Разработка урока литературного чтения "Д.Н.Мамин-Сибиряк Сказка "Умнее всех" (3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Разработка урока литературного чтения в 3 классе УМК "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya.doc | 44.5 КБ |
samoanaliz_uroka_literaturnogo_chteniya.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Отрадненская средняя общеобразовательная школа
Разработка урока литературного чтения.
Тема урока: «Д.Н. Мамин – Сибиряк. Сказка «Умнее всех»
3 класс.
Подготовила
учитель начальных классов
Дацык Лилия Владимировна.
п.Отрадный
2015г
УМК «Начальная школа XXI века»
Урок №91 (3 четверть 2014-2015 уч.года)
Урок №5 по теме « Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка»
Дата проведения:23.01.2015 года.
Учебные задачи: продолжить работу по содержанию сказки «Умнее всех» Д.Н. Мамина-Сибиряка;
-учить понимать эмоциональный настрой произведения;
-учить оценивать поступки героев, сравнивать, выделять главное;
- отрабатывать навык быстрого и правильного чтения, учить выразительному чтению;
-обогащать читательскую эрудицию учащихся;
- создавать творческую атмосферу сотрудничества в классе;
-воспитывать нравственные качества личности ребёнка (скромность, доброжелательность, справедливость).
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся продолжат учиться работать со схемой, характеризовать героев, делить текст на части, озаглавливает каждую часть, самостоятельно выполнять задания к тексту
Метапредметные:
- познавательные: восприятие текста сказки, выразительное рассказывание понравившиеся части, правильное называние произведения, осознание понятий «сказка», «авторская сказка»;
- регулятивные: планирование (выполнения задания в соответствии с поставленной целью), осуществление учебных действий (ответы на вопросы, ориентирование в тетради и в учебнике);
- коммуникативные: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, инициативное сотрудничество;
- личностные: оценка эмоционально-эстетического впечатления от данного произведения, расширение познавательных мотивов, умение соотносить поступки героев и события с принятыми этическими принципами.
Оборудование: учебник «Литературное чтение (автор- Л.А. Ефросинина «Вентана-Граф.2013 год 3 класс) и рабочая тетрадь к нему(Литературное чтение), презентация.
Ход урока.
- Организационная часть.
Посмотрите на гостей, подарите им свои улыбки. И пусть сегодня на уроке царит доброта и взаимопонимание.
2.Проверка домашнего задания.
; - Какой раздел мы читаем?
- Что узнали о писателе?
- Какие книги Мамина-Сибиряка вы нашли к уроку?
(Всего Мамин-Сибиряк написал более 130 произведений.)
- Какие произведения этого автора мы уже прочитали в 3 классе?
- К какому жанру ты отнесёшь произведение "Приёмыш"? (рассказ)
- К какому жанру ты отнесёшь произведение "Умнее всех"? (сказка)
- Какая это сказка? (авторская, о животных)
- Какое задание готовили к уроку? (дочитать сказку)
- Сейчас мы проверим на сколько вы были внимательны когда её читали. А помогут нам иллюстрации. Я показываю рисунок, а вы рассказываете эпизод из сказки, который на ней изображён.
3.Целепологание.
Сегодня мы продолжаем работать со сказкой "Умнее всех". Какие навыки работы с текстом хотите закрепить? (чтение по ролям, работа в группах, составление плана, пересказ)
- Что у нас получилось на доске? (составили план)
- Мы составили план работы на урок и теперь можем приступить к его реализации.
4.Работа по плану.
-Просмотрите 1 часть сказки и подумайте, какой вид работы из предложенных, лучше использовать для чтения этой части? (чтение по ролям)
- Как удобнее читать в группе?
- Сколько человек нужно в группе для этой работы?
- Ребята, которые не вошли в эти группы, будут работать с особым заданием. Они слушают эту часть и придумают вопросы по её содержанию.
- Какой вопрос волновал Индюка?
- Какой ответ он хотел получить?
- Она считала его умным.
- Почему он рассердился?
- Какой еще вопрос его волновал, найдите?
- Почему он считал, что его не уважают?
- Что узнаем об индюшке, какая она была? Расскажите?
- Почему ей было обидно?
- Что значит ломакой? (Не сразу говорит).
- Продолжим чтение. (До конца 1 главы )
- Почему шумели птицы? О каких героях мы узнаем еще.
- Как бы мы озаглавили эту часть?
- Сколько времени возьмём для этой работы?
- Какую цель ставим перед собой?
- Получилась ли у вас работа в группе?
- Начинаем проверку. Сколько картин описано в 1 части?
- Какие?
- 1 картину прочитают ребята из первой группы.
- Оцените работу ребят. Какие советы можно дать этим чтецам?
- 2 картину прочитают ребята из второй группы.
- Оцените работу ребят. Кому вы хотите дать советы?
5.Физминутка.
- для глаз:
Посмотри влево, вправо, вверх, вниз, поморгай, зажмурься, поморгай.
- для тела
Упражнения под стишок
6.Выборочное чтение.
А теперь проверим работу 3 группы. Они будут задавать вопросы, а вы находить ответы в тексте 1 части и зачитывать их называя страницу и абзац.
- Оцените работу этой группы.
7.Выполнение заданий в рабочей тетради
Срт. 24-25 № 6,7, 8.
8. Подведение итогов.
9. Д. з –нарисовать рисунки к сказке.
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока литературного чтения.
Учитель: Дацык Лилия Владимировна.
Учебный предмет: Литературное чтение.
Класс: 3
Дата: 23.01.2015 года
Тема урока: «Д.Н. Мамин-Сибиряк «Умнее всех»
Дата и тема урока литературного чтения соответствует рабочей программе по предмету.
Содержание учебных занятий соответствует по своей сложности возможностям детей – третьеклассников и типу класс (многонациональный класс, имеет место языковой барьер), обеспечивает работу в зоне ближайшего развития. Содержание урока построено с учетом компетентностного подхода. Реализуется принцип связи теории с практикой, обучение опирается на жизненный опыт детей. На уроке широко используется творческие, продуктивные задания, требующие применение знаний в измененной, новой или нестандартной ситуации (работа с иллюстрациями, творческие задания в рабочей тетради, работа в группах). Большинство заданий носят не только обучающий, но и развивающий характер.
Структура урока соответствует системе обучения, программе и специфике учебного предмета. Урок построен логично и системно, продуманна последовательность учебных заданий. Обоснованное соотношение частей урока.
Сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы оптимально для данного класса. На уроке предусмотрен объём самостоятельной работы достаточный для учащихся 3 класса.
На уроке используется приёмы активизации познавательной деятельности, диалоговые технологии. Также используется условно – изобразительная наглядность (знаково-символические средства, модели, иллюстрации, книги – модели). Используется наглядность функциональная, т.е. используется для решения определённой учебно-практической задачи (рассказа, обмена мнениями, классификации). Средства обучения используются целесообразно с учётом специфики учебного предмета, возраста учащихся и уровня их развития. Организована оперативная обратная связь. Учитель отслеживает усвоение детьми учебного материала и правильность выполнения заданий, осуществляет своевременную коррекцию ошибок. Ведется учёт индивидуальных особенностей детей. Предусмотрена дифференциация и индивидуализация обучения (индивидуальные дифференцированные задания предусмотрены при рассказывании, выполнении заданий в рабочей тетради).
На уроке обеспечена положительная учебная мотивация, ведётся целенаправленная работа по её формированию, т.ч. учебно –познавательных мотивов , ставятся перед детьми учебные задачи, дети их осознают. Учащиеся принимают посильное участие в целеполагании. Ведется работа по усвоению детьми способов действий.
Учащиеся осваивают УУД:
- познавательные – моделирование, логические действия (анализ, классификация, обобщение, соотнесение, доказательность).
- регулятивные – планирование, контроль, коррекция и т.д.; урок имеет рефлексивную направленность;
- выполняется коммуникативные УУД – планирование сотрудничества(на доступном уровне), постановка вопросов, выражение собственных мыслей. Учащиеся проявляют на уроке познавательную активность, выступают в роли субъектов деятельности.
Темп урока выбран оптимальный, соблюдаются временные рамки выполнения заданий. Организация класса достаточно чёткая, учитель управляет деятельностью детей и их дисциплиной; дисциплина поддерживается за счёт интереса детей к выполнению заданий и их включения в активную деятельность; рабочий шум во время проведения групповой работы присутствует.
Сотрудничество учащихся и учителя как равных партнёров, а также сотрудничество детей друг с другом организовывалась.
На уроке преобладает благоприятный психологический климат, гуманное, уважительное и доброжелательное отношение учителя к детям; создаются ситуации успеха, ситуации выбора. Ученики имеют возможность высказать свою точку зрения, актуализируется их субъективный опыт. Учитывается интересы учащихся.
Учебные задачи урока в целом решены, планировавшиеся результаты образования в основном достигнуты.
Учитель: Дацык Л.В.
Самоанализ урока в 3 классе
Литературное чтение
Тема:В. Берестов : « Первый листопад», В Лунин « Идем в лучах зари»
Поход в « Музейный дом»
Рисунок Висента Ван Гога « Лодки в море у Сен – Мари»
Учитель Волошина Наталья Ивановна
МКОУ « Воскресенская СОШ»
Данный урок является одиннадцатым уроком литературного чтения раздела « Учимся наблюдать и копим впечатления». Эта тема очень легко воспринимается моими учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на субъективном опыте учащихся. В своей деятельности я стараюсь применять различные формы организации учебной деятельности школьников, в том числе и групповые. Учащиеся моего класса имеют высокий уровень техники чтения (все ученики читают в соответствии с нормами и выше нормы), на каждом уроке я создаю условия для формирования выразительного чтения.
Тип урока: комбинированный
Компетенции УУД: Коммуникативная, информационная, учебно-познавательная
Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по литературному чтению для 3 класса начальной школы.
По программе « Перспективная начальная школа»
Цели урока следующие:
Учить наблюдать и обнаруживать красоту природы и искусства через произведения В. Берестова, В Лунина используя художественные приемы.
образовательные: познакомить учащихся с новыми произведениями, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новых произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текстов новых произведений, обеспечить осмысление новых слов и понятий
развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, по ролям, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;
воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них, способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.
Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов,работа с учебником, рабочей тетрадью способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.
А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я поставила перед моими учениками посильные познавательные проблемы.
Для активизации мышления учащихся я использовала систему вопросов по сюжетной линии произведений на основе их субъективного опыта, создавала проблемные ситуации, домашнее задание ученики выполняли по группам, для восприятия материала работал активный визуальный ряд, активно использовался на уроке учебник, рабочие тетради.
Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.
Особое место на уроке занимает формирование и развитие у учащихся общеучебных навыков.
Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления нового материала я оцениваю как хороший. На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников.
Качественную оценку деятельности школьников я делала по ходу урока. Я думаю, что она послужит стимулом для дальнейшей познавательной деятельности школьников как на уроке, так и во внеурочное время.
Для эмоционального восприятия материала я использовала слайды, детские книжки, демонстрационный материал, межпредметные связи, что послужило опять же для формирования целостного представления о теме «Детская дружба».
Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться. На уроке применена физ-минутка.
Возможности учебного кабинета использованы полностью. В кабинете имеется компьютер, магнитофон, поэтому я активно использую аудиовизуальные средства обучения.
Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.
Все , что было запланировано – на уроке выполнили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения Д.Н. Мамин-Сибиряк"Сказка про храброго Зайца"
Урок литературного чтения в 4 классе по программе "Школа России"....
Урок литературного чтения по Д.Мамину-Сибиряку "Медведко" 3 класс.
3 класс, урок литературного чтения по Д Мамину-Сибиряку "Медведко"....
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ: Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, "Приемыш" (1-ый урок)
Цели: Продолжить знакомить учащихся с произведениями Д.Н. Мамина-Сибиряка; познакомить с жизненным и творческими путями писателя; продолжить работу над совершенствованием техники чтения (скорость, пон...
Урок литературного чтения Д. Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш". 4 класс.
Конспект урока литературного чтения по теме: "Д. Н. Мамин-Сибиряк. Приёмыш" 4 класс, презентация к уроку....
Урок литературного чтения Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича, 2 класс
Конспект урока литературного чтения Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича, 2 класс...
Урок литературного чтения "Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш", 4 класс
Урок литературного чтения (закрепление)...
Разработка урока литературного чтения Д.Н. Мамин- Сибиряк " Сказка про храброго зайца..." 3 класс
Разработка урока по литературному чтению 3 класс...