, продумываем формы и методы обучения, стараясь делать это рационально. Если изучаемый материал сложен и требует детального объяснения, используем общеклассную форму, с использованием технологии диалогового взаимодействия, применяем технологию обучения в сотрудничестве,  групповую форму работы или  работу в парах. Для осуществления дифференциального подхода обучения используем индивидуальную форму, позволяющую ребёнку выполнить то задание, с которым он может справиться и, тем самым, сориентировать его на успех.
        Выбирая методы обучения, предпочтение отдаем частично-поисковому и методу проблемного обучения, применяющегося для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем. Но при этом используем и  объяснительно-иллюстративные методы, методы, способствующих формированию контроля и самоконтроля.
        С целью активизации познавательной деятельности, развития индивидуальных способностей, творческого подхода к учению и сплочённости коллектива активно привлекаем учащихся к проектной деятельности. Под  руководством  учителя дети учатся собирать материал по заданной или интересующей их теме, пользуясь справочной литературой, Интернетом, систематизировать его, подбирать подходящие иллюстрации. В результате этой деятельности создаётся творческая работа в виде альбома, справочника, энциклопедии или презентации, выполненной в программе Power Point, обязательно находящие своё применение на уроках.
          На современном этапе активно используем в своей деятельности и ИКТ, которые обеспечивают активную познавательную позицию ученика, стимулируют их мыслительную деятельность, повышают эффективность урока и, как следствие, качество знаний учащихся.
          Уверенное владение навыками чтения и письма является одним из основных условий успешности детей в учении.  Поэтому на уроках литературного чтения ведётся целенаправленная работа по формированию техники чтения, основанная на опыте педагогов-новаторов. Техника чтения часто «тормозится» из-за слаборазвитой оперативной памяти, поэтому, сначала начинаю работу по её развитию и делаю это с помощью, так называемых зрительных диктантов, тексты которых были разработаны профессором И.Т.Федоренко.  На каждом уроке использую приём жужжащего чтения, разработанный В.А.Сухомлинским, а также приём ежеурочного пятиминутного чтения.

Уверенное же владение навыками письма опирается на целенаправленную, систематическую орфографическую работу, направленную на развитие орфографической зоркости, на предупреждение и исправление орфографических ошибок. Большую роль в овладении грамотным письмом играет также и лексическая работа. Из-за небольшого словарного запаса и незнания значения многих слов, у детей возникают проблемы с подбором проверочных слов при проверке таких труднейших орфограммах как «правописание безударных гласных», «правописание парных звонких и глухих согласных», «правописание непроизносимых согласных».

На протяжении 4-х лет на уроках русского языка и литературного чтения, дети знакомятся с многозначными словами, антонимами, синонимами, омонимами, фразеологическими оборотами. При работе над новыми словарными словами, дети изучают их происхождение, знакомятся с лексическим значением, пользуясь этимологическим и толковым словарями, подбирают к ним синонимы и антонимы.
         Таким образом, для повышения качества образования необходимо:

  1. Использовать на уроках и во внеурочное время современные инновационные методики, новые формы организации и проведения учебных занятий;
  2. Продолжать методическое совершенствование учителей для повышения их профессионализма;
  3. Активнее и шире использовать на уроках современные педагогические технологии, возможности информационно- коммуникационных технологий, сети Интернет.

         Учителя нашей школы осознают, что традиционная школа, ориентированная на передачу знаний и умений, изживает себя. Поэтому учителя строят уроки в режиме развития, осуществляют новые подходы к обучению, и реализация деятельностного подхода - является важнейшей особенностью нового стандарта, обеспечения  качества образования.

          Мы выделили два направления деятельности начальной школы  по повышению качества образования:

- Образовательная деятельность.

- Укрепление здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни.

               

  Для повышения качества образования в начальной школе учителя:

 а) проводят мониторинговые работы, анализируя их результаты;

 б) анализируют результаты контрольных, практических, творческих работ, отслеживают динамику техники чтения;

 в) ведут индивидуальную работу с учащимися, имеющими проблемы в обучении;

 г) планируют работу с учащимися по коррекции и ликвидации имеющихся пробелов;

 д) каждую четверть анализируют состояние учебно-воспитательного процесса в классе.

                   

А резервы повышения качества обучения в начальной школе мы видим в следующем:

1.Активизация работы по повышению компетентности учителя, детей в области  диагностики, мониторинга, оценки собственной деятельности. Улучшение работы по отслеживанию результатов обученности учащихся.

2.Снизить уровень личностной тревожности у обучающихся.

3.Повысить уровень самостоятельности школьников в принятии решений.

4.Повысить уровень знаний школьников за счёт внедрения технологии самоконтроля.

5. Активизировать работу по программе «Одаренные дети», способствовать интеллектуальному и творческому развитию учащихся.

             

Иными словами, проблема повышения качества знаний, привития интереса к предмету тревожит учителей, является самой актуальной проблемой в образовании на сегодняшний день. Преподаватели, обеспокоенные данной серьезной проблемой, ищут выход из создавшейся ситуации. Один из путей – проявление педагогами творческого подхода к урокам и программам, отказ от жесткой привязки всех учителей к единой схеме изложения учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности современных педагогическихз технологий для повышения качества образования в школе в контексте реализации ФГОС нового поколения

Мы живем в век информационных технологий,когда меняется время,меняются люди и наша с вами задача-научить жить и адаптироваться новое поколение в новом времени....

«Использование современных педагогических технологий как условие повышения качества образования в школе»

Данная разработка поможет составить выступление на ШМО и много полезной информации....

Использование результатов всероссийских проверочных работ в повышении качества образования в образовательной организации

Основной целью ВПР является своевременная диагностика уровня достижения образовательных результатов; информирование участников образовательных отношений о состоянии освоения образовательных программ Н...

Организация работы над повышением качества образования в начальной школе

Организация работы над повышением качества образования в начальной школе...

Повышение качества образования в школе, находящейся в сложном социальном контексте

Из матемариалов регионального этапа Мждународной Ярмарки социально-педагогических иноваций, посвященного году театра в России, 30-летию АО "Разрез Тугнуйский"...