Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1».
план-конспект занятия по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1».
Цель: обобщить знания детей по данному разделу; развивать навыки выразительного чтения, творческие способности детей; формировать умение работать в группах.
Планируемые результаты:
Предметные: умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составляя краткую аннотацию;
Личностные : проявление бережного отношения к природе, к родному краю;
Метапредметные:
Регулятивные:формулированиеучебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
Познавательные: анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли.
Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре, в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения.
Подготовка к уроку. Класс делится на 3 команды. На столах каждой команды лежат сборники стихов поэтов, творчество которых изучали на предыдущих уроках. На доске — иллюстрации, которые дети приносили в качестве выполненного домашнего задания.
Оборудование: презентация.
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Работа по теме.
1.Самоопределение к деятельности.
- Как называется раздел, над произведениями которого мы работали?
- С творчеством каких писателей мы познакомились?
-Вспомним годы их жизни. Слайд 1.
- Какие произведения вы прочитали в этом разделе?
-Почему они объединены в «Поэтическую тетрадь»?
-Сформулируйте тему урока. Слайд 2.
Игра «Кто лишний?» Слайды 3-6
-Кто из писателей здесь лишний и почему?
3. Конкурсы.
Первый конкурс «Разминка».
*Вопросы задаются быстро по очереди каждой команде. За правильный ответ команда получает – жетон.)
1)В 12 лет этот поэт свободно переводил оды Горация. (Ф. И. Тютчев)
2)Однажды он решил оставить литературу и заняться сельским хозяйством. (А. А. Фет)
3)Пушкин сказал о нём: “...оригинален – ибо мыслит” (Е. А. Баратынский)
4)Современники вспоминали его как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь. (А. Н. Плещеев)
5)Он открыл в Воронеже книжный магазин и при нем дешевую библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города. (И. С. Никитин)
6)От своего отца он унаследовал силу характера, твердость духа, завидное упрямство в достижении цели. (Н. А. Некрасов)
7)Последние годы он провел в бедности, работая над книгой о своем литературном учителе А. П. Чехове. (И. А. Бунин)
-Молодцы! Вы были внимательны на уроках и быстро узнали поэтов, творчество которых мы изучали.
-Отправляемся дальше.
Второй конкурс «Вспомни стихотворение».
-Ребята, вы иллюстрировали стихи к нашим урокам. Ваши иллюстрации перед нами, на
доске. Предлагаю вспомнить эти замечательные произведения.. Приготовьтесь читать выразительно, показав свою иллюстрацию.
*Участвуют по 3 человека от каждой команды.
Третий конкурс « Литературные исследователи».
*Учитель готовит 3 задания на карточках. Дается время на подготовку.
1-я команда
Олицетворение – наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека. Слайд 7.
Задание: найдите в прочитанных стихотворениях олицетворение (И. А. Бунин “Листопад”, И. С. Никитин “В синем небе...”). Что помогает олицетворение почувствовать и понять?
2-я команда
Строфы – части стихотворения, отличающиеся одинаковым количеством строк в каждой из них, одинаковым расположением рифм и относительной законченностью. Слайд 8 – 11.
Задание: найдите примеры строф в стихотворениях (Н.А. Некрасов “В зимние сумерки...”, А. А. Фет “Весенний дождь”, Ф. И. Тютчев “Как неожиданно и ярко...”). Для чего поэт делит стихотворения на строфы?
3-я команда
Рифма–созвучие концов стихотворных строк.
Ритм- равномерное чередование каких –нибудь элементов (в звучании, в движении).
Слайд 12- 13
Задание: приведите примеры из стихотворений (Н. А. Некрасов “В зимние сумерки...”, А. А. Фет “Весенний дождь”, Ф. И. Тютчев “Как неожиданно и ярко...”).
Что напоминает вам ритм этих стихотворений? Какими должны быть темп, интонация, настроение, учитывая ритмический рисунок произведения?
Четвёртый конкурс «Времена года».
-Отгадайте загадку.
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет. (Времена года)
- Кто знает, когда это бывает?
Идет Варюха – береги нос да ухо (зимой)
Черемуха расцвела – холода позвала (весной)
День прозевал - урожай потерял (осенью)
Роса да туман живут по утрам (летом)
-Молодцы! Слайды 14-16
-О красоте русской природы любили писать не только поэты, но и художники.
*работа по репродукциям картин
*Три команды выполняют задание 4 на странице153.
1-я команда-весна (Ф. И. Тютчев “Ещё земли печален вид...”, Е. А. Баратынский “Весна, весна!..”)
2-я команда-осень (И. С. Никитин “В синем небе плывут...”, И. А. Бунин “Листопад”)
3-я команда-зима (Н. А. Некрасов “В зимние сумерки...”, Е. А. Баратынский “Где сладкий шепот...”
Пятый конкурс Не ошибись».
*Даются карточки с отрывками из стихотворений.
1)Ещё древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
2)Кротко звёзд золотое сиянье,
В чистом поле покой и молчанье;
Точно в храме стою я в тиши
И в восторге молюсь от души.
3)Где сладкий шёпот
Моих лесов?
Потоков ропот,
Цветы лугов?
-Из какого произведения эти строки? Кто автор?
Шестой конкурс. Игра «Акростих»
Акростих — это стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-либо слово.
Напишите по вертикали выбранное слово. Затем каждый играющий пишет по строчке или же
свой акростих. Это была любимая игра в России в XIX в.
*Можно предложить каждому ученику попробовать свои силы. Затем в команде выбираются
лучшие и зачитываются вслух.*
III.Рефлексия.
IV. Подведение итогов.
- Как иначе можно назвать данный раздел? (Стихотворения поэтов XIX века о природе)
V. Домашнее задание
Составить альбом своих любимых стихов с иллюстрациями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». 4 класс.
Урок для детей с ЗПР, обобщения и систематизации знаний...
Тест "Обобщение по разделу "Поэтическая тетрадь № 2" (2 полугодие)" 3 класс. Дата публикации: 23.05.2016г.
Презентация для проведения теста по теме "Обобщение по разделу "Поэтическая тетрадь № 2" (2 полугодие)" 3 класс, адаптированная к системе оценке качества образования ProClass....
Технологическая карта урока литературного чтения Тема: «Картины природы». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»
Технологическая карта урока литературное чтение 4 класс "Школа России". Материал составлен в рамках ФГОС. Технологическая карта содержит: цель, учебные задачи, направленные на достижение личностн...
Урок литературного чтения "Обобщение по разделу "Поэтическая тетрадь 2". Оценка достижений"
Урок литературного чтения в 3 классе. ( "Школа России")...
Конспект урока по литературному чтению «Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №2», 3 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденной теме; развитие познавательных способности детей, их интеллект, творческие способности и кругозор.Планируемые результатыПредметные:- у...
Конспект урока "Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №2" (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденной теме; развитие познавательных способности детей, их интеллект, творческие способности и кругозор.Планируемые результатыПредметные:- у...