Роль речи в организации совместной деятельности. Давайте договоримся.
план-конспект занятия по чтению (1 класс) на тему
Логопедическое занятие по курсу "Риторика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_rechi_v_organizatsii_sovmestnoy_deyatelnosti.doc | 199 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Роль речи в организации совместной деятельности. Давайте договоримся.
Цели:
- познакомить учащихся с ролью речи в организации и планировании совместной деятельности (на примере считалки);
- развивать грамотную, четкую, чистую и ритмичную речь детей;
- упражнять в правильном произношении звуков;
- воспитывать культуру речевого поведения.
Оборудование: учебник «Риторика» (1 класс, Ладыженская Т.А.), иллюстрации, ПК.
Ход урока.
1. Мотивация учебной деятельности.
Цель: самоопределение (Л.)
- Видеоклип « Улыбка»
- Приветствие:
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!
- На улице пасмурные осенние дни. Покажите, как вы огорчены при помощи мимики.
Но в классе тепло, уютно. Здесь ваши друзья и у нас всё равно хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу! Я желаю вам активно поработать и узнать на уроке новое о нашей речи.
- Актуализация знаний.
Цель: познавательная активность.
- Ребята, у нас сегодня клубное занятие «Риторика».
- Чему вы учитесь на занятиях риторики?
- Что вы узнали на прошлых уроках?
- Что может вас развеселить? Утешить? Огорчить?
- Оказывается, слово может быть помощником.
- Определение темы урока
- Постановка цели урока.
Цель: принимать и сохранять учебную задачу.
- Но прежде проведём:
1. Дыхательная гимнастика: «Подуй на снежинку»
- Для чего вы это делаете?
2. Артикуляционная гимнастика:
- Для чего вы это делаете?
Этот маленький дружок –
Твой весёлый язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай!
На лошадке по дороге
Скачет язычок,
И копытами лошадка
Цок, цок, цок.
В горку медленно идёт:
Цок, цок, цок.
А с горы стрелой несётся:
Цок, цок, цок.
Вот интересная игра –
Воздушный колобок.
Из щёчки в щёчку покатать
Его не каждый мог.
3. Чистоговорка. ЕС, ЕС, ЕС – Мы пойдем сегодня в лес.
ЖА, ЖА, ЖА – Там увидим мы ежа!
БЫ, БЫ, БЫ – Соберём с тобой грибы.
ЁМ, ЁМ, ЁМ – Там мы песенку споём.
АТЬ, АТЬ, АТЬ – Можно будет поиграть!
- Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете?
- Знакомство со сказкой Сутеева « Под грибом»
Цель: смыслообразование (Л.);
осознанное и произвольное построение речевого высказывания (Р);
- Итак, мы оказались в лесу.
В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти
Интересней приключенья
Нам, ребята не найти.
Может быть, в лесу осеннем
Мы грибочек вдруг найдём.
Работа с презентацией.
- посмотреть сказку;
- беседа об увиденном.
- Ребята, из какой сказки грибок?
- Вы догадались, почему всем хватило места под грибом?
- Может быть, грибочек был волшебным?
- Что вы можете сказать о животных, укрывшихся под грибом?
6. Инсценирование сказки
Цель: развитие творческого потенциала (К)
В. Сутеев «Под грибом»
Как-то застал Муравья сильный дождь.
Куда спрятаться?
Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и
спрятался под его шляпкой.
Сидит под грибом - дождь пережидает.
А дождь идёт всё сильнее и сильнее...
Ползёт к грибу мокрая Бабочка:
- Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я - лететь не
могу!
- Куда же я пущу тебя? - говорит муравей. - Я один тут кое-как
уместился.
- Ничего! В тесноте, да не в обиде.
Пустил Муравей Бабочку под грибок.
А дождь ещё сильнее идёт...
Бежит мимо Мышка:
- Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.
- Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.
- Потеснитесь немножко!
Потеснились - пустили Мышку под грибок.
А дождь всё льёт и не перестаёт...
Мимо гриба Воробей скачет и плачет:
- Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок
обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!
- Тут места нет.
- Подвиньтесь, пожалуйста!
- Ладно.
Подвинулись - нашлось Воробью место.
А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.
- Спрячьте, - кричит, - спасите! За мной Лиса гонится!..
- Жалко Зайца, - говорит Муравей. - Давайте ещё потеснимся.
Только спрятали Зайца - Лиса прибежала.
- Зайца не видели? - спрашивает.
- Не видели.
Подошла Лиса поближе, понюхала:
- Не тут ли он спрятался?
- Где ему тут спрятаться!
Махнула Лиса хвостом и ушла.
К тому времени дождик прошёл - солнышко выглянуло. Вылезли все
из-под гриба - радуются.
Муравей задумался и говорит:
- Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь
всем пятерым место нашлось!
- Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! - засмеялся кто-то.
Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:
- Эх, вы! Гриб-то...
Не досказала и ускакала.
Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под
грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.
А вы догадались?
- Ребята, чтобы получилась игра или сценка о чём нужно помнить?
- Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо. Белка шла, шла, шла.
Закачалось деревцо. Белый гриб нашла.
Ветерок всё тише, тише. Раз грибок, два грибок,
Деревцо всё выше! Положила в кузовок.
Упражнение на дыхание: 1 грибок, 2 грибок, и т.д.
- Риторическое исследование.
Цель: учить наблюдать (Р.)
выстраивать речевые высказывания (Л.)
Отдохнём. Сделаем привал. Послушайте стихотворение А. Барто.
- Посмотрите сценку и понаблюдайте, подумайте, где дети были не правы?
Малыши среди двора - Почему ты нас не ешь?-
Хоровод водили. Говорит Маруся.
В гуси – лебеди игра. - Раз ты волк, так ты не трусь!-
Серый волк - Василий. Закричал на волка гусь.-
- Гуси – лебеди, домой! От такого волка
Серый волк под горой! Никакого толка!
Волк на них и не глядит, Волк ответил: - Я не трушу.
Волк на лавочке сидит. Нападу на вас сейчас.
Собрались вокруг него Я доем сначала грушу,
Лебеди и гуси. А потом примусь за вас!
В какую игру играют малыши? Какие игры вы знаете? Как выбрать ведущего?
(Надо договориться или посчитаться).
- Работа по учебнику. «Риторика» 1класс, с.24.
Цель: развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Р.)
- Кого видите на лесной полянке?
- Что зверята собираются делать?
- Как догадались, что они собираются считаться?
- Читаем считалки. Чётко произносим слова. Кто такой водилка?
- Какие считалки знаете вы? ( Выслушать 3-4 считалки).
- Посчитаться в каждой группе.
- Игра « Медведь и пчёлы»
( 1 медведь и 4 пчелы)
Начертить круги мелом – это домики пчёл.
Пчёлы летают и спрашивают медведя:
- Медведь, что ешь?
- Малину. шишки, рыбу, мёд.
На слове мёд, медведь ловит пчёл
- Оцените по карточкам получилась ли игра у ребят? Почему?
- Творческая работа в группах.
Цель: планирование учебного сотрудничества(К.).
Задание: «Дополни считалку»
Задание «Дополни считалку».
Вот – мышонок,
Вот – …,
Вот - немытый… .
Собрались они…
Кто же будет их… ?
- Чтобы получилась работа в команде, что вам надо сделать?
Правила работы в группе:
1. Умение слушать друг друга;
2. Умение доверять друг другу;
3. Умение задавать друг другу вопросы;
4. Умение учить друг друга;
5. Умение разрешать споры;
6. Умение руководить групповой работой;
7. Умение приходить к согласию;
8. Умение работать в команде.
Презентация работ.
12. Рефлексия
Цель: самооценивание (Р.)
.
- Для того, чтобы организовать дружную работу, игру, необходимо договориться, согласовать свои усилия.
- Что и как вы скажете, чтобы организовать игру, разыграть спектакль, подежурить в классе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок риторики по теме "Роль речи в организации совместной деятельности"
Конспект урока риторики в 1 классе по теме "Роль речи в организации совместной деятельности" с использованием игровой технологии и исследовательских методов обучения....
Презентация к мастер - классу на тему "Формирование коммуникативных навыков и навыков организации совместной деятельности учащихся на уроках математики в начальных классах.
Цель: научить ребят работать в паре (умение донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого)....
Мастер - класс на тему "Формирование коммуникативных навыков и навыков организации совместной деятельности на уроках математики в начальных классах
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных дейс...
Особенности организации совместной деятельности классного руководителя и родителей в процессе нравственного воспитания
Представлена презентация...
"Организация совместной деятельности учителя с ребенком в системе развивающего обучения"
Сотрудничество не является самоцелью, а налаживается для того, чтобы ученик приобретал знания и способы деятельности, опыт общения и социальной активности. Личностно-ориентированная направленность и г...
Организация совместной деятельности в целях развития творческих способностей ребёнка при работе с тканью и декоративным материалом
Из опыта работы...
"Особенности организации совместной деятельности классного руководителя и родителей в процессе нравственного воспитания ребёнка". Выступление на городской конференции классных руководителей.
Много лет работаю над проблемой "Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся как средство формирования личности ребёнка" , мною выработаны направления работы с родителями, которые помо...