Юные читатели
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

 

Программа «Юные читатели» определяет мероприятия, которые познакомят первоклассников с хорошими и добрыми книгами, расскажут об их авторах, помогут развить интерес к познавательной литературе, развить творческую и познавательную активность, опираясь на их творческие возможности как читателей.

     Содержание программы «Юный читатель» является продолжением изучения смежных предметных областей (обучение грамоте, литературное чтение) в освоении навыка чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunye_chitateli.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тяжинская средняя общеобразовательная школа № 3»

Рассмотрено на заседании

методического объединения

протокол №____

от «__»____2013 г

Принято на методическом совете

протокол №___                      

от «__»___________2013г

    Утверждаю

     приказ №____         от«__»___________2013г

Директор___________

Юные читатели

рабочая программа внеурочной деятельности

(общеинтеллектуальное направление)

1 класс

                                                                       Автор – составитель: Олистратенко

                                               Ольга Владимировна,

                                                         учитель начальных классов

Тяжинский, 2013

Юные читатели

 Рабочая программа внеурочной деятельности

(общеинтеллектуальное направление)

 1  класс

Автор составитель: Олистратенко Ольга Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Тяжинская средняя общеобразовательная школа №3»

     Программа «Юные читатели» определяет мероприятия, которые познакомят первоклассников с хорошими и добрыми книгами, расскажут об их авторах, помогут развить интерес к познавательной литературе, развить творческую и познавательную активность, опираясь на их творческие возможности как читателей.

     Содержание программы «Юный читатель» является продолжением изучения смежных предметных областей (обучение грамоте, литературное чтение) в освоении навыка чтения.

      Программа знакомит с произведениями, представляющие различные области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Основные разделы программы включают произведения, составляющие золотой фонд детской литературы. Большое внимание уделяется игровым заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность.

Пояснительная записка

    Одним из главных изобретений человечества является книга. Сегодня же все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, журналы, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается в стороне. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача занятий по внеклассному   чтению. Эти занятия способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.

   Нормативно-правовой и документальной базой программы  внеурочной деятельности «Юные читатели» на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06  октября 2009 г. № 373);
  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189
  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  • Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 N 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников".

      Программа составлена на основе программы по внеклассному чтению Светловской Н.Н. «Книга, здравствуй»  (М., Просвещение,1996); программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «Чтение и начальное литературное образование» Образовательная система «Школа2100».

        Новизна программы состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу  детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.  

       Актуальность основывается на интересе, потребностях обучающихся и их родителей. В программе  сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей. Она способствует ознакомлению с организацией коллективной и индивидуальной деятельности, обучению в действии,  опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

     В процессе воспитания и  привития интереса к чтению осуществляется  комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Каждое занятие  включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка.  Дети будут читать, слушать чтение, рассматривать обложки книг, выявлять их элементы, учиться соотносить тексты с иллюстрациями, по различным признакам определять книгу, из которой взято произведение, тем самым будут приобретать первый читательский опыт. Занятия способствуют совершенствованию  у первоклассников различных читательских умений,  введут их в мир детских книг.

     Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок, игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, проектная.    

     Основные принципы реализации программы – научность, доступность,  деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество.

     Назначение программы: развитие интереса и любви к книге, привлечение к систематическому чтению, создание пространства для диалога ребенка и взрослого, привлечение детей к пользованию библиотекой.

Цель программы:

- формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;

- формирование познавательного интереса и любви к чтению.

Задачи:

  • формировать умение воссоздавать художественные образы, развивать творческое воображение, мышление;
  • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к чтению;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике,
  • обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения.

Цели и задачи программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юные читатели» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МБОУ «Тяжинская средняя общеобразовательная школа № 3».

Межпредметные связи:

  • с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;        
  • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих         работ, участие в выставках рисунков;        
  • с уроками труда: изготовление различных поделок по материалам прочитанных произведений.

Программа рассчитана на детей  1 класса.

Занятия проводятся 1   раз в неделю по  35 минут. За год 33 часа в 1 классе.        

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся (с использованием компьютерных технологий).

На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности:

  • беседа;
  • чтения (громкие чтения по ролям);
  • обсуждения;
  • видеопросмотры;
  • литературные игры;
  • викторины;
  • театрализация.

 Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через анализ читательских формуляров, участие их в конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях и т. д. Формы подведения итогов работы:

- показ спектакля;

- организация выставки работ;

- проект;

- игровая программа.

                                 

2. Предполагаемые результаты реализации программы

   Результаты 1-го уровня: приобретение школьниками знаний о принятых в обществе  нормах отношения  к природе, о правилах конструктивной групповой работы;  о способах самостоятельного поиска и нахождения информации;

   Результаты 2-го уровня: развитие ценностных отношений школьника к  родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.    

   Результаты  3-го уровня:  опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.

Предметные результаты

К окончанию обучения по курсу "Юный читатель" обучающиеся должны знать понятия: "стихотворение", "рифма", "рассказ", "звукопись".

Обучающиеся должны уметь:

·  осознанно и правильно читать плавным слоговым чтением тексты вслух (не менее 30 слов в минуту);

·  разъяснять заглавие текста;

·  прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам;

·  озаглавливать небольшие части текста, составлять простой план, пересказывать прочитанное с опорой на план из картинок;

·  относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру (рассказ, сказка, стихотворение);

·  отвечать на вопросы по содержанию текста (формулировать ответы, подбирать наиболее подходящие слова);

·  составлять устный рассказ по картинкам;

·  заучивать наизусть небольшие стихотворения и выразительно читать их с соблюдением соответствующих интонации, громкости и темпа речи;

·  формулировать свое отношение к героям прочитанных произведений.

Личностные результаты

·  использование приобретенных знаний в учении и повседневной жизни для исследования языковых явлений;

· формирование у детей мотивации к обучению.

Метапредметные результаты

Универсальные учебные действия, развиваемые в ходе обучения:

Регулятивные универсальные действия: 
– целеполагание – постановка учебной задачи;
– планирование хода рассуждений, составление плана художественного произведения;
– контроль правильности чтения, составления ответов-рассуждений;
– коррекция смысловых и речевых ошибок.

Познавательные универсальные действия:
– применение общеучебных умений (анализ, сравнение, обобщение, классификация) для установления языковых закономерностей;
– классифицирование художественных произведений по заданному основанию;
– анализ предложенного текста;
– синтез – составление целого текста из частей;
– построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
– смысловое чтение – осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
– установление причинно-следственных связей;
– построение логической цепи рассуждений;
– самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативные учебные действия:
– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
– постановка вопросов для поиска и сбора информации;
– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников.

3. Учебно – тематический план

Класс

Разделы

Общее

количество часов

Теория

Практика

Контроль

1

1. Что за прелесть эти сказки…

7

1

6

1

2.Учимся работать с книгой

26

3

21

2

Итого часов

33

4

27

3

4. Содержание программы

Что за прелесть эти сказки… (7 ч.)

1.У солнышка в гостях.

Чтение сказки учителем,  раскраски с героями  сказки, характеристика героев.

2.Теремок.

Отгадывание загадок. Чтение сказки учителем, драматизация сказки, игры на основе сказки.

3.Заюшкина избушка

Чтение сказки учителем, характеристика героев, игра  на основе сказки «Лиса в курятнике», лепка героев из пластилина.

4.Где живут книги?

Экскурсия. Знакомство с библиотекарем и  школьной библиотекой.

Правила поведения в библиотеке, порядок выдачи книг.

5. По щучьему велению…

Чтение сказки учителем, игра на основе сказки «Если бы у меня был волшебный предмет…»,  разучивание скороговорок.

6.Сестрица Аленушка и братец Иванушка.

Чтение сказки учителем, раскраска со сказками. Признаки сказки.

7.Игра – викторина по прочитанным книгам.

 Игра – путешествие «По дорогам сказок»  - ответы на вопросы, выполнение различных заданий.

Учимся работать с книгой (26 ч.)

8-9. Из чего состоит книга?

Выставка книг. Найти отличительные особенности каждой книги.

Элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление.

10.Стихи  о детях и для детей. Мои первые книжки. С.Маршак. С.Михалков.

Портреты детских поэтов; выставка книг; заучивание наизусть. Игра  «Разведчики».

11.Стихи  о детях и для детей. Мои первые книжки. А.Барто.

Чтение стихов учителем, заучивание наизусть, игры. Выставка книг.

12-13. Умел ошибиться – умей и поправиться. Рассказы и сказки Н.Носова.

Умение самостоятельно составлять  рассказ по рисункам.  Портрет писателя; выставка книг. Конкурс рисунков по произведениям Н.Носова.

14. К.Чуковский «Федорино горе», «Мойдодыр».

Выставка книг. Выбор книги детьми для чтения.

15. Нет лучшего дружка, чем родимая матушка.

Пословицы и поговорки о маме. Чтение наизусть.  Рассказы детей о своих мамах.

16. В.Берестов. Мастер – птица.

Отгадывание загадок о птицах, рассматривание книги, поиск произведения в книге, чтение учителем и детьми.

17. Б. Заходер. Стихи и сказка. Кит и кот.

 Чтение по цепочке, чтение учителем. Игра в слова «Буква заблудилась».

18. С.Маршак. Рассказ о неизвестном герое.

Чтение учителем, рассматривание картин, чтение детьми с объяснением значения слов.

19. Стихи о человеке и его делах.

Самостоятельное знакомство с книгой, с произведениями. Классификация  произведений.

20. Праздник «Как хорошо уметь читать».

Подготовка к празднику, мероприятие с участием родителей.  Главный подарок – книга.

21. Е.Чарушин «Большие и маленькие».

Работа в паре. Рассматривание книги, выбор произведения, самостоятельное чтение и рисунок. Игра «Найди произведение к рисунку».

22. В.Бианки. Приключения муравьишки.

Просмотр мультфильма, обсуждение. Рассматривание книжки.

23. В.Бианки.  Кто чем поет. Хвосты.

Чтение учителем, самостоятельное чтение в группе. Разгадывание кроссворда.

24. Ш.Перро «Мальчик –с- пальчик»

Просмотр мультфильма, обсуждение. Чтение русской народной сказки и сравнение произведений.

25 .Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине».

Рассказ по картинам до чтения, самостоятельное чтение в паре. Моделирование платья для принцессы.

26. Посмотри вокруг.

Экскурсия. О чем бы ты написал книгу?

27. Г.Остер «Зарядка для хвоста».

Просмотр мультфильма, обсуждение.

28. Весна, весна на улице весенние деньки.

Конкурс чтецов. Стихи о весне.

29. Я рисую книжку

Изготовление книжки-малышки.

30. Научно-познавательная литература. Знакомство с книгой, составление схемы по тексту.

31. Научно-познавательная литература. Как появляются  лягушки и бабочки.

32-33. Итоговое занятие.  Презентация портфолио читателя.  Летнее задание.

Рекомендательный список произведений для летнего чтения. Дети представляют свои выполненные работы  «Мои достижения».

  1. Календарно – тематическое планирование

1 класс

№ п/п

Сроки

Содержание разделов и тем программы

Вид занятия

Вид контроля

Организационная форма

Раздел 1. Что за прелесть эти сказки… (7 ч.)

1

У солнышка в гостях.

Практическое занятие

Чтение, игры, драматизация

2

Теремок.

Практическое занятие

Чтение, игры, драматизация

3

 Заюшкина избушка.

Практическое занятие

Чтение, игры, драматизация

4

Где живут книги?

Теория

Беседа

5

По щучьему велению…

Практическое занятие

Чтение, игры, драматизация

6

Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Практическое занятие

Чтение, отгадывание загадок

7

Игры по прочитанным книгам.

Контрольный урок

Опрос

Викторина

Раздел 2. Учимся работать с книгой (26 ч.)

8-9

Из чего состоит книга?

Теория

Беседа

10

Стихи  о детях и для детей. Мои первые книжки. С.Маршак. С.Михалков.

Практическое занятие

Чтение, игры, заучивание наизусть

11

Стихи  о детях и для детей. Мои первые книжки. А.Барто.

Практическое занятие

Чтение, игры, заучивание наизусть

12

Умел ошибиться – умей и поправиться Рассказы и сказки Н.Носова.

Практическое занятие

Чтение, игры, драматизация

13

Умел ошибиться – умей и поправиться Рассказы и сказки Н.Носова.

Практическое занятие

конкурс рисунков

14

К.Чуковский «Федорино горе», «Мойдодыр»

Практическое занятие

Чтение, игры, драматизация

15

Нет лучшего дружка, чем родимая матушка.

Проект

Праздник для мам

16

В.Берестов. Мастер – птица.

Практическое занятие

Чтение, игры, драматизация

17

Б. Заходер. Стихи и сказка. Кит и кот

Практическое занятие

Чтение, отгадывание загадок

18

С.Маршак. Рассказ о неизвестном герое.

Практическое занятие

Чтение, игры, заучивание наизусть

19

Стихи о человеке и его делах.

Практическое занятие

Конкурс рисунков

20

 «Как хорошо уметь читать»

Контрольный урок

Наблюдение

Праздник

21

Е.Чарушин «Большие и маленькие».

Практическое занятие

Самостоятельное чтение и рисунок. Игра

22

В.Бианки. Приключения муравьишки

Практическое занятие

Просмотр мультфильмаобсуждение.

23

В.Бианки.  Кто чем поет. Хвосты.

Практическое занятие

Чтение, отгадывание загадок

24

Ш.Перро «Мальчик с пальчик»

Практическое занятие

Чтение, игры, драматизация

25

Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине»

Практическое занятие

Рассказ по картинам до чтения, самостоятельное чтение в паре

26

Посмотри вокруг

Практическое занятие

Экскурсия

27

Г.Остер «Зарядка для хвоста».

Практическое занятие

Просмотр мультфильмаобсуждение.

28

Весна, весна на улице весенние деньки.

Практическое занятие

Чтение, игры, заучивание наизусть

29

Я рисую книжку

Проект

Изготовление книжки-малышки

30

Научно-познавательная литература.

Теория

Беседа

31

Научно-познавательная литература.

Как появляются  лягушки и бабочки.

Практическое занятие

Чтение, игры

32

  Итоговое занятие

Контрольный урок

Опрос

Презентация портфолио читателя

33

Летнее задание

Практическое занятие

Беседа

  1. Учебно – методические средства обучения

Литература для учителя

     

  1. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа  [Текст]  / под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.
  2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] / под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
  3. Кашурникова, Т. М. Чудо, имя которому — книга [Текст] / Т.М.Кашурникова. - М.: Школьная библиотека, 2006. - 104с.
  4. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников [Текст] / М.И.Оморокова. -  М.: Аркти, 2009. -194 с.
  5. Светловская, Н.Н. Внеклассное чтение в 1 классе [Текст] / Н.Н. Светловская. -  М.: Просвещение, 1981. - 208 с.
  6. Светловская, Н.Н. Методика внеклассного чтения [Текст] / Н.Н. Светловская. -  М.: Просвещение, 1991. - 208 с.
  7. Светловская, Н.Н. «Книга, здравствуй»  [Текст] / Н.Н. Светловская. - М., Просвещение,1996. -  234 с.
  8. Соловейчик, М.С. Я хочу читать  [Текст] / М.С.Соловейчик. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2010. – 198 с.

Литература для обучающихся

  1. Дитрих, А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми [Текст] / А.К. Дитрих. – М.: Астрель, 2002. – 125 с.
  2. Сухих, И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей  [Текст] / И.Г.Сухих. – М.: Айрис – Пресс, 2001. – 254 с.
  3. Цыбульник, В.И. Золотой карнавал сказок [Текст] / В.И.Цыбульник. – М.: АСТ, 2001. – 326 с.
  4. Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов [Текст] /  Сост.Н. В. Смолякова. – М.: БАО – ПРЕСС, 2002. – 287 с.
  5. Времена года: Стихи [Текст] / Сост. Т. Носенко. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003. – 175 с.
  6. Песенка друзей: Хрестоматия для детей от 5 до 8 лет [Текст] /  /Сост. Е. Кожедуб. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Эклибрис, 2002. – 285 с.
  7. Русские народные сказки [Текст] /  Сост. В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1992. - 487 с.
  8. Светлый мир. Произведения русских писателей [Текст]  / Сост. Е.А. Копытова. -  М.: Астрель, 2008. – 225 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Клуб юного читателя"

Программа рассчитана для 2 класса. Требования новых стандартов соблюдены....

папка юного читателя

паматка для дополнительного чтения...

Внеурочная деятельность. Занятие кружка «Клуб юного читателя». Два великих полководца - два военных гения. Конспект + презентация

Конспект  составлен для внеурочной деятельности + презентация.   У нас проводится  кружок «Клуб юного читателя». Тема занятия:" Два великих полководца - два военных ген...

Программа клуба юных читателей "Хочу все знать"

Программа «Хочу всё знать» рассчитана на детей младшего школьного возраста (7-11 лет), имеющих первоначальные литературоведческие знания, умения и  навыки чтения, умения работы на компьютере, кот...

Дневник юного читателя

Буклет "Дневник юного читателя" подготовлен для учеников начальной школы и представляет собой раздаточный материал при проведении библиотечного урока по теме "Как стать хорошим читателем". В основу бу...

Мы - юные читатели

Мероприятие "Мы - юные читатели"...

Программа дополнительного образования "Юный читатель"

Программа "Юный читатель" предназначена для учащихся первого класса и расчитана на полгода....