Роль речи в организации совместной деятельности. Давайте договоримся.
план-конспект занятия по чтению (1 класс) на тему

Манушарова Ольга Владимировна

Логопедическое занятие по курсу "Риторика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_rechi_v_organizatsii_sovmestnoy_deyatelnosti.doc199 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Роль речи в организации совместной                            деятельности. Давайте договоримся.

Цели:

- познакомить учащихся с ролью речи в организации и планировании совместной деятельности (на примере считалки);

- развивать грамотную, четкую, чистую и ритмичную речь детей;

- упражнять в правильном произношении звуков;

- воспитывать культуру речевого поведения.

 Оборудование: учебник «Риторика» (1 класс, Ладыженская Т.А.), иллюстрации, ПК.

                                               Ход урока.

1. Мотивация учебной деятельности.

Цель: самоопределение (Л.)

  1. Видеоклип « Улыбка»
  2. Приветствие:

 Мы будем разговаривать

 И будем выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно!

- На улице пасмурные осенние дни. Покажите, как вы огорчены при помощи мимики.

Но в классе тепло, уютно. Здесь ваши друзья и у нас всё равно хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу! Я желаю вам активно поработать и узнать на уроке новое о нашей речи.

  1. Актуализация знаний.

Цель: познавательная активность.

- Ребята, у нас сегодня клубное занятие «Риторика».

- Чему вы учитесь на занятиях риторики?

- Что вы узнали на прошлых уроках?

- Что может вас развеселить? Утешить? Огорчить?

- Оказывается, слово может быть помощником.

  1. Определение темы урока
  2. Постановка  цели урока.

Цель: принимать и сохранять учебную задачу.

- Но прежде проведём:

1. Дыхательная гимнастика: «Подуй на снежинку»

- Для чего вы это делаете?

2. Артикуляционная  гимнастика:

- Для чего вы это делаете?

Этот маленький дружок –

Твой весёлый язычок.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай!

На лошадке по дороге

Скачет язычок,

И копытами лошадка

Цок, цок, цок.

В горку медленно идёт:

Цок, цок, цок.

А с горы стрелой несётся:

Цок, цок, цок.

Вот интересная игра –

Воздушный колобок.

Из щёчки в щёчку покатать

Его не каждый мог.

3. Чистоговорка.    ЕС, ЕС, ЕС – Мы пойдем сегодня в лес.

                                ЖА, ЖА, ЖА – Там увидим мы ежа!

                                БЫ,  БЫ, БЫ – Соберём с тобой грибы.

                               ЁМ, ЁМ, ЁМ – Там мы песенку споём.

                               АТЬ, АТЬ, АТЬ – Можно будет поиграть!

-  Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете?

  1. Знакомство со сказкой Сутеева « Под грибом»

Цель: смыслообразование (Л.);

           осознанное и произвольное построение речевого высказывания (Р);

- Итак, мы оказались в лесу.

В лес осенний на прогулку

Приглашаю вас пойти

Интересней приключенья

Нам, ребята не найти.

Может быть, в лесу осеннем

Мы грибочек вдруг найдём.

Работа с презентацией.

- посмотреть сказку;

- беседа об увиденном.

- Ребята, из какой сказки грибок?

- Вы догадались, почему всем хватило места под грибом?

- Может быть, грибочек был волшебным?

- Что вы можете сказать о животных, укрывшихся под грибом?

      6. Инсценирование сказки

Цель: развитие творческого потенциала (К)

В. Сутеев «Под грибом»

          Как-то застал Муравья сильный дождь.

    Куда спрятаться?

    Увидел Муравей на полянке маленький  грибок,  добежал  до  него  и

спрятался под его шляпкой.

    Сидит под грибом - дождь пережидает.

    А дождь идёт всё сильнее и сильнее...

    Ползёт к грибу мокрая Бабочка:

    - Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я - лететь  не

могу!

    - Куда же я пущу тебя? - говорит муравей. -  Я  один  тут  кое-как

уместился.

    - Ничего! В тесноте, да не в обиде.

    Пустил Муравей Бабочку под грибок.

    А дождь ещё сильнее идёт...

    Бежит мимо Мышка:

    - Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.

    - Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.

    - Потеснитесь немножко!

    Потеснились - пустили Мышку под грибок.

    А дождь всё льёт и не перестаёт...

    Мимо гриба Воробей скачет и плачет:

    - Намокли  перышки,  устали  крылышки!  Пустите  меня  под  грибок

обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!

    - Тут места нет.

    - Подвиньтесь, пожалуйста!

    - Ладно.

    Подвинулись - нашлось Воробью место.

    А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.

    - Спрячьте, - кричит, - спасите! За мной Лиса гонится!..

    - Жалко Зайца, - говорит Муравей. - Давайте ещё потеснимся.

    Только спрятали Зайца - Лиса прибежала.

    - Зайца не видели? - спрашивает.

    - Не видели.

    Подошла Лиса поближе, понюхала:

    - Не тут ли он спрятался?

    - Где ему тут спрятаться!

    Махнула Лиса хвостом и ушла.

    К тому времени дождик прошёл -  солнышко  выглянуло.  Вылезли  все

из-под гриба - радуются.

    Муравей задумался и говорит:

    - Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно  было,  а  теперь

всем пятерым место нашлось!

    - Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! - засмеялся кто-то.

    Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:

    - Эх, вы! Гриб-то...

    Не досказала и ускакала.

    Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под

грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.

    А вы догадались?

- Ребята, чтобы получилась игра или сценка о чём нужно помнить?

  1. Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо.                                Белка шла, шла, шла.

Закачалось деревцо.                                    Белый гриб  нашла.

Ветерок всё тише, тише.                             Раз грибок, два грибок,

Деревцо всё выше!                                      Положила в кузовок.

Упражнение на дыхание: 1 грибок, 2 грибок, и т.д.

  1. Риторическое исследование.

Цель: учить наблюдать (Р.)

           выстраивать речевые высказывания (Л.)

Отдохнём. Сделаем привал. Послушайте стихотворение А. Барто.

- Посмотрите сценку и понаблюдайте, подумайте, где дети были не правы?

Малыши среди двора                         - Почему ты нас не ешь?-

Хоровод водили.                                   Говорит Маруся.

В гуси – лебеди игра.                          - Раз ты волк, так ты не трусь!-

Серый волк  - Василий.                        Закричал на волка гусь.-

- Гуси – лебеди, домой!                        От такого волка

Серый волк под горой!                        Никакого толка!

Волк на них и не глядит,                      Волк ответил: - Я не трушу.

Волк на лавочке сидит.                         Нападу на вас сейчас.

Собрались  вокруг  него                       Я доем сначала грушу,

Лебеди и гуси.                                       А потом примусь за вас!

В какую игру играют малыши? Какие игры вы знаете? Как выбрать ведущего?

(Надо договориться или посчитаться).

  1. Работа  по учебнику. «Риторика» 1класс, с.24.

Цель: развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Р.)

- Кого видите на лесной полянке?

- Что зверята  собираются делать?

- Как догадались, что они собираются считаться?

 - Читаем считалки. Чётко произносим слова. Кто такой водилка?

- Какие считалки  знаете вы?   ( Выслушать 3-4 считалки).

- Посчитаться в каждой группе.

  1. Игра « Медведь и пчёлы»

( 1 медведь и 4 пчелы)

Начертить круги мелом – это домики пчёл.

Пчёлы летают и спрашивают медведя:

- Медведь, что ешь?

- Малину. шишки, рыбу, мёд.

На слове мёд, медведь ловит пчёл

- Оцените по карточкам получилась ли игра у ребят? Почему?

     

                     

  1. Творческая работа в группах.

       Цель: планирование учебного сотрудничества(К.).

Задание: «Дополни считалку»

Задание «Дополни считалку».

http://www.lenagold.ru/fon/clipart/s/slon/slon14.jpg          Вот – мышонок, http://www.lenagold.ru/fon/clipart/t/tigr/tigr01.jpg

                              Вот – …,                              

http://www.lenagold.ru/fon/clipart/k/kot/kosh01.jpg            Вот - немытый… .                                

                              Собрались они…

                              Кто же будет их… ?

http://www.lenagold.ru/fon/clipart/z/zay/zajats141.jpg        http://www.lenagold.ru/fon/clipart/b/bel/belka15.jpg           http://www.lenagold.ru/fon/clipart/tc/tcip/tsipa30.jpg

- Чтобы получилась работа в команде, что вам надо сделать?

Правила работы в группе:

1.    Умение слушать друг друга;

2.    Умение доверять друг другу;

3.    Умение задавать друг другу вопросы;

4.    Умение учить друг друга;

5.    Умение разрешать споры;

6.    Умение руководить групповой работой;

7.    Умение приходить к согласию;

8.    Умение работать в команде.

Презентация работ.

12. Рефлексия

Цель: самооценивание (Р.)

.

        - Для того, чтобы организовать дружную работу, игру, необходимо договориться, согласовать свои усилия.

- Что и как вы скажете, чтобы организовать игру, разыграть спектакль, подежурить в классе?      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок риторики по теме "Роль речи в организации совместной деятельности"

Конспект урока риторики в 1 классе по теме "Роль речи в организации совместной деятельности" с использованием игровой  технологии и исследовательских методов обучения....

Презентация к мастер - классу на тему "Формирование коммуникативных навыков и навыков организации совместной деятельности учащихся на уроках математики в начальных классах.

Цель: научить ребят работать в паре (умение донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого)....

Мастер - класс на тему "Формирование коммуникативных навыков и навыков организации совместной деятельности на уроках математики в начальных классах

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных дейс...

"Организация совместной деятельности учителя с ребенком в системе развивающего обучения"

Сотрудничество не является самоцелью, а налаживается для того, чтобы ученик приобретал знания и способы деятельности, опыт общения и социальной активности. Личностно-ориентированная направленность и г...

"Особенности организации совместной деятельности классного руководителя и родителей в процессе нравственного воспитания ребёнка". Выступление на городской конференции классных руководителей.

Много лет работаю над проблемой "Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся как средство формирования личности ребёнка" , мною выработаны направления работы с родителями, которые помо...