Разработка урока литературного чтения Д.Н. Мамин- Сибиряк " Сказка про храброго зайца..." 3 класс
план-конспект занятия по чтению (3 класс)

Cамолюк Ирина Владимировна

Разработка урока по литературному чтению 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok.doc75.5 КБ
Office presentation icon chtenie_24.12.ppt1.96 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению

 3-б класс

Д.Н. Мамин–Сибиряк

«СКАЗКА  ПРО  ХРАБРОГО  ЗАЙЦА,

ДЛИННЫЕ УШИ , КОСЫЕ  ГЛАЗА , КОРОТКИЙ ХВОСТ»

Учитель начальных классов:

                                                                                       Самолюк И.В.

Тема: Д.Н. Мамин–Сибиряк «Сказка про Храброго Зайца, Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».  

 Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: формирование читательской компетентности  учащихся, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности, обогащать словарный запас, воспитывать доброту , милосердие.

Задачи урока: 

Образовательные:

-совершенствовать навыки выразительного чтения, а так же чтения по ролям, обогащать словарный запас.

Развивающие:

 - развивать умение прогнозировать содержание текста перед чтением, творческие способности, память, речевые умения, наблюдательность к слову.

Воспитательные:

 - поддержать интерес учащихся к литературному чтению с целью совершенствования собственной речи.

Формирование УУД:

 - личностные действия: уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке, быть вежливым, воспитанным, корректным.

 - регулятивные действия: уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя , ставить перед собой задачи, делать выводы, контролировать свои действия, быть внимательным;

 - познавательные действия: уметь прогнозировать содержание произведения, умение высказывать свое отношение к героям, их поступкам;

 коммуникативные действия:  уметь работать в группе, в паре, принимая равное участие; уметь выслушать и помочь товарищу.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация по теме, картинки, карточки.

Ход урока

 1).Организация класса  (слайд№1)

   Мы пришли сюда учиться,

   Не лениться, а трудиться.

   Слушаем внимательно,

   Работаем старательно.

2) Актуализация знаний.

Что читают детям на ночь все мамы?

Что вы знаете  об этом литературном жанре?

            - Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. (слайд №2)

          Какие бывают сказки?(слайд №2)

            -  Подумайте и скажите, чем отличаются эти сказки друг от друга?

           

(Народные сказки появились давным-давно. Их придумывал народ. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. А записывать и печатать их стали гораздо позже. В них есть элементы волшебства, волшебные предметы, силы)

- Верно, ребята.

 (У авторских  сказок немало общего с народными, но у них есть автор. Например, в авторских сказках так же, как и народных, действуют волшебные силы, есть волшебные предметы. Но литературная, авторская сказка, она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная)

3.Работа по теме урока.

1. Сообщение темы и целей урока.

Какой автор написал « Алёнушкины сказки»?

Что мы узнали о нём на прошлом уроке?

Почему сказки так названы?

О ком рассказывают эти сказки?( нет человека)

Сегодня на уроке мы будем знакомиться со сказкой из сборника  Мамина-Сибиряка « Алёнушкины сказки» , а главного героя вы узнаете отгадав загадку.

Много бед таят леса   (слайд №)

Волк, медведь там и лиса.

Наш зверёк живёт в тревоге,

От беды уносит ноги…

Ну-ка быстро отгадай-ка,

Как  зверёк зовётся?  (зайка)

- Что  вы знаете про зайца?

1. Зайцы вовсе не вегетарианцы. Они едят не только капусту, но и мясо! На Севере ловцы куропаток хорошо знают, что если не вынуть добычу из силка, то заяц ее быстро съест.

2.У зайца много врагов: лиса, и волк, и рысь, да еще хищные птицы совы и коршуны. Правда с взрослыми зайцами не всегда легко справиться – он и отбиться может.

3. «Барабанная дробь», которую зайцы и кролики выбивают лапами – это их средство связи. Точно так же слоны топают по земле ногами.

4. Хотя зайца часто называют косым, никакого косоглазия у него нет. Косоглазие зайцам приписали охотники, которые заметили, что заяц все время петляет и возвращается на свой след. На самом деле, причина такого поведения – асимметрия в развитии правых и левых лап зайцев.

5. Заяц – как и лев, животное территориальное. Он «не имеет права» нарушать чужую территорию, так что удирает он только в пределах своей «жилплощади».

6.Из всехнаших животных, только борзая собака может догнать зайца. Если зайцу грозит опасность, то он скачет со скоростью 65 км/ч.   

 Самоопределение к деятельности.   Целеполагание

- Кто догадался, о ком мы сегодня будем читать? /О зайце/

- Откройте учебник на с 183. Сформулируйте тему и цели урока.

/Будем читать Сказку про храброго зайца Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка/ (слайд №

О чем будет произведение, судя только по названию?

  - Что можно сказать о Зайце по названию сказки и иллюстрациям? Выскажите свои предположения.

2) Знакомство с новым материалом. Первичное чтение – для целостного   восприятия текста. (Чтение по частям с последующим разбором)

- Сейчас будем читать сказку про себя, слушать как выразительно её читает актер.

 Прослушивание сказки  «с остановками» 

После слов «Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться» делается остановка:

 - Как вы думаете, что произойдёт дальше?

После слов «-Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня! Вот я сейчас покажу вам одну штуку. Я... я... я..»,  делается остановка: - Почему заяц так заговорил?

После слов «Дальше случилась совсем необыкновенная вещь», делается остановка:

- Ваши предположения, что же необыкновенного произойдёт дальше?

После слов: «Ему всё казалось, что Волк гонится по пятам и вот-вот схватит его своими зубами», делается остановка:

 - А где же в это время был волк?

После слов: «Храбрый Заяц сразу приободрился. Вылез из своей ямки, встряхнулся, прищурил глаза и проговорил:», делается остановка:

 - Что же скажет заяц своим сородичам?)

- Понравилась вам сказка? Чем понравилась?

ФИЗМИНУТКА 

Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.

 3) Словарная работа(слайд)

4) Повторное чтение текста

 Работа по содержанию.

– Читать сказку будем небольшими частями и работать по содержанию.

1 часть

– Читаем  до моего слова «стоп».

– Какое слово в этом отрывке повторилось несколько раз? Как думаете, почему?

– Почему Заяц объявил, что он никого не боится?

2 часть

Следующий эпизод читаем «жужжащим чтением».

Кто пришёл слушать зайца? (старые зайцы, зайчата, зайчихи)

3 часть

– Какое предложение по смысловому значению главное?

4 часть (кульминация)

Почему у хвастуна язык примёрз?

5 часть (развязка)

До каких пор бежал заяц?

Что делал волк?

Что произошло с другими зайцами?

6 часть (концовка)

– Почему Заяц приободрился??

5) Портрет главного героя ( слайд)

6)Работа в паре (составить план)

 7)Работа в группах (УУД коммуникативные)

Каждой группе розданы пословицы. Выбрать самую точную, подходящую к теме урока. (УУД познавательные (Анализируют))

  1. У страха глаза велики, чего нет, то и видят.
  2. Язык говорит, а голова отвечает.
  3. Заяц уж сед: навидался он бед!
  4. Хвались, да не поперхнись!
  5. Хвастать не косить, спина не болит.

8). Итог урока

- Как вы думаете, зачем  писатель придумал сказку про храброго зайца и рассказал её Алёнушке? (Эту сказку он придумал для больной дочери, чтобы она не грустила и верила в свои силы)

- В чём мудрость этой сказки?

9)  Самооценивание  (слайд )

- Оцените свою работу с помощью разноцветных карточек и строчек стихотворения:

Урок полезен, все понятно.                (зелёная карточка)

Лишь кое - что  чуть -чуть неясно.    (синяя карточка)

Ещё придется потрудиться.                (жёлтая карточка)    

Да, трудно все - таки учиться!            (красная карточка)

- Верьте в свой успех, больше читайте и у вас все получится.

 10). Домашнее задание.  

Прочитать сказку и сделать иллюстрацию

                        Карточка для работы в паре.

Цель работы: проверить, как усвоен текст произведения.

Задание: восстанови последовательность событий.

 ___Задал стрекача.

___ Надоело бояться

___ Ай, да косой!

___ Волк тут как тут!

                   Карточка для работы в группе.

Цель работы :учиться соотносить пословицы с текстом сказки.

Задание: выберите пословицу, подходящую к теме урока.

1.У страха глаза велики, чего нет, то и видят.

2.Язык говорит, а голова отвечает.

3.Заяц уж сед: навидался он бед!

4.Хвались, да не поперхнись!

5.Хвастать не косить, спина не болит.

     Карточка для работы в группе.

Цель работы :учиться соотносить пословицы с текстом сказки.

Задание: выберите пословицу, подходящую к теме урока.

1.У страха глаза велики, чего нет, то и видят.

2.Язык говорит, а голова отвечает.

3.Заяц уж сед: навидался он бед!

4.Хвались, да не поперхнись!

5.Хвастать не косить, спина не болит.

        Карточка для работы в группе.

Цель работы: учиться соотносить пословицы с текстом сказки.

Задание: выберите пословицу, подходящую к теме урока.

1.У страха глаза велики, чего нет, то и видят.

2.Язык говорит, а голова отвечает.

3.Заяц уж сед: навидался он бед!

4.Хвались, да не поперхнись!

5.Хвастать не косить, спина не болит.

Карточка для работы в паре.

Цель работы: проверить, как усвоен текст произведения.

Задание: восстанови последовательность событий.

 ___Задал стрекача.

___ Надоело бояться

___ Ай, да косой!

___ Волк тут как тут!

Карточка для работы в паре.

Цель работы: проверить, как усвоен текст произведения.

Задание: восстанови последовательность событий.

 ___Задал стрекача.

___ Надоело бояться

___ Ай, да косой!

___ Волк тут как тут!

Карточка для работы в паре.

Цель работы: проверить, как усвоен текст произведения.

Задание: восстанови последовательность событий.

 ___Задал стрекача.

___ Надоело бояться

___ Ай, да косой!

___ Волк тут как тут!

Карточка для работы в паре.

Цель работы: проверить, как усвоен текст произведения.

Задание: восстанови последовательность событий.

 ___Задал стрекача.

___ Надоело бояться

___ Ай, да косой!

___ Волк тут как тут!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно, Работаем старательно.

Слайд 2

СКАЗКИ Народные Литературные (авторские) Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики.

Слайд 3

Знакомьтесь – книга! Автор Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк Название Алёнушкины Сказки впервые были опубликованы 1896 году

Слайд 4

Много бед таят леса Волк, медведь там и лиса. Наш зверёк живёт в тревоге, От беды уносит ноги… Ну-ка быстро отгадай-ка, Как зверёк зовётся?

Слайд 5

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк « Сказка про храброго Зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Цель: познакомимся…. оценивать поступки героев….. определять главную мысль…. составлять.. Работать в паре, группе…

Слайд 6

Скачут, скачут во лесочке Зайцы – серые клубочки (Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки). Прыг – скок, прыг – скок – Встал зайчонок на пенек (Прыжки вперед – назад) Всех построил по порядку, стал показывать зарядку. Раз! Шагают все на месте. Два! Руками машут вместе. Три! Присели, дружно встали. Все за ушком почесали. На четыре потянулись. Пять! Прогнулись и нагнулись. Шесть! Все встали снова в ряд, Зашагали как отряд.

Слайд 7

« Душа в пятки убежала ». « Язык у хвастуна точно примёрз ». « Задал такого стрекоча ». Он не мог говорить от страха. Очень быстро бежал, во весь дух. Он очень сильно испугался.

Слайд 8

Отведавшие волчьих зубов - Не смел дохнуть - Выскочить из собственной кожи- Гонится по пятам- Замертво свалился сталкивались с волком замереть от ужаса, страха. сильно измениться, стать другим. бежит след в след. упасть без признаков жизни

Слайд 9

Смешной Трусливый Бесстрашный Смелый Начал верить Глупый Несчастный Храбрый Хвастун

Слайд 10

Задал стрекача. Надоело бояться. Ай, да косой! Волк тут как тут! 3 1 4 2

Слайд 11

У страха глаза велики, чего нет, то и видят. 2.Язык говорит, а голова отвечает. 3.Заяц уж сед: навидался он бед! 4.Хвались, да не поперхнись! 5.Хвастать не косить, спина не болит.

Слайд 12

Урок полезен, все понятно. Лишь кое - что чуть -чуть неясно. Да, трудно все - таки учиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Д.Н. Мамин-Сибиряк"Сказка про храброго Зайца"

Урок литературного чтения в 4 классе по программе "Школа России"....

Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова. 2 класс. Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. ( на примере сказки Д.Мамина-Сибиряка "сказка о храбром Зайце...")

Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Урок литературного чтения по системе Л.В.Зан...

Разработка урока литературного чтения "Д.Н.Мамин-Сибиряк Сказка "Умнее всех" (3 класс)

Разработка урока литературного чтения в 3 классе УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока по теме "Д.Н. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго Зайца -длинные уши, косые глаза, короткий хвост". 3 класс.

Тип урока - открытие новых знаний. Урок составлен  с использованием активных методов обучения. Нестандартные названия этапов урока. Урок по ФГОСу 2 поколения. Поставлены цели, подведены итоги. На...

разработка урока литературного чтения по теме немецкая народная сказка "Три бабочки" 4 класс ОС "Перспектива"

Урок составлен в системно-деятельностной технологии с целью формирования читательской компетенции учащихся...

Урок литературного чтения Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича, 2 класс

Конспект урока литературного чтения Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича, 2 класс...