«Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
ОС «Школа 2100» в 4 классе. На уроке показаны различные приёмы работы с текстом, закладывающие навык самостоятельной учебной работы, умения учиться
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_urok_usadba_aksakova.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
по теме: «Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых»
ОС «Школа 2100» в 4 классе. На уроке показаны различные приёмы работы с текстом, закладывающие навык самостоятельной учебной работы, умения учиться.
Тема урока: Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых.
С.Аксаков « Детские годы Багрова-внука»1 глава.
(Урок введения нового знания)
Предметные умения.
Основные цели:
1. Познакомиться с литературой XVIII века.
2. Познакомить с писателем С.Т. Аксаковым и его произведением «Детские годы Багрова-внука».
Общеучебные умения:
Основные цели:
1. Развивать интеллектуальные умения: учиться доказательно объяснять, как получено решение учебной задачи.
2. Развивать коммуникативные умения: учиться действовать совместно при решении учебной задачи.
3. Развивать организационные умения: самоконтроль и самооценка.
Задачи:
1. Учить работать с детской книгой, совершенствовать навыки правильного, осознанного и выразительного чтения;
2. Развивать умения давать полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного, воображение, творческую способность детей.
3. Воспитывать положительные качества в процессе коллективной работы.
Оборудование:
, Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Для учащихся: учебник «Литературное чтение» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, «Тетрадь по литературному чтению» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева О.В.Чиндилова.
Ход урока:
Этапы урока | Выполняемые задания | Комментарии | Технол |
1. Орг. момент | Слайд 1 | ||
2. Прверка домашнего задания (2 мин) | Обсуждение домашнего задания. - Какие слова вы нашли при выполнении домашнего задания? тетрадь стр.28 №4 - Связаны ли эти слова с историй книги? - Каким образом связано слово Китай, воск, Русь, перо, грамота?
| Слайд 2 (таблица) Бамбук, камень, пергамен (телячья кожа особой выделки, впервые появилась в Индии), шёлк, воск, Новгород, Египет, Китай (привозилась бумага), Русь, береста, бумага, папирус, Англия, Рим, Индия, перо (писали гусиными перьями), грамота. | |
3. Работа с авторским текстом «Путешествие второе». (5 мин) 7 минут 3 мин | А мы с вами продолжим историческое путешествие к истокам детской литературы. Откроем учебники на странице 57. - Прочитайте заголовок текста. - Что обозначает слово путешествие? ПУТЕШЕСТВИЕ, -я, ср. Поездка или передвижение пешком по каким-н. местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха). Кругосветное п. П. по родной стране. Жанр путешествий (повествовательная литература о путешествиях, странствованиях). - Почему оно второе? (Текст читает творческая группа) -При чтении взять всем карандаш и отмечать, что непонятно. Беседа: - Сегодня мы отправляемся с вами в XVIII век, ко двору императрицы Екатерины II! - Почему ко двору? Ведь мы интересуемся детской литературой! - Мало кто знает, что русская императрица Екатерина II написала 8 книг для детей. Они были напечатаны в 1781-1783 годах. - Книги эти были самые разные. Есть и сказки, и азбука, и рассказы. Итак, отправляемся в путешествие с нашими героями Игорем и Олей, Николаем Александровичем…
…Закрыли глаза… Учебник, стр. 58, II 3 абзац (Когда наши путешественники открыли глаза…) до стр.59 (…, но и в сны людей). - Снятся ли вам сны после чтения книг? - Какие книги стали вашими снами? - Что поразило мальчика, читателя XVIII века в «Слове о полку Игореве» настолько, что перешло в его сон? - Знаете ли вы что-нибудь об этой книге? Откройте стр. 57, прочитайте подзаголовок к «Путешествию второму». Появились ли у вас вопросы? - Что такое усадьба? - Что общего между мальчиком Сережей и усадьбой Аксаковых? - Знакома ли фамилия Аксаковых?
Чтение текста (стр. 59 III абзац снизу»...Прошло несколько дней..» – стр. 63) Ответы на проблемные вопросы. -Можете ли вы теперь ответить на наши вопросы? Уса́дьба в русской архитектуре — отдельное поселение, комплекс жилых, хозяйственных, парковых и иных построек, а также, как правило, усадебный парк, составляющих единое целое. Как правило, термин «усадьба» относят к владениям русских дворян и зажиточных представителей других сословий, относящимся к XVII — началу XX веков | (Первое путешествие было Чудов монастырь XVII в.в. к справщику Савватию – первому автору 11 детских стихотворений) Стр. 57-58 учебника (слайд1, слайд2) ).
Презентация
Физминутка (для глаз) 1мин
Работа с текстом учебника По ходу чтения слайд 3, (слайд 6, слайд 7, слайд 8, Слайд 9, слайд10, слайд11) Жанр путешествий (повествовательная литература о путешествиях, странствованиях). Слайд 12, слайд 13 ПУТЕШЕСТВИЕ, -я, ср. Поездка или передвижение пешком по каким-н. местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха). Кругосветное п. П. по родной стране. Жанр путешествий (повествовательная литература о путешествиях, странствованиях). | Игра-путешествие Проблемная технология Здоровьесбер Проблемная технология |
Работа в группе 7 мин | Обсуждение прочитанного по вопросам, выданным группам. - Что показалось Оле странным? - Каково ваше восприятие речи XVIII века? - Назовите любимых Серёжиных детских писателей. (Новиков, Карамзин, господа Болотов и Шишков) - Слышали вы о них? - Каким вы представляете Серёжу Аксакова? - Сохранились ли эти качества в нём впоследствии (портрет на стр. 63)? - Может ли сегодня даже самый начитанный семилетний ребёнок знать всех детских писателей? Почему? - Прокомментируйте название журнала. О чём оно говорит? - Как может каждый из нас поближе познакомиться с Серёжей Аксаковым? - Встречались ли вы раньше с автобиографическим произведением? - Почему писатель заменил свою фамилию на другую – Багров? - Когда вы догадались, что Серёжа и писатель Аксаков, автор «Аленького цветочка одно и то же лицо?
| Ответы на вопросы обсуждаются в группе. Журнал русского просветителя Н. Новикова "Детское чтение для сердца и разума" положил начало отечественным изданиям для юного читателя. Он выходил в виде еженедельного приложения к "Московским ведомостям" с 1785 по 1789 год. В издании журнала Н. Новиков видел, прежде всего, возможность провести в жизнь свои педагогические и просветительские идеи. Детский журнал, по мнению редактора, должен был служить "для сердца и разума", воспитывать добрых граждан, с ранних лет разъяснять юным читателям законы добродетели. В нем следует проводить идеи гуманности, истинного благородства, честности, великодушия. Издание носило энциклопедический характер: на его страницах печатались научные статьи, беседы о явлениях природы, рассказы, басни, комедии, шутки. По мнению основателя, журнал должен был "служить для сердца и разума, воспитывать добрых граждан". И. И. Новиков также считал, что в государстве все "сделается удобным, когда воспитание достигнет возможной степени своего совершенства". | |
Работа с текстом до чтения. 3 мин | Посмотрите на иллюстрацию на стр.64, прочитайте заголовок. - Детские годы… О каком периоде идёт речь? - Что можно сказать о семье героя, исходя из названия текста? - Однажды С.Аксаков написал: «Есть у меня заветная дума, которая день и ночь меня занимает… Я желаю написать книгу для детей, какой не бывало в литературе». Что он имел в виду по-вашему? 3мин | Физкульт минутка Гимнастика для глаз. 1 мин. | Технология продуктивного чтения Здоровьесбер |
Работа с текстом во время чтения. 7 мин | Комментированное чтение I главы. - О чём может быть «Зеркало добродетели»? - Какие взаимоотношения царят в семье, например между братом и сестрой? - Судя по названиям текстов из книги, для чего она была написана – для сердца или для разума? - Почему негде было взять книг? - Что за книга «Домашний лечебник»? - Почему Сереже нравилось читать лечебник? 5 мин | Интересно, и переведено толково и хорошо. |
|
Работа с текстом после чтения. 3 мин | - С каким читателем мы встретились на страницах повести? - Можно ли семью Серёжи назвать читающей? - Кто руководил чтением Серёжи? - А ваши родители тоже следят за вашим чтением? Вам бы этого хотелось? - Почему Серёжа не только читал, но и перечитывал книги? Только ли из-за того, что их было мало? Садимся в машину времени и возвращаемся назад. |
| Игровая технология |
Домашнее задание. 2 мин | Стр. 64-67 прочитать вместе с родителями. Записать вопросы к автору, которые возникли по ходу чтения.1 мин | ||
1 мин Выставка книг С.Аксакова | «Аленький цветочек» Кому интересно, можете прочитать эти произведения. 1 мин | ||
Итог урока. 2 мин | - Назовите тему нашего сегодняшнего урока. Мы сегодня на уроке были в путешествии, а когда человек побывает в путешествии, что он чувствует? (Радость от того, что увидел красивое, восторг, чувство удовлетворения от того, что что-то новое увидел и узнал.) перед вами лежат три сердечка - красное, жёлтое и зелёное. Подумайте: понравилось ли вам путешествие в XVIII век. -Если у вас хорошее настроение, вы довольны своей работой на уроке – возьмите красное сердечко; если есть что-то непонятное - жёлтое; если у вас нет настроения, вы равнодушны – зелёное. Сейчас мы из ваших маленьких сердечек сложим большое сердце класса и увидим наше настроение. -Возьмите дневники, оцените свою работу на уроке и поставьте себе отметку. - Кто может прокомментировать свою работу на уроке, и поставленную отметку?
| Рефлексия. | |
1мин |
Закончу урок словами Декарта: «Чтение хороших книг – это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времён, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли». |
Слайд14. | |
|
-
Что показалось Оле странным?
- Каково ваше восприятие речи XVIII века?
- Назовите любимых Серёжиных детских писателей.
- Слышали вы о них?
____________________________________________________________________
- Каким вы представляете Серёжу Аксакова?
- Сохранились ли эти качества в нём впоследствии (портрет на стр. 63)?
- Может ли сегодня даже самый начитанный семилетний ребёнок знать всех детских писателей? Почему?
____________________________________________________________________
- Прокомментируйте название журнала. О чём оно говорит?
- Как может каждый из нас поближе познакомиться с Серёжей Аксаковым?
- Встречались ли вы раньше с автобиографическим произведение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культура России XVIII века(барокко в Петербурге)
Урок окружающего мира в 4 классе....
Урок по литературному чтению в 4 классе.Усадьба Аксаковых.
урок по литературному чтению в 4 классе...
"Власть и народ Российской империи во второй половине XVIII века" 3 класс
Урок истории.3 класс. Образовательная программа "Школа 2100"...
«Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых»
ОС «Школа 2100» в 4 классе. На уроке показаны различные приёмы работы с текстом, закладывающие навык самостоятельной учебной работы, умения учиться...
«Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых»
ОС «Школа 2100» в 4 классе. На уроке показаны различные приёмы работы с текстом, закладывающие навык самостоятельной учебной работы, умения учиться...
Презентация "Мир ребенка в конце XVIII века - середине XIX века"
Презентация для занятия внеурочной деятельности с использованием ЭОР "Мир ребенка в конце XVIII века - середине XIX века"....