Система работы по развитию навыков словесного чтения
статья по чтению (1 класс) на тему
В статье раскрыта система работы по формированию навыка словесного чтения в 1 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_po_razvitiyu_navykov_slovesnogo_chteniya.docx | 30.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по развитию навыков словесного чтения.
Роль чтения, книги безусловно велика в жизни каждого человека. О значимости чтения для детей говорили многие педагоги и методисты. «Главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность”- представитель отечественной методики начального обучения Н.Ф.Бунаков. (Разработал методику объяснительного чтения, усовершенствовал методы К.Д. Ушинского).
«Это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя”- сказал В.А. Сухомлинский.
Развивает у ребенка “дар слова” (К.Д.Ушинский).
Чтение, как вид речевой деятельности, по словам многих выдающихся отечественных ученых, педагогов, психологов, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Даже, не зная этих мудрых мыслей, каждый учитель начальных классов знает, насколько важно сформировать умение читать правильно. Хорошо читающий ребёнок чаще всего преуспевает везде: он участник олимпиад и конкурсов, он образец – поведения. Значение чтения усилено с введением ФГОС. Решить эти задачи успешно поможет технология осмысленного чтения, разработанная Плюсниной Е.М, (Кандидат педагогических наук, преподаватель русского языка и литературы С – Петербургского института экономики.) Она ежегодно ведёт курсы для учителей начальных классов по теме «Технология обучения осмысленному чтению». На данных курсах я побывала 4 года назад. Эта проблема меня заинтересовала. Данную технологию я стала использовать в своей практике.
В чём суть данной технологии?
- В первый класс приходят дети не только разные по уровню подготовки, но и даже разные по способностям к обучению. И эту проблему должен решить учитель. И решить её невозможно без учёта индивидуальности каждого ученика.
Новая технология должна давать возможность одновременно двигаться вперед каждому ученику в своем темпе и в то же время давать возможность качественного усвоения материала тому, кто к этому недостаточно готов. То есть по мере созревания физиологических функций мозга, каждый ученик будет способен включаться в предлагаемый темп обучения, не отставая и без больших перегрузок.
- При формировании навыка чтения не количество читаемых слов переходит в качественное чтение, а качество переходит в количество.
Технология осмысленного чтения включает в себя 4 этапа:
1-й этап - первоначальное чтение, представлен таблицами Звуко-буквограда и карточками-подсказками.
2-й этап - словесное чтение, представлен карточками-столбиками, карточками-горками, карточками- ёлочками
3-й этап - фразовое чтение, представлен карточками-предложениями.
4-й этап- текстовое чтение, представлен образцами работы с текстами по принципу самообучения.
Первые три этапа являются подготовительными для текстового чтения. Чем лучше будут решены задачи на первых трех этапах, тем легче ребенок будет читать и усваивать текст.
В то же время никогда не поздно начать работать по данной проблеме, обнаружив её. Каждый этап может быть самостоятельной подтехнологией.
Мы сегодня остановимся на словесном чтении или точнее «системе работы по развитию навыка словесного чтения». Технология словесного чтения является составной частью технологии осмысленного чтения. В ходе выступления остановимся не только на методике Е. М Плюсниной, но и расскажем о своих приёмах работы, которые также являются продуктивными для формирования навыка словесного чтения. Некоторые приёмы проиграем.
Что же такое словесное чтение?
Словесное чтение - это воссоздание слова по буквенно-графическому изображению. По формированию и развитию навыка словесного чтения есть методическое пособие, в котором описаны приёмы работы и даны упражнения, способствующие формированию и развитию навыка словесного чтения. В данном пособии представлены карточки: «карточки- горки», «карточки – столбики», «карточки – ёлочки», «карточки – задания».
Основной целью упражнений с карточками четырёх видов является выработка привычки и умения читать слова с первого раза грамотно, соблюдая все правила звуковой речи, развитие оперативной памяти и расширение поля зрения.
При формировании словесного чтения необходимо научиться:
- Правильно сидеть во время чтения
- Следить за углом зрения
- Следить глазами по строке
- «Не терять» строку
- Видеть слово целиком (читать не по слогам)
- Помнить прочитанное
- Понимать прочитанное (физиологические процессы ).
Эти умения и навыки позднее переносятся на процесс фразового и текстового чтения. Но эти способы чтения невозможны, если ребёнок не умеет читать слова и не удерживает их в памяти. Самыми востребованными, на мой взгляд, являются «катрочки – горки».
«Карточки – горки» они называются потому, что на горку взбираться сложно, а здесь, чем ниже, тем сложнее становится ухватить и прочитать слово. В данном пособии их достаточное количество – 30 карточек. Их достаточное количество и составлять самим их нет необходимости.
Как работать с карточками – горками?
Первое упражнение называется «покатаемся по строчкам». Ребёнок обязательно должен сесть прямо, карточка лежит на столе. Учитель отстукивает ритм.
Первый удар – первое слово (губами не шевелим, слово не проговариваем, фотографируем его глазами), прокатились по строчке, второй удар – последнее слово строки. И так работа повторяется до конца строк. Далее дети переворачивают карточку и называют слова, которые запомнили. Самое большее количество слов называют более подготовленные дети, внимательные (4-5 слов). Слова называют знакомые и понятные. Учитель здесь наблюдает, чтобы голова не двигалась, бегали только глаза. Это дает возможность развивать подвижность глаз, необходимую при чтении текстов.
Далее предлагается детям следующее упражнение по этой же карточке. Оно называется «чтение цепочкой». Карточка обязательно лежит в том же положении, бегают только глаза. Дети начинают читать по строчкам. Каждому достаётся почитать по три слова, т. к. в строке три столбика. Естественно, все слабенькие дети читают слова небольшие, т.к. они сидят впереди. Оба упражнения рекомендованы пособием. Но читают далеко не все дети правильно. Много ошибок при постановке ударения, а значит каким–то образом их нужно править. Для этого я тоже слежу за чтением, но уже по своей заготовке – подчёркиваю или выделяю слова, в которых были допущены ошибки. Это мой приём. Теперь обращаемся к доске и читаем хором слово, в котором уже поставлено ударение. Можно воспользоваться работой в паре. Один читает, другой проверяет, отмечает ошибки. Можно воспользоваться приёмом – «чтением разорванной строки».
Обязательным моментом является работа с непонятными словами. Иногда я уже предполагаю, какие слова будут не понятны и готовлю картинки. Могут непонятное слово объяснить дети. Работа по карточкам занимает примерно 2 месяца. «Горки» я также составляю сама. Но их роль уже другая. В «горках» слова из текстов по окружающему миру и литературному чтению. Отработав слово «в горке», в тексте оно уже будет понятным.
Вторая значимость «карточек-горок» – это карточки помогают установить порог восприятия слова. Детям предлагается «столбик – горка» - карточка для определения порога восприятия чтения. Их в пособии 5 столбиков. Используя приём «мелькание открыткой» учитель проверяет уровень восприятия каждого ученика.
Это упражнение тоже нужное. Каждый далее работает в меру своих возможностей. Порог восприятия определили, отрабатываем умения на карточках столбиках.
Столбики отличаются словами, состоящими из разного количества букв. Здесь их тоже достаточное количество, но изучая буквы, я набирала слова, в которых встречается именно эта буква.
Как работать с карточками – столбиками. Дети получают столбик или два слов, но слова разной длины. Мы определяли порог восприятия. Работают в паре. Один двигает открытку, другой улавливает слово.
Работа с «карточками-столбиками».
Целью этих упражнений является выработка привычки и умения читать слова с первого раза грамотно, то е., соблюдая все правила звуковой речи.
«Карточки - столбики» собраны в 7 серий. Серии пронумерованы римскими цифрами. В каждой серии от 4 до 11 столбиков слов одинаковой длины. Первые серии содержат большее число столбиков, чем последующие, что соответствует нарастанию скорости отработки слов возрастающей длины. Столбики слов разрезаются на отдельные карточки для того, чтобы каждый ученик мог работать с одним столбиком.
Правила работы с «карточками – столбиками»:
1. Сначала необходимо проверить по карточке-горке, какое слово школьник не может прочитать за одно мелькание открыткой (устанавливаем порог восприятия). Прием "мелькание открыткой" можно использовать и для развития оперативной памяти, а также для расширения поля зрения. Для этого нужно открыткой на долю секунды быстро открыть и закрыть первое слово в карточке-горке, добиваясь, чтобы учащийся успел прочитать и понять слово (знает значение или нет).
2. Нужно подсчитать количество букв в слове, которое не успел прочитать ученик при мелькании. Таким образом, определив строку останова, определяют номер серии.
3. Подобрать карточки-столбики с данным количеством букв и предложить для тренировки чтения ученику.
4. Ребенок отрабатывает эти слова с открыткой до тех пор, пока не чувствует, что читает с легкостью при быстром мелькании открыткой.
5. Номера прочитанных карточек контролируются, записываются в тетрадь.
6. Учитель проверяет ученика второй раз по карточке-горке, определяя строку останова, и снова выдает карточку той же серии ( если не отработано) или следующей.
Упражнения продолжаются до тех пор, пока ребенок не научиться читать с открыткой слова, состоящие из 10 букв.
Поначалу карточки столбики мы начинали читать хором с доски: по столбикам, по строчкам, лесенкой. Но хоровое чтение меня не устраивало, лёгкие слова дать, не развиваются сильные дети, сложные – я поняла, что все дети их не ухватывают. Короче, чтение меня не удовлетворяло. И тогда я придумала упражнение в группе. Дети получают столбик, работают с открыткой, далее читает каждый самостоятельно, далее подчёркивают непонятные слова, выписывают 2-3 слова в тетрадь для домашней работы. Значит, карточка ещё и воспитывает вопросительное отношение к слову. А вот далее они объединяются по 3-4 человека в группы и читают те же самые слова хором: столбики, по строчкам, лесенкой. Это тоже мой приём и детям очень нравится. Те, кто среди «равных» лучший, он учитель.
Каждая карточка способствует обогащению словарного запаса детей. Слова есть очень сложные, которые нет необходимости объяснять, да и значение слова ребёнок не поймёт, но много слов, значение которых можно объяснить, прибегая либо к помощи детей, либо к помощи учителя, словаря, родителей.
Как работаем над непонятными словами. У каждого ученика есть тетрадь. Она у нас с периода обучения грамоте. Достаточно уже потрёпана, но востребована. В этой тетради дети создают рисунки, обозначающие непонятные слова. Через неделю мы обращаемся к словам «незнайкам» снова. Ребятам предлагается ряд слов, значение которых нужно объяснить. Можно предложить картинки, а дети их заменяют словом. Можно спрятать и слова и картинки. Детям хочется работать с интерактивной доской. Они, не зная, что им попадёт, должны слово объяснить.
Периодичность разного вида заданий следующая: с «карточками – мигалками» чаще всего работают во второй половине дня, два раза в неделю, « карточки – горки» - один раз в неделю работа в группе, один раз в неделю «карточки – ёлочки». Кроме того «карточки – ёлочки» - это контрольные карточки. Контрольная карточка состоит из 90 слов. Слова записаны в три столбика, в 6 групп усложнений. Слова первой группы состоят из одного слога, но из разного количества букв 1,2,3,4,5.(я, он, ток, сток, вдруг)
Вторая группа усложнений – 2 слога (4 б, 5, 6, 7, 8, один, струя, лобзик, конверт, прелесть.
3гр – 3 слога (6,7, 8,9,10)
4 гр.- 4 слога (9,10,11,12,130)
В карточках достаточно много слов очень сложных, значение которых не нужно объяснять. На них особенно хорошо тренируется техника чтения. Научившись внимательно читать длинные и сложные слова, состоящие из 10 и более знаков, школьники с лёгкостью читают слова из 7-8 знаков. Давая им возможность попрактиковаться на трудном материале, мы тем самым обеспечиваем беглое чтение более простого материала. Как же можно тренироваться на сложном материале? Мы привыкли идти от простого к сложному. Этот приём отвечает принципу высокого уровня сложности, который заложен в систему Л.В. Занкова.
Данные технологии: словесного чтения, фразового и текстового могут учителями использоваться как психолого-педагогический практикум, проводимый дополнительно, т. е. как коррекционную работу.
Система работы по формированию навыка словесного чтения даёт положительный результат – повысилась обучаемость учащихся.
В рамках ФГОС предметные умения проверяются в комплексных работах. Чтобы выполнить задания по предметам, ученик читает работу сам, кроме того должен прочитать и текст.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста
Чтение – основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться....
Система работы по формированию навыка чтения
Презентация к выступлению с отчётом по плану самообразования....
Из опыта работы "Система упражнений для развития навыка чтения"
Упражнения используются при обучении чтению в 1 классе. С помощью упражнений процесс обучения становится интересным. доступным....
Как приучить ребенка к чтению. Система упражнений для развития навыка чтения.
Современные дети практически не читают книг. Они предпочитают сидеть в планшете, в компьютере. Как привить своему ребенку любовь к чтению? Если школьник читать не хочет, с каждым классом проблемы буду...
Система работы по развитию у учащихся познавательных навыков в процессе изучения ими программы «Разговор о правильном питании»
Формирование у учащихся культуры здорового питания через курс внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании " для 1 - 4 классов...
«Система работы по формированию навыка чтения как средство развития творческой активной личности»
выступление...
Опытно-экспериментальная работа по развитию навыков смыслового чтения у детей младшего школьного возраста
Определение состояние развития навыков смыслового чтения у детей младшего школьного возраста...