Особенности организации совместной деятельности классного руководителя и родителей в процессе нравственного воспитания
материал по теме
Представлена презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotrudnichestvo_klassnogo_rukovoditelya_i_roditeley._iz_opyta_raboty.ppt | 1.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нравственность – это разум сердца. Генрих Гейне Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред . Мишель де Монтень Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. А. С. Макаренко Покинут счастьем будет тот, Кого ребёнком плохо воспитали. Побег зелёный выпрямить легко, Сухую ветвь один огонь исправит. Саади
Актуальность проблемы Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. И это неслучайно, потому что проблема воспитания новых поколений россиян – самая острая проблема школы, семьи, государства.
Семья - главный фактор и условие развития и воспитания ребёнка Здесь он рождается (желанный или нежеланный). Здесь получает задатки физического и духовного развития (позитивные или негативные), первые знания об окружающем мире (в большом или малом объеме). Здесь формируются первые элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его будущих отношений с миром, другими словами, начинается процесс воспитания. Именно родители являются первыми и основными воспитателями ребенка до поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем.
Нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач школы Одним из показателей эффективности системы воспитания является нравственное развитие ребёнка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложнённых ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности.
Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника Добрый, не причиняющий зла живому Честный и справедливый Любящий и заботливый Трудолюбивый и настойчивый Творящий и оберегающий красоту мира Стремящийся к знаниям и критично мыслящий Смелый и решительный Свободолюбивый и ответственный Самостоятельный и законопослушный Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» - класса, школы, города/села, России) Толерантный (уважающий других, не похожих на него)
Трудности Современный информационный мир противоречив и нередко агрессивен. Зачастую исходящее из разных источников воздействие (СМИ, реклама и пр.) противоположно целям и задачам духовно-нравственного воспитания учащихся. Поэтому невозможно воспитывать в школьнике доброго, заботливого отношения ко всему живому, если после школы ребёнок часами смотрит фильмы-триллеры или играет в компьютерные «стрелялки», провоцирующие насилие и жестокость. Невозможно в ребёнке воспитать чувства честности, справедливости, гражданственности, прекрасного, если поведение окружающих часто противоречит нормам морали.
Да от школы нельзя требовать полного решения задач воспитания. Это может сделать только общество в целом. Однако это не значит, что педагог может отмахнуться от этих задач. Мы можем и должны сделать то, что в наших силах, внести свой вклад. За 45 минут урока, несколько часов в школе, выходя вместе с детьми за пределы школы – в каждой этой ситуации мы можем повлиять на развитие духовного мира наших детей своими словами и делами. Мы можем повлиять на часть того мира, в котором живёт школьник – работая с родителями, устанавливая контакты с культурными и общественными организациями. Всё это вместе и есть содержание нашей воспитательной работы. Роль же педагога в развитии нравственных качеств ученика велика; поступки, речевое поведение учителя являются для школьника ярким примером, образцом для подражания.
Моё сотрудничество с родителями предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребёнка.
Формы работы с семьёй групповые (родительские собрания) индивидуальные (беседы по вопросам воспитания, консультации, посещение семьи) анкетирование практикумы разработка памяток семинары родителей по обмену опытом воспитания
Сотрудничество Как утверждает С.Соловейчик, известный педагог: « Сотрудничество – одно слово, но оно содержит в себе, если вдуматься, все высокие нравственные качества. Только в сотрудничестве и можно воспитать человека для человека. Вот то поле, на котором дальние и ближние цели сходятся, совпадают – поле сотрудничества с людьми». «Труд и должен быть основной формой воспитания. Сотрудничать – значит «разделять труд». Единое воспитательное поле создаётся, если родители приобщаются к реальной практической жизнедеятельности детей в школе , проживая вместе с детьми определённые ценностные отношения. (Это я вижу на примере родителей своих учеников.)
Взаимодействие с родителями учащегося направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека. Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребёнка в школе и за её пределами.
Основы построения отношений учителя и семьи «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Всё, что у ребёнка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно не допустимо, чтобы ребёнок приносил матери и отцу одни огорчения - это уродливое воспитание». В. А. Сухомлинский
Взаимодействие с родителями информационное педагогическое обеспечение родителей (воспитательная концепция школы, методика воспитания, задачи личностного развития ребёнка), т.е. реализация функции педагогического просвещения педагогическое корректирование семейного воспитания (той стороны, которая касается отношения к ребёнку) практическая совместная работа детей, родителей , которую организует классный руководитель (праздники, игры, концерты, соревнования, акции, проекты)
«Обучающийся испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания последних» (Стандарты второго поколения «Программа духовно-нравственного воспитания»)
Нам каждый год встречать и провожать, И каждый день глядеть в ребячьи души. Нам каждый час единство с ними ощущать И с каждым мигом становиться чище, лучше .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность классного руководителя и семьи в воспитании младших школьников.
На сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя ...
"Особенности организации совместной деятельности классного руководителя и родителей в процессе нравственного воспитания ребёнка". Выступление на городской конференции классных руководителей.
Много лет работаю над проблемой "Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся как средство формирования личности ребёнка" , мною выработаны направления работы с родителями, которые помо...
"Совместная работа классных руководителей и родителей по формированию патриотической культуры школьников"
Статья из опыта работы по патриотическому воспитанию...
Совместная работа классного руководителя и родителей по формированию детского коллектива
Формы и методы работы совместного обучения и воспитания детей классного руководителя и родителей....
Презентация "Совместная деятельность классного руководителя и родителей во внеурочной деятельности".
Организация совместной творческой деятельности взрослого и ребенка....
Доклад- презентация на ШМО классных руководителей. на тему: « Организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей по профилактике правонарушений среди подростков на основе дифференцированного подхода»
Каждому педагогу известно, что дети отличаются друг от друга характером, способностями, интересами. У каждого из них - свои мысли и мечты, симпатии и предубеждения. Среди ребят выделяются яркие, сложн...
Выступление на МО классных руководителей: «Организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей по профилактике девиантного поведения»
В данном выступлении рассматриваются формы и методы работы с "труднымти" детьми....