Высший суд-суд совести. Урок-конференция по сказке Оскара Уайльда «Мальчик – звезда»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Высший суд-суд совести.
Урок-конференция по сказке Оскара Уайльда
«Мальчик – звезда».
Цель : обучить навыкам анализа художественного произведения.
Задачи:1. расширить знания учащихся о личности писателя, помочь детям осознать и осмыслить идейное содержание сказки.
2. Воспитывать культуру речи, доброту, внимательное отношение к людям, подвести детей к пониманию того , что истинная красота не возможна без доброты, глубины внутреннего мира человека, без чувства ответственности за свои поступки.
3. Развивать все виды речевой деятельности ( говорение, слушание, чтение, письмо) через выборочные пересказы, развёрнутые ответы, ролевое чтение, участие в дискуссии, развивать эмоционально- образное и аналитическое мышление.
Тип урока: урок – конференция
Скачать:
Предварительный просмотр:
Высший суд-суд совести.
Урок-конференция по сказке Оскара Уайльда
«Мальчик – звезда».
Цель : обучить навыкам анализа художественного произведения.
Задачи:1. расширить знания учащихся о личности писателя, помочь детям осознать и осмыслить идейное содержание сказки.
2. Воспитывать культуру речи, доброту, внимательное отношение к людям, подвести детей к пониманию того , что истинная красота не возможна без доброты, глубины внутреннего мира человека, без чувства ответственности за свои поступки.
3. Развивать все виды речевой деятельности ( говорение, слушание, чтение, письмо) через выборочные пересказы, развёрнутые ответы, ролевое чтение, участие в дискуссии, развивать эмоционально- образное и аналитическое мышление.
Тип урока: урок – конференция.
Оформление доски: иллюстрации к сказке и детские рисунки , выполненные учащимися.
Ход урок : 1. Орг. момент.
Мотивация.
Ребята, сегодня у нас необычный урок-урок – конференция.( ученик даёт определение слова « конференция»)
Обычно на конференции обсуждают какую - либо проблему, тему.
Тема нашей конференции – «Сказка Оскара Уайльда « Мальчик –звезда»
Каждый из вас будет входить в одну из групп:
1.докладчики
2. исследователи
3. аналитики
4. творческая группа.
Всем вам выданы материалы конференции и информационный листок.
Оценка за урок складывается из оценки за устные ответы и за работу с информационным листком.
2. Постановка задачи.
Задача нашей конференции -понять, что же хотел сказать нам автор, за что он наказывает своего героя и почему прощает его, доказать, что высший суд- это суд совести.
Итак, конференцию объявляю открытой.
Слово для доклада предоставляется … ( выступает ученик).
3. Краткое сообщение учащихся по биографии писателя.
Показ презентации:
Посмотрите на портрет писателя. Привлекательный, по моде одетый молодой человек.
Родился Оскар Уайльд в 1854 году в Дублине, в семье известного ирландского хирурга и англичанки-поэтессы. Он получил хорошее образование. Учился в Дублинском колледже, в 1879 году окончил Оксфордский университет, путешествовал по Италии и Греции.
Был признан законодателем мод, но главным его достоинством было умение вести беседу. Он стремился блистать и удивлять общество. Весь аристократический Лондон подражал Уайльду. Старались одеваться так, как Уайльд, повторяли его остроты. С ним много и охотно общались различные люди, его внимательно слушали и говорили, что у него « золотой» язык и необычайное чувство коммуникабельности, магическое умение себя слушать.
Он говорил… Он рассказывал десятки сказок и весёлых историй. Он автор таких сказок , как « Счастливый принц», « Соловей и роза», « Великан-эгоист», « Молодой король», « Кентервильское привидение», « Мальчик – звезда».
Похоже , герой его произведения что-то имеет общее с внешностью самого автора.
4.Анализ текста.
Ребята, в каждом произведении литературы немало « загадок» , часто на каждую загадку имеется несколько правильных ответов. А отгадать лучше всех сможет тот, кто внимательно следит за « подсказками» автора. Одной из таких « подсказок» стало название произведения.
- О. Уайльд назвал свою сказку « Мальчик-звезда». Почему именно звезда?
Ученики работают с информационными листами.
- Что вы можете сказать о слове « звезда» ?
Ответ:
многозначное.
-Какие значения этого слова использует автор в своей сказке?
Ответ:
1. Небесное светило
2. Знаменитость.
- Подберите ассоциации к слову « звезда» в первом и во втором значениях, запишите их в информационный листок.
Примерные ответы детей:
Небесное светило -холодный свет, очень далеко, светит, но не греет, красиво сверкает.
Знаменитость- звёздная болезнь, звёздность.
- Почему именно с этими цветами сравнивается внешность героя?
Примерный ответ:
Нарцисс напоминает о самовлюблённости, роза красивая , но колючая, фиалка нежная, но капризная.
- В образе мальчика есть что-то величественное. Соответствует ли внешняя красота его внутреннему миру?
Ответ:
Нет. Он вырос жестоким, себялюбивым, надменным.
- Какую палитру красок возьмёте, чтобы изобразить внутренний мир героя?
Докажите, что душа героя черна и в ней нет места доброте . ( заполняем таблицу в информационном листе. Отношение к людям.)
Ответ:
Смотрит на людей с высока, оскорбляет , называет слугами , не испытывает сострадания, швыряет камнями в нищих , груб , дерзок с лесорубом. Самый жестокий поступок – отказ от матери.
Инсценированное чтение эпизода,
подготовленное творческой группой
Как вы думаете , повлияли ли сверстники Мальчика-звезды на развитие в нём жестокости и эгоизма?
Ответ:
Да, никто не наказывал его , даже не выражал неудобрения.
- Как же автор наказывает героя?
Ответ:
Он стал мерзок , как жаба. Его облик стал соответствовать внутреннему миру. Отношение окружающих меняется: люди смеются над ним, дразнят, сторонятся его.
- А изменилось ли отношение Мальчика- звезды?
Ответ:
Да. Он стал добрее, ищет свою мать, чтобы попросить прощение.
- Кому он помогает?
(Ученик читает исповедь Мальчика-звезды)
Впервые на глазах у мальчика появились слёзы.Это слёзы обиды, жалости к себе или раскаяния?
Конечно, это слёзы раскаяния . Он осознал что был жесток, груб, беспощаден к матери и окружающим. В нём заговорила совесть. Теперь герой готов пожертвовать своей жизнью.(дети читают отрывки из произведения и заполняют таблицу на листках.)
Краткий пересказ эпизодов.
- В какой момент происходит возрождение души мальчика, и он вновь обретает красоту ?
- Почему мы назвали наш урок- конференцию « Высший суд- суд совести» ? ( Человек, имеющий совесть, приносит добро и счастье не только себе , но и тем, с кем встречается в жизни.)
- Как стал править и жить Мальчик – звезда ?
( И был он справедлив и милосерден ко всем. Мальчик-звезда стал править по совести, относясь ко всем ровно).
-Прочитайте последний абзац. ( « Но правил он недолго. Слишком велики были его муки, слишком тяжкому подвергся он испытанию- и спустя 3 года он умер. А преемник его был тираном.
Преемник- чей-нибудь продолжатель, тот, кто занял чьё-нибудь место.
Тиран- жестокий правитель.
- Почему сказка заканчивается именно этой фразой? Мог ведь автор оставить счастливый конец, как у большинства сказок .
- Легко ли далось счастье Мальчику –звезде? Подарил ли он его своим подданным?
(Да. Они узнали, что значит настоящее счастье. И если их лишить его , то они будут за него бороться.)
-Какое человеческое качество им поможет?
Учащиеся пишут выводы , продолжая предложенные учителем фразы.
Сказка Оскара Уайльда « Мальчик-звезда»- это сказка о …..
Автор наказывает героя за….
Но он прощает его , потому что….
( Выступает группа аналитиков. Дети зачитывают свои ответы .)
Учитель оценивает звёздами ответы учащихся.
Аналитики подводят итог конференции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку внеклассного чтения по сказке О.Уайльда "Мальчик-Звезда"
презентация к уроку внеклассного чтения по сказке О.Уайльда "Мальчик-Звезда"...
Биография Оскара Уайльда
Презентация познакомит ребят с жизнью и творчеством известного английского писателя Оскара Уайльда...
Урок внеклассного чтения по сказке О. Уальд "Мальчик-Звезда"
Знакомство с творчеством писателя. Аализ литературного произведеия. Понимание истиной красоты....
Литературная игра по сказкам Оскара Уайльда
Игра-викторина по произведениям и биографии Оскара Уайльда для учащихся 3-4 классов....
О. Уайльд «Мальчик-звезда».
О. Уайльд «Мальчик-звезда».Проверочная работа4 класс...
Урок литературного чтения О.Уайльд "Мальчик-звезда" сказка
Урок литературного чтения по сказке О.Уайльда не только познакомит детей с творчеством писателя, но на примере героя художественного произведения поможет понять в чем заключена истинная красота челове...
Сценарий новогоднего спектакля по одноимённой сказки Оскара Уайльда "Звёздный мальчик"
Сценарий был написан для учащихся начальной школы (4 класс)....