Юные читатели
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
Программа «Юные читатели» определяет мероприятия, которые познакомят первоклассников с хорошими и добрыми книгами, расскажут об их авторах, помогут развить интерес к познавательной литературе, развить творческую и познавательную активность, опираясь на их творческие возможности как читателей.
Содержание программы «Юный читатель» является продолжением изучения смежных предметных областей (обучение грамоте, литературное чтение) в освоении навыка чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunye_chitateli.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тяжинская средняя общеобразовательная школа № 3»
Рассмотрено на заседании методического объединения протокол №____ от «__»____2013 г | Принято на методическом совете протокол №___ от «__»___________2013г | Утверждаю приказ №____ от«__»___________2013г Директор___________ |
Юные читатели
рабочая программа внеурочной деятельности
(общеинтеллектуальное направление)
1 класс
Автор – составитель: Олистратенко
Ольга Владимировна,
учитель начальных классов
Тяжинский, 2013
Юные читатели
Рабочая программа внеурочной деятельности
(общеинтеллектуальное направление)
1 класс
Автор составитель: Олистратенко Ольга Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Тяжинская средняя общеобразовательная школа №3»
Программа «Юные читатели» определяет мероприятия, которые познакомят первоклассников с хорошими и добрыми книгами, расскажут об их авторах, помогут развить интерес к познавательной литературе, развить творческую и познавательную активность, опираясь на их творческие возможности как читателей.
Содержание программы «Юный читатель» является продолжением изучения смежных предметных областей (обучение грамоте, литературное чтение) в освоении навыка чтения.
Программа знакомит с произведениями, представляющие различные области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Основные разделы программы включают произведения, составляющие золотой фонд детской литературы. Большое внимание уделяется игровым заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность.
Пояснительная записка
Одним из главных изобретений человечества является книга. Сегодня же все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, журналы, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается в стороне. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача занятий по внеклассному чтению. Эти занятия способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности «Юные читатели» на ступени начального общего образования являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373);
- СанПиН, 2.4.2.2821-10 Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
- Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 N 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников".
Программа составлена на основе программы по внеклассному чтению Светловской Н.Н. «Книга, здравствуй» (М., Просвещение,1996); программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «Чтение и начальное литературное образование» Образовательная система «Школа2100».
Новизна программы состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.
Актуальность основывается на интересе, потребностях обучающихся и их родителей. В программе сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей. Она способствует ознакомлению с организацией коллективной и индивидуальной деятельности, обучению в действии, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
В процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществляется комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Дети будут читать, слушать чтение, рассматривать обложки книг, выявлять их элементы, учиться соотносить тексты с иллюстрациями, по различным признакам определять книгу, из которой взято произведение, тем самым будут приобретать первый читательский опыт. Занятия способствуют совершенствованию у первоклассников различных читательских умений, введут их в мир детских книг.
Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок, игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, проектная.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество.
Назначение программы: развитие интереса и любви к книге, привлечение к систематическому чтению, создание пространства для диалога ребенка и взрослого, привлечение детей к пользованию библиотекой.
Цель программы:
- формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;
- формирование познавательного интереса и любви к чтению.
Задачи:
- формировать умение воссоздавать художественные образы, развивать творческое воображение, мышление;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к чтению;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике,
- обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения.
Цели и задачи программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юные читатели» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МБОУ «Тяжинская средняя общеобразовательная школа № 3».
Межпредметные связи:
- с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
- с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков;
- с уроками труда: изготовление различных поделок по материалам прочитанных произведений.
Программа рассчитана на детей 1 класса.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут. За год 33 часа в 1 классе.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся (с использованием компьютерных технологий).
На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности:
- беседа;
- чтения (громкие чтения по ролям);
- обсуждения;
- видеопросмотры;
- литературные игры;
- викторины;
- театрализация.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через анализ читательских формуляров, участие их в конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях и т. д. Формы подведения итогов работы:
- показ спектакля;
- организация выставки работ;
- проект;
- игровая программа.
2. Предполагаемые результаты реализации программы
Результаты 1-го уровня: приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации;
Результаты 2-го уровня: развитие ценностных отношений школьника к родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.
Результаты 3-го уровня: опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
Предметные результаты
К окончанию обучения по курсу "Юный читатель" обучающиеся должны знать понятия: "стихотворение", "рифма", "рассказ", "звукопись".
Обучающиеся должны уметь:
· осознанно и правильно читать плавным слоговым чтением тексты вслух (не менее 30 слов в минуту);
· разъяснять заглавие текста;
· прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам;
· озаглавливать небольшие части текста, составлять простой план, пересказывать прочитанное с опорой на план из картинок;
· относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру (рассказ, сказка, стихотворение);
· отвечать на вопросы по содержанию текста (формулировать ответы, подбирать наиболее подходящие слова);
· составлять устный рассказ по картинкам;
· заучивать наизусть небольшие стихотворения и выразительно читать их с соблюдением соответствующих интонации, громкости и темпа речи;
· формулировать свое отношение к героям прочитанных произведений.
Личностные результаты
· использование приобретенных знаний в учении и повседневной жизни для исследования языковых явлений;
· формирование у детей мотивации к обучению.
Метапредметные результаты
Универсальные учебные действия, развиваемые в ходе обучения:
Регулятивные универсальные действия:
– целеполагание – постановка учебной задачи;
– планирование хода рассуждений, составление плана художественного произведения;
– контроль правильности чтения, составления ответов-рассуждений;
– коррекция смысловых и речевых ошибок.
Познавательные универсальные действия:
– применение общеучебных умений (анализ, сравнение, обобщение, классификация) для установления языковых закономерностей;
– классифицирование художественных произведений по заданному основанию;
– анализ предложенного текста;
– синтез – составление целого текста из частей;
– построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
– смысловое чтение – осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
– установление причинно-следственных связей;
– построение логической цепи рассуждений;
– самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.
Коммуникативные учебные действия:
– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
– постановка вопросов для поиска и сбора информации;
– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников.
3. Учебно – тематический план
Класс | Разделы | Общее количество часов | Теория | Практика | Контроль |
1 | 1. Что за прелесть эти сказки… | 7 | 1 | 6 | 1 |
2.Учимся работать с книгой | 26 | 3 | 21 | 2 | |
Итого часов | 33 | 4 | 27 | 3 |
4. Содержание программы
Что за прелесть эти сказки… (7 ч.)
1.У солнышка в гостях.
Чтение сказки учителем, раскраски с героями сказки, характеристика героев.
2.Теремок.
Отгадывание загадок. Чтение сказки учителем, драматизация сказки, игры на основе сказки.
3.Заюшкина избушка
Чтение сказки учителем, характеристика героев, игра на основе сказки «Лиса в курятнике», лепка героев из пластилина.
4.Где живут книги?
Экскурсия. Знакомство с библиотекарем и школьной библиотекой.
Правила поведения в библиотеке, порядок выдачи книг.
5. По щучьему велению…
Чтение сказки учителем, игра на основе сказки «Если бы у меня был волшебный предмет…», разучивание скороговорок.
6.Сестрица Аленушка и братец Иванушка.
Чтение сказки учителем, раскраска со сказками. Признаки сказки.
7.Игра – викторина по прочитанным книгам.
Игра – путешествие «По дорогам сказок» - ответы на вопросы, выполнение различных заданий.
Учимся работать с книгой (26 ч.)
8-9. Из чего состоит книга?
Выставка книг. Найти отличительные особенности каждой книги.
Элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление.
10.Стихи о детях и для детей. Мои первые книжки. С.Маршак. С.Михалков.
Портреты детских поэтов; выставка книг; заучивание наизусть. Игра «Разведчики».
11.Стихи о детях и для детей. Мои первые книжки. А.Барто.
Чтение стихов учителем, заучивание наизусть, игры. Выставка книг.
12-13. Умел ошибиться – умей и поправиться. Рассказы и сказки Н.Носова.
Умение самостоятельно составлять рассказ по рисункам. Портрет писателя; выставка книг. Конкурс рисунков по произведениям Н.Носова.
14. К.Чуковский «Федорино горе», «Мойдодыр».
Выставка книг. Выбор книги детьми для чтения.
15. Нет лучшего дружка, чем родимая матушка.
Пословицы и поговорки о маме. Чтение наизусть. Рассказы детей о своих мамах.
16. В.Берестов. Мастер – птица.
Отгадывание загадок о птицах, рассматривание книги, поиск произведения в книге, чтение учителем и детьми.
17. Б. Заходер. Стихи и сказка. Кит и кот.
Чтение по цепочке, чтение учителем. Игра в слова «Буква заблудилась».
18. С.Маршак. Рассказ о неизвестном герое.
Чтение учителем, рассматривание картин, чтение детьми с объяснением значения слов.
19. Стихи о человеке и его делах.
Самостоятельное знакомство с книгой, с произведениями. Классификация произведений.
20. Праздник «Как хорошо уметь читать».
Подготовка к празднику, мероприятие с участием родителей. Главный подарок – книга.
21. Е.Чарушин «Большие и маленькие».
Работа в паре. Рассматривание книги, выбор произведения, самостоятельное чтение и рисунок. Игра «Найди произведение к рисунку».
22. В.Бианки. Приключения муравьишки.
Просмотр мультфильма, обсуждение. Рассматривание книжки.
23. В.Бианки. Кто чем поет. Хвосты.
Чтение учителем, самостоятельное чтение в группе. Разгадывание кроссворда.
24. Ш.Перро «Мальчик –с- пальчик»
Просмотр мультфильма, обсуждение. Чтение русской народной сказки и сравнение произведений.
25 .Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине».
Рассказ по картинам до чтения, самостоятельное чтение в паре. Моделирование платья для принцессы.
26. Посмотри вокруг.
Экскурсия. О чем бы ты написал книгу?
27. Г.Остер «Зарядка для хвоста».
Просмотр мультфильма, обсуждение.
28. Весна, весна на улице весенние деньки.
Конкурс чтецов. Стихи о весне.
29. Я рисую книжку
Изготовление книжки-малышки.
30. Научно-познавательная литература. Знакомство с книгой, составление схемы по тексту.
31. Научно-познавательная литература. Как появляются лягушки и бабочки.
32-33. Итоговое занятие. Презентация портфолио читателя. Летнее задание.
Рекомендательный список произведений для летнего чтения. Дети представляют свои выполненные работы «Мои достижения».
- Календарно – тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Сроки | Содержание разделов и тем программы | Вид занятия | Вид контроля | Организационная форма | ||||
Раздел 1. Что за прелесть эти сказки… (7 ч.) | |||||||||
1 | У солнышка в гостях. | Практическое занятие | Чтение, игры, драматизация | ||||||
2 | Теремок. | Практическое занятие | Чтение, игры, драматизация | ||||||
3 | Заюшкина избушка. | Практическое занятие | Чтение, игры, драматизация | ||||||
4 | Где живут книги? | Теория | Беседа | ||||||
5 | По щучьему велению… | Практическое занятие | Чтение, игры, драматизация | ||||||
6 | Сестрица Аленушка и братец Иванушка | Практическое занятие | Чтение, отгадывание загадок | ||||||
7 | Игры по прочитанным книгам. | Контрольный урок | Опрос | Викторина | |||||
Раздел 2. Учимся работать с книгой (26 ч.) | |||||||||
8-9 | Из чего состоит книга? | Теория | Беседа | ||||||
10 | Стихи о детях и для детей. Мои первые книжки. С.Маршак. С.Михалков. | Практическое занятие | Чтение, игры, заучивание наизусть | ||||||
11 | Стихи о детях и для детей. Мои первые книжки. А.Барто. | Практическое занятие | Чтение, игры, заучивание наизусть | ||||||
12 | Умел ошибиться – умей и поправиться Рассказы и сказки Н.Носова. | Практическое занятие | Чтение, игры, драматизация | ||||||
13 | Умел ошибиться – умей и поправиться Рассказы и сказки Н.Носова. | Практическое занятие | конкурс рисунков | ||||||
14 | К.Чуковский «Федорино горе», «Мойдодыр» | Практическое занятие | Чтение, игры, драматизация | ||||||
15 | Нет лучшего дружка, чем родимая матушка. | Проект | Праздник для мам | ||||||
16 | В.Берестов. Мастер – птица. | Практическое занятие | Чтение, игры, драматизация | ||||||
17 | Б. Заходер. Стихи и сказка. Кит и кот | Практическое занятие | Чтение, отгадывание загадок | ||||||
18 | С.Маршак. Рассказ о неизвестном герое. | Практическое занятие | Чтение, игры, заучивание наизусть | ||||||
19 | Стихи о человеке и его делах. | Практическое занятие | Конкурс рисунков | ||||||
20 | «Как хорошо уметь читать» | Контрольный урок | Наблюдение | Праздник | |||||
21 | Е.Чарушин «Большие и маленькие». | Практическое занятие | Самостоятельное чтение и рисунок. Игра | ||||||
22 | В.Бианки. Приключения муравьишки | Практическое занятие | Просмотр мультфильмаобсуждение. | ||||||
23 | В.Бианки. Кто чем поет. Хвосты. | Практическое занятие | Чтение, отгадывание загадок | ||||||
24 | Ш.Перро «Мальчик с пальчик» | Практическое занятие | Чтение, игры, драматизация | ||||||
25 | Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине» | Практическое занятие | Рассказ по картинам до чтения, самостоятельное чтение в паре | ||||||
26 | Посмотри вокруг | Практическое занятие | Экскурсия | ||||||
27 | Г.Остер «Зарядка для хвоста». | Практическое занятие | Просмотр мультфильмаобсуждение. | ||||||
28 | Весна, весна на улице весенние деньки. | Практическое занятие | Чтение, игры, заучивание наизусть | ||||||
29 | Я рисую книжку | Проект | Изготовление книжки-малышки | ||||||
30 | Научно-познавательная литература. | Теория | Беседа | ||||||
31 | Научно-познавательная литература. Как появляются лягушки и бабочки. | Практическое занятие | Чтение, игры | ||||||
32 | Итоговое занятие | Контрольный урок | Опрос | Презентация портфолио читателя | |||||
33 | Летнее задание | Практическое занятие | Беседа |
- Учебно – методические средства обучения
Литература для учителя
- Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа [Текст] / под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] / под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
- Кашурникова, Т. М. Чудо, имя которому — книга [Текст] / Т.М.Кашурникова. - М.: Школьная библиотека, 2006. - 104с.
- Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников [Текст] / М.И.Оморокова. - М.: Аркти, 2009. -194 с.
- Светловская, Н.Н. Внеклассное чтение в 1 классе [Текст] / Н.Н. Светловская. - М.: Просвещение, 1981. - 208 с.
- Светловская, Н.Н. Методика внеклассного чтения [Текст] / Н.Н. Светловская. - М.: Просвещение, 1991. - 208 с.
- Светловская, Н.Н. «Книга, здравствуй» [Текст] / Н.Н. Светловская. - М., Просвещение,1996. - 234 с.
- Соловейчик, М.С. Я хочу читать [Текст] / М.С.Соловейчик. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2010. – 198 с.
Литература для обучающихся
- Дитрих, А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми [Текст] / А.К. Дитрих. – М.: Астрель, 2002. – 125 с.
- Сухих, И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей [Текст] / И.Г.Сухих. – М.: Айрис – Пресс, 2001. – 254 с.
- Цыбульник, В.И. Золотой карнавал сказок [Текст] / В.И.Цыбульник. – М.: АСТ, 2001. – 326 с.
- Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов [Текст] / Сост.Н. В. Смолякова. – М.: БАО – ПРЕСС, 2002. – 287 с.
- Времена года: Стихи [Текст] / Сост. Т. Носенко. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003. – 175 с.
- Песенка друзей: Хрестоматия для детей от 5 до 8 лет [Текст] / /Сост. Е. Кожедуб. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Эклибрис, 2002. – 285 с.
- Русские народные сказки [Текст] / Сост. В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1992. - 487 с.
- Светлый мир. Произведения русских писателей [Текст] / Сост. Е.А. Копытова. - М.: Астрель, 2008. – 225 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Клуб юного читателя"
Программа рассчитана для 2 класса. Требования новых стандартов соблюдены....
папка юного читателя
паматка для дополнительного чтения...
Внеурочная деятельность. Занятие кружка «Клуб юного читателя». Два великих полководца - два военных гения. Конспект + презентация
Конспект составлен для внеурочной деятельности + презентация. У нас проводится кружок «Клуб юного читателя». Тема занятия:" Два великих полководца - два военных ген...
Программа клуба юных читателей "Хочу все знать"
Программа «Хочу всё знать» рассчитана на детей младшего школьного возраста (7-11 лет), имеющих первоначальные литературоведческие знания, умения и навыки чтения, умения работы на компьютере, кот...
Дневник юного читателя
Буклет "Дневник юного читателя" подготовлен для учеников начальной школы и представляет собой раздаточный материал при проведении библиотечного урока по теме "Как стать хорошим читателем". В основу бу...
Мы - юные читатели
Мероприятие "Мы - юные читатели"...
Программа дополнительного образования "Юный читатель"
Программа "Юный читатель" предназначена для учащихся первого класса и расчитана на полгода....