Урок внеклассного чтения по сказке О. Уальд "Мальчик-Звезда"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Знакомство с творчеством писателя. Аализ литературного произведеия. Понимание истиной красоты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Любина Татьяна Юрьевна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» ЗМР РТ
Город Зеленодольск
Урок внеклассного чтения в 4-м классе по сказке О. Уайльда "Мальчик-звезда"
Цели:
- Познакомить учащихся с личностью писателя.
- Обучить навыкам анализа художественного произведения.
- Помочь осознать и осмыслить идейное содержание сказки.
- Развить все виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо ) через выборочные пересказы, развёрнутые ответы, ролевое чтение, участие в дискуссии.
- Воспитание доброты, внимательного отношения к людям.
- Подвести к пониманию того, что истинная красота невозможна без доброты, глубины внутреннего мира человека, без чувства ответственности за свои поступки.
ХОД УРОКА
- Слово учителя. ( Слайд №1)
2. Краткое сообщение учащегося по биографии писателя. ( Слайд №2)
3.Работа с произведением. ( Слайд №3)
По вертикали:
1. Человек, нашедший в лесу мальчика. (лесоруб)
2. Отличительная вещь, надетая на шее младенца. (ожерелье)
3. Время суток, в которое нашли младенца. (ночь)
По горизонтали:
4.Кто купил Мальчика- звезду у стен города? (волшебник)
5. Кто трижды помог мальчику? (зайчонок)
6. Кто встретил мальчика- звезду в облике прокаженного? (отец)
Давайте приглядимся к героям сказки О. Уайльда. Попробуйте найти их в таблице.
5.Работа со словарем( Слайд №4)
6.Анализ текста. ( Слайд №5)
Ребята, в каждом произведении литературы немало “загадок”, часто на каждую загадку имеется несколько правильных ответов. А отгадать лучше всех сможет тот, кто внимательно следит за “подсказками” автора. Одной из таких “подсказок” бывает название произведения.
О. Уайльд назвал свою сказку “Мальчик-звезда”. Почему именно звезда?
Что вы можете сказать о слове “звезда”?
Ответ: многозначное.- Какие значения этого слова использует автор в своей сказке?
Ответ: ( Слайд №6)
1. Небесное светило.
2. Знаменитость.
Подберите ассоциации к слову “звезда” в первом и во втором значениях
Примерные ответы детей: Небесное светило – холодный свет, очень далеко, светит, но не греет, красиво сверкает. Знаменитость – звёздная болезнь, звёздность.
Каковы симптомы звёздной болезни?
Ответы детей: Человек высокого мнения о себе, возвышается над другими, считает, что он лучше.
Итак, слово “звезда” напоминает о неземной красоте и в то же время о высокомерии.
Давайте же посмотрим, насколько герой оправдывает те представления, которые мы обсудили.
При каких обстоятельствах мы впервые узнаём о Мальчике-звезде?
Ответ: В зимнем лесу его находят лесорубы.
В какой мир погружают нас первые страницы сказки? ( Слайд №7,8)
Ответ: мир лютого холода. Холод, как правило, вызывает ассоциации со злом, непониманием.
Какие словосочетания используют для характеристики злого человека?
Ответ: Ледяное сердце, холодный взгляд, ледяная душа. Итак, в начале сказки звучит тема холода. Но лесоруб забирает дитя и приносит его к огню, в свой дом. В какую семью попадает мальчик?
Мальчик попадает в семью лесоруба. Что вы можете сказать о семье лесоруба, в которую попал Мальчик-звезда?
Примерные ответы детей: Семья честная, но бедная. В семье много детей. Часто нечего есть, семья очень нуждается.
Каким предстает глава семейства лесоруб?
Ответ: Добрый, сердечный, заботливый, жалостливый, честный, с добрым сердцем.
Какими качествами наделена жена?
Ответ: Устала от работы, от того, что не хватает еды. Все время думает, чем накормить семью, во что одеть детей, много работает.
Обобщение учителя: Бедные люди сами живут в нужде, но они не забыли о сострадании и взяли мальчика на воспитание.
Какое сердце у этих людей?
Ответ: Это люди с добрым, открытым сердцем.
Почему в доброй, честной семье вырос мальчик с каменным сердцем?
Ответ: Знал историю своего рождения. Он знатного рода, происходит от звезды. С детства выделяется среди других, возвышается над людьми. Им руководит его имя Звезда. Человек высокого мнения о себе, возвышается над другими, считает, что он лучше.
Комментарий учителя: В астрономии слово звезда – это небесное тело. Звезды бывают разной окраски: самые холодные – оранжевые, потом красные, желтые.
Какого цвета звезда подходит больше к имени нашего героя и почему?
Ответ: Звезда оранжевого цвета, потому что он холоден со всеми, равнодушен, жесток, у него сердце окаменело.
7.Работа над портретом Мальчика-звезды. ( Слайд №9)
Что такое портрет в литературном произведении?
Ответ: Портрет – изображение внешности героя: его лица, фигуры, манеры держаться, говорить. В портрете отражается характер героя, внутренний мир, авторская оценка.
Найдите в тексте и зачитайте, каким автор изображает героя. - Какова внешность героя? Какие приёмы использует автор, чтобы подчеркнуть красоту мальчика? ( Слайд №10)
Ответ: Красив; лицо белое; кудри, как лепестки нарцисса; губы, как лепестки алой розы; глаза, как фиалки; строен; высок, как цветок.
Ответ: Эпитет – золотые, сравнения с цветами.
Почему именно с цветами сравнивается внешность героя?
Примерный ответ: Нарцисс напоминает о самовлюблённости, роза красивая, но колючая, фиалка нежная, но капризная.
В образе мальчика есть что-то величественное. Соответствует ли внешняя красота его внутреннему миру?
Работа над понятиями себялюбие, высокомерие, гордыня, злоба, жестокость.
Какую палитру красок вы возьмете, чтобы изобразить внутренний мир героя и почему?
Ответ: Черные, серые краски, потому что в герое нет положительных качеств, душа его черна, в ней нет места доброте.
Докажите, что душа героя черна и в ней нет места доброте.
Задание по рядам: 1ряд рассматривает отношения мальчика с детьми;
2ряд рассматривает отношение к нищим и нищенке;
3ряд рассматривает отношение к лесорубу.
Ответы детей: Общаясь с детьми, герой смотрит на них сверху вниз, оскорбляет, помыкает ими, называя своими слугами. Не испытывает сострадания к бедным, швыряет камнями, прогоняет их, насмехается над нищенкой, обзывая ее грязной, безобразной. С лесорубом груб, дерзок. “Я тебе не сын, и не обязан слушаться”.
Вывод: Справедливо заметил лесоруб, что “воистину у него каменное сердце и жалость ему не ведома”.
Может быть, встреча с матерью растопит каменное сердце нашего героя?
Растопила ли каменное сердце мальчика встреча с матерью?
Ответ: Он наглухо затворил свое сердце, чтобы боль, мольба и стоны матери не могли проникнуть. Презрение и холод исходили от героя. Обрадовавшись, что мать ушла, мальчик побежал играть с товарищами.
Почему окружающие стали смеяться над героем? Что изменилось в его портрете?
Ответ: Он стал мерзок, как жаба; тело покрылось чешуей, как у гадюки.
Какие художественные средства использует автор в портретной характеристике героя и для чего?
Ответ: Сравнения показывают, насколько стал безобразен герой.
Каково авторское отношение к герою? Справедливо ли автор наказал Мальчика-звезду?
Ответ: Его облик стал соответствовать внутреннему миру. ( Слайд №11)
А изменилось ли отношение Мальчика-звезды? ( Слайд №12)
Ответ: Да. Он стал добрее, ищет свою мать, чтобы попросить прощение.
В какой момент происходит возрождение души мальчика, и он вновь обретает красоту?
Впервые на глазах у мальчика появились слёзы. Это слёзы обиды, жалости к себе или раскаяния?
Ответ: Конечно, это слёзы раскаяния. Он осознал, что был жесток, груб, беспощаден к матери и окружающим. Теперь герой готов пожертвовать своей жизнью.
7.Вывод урока.
Может ли человек с каменным сердцем духовно переродиться?
Учащиеся приходят к положительному ответу. Через страдания, одиночество герой осознал свои поступки, понял, за что был наказан.
8.Домашнее задание.
Ответить на вопрос: “ Почему в финале сказки Мальчик-звезда всё-таки умирает?”
Литература:
1.Советский энциклопедический словарь. М.1982г.
2.С.И.Ожегов « Словарь русского языка» М.1984г.3.
3.О.Уайльд « Мальчик-Звезда»
4. Книга для ученика «Вокруг тебя мир» М.199
5. Богданова О. Ю., Леонова С. А., Чертова В. Ф. Методика преподавания литературы ...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку внеклассного чтения по сказке Г. Андерсена
Презентация к уроку внеклассного чтения во 2 классе по сказке Г. Х. Андерсена "Стойкий оловянный солдатик"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/16/picture-54649-1350405951.jpg)
презентация к уроку внеклассного чтения по сказке О.Уайльда "Мальчик-Звезда"
презентация к уроку внеклассного чтения по сказке О.Уайльда "Мальчик-Звезда"...
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/12/picture-23865.jpg)
Урок внеклассного чтения по сказке А.Погорельского "Черная курица"
Урок проводился в рамках изучения темы "Литературные сказки"...
Открытый урок внеклассного чтения по сказке Ю. Олеши «Три толстяка»
Данный урок проводится как итоговый . На этом уроке учащиеся учатся анализировать содержание сказки, образы героев, определять основную мысль данного произведения.На уроке используются разные фо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/10/picture-89577-1602357918.jpg)
Урок внеклассного чтения по сказке А.Н. Толстого "Золотой ключик или приключения Буратино"
Итоговый урок внеклассного чтения по сказке А.Н. Толстого "Золотой ключик или приключения Буратино" в игровой форме....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/05/picture-177768-1699181045.jpg)
Урок внеклассного чтения "Литературные сказки XIX века" 4 класс (ОС "Школа 2100") Тест.
Тест составлен к уроку внеклассного чтения по теме: "Литературные сказки XIX века" 4 класс.Программа "Школа 2100"...