Рабочая программа
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_4_klass.doc | 261 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
- средняя школа № 51 г. Липецка
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов от 26.08.14 протокол №1 Руководитель МО _______/М.Н.Ларькина/ | Согласовано на заседании методического совета от 28.08.14 протокол №1 Руководитель МС _______ /Н.Д.Покачалова/ | Утверждаю Приказ от 29 .08.14 № 184 Директор МАОУ СШ № 51 _________ /С.В.Бедрова/ |
- Рабочая программа
- по литературному чтению
4 класс
- (ступень образования/класс)
- 2014-2015 учебный год
- (срок реализации программы)
- Программу составила Семенова Наталия Николаевна,
- стаж работы 22 года, учитель высшей квалификационной категории.
- (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу, стаж, квалификационная категория)
- Липецк
- 2014г.
Пояснительная записка
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребенка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.
Комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувство, мировоззрение дает гигантский объем разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.
Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах.
Предмет «Литературное чтение» входит в предметную область «Филология».
Программа по литературному чтению ориентирована на достижение целей, определенных в ФГОС начального общего образования.
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению, авторской программы курса «Литературное чтение» 4 класс, авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, М.: «Просвещение» 2011г.
Реализация рабочей программы осуществляется на основе использования УМК «Школа России», включающий учебник «Литературное чтение» 4 класс, в 2 ч., авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова;– М.: Просвещение, 2014.
В авторскую программу внесены изменения из-за уменьшения количества часов:
Основная программа | Кол-во часов | Рабочая программа | Кол-во часов |
Былины. Летописи. Жития | 11 | Былины. Летописи. Жития | 7 |
Чудесный мир классики | 22 | Чудесный мир классики | 11 |
Поэтическая тетрадь 1 | 12 | Поэтическая тетрадь 1 | 6 |
Литературные сказки | 16 | Литературные сказки | 8 |
Делу время – потехе час | 9 | Делу время – потехе час | 4 |
Страна детства. | 8 | Страна детства. | 4 |
Поэтическая тетрадь 2 | 5 | Поэтическая тетрадь 2 | 2 |
Природа и мы. | 12 | Природа и мы. | 6 |
Поэтическая тетрадь 3 | 8 | Поэтическая тетрадь 3 | 4 |
Родина. | 8 | Родина. | 4 |
Страна Фантазия. | 7 | Страна Фантазия. | 5 |
Зарубежная литература | 18 | Зарубежная литература | 9 |
Итого: | 136 | Итого: | 70 |
Общая характеристика учебного предмета
Содержание и построение предмета «Литературное чтение» определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.
Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. Принцип доступности является общедидактическим принципом. Дети учатся слышать голос автора, различать голоса писателей. Список произведений, включенных в «Круг чтения», может корректироваться, расширяться.
Художник-творец, он создает свой мир по особым законам.
Необходимы литературоведческие знания, которые помогут проникнуть в многозначный мир художественного произведения. Количество специальных терминов невелико, они вводятся прежде всего для ознакомления и подготовки учащихся к углубленной работе по теории литературы в средних и старших классах.
Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение.
Место учебного предмета в учебном плане.
Программа предназначена для изучения литературного чтения в 4 классе, составлена на 70 часов (из расчёта 2 часа в неделю в соответствии с Учебным планом МАОУ СШ №51 г. Липецка на 2014-2015 учебный год, Годовым календарным учебным графиком).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»
Программа «Литературное чтение» обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета «Литературное чтение» в 4-ом классе.
Личностные
У учащихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.
Учащиеся приобретают опыт:
- внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных поступков, действий других людей;
- оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.
У учащихся могут быть сформированы:
- представление о добре и зле, общих нравственных категориях;
- умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
- ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
- умения оценивать свое отношение к учебе;
- внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания;
- эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за природой. (внимательное и вдумчивое отношение к произведениям искусства, явлениям природы)
Метапредметные:
Регулятивные
Учащиеся приобретают опыт:
- выполнения учебных действий в устной и письменной форме;
- самостоятельной оценки правильности выполненных действия, внесения корректив;
- планирования своих действий в соответствии с поставленной целью (например, участие в проектной деятельности).
Познавательные
Учащиеся научатся:
- прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;
- самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике, в сносках к тексту;
Учащиеся получат возможность научиться:
- сравнивать произведения и героев;
- устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев;
- находить объяснение незнакомых слов в словаре;
- находить нужные книги в библиотеке.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнёра;
- задавать вопросы по тексту произведения;
- сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под руководством взрослого).
Учащиеся получат возможность научиться:
- обсуждать героев литературных произведений: высказывать свое отношение, оценивать высказывание партнера, вырабатывать общую позицию;
- аргументировать собственную позицию;
- получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы.
Предметные
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
- воспринимать на слух художественное произведение, определять произведенное им впечатление;
- читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
- пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;
- объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;
- вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;
- объяснять действия персонажей;
- делить произведения на части, озаглавливать их (под руководством учителя);
- сравнивать героев разных произведений;
- ставить вопросы к тексту.
Учащиеся получат возможность научиться:
- в процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- создавать рассказ по циклу картинок;
- рассказывать прочитанную сказку от лица персонажа по данному плану с помощью учителя;
- выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой.
Учащиеся получат возможность научиться:
- читать по ролям художественное произведение;
- сочинять рассказы, загадки, сказки, продолжения прочитанных произведений;
- придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям;
- создавать рассказ на заданную тему по личным впечатлениям;
- участвовать в инсценировании литературных произведений.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- выделять рифмы в тексте стихотворения;
Учащиеся получат возможность научиться:
- объяснять переносное значение отдельных слов, фразеологизмов;
- находить сравнения в тексте произведения;
- определять особенности жанра отдельных произведений фольклора;
- определять отношение автора к персонажам, определять, как оно выражено;
- выделять слова действующих лиц, автора, описание внешности, поступков героев, описание пейзажа;
- определять ритм стихотворения путем прохлопывания.
Содержание учебного предмета
Разделы тематического планирования
Тема | Кол-во часов | Кол-во из них контрольных работ |
Былины. Летописи. Жития | 7 | 1 |
Чудесный мир классики | 11 | |
Поэтическая тетрадь 1 | 6 | |
Литературные сказки | 8 | 1 |
Делу время – потехе час | 4 | |
Страна детства. | 4 | |
Поэтическая тетрадь 2 | 2 | |
Природа и мы. | 6 | |
Поэтическая тетрадь 3 | 4 | |
Родина. | 4 | |
Страна Фантазия. | 5 | |
Зарубежная литература | 9 | 1 |
Итого: | 70 | 3 |
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Виды учебной деятельности учащихся | Дата прохождения темы | |
по плану | фактически | |||
1. | Введение. Знакомство с учебником. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царь-града». | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Планировать работу на уроке. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника. Прогнозировать содержание раздела. Читать отрывки из древнерусской летописи. Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах. | 01.09 | 01.09 |
2. | События летописи – основные события Древней Руси. Из летописи «И вспомнил Олег коня своего». | Читать отрывки из древнерусской летописи. Сравнивать текст летописи с художественным текстом. | 03.09 | 03.09 |
3. | Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». | 08.09 | 08.09 | |
4. | Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой. | Читать отрывки из древнерусской былины. Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст. Пересказывать былину от лица её героя. Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки. Сравнивать былины и волшебные сказки. | 10.09 | 10.09 |
5. | Герой былины – защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри». | Сравнивать поэтический и прозаический текст былины. Составлять рассказ по репродукции картин известных художников. | 15.09 | 15.09 |
6. | Сергий Радонежский – святой земли Русской. В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому». Житие Сергия Радонежского. | Читать отрывки из жития о Сергии Радонежском. Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека. Описывать характер человека; выражать своё отношение. Рассказывать о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин. | 17.09 | 17.09 |
7. | Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания, жития». Оценка достижений. Контрольное чтение. | Составлять рассказ по репродукции картин известных художников. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника. | 22.09 | 22.09 |
8. | Знакомство с названием раздела. П.П. Ершов «Конек-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Выразительно читать, использовать интонации, соответствующие смыслу текста. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке. Характеризовать героев произведения. Иллюстрировать сказку и объяснять роль иллюстрации в понимании произведения. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Объяснять мотивы поведения героев, своё и авторское отношения к событиям и персонажам. Характеризовать поступки героев. Делить текст на части, озаглавливать каждую часть. Пересказывать большие по объёму произведения. Составлять самостоятельно план. Сравнивать начало и конец сказки. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. | 24.09 | 24.09 |
9. | П.П. Ершов «Конек-Горбунок». Характеристика героев. | 29.09 | 29.09 | |
10. | А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!...». | Наблюдать за выразительностью литературного языка. Читать выразительно, использовать интонации, соответствующие смыслу текста. Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусств. Составлять рассказ по репродукции картин известных художников. | 01.10 | 01.10 |
11. | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Характеристика героев. | Характеризовать героев произведения. Воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания. Наблюдать за выразительностью литературного языка. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Определять тему, главную мысль. Описывать события, последовательность сказки. Различать эмоциональное состояние человека в различных ситуациях. Устанавливать взаимосвязи смысловых частей текста. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. | 06.10 | 06.10 |
12. | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Деление сказки на части. | 13.10 | 13.10 | |
13. | М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». | Наблюдать за выразительностью литературного языка. Воспринимать и понимать эмоционально-нравственные переживания героя. | 15.10 | 15.10 |
14. | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. Характеристика героев. | Наблюдать за выразительностью литературного языка. Читать по ролям. Понимать основное содержание произведения. Излагать устно текст по плану. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Анализировать поступки героев. | 20.10 | 20.10 |
15. | Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство». | Наблюдать за выразительностью литературного языка. Называть произведения классической литературы. Определять жанры литературных произведений. Осознанно, выразительно читать текст. | 22.10 | 22.10 |
16. | Л.Н. Толстой «Как мужик камень убрал». Басня. | Определять тему, главную мысль. Характеризовать события, устанавливать последовательность. Наблюдать за выразительностью литературного языка. | 27.10 | 27.10 |
17. | А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени. | Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, к своим героям. Понимать основное содержание услышанного. Характеризовать героев произведения. Наблюдать за выразительностью литературного языка. Определять тему, главную мысль, Понимать основное содержание услышанного. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | 29.10 | 29.10 |
18. | Обобщающий урок-КВН «Чудесный мир классики». Оценка достижений. | Сравнивать произведения разных жанров. Характеризовать героев разных жанров. Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | 03.11 | 03.11 |
19. | Знакомство с названием раздела. Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко». | Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Наслаждаться поэзией, понимать и любить её. Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям. Самостоятельно оценивать своё чтение. | 05.11 | 05.11 |
20. | А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка». Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!...». | Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. | 10.11 | 10.11 |
21. | А.Н. Плещеев «Дети и птичка». И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». | Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы интонационного чтения. | 12.11 | 12.11 |
22. | Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…». | Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение. | 17.11 | 17.11 |
23. | И.А. Бунин «Листопад». | 24.11 | ||
24. | Обобщающий урок-игра «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений. | Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженные автором. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворения. Проверить свои знания. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. | 26.11 | |
25. | Знакомство с названием раздела. В.Ф. Одоевский «Город в табакерке». Составление плана сказки. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. Рассказывать об эмоционально-нравственных переживаниях героев. Отвечать и задавать вопросы. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы. | 01.12 | |
26. | В.Ф. Одоевский «Город в табакерке». Подробный пересказ. | 03.12 | ||
27. | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенность данного литературного жанра. | Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при прочитывании. Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. | 08.12 | |
28. | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание. Герои литературного текста. | 10.12 | ||
29. | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. Герои художественного произведения. | Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при прочитывании. Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки | 15.12 | |
30. | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения. Деление текста на части. Выборочный пересказ сказки Контрольное чтение. | Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Уметь давать словесное иллюстрирование героям произведения. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. | 17.12 | |
31. | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Словесное иллюстрирование. Оценка достижений. | 22.12 | ||
32. | Обобщающий урок-игра «Крестики-нолики». Контрольная работа за I полугодие. | Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературной сказки. Составлять рекомендованный список литературы. Проверять себя и оценивать свои достижения. | 24.12 | |
33. | Знакомство с названием раздела. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Характеризовать главных героев в сказке. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного. Читать сказку по ролям. Характеризовать героев произведения, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. | 29.12 | |
34. | В.Ю. Драгунский «Главные реки». «Что любит Мишка». | Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать юмористический смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Соотносить название с содержанием произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. | 12.01 | |
35. | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». | Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Читать выразительно по ролям. | 14.01 | |
36. | Обобщающий урок «Делу время – потехе час». Оценка достижений. | Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения. | 19.01 | |
37. | Знакомство с разделом. Б.С. Житков «Как я ловил человечков». | Прогнозировать содержание раздела. Определять основную мысль рассказа. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие главную мысль. | 21.01 | |
38. | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Характеризовать героев произведения, их восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний. Придумывать заглавия к каждой части произведения. | 26.01 | |
39. | М.М. Зощенко «Елка». | Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Составлять план, пересказывать произведение. | 28.01 | |
40. | Обобщающий урок «Страна детства». Оценка достижений. | Подбирать книги по теме. Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | 02.02 | |
41. | Знакомство с названием раздела. В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская». С.А. Есенин «Бабушкины сказки». | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом). Объяснять интересные выражения в тексте. | 04.02 | |
42. | М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства». Сравнение произведения разных поэтов на одну и ту же тему. Оценка достижений. | Следить за выражением и развитием чувства в лирическом стихотворении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, грусть, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение. Соотносить заглавие стихотворения с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Выбирать эпизоды из текста, подтверждать свой ответ выборочным текстом. | 09.02 | |
43. | Знакомство с названием раздела. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Отношение человека к природе. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль и жанр рассказа. Понимать нравственный смысл рассказа. Пересказывать текст выборочно. | 11.02 | |
44. | А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения. | Определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа. | 16.02 | |
45. | М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка. | Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Пересказывать произведение на основе плана. | 25.02 | |
46. | Е.И. Чарушин «Кабан». | Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Характеризовать героев на основе их поступков. | 02.03 | |
47. | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. Составление плана. | Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать нравственный смысл рассказа. Анализировать заголовок произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Составлять план произведения. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Проверять составленный план, сверяя его с текстом. | 04.03 | |
48. | Обобщающий урок-конкурс «Природа и мы». Оценка достижений. | Выражать личное отношение к прочитанному, аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения. Рассказывать о творчестве Пришвина, используя материал в энциклопедическом словаре. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | 09.03 | |
49. | Знакомство с названием раздела. Б.Л. Пастернак «Золотая осень». | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусства. Выразительно читать, используя интонации, соответствующие смыслу текста. | 11.03 | |
50. | С.А. Клычков «Весна в лесу». Д.Б. Кедрин «Бабье лето». | Сопоставлять произведения художественной литературы и произведения живописи. Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Наблюдать картины осени в произведении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. | 16.03 | |
51. | Н.М. Рубцов «Сентябрь». С.А. Есенин «Лебедушка». | Наблюдать картины осени в произведении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Выражать личное отношение к прочитанному, аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения. Иллюстрировать стихотворение. | 18.03 | |
52. | Обобщающий урок-конкурс «Поэзии прекрасные страницы». Оценка достижений. | Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусства. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | 23.03 | |
53. | Знакомство с названием раздела. И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. | 25.03 | |
54. | С.Д. Дрожжин «Родине». А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». | Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Рассказывать о Родине, подбирая в произведении слова-определения. Понимать нравственный смысл произведения. | 30.03 | |
55. | Обобщающий урок «Родина». Оценка достижений. | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | 06.04 | |
56. | Проект «Они защищали Родину». | Участвовать в проекте: распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с тематикой. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине. | 08.04 | |
57. | Знакомство с названием раздела. Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». | Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Определять особенности фантастического жанра. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. | 13.04 | |
58. | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа. | 15.04 | ||
59. | К. Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Определять особенности фантастического жанра. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Понимать особенности фантастических произведений. Соотносить название с содержанием произведения. | 20.04 | |
60. | К. Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра. | 22.04 | ||
61. | Путешествие по стране фантазии. Оценка достижений. | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Придумывать фантастические истории. | 27.04 | |
62. | Знакомство с названием раздела. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Составлять план. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героя. | 29.04 | |
63. | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. | 04.05 | ||
64. | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Иллюстрировать сказку. | 06.05 | |
65. | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части. Характеристика героев. | 11.05 | ||
66. | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков. | Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев. | 13.05 | |
67. | С. Лагерлеф «Святая ночь». | Определять нравственный смысл произведения (с помощью учителя). Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Участвовать в работе группы. | 18.05 | |
68. | С. Лагерлеф «В Назарете». Святое семейство. Иисус и Иуда. | Определять нравственный смысл произведения (с помощью учителя). Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию, определять главную мысль. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Участвовать в работе группы. | 20.05 | |
69. | Контрольная работа за II полугодие. Контрольное чтение. | Проверка предметных и универсальных учебных умений. | 25.05 | |
70. | Обобщающий урок «Зарубежная литература». Урок-игра «Литературные тайны». | Самостоятельно оценивать свои достижения. | 27.05 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Программа обеспечивается следующим комплектом учебных и методических пособий:
1 . Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова «Литературное чтение», 4 класс, в 2 частях. - М.: «Просвещение» 2014г.
2. С.В. Кутявина. Литературное чтение: рабочая тетрадь. 4 класс М.: ВАКО, 2014г.
3. С.В. Кутявина. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение 4 класс. М.: ВАКО, 2014.
4. С.В. Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс. – М.: ВАКО, 2014.
5. О.Н. Крылова. Чтение. Работа с текстом. 4 класс. «ВАКО», 2012
6. О.Е. Ларионова. Проверяем технику и скорость чтения. 1-4 классы, М.: Просвещение, 2012
7. О.В. Кубасова. Литературное чтение. Тестовые задания. 1-4 классы. Методические рекомендации, М.: Просвещение, 2012
К техническим средствам обучения, которые эффективно используются на уроках литературного чтения, относятся:
- компьютер;
- интерактивная доска;
- фотокамера.
Печатные пособия:
- наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой;
- словари;
- репродукции картин и художественные фотографии;
- детские книги разных типов из круга детского чтения.
Оборудование класса:
- настенная магнитная доска с набором магнитов для крепления таблиц;
- ученические двухместные столы с комплектов стульев;
- стол учительский с тумбой;
- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
- подставки для книг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...