Программа дополнительного образования "Юный читатель"
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
Программа "Юный читатель" предназначена для учащихся первого класса и расчитана на полгода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_chitatel.docx | 39.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 83» г. Перми
Утверждаю
директор МАОУ «СОШ № 83»
г. Перми
---------------------------- О.В. Пономарев
«--------------------------2013 года
Программа дополнительного образования
«Юный читатель»
Автор-составитель:
учитель начальных классов
Н. В. Филиппова
г. Пермь
2013 г
Пояснительная записка
Ценность детского чтения, как источника развития личности, как фактора ее социальной защищенности,признано во всем мире. От того, что и как читает ребенок и читает ли он вообще, зависит то, каким будет он сам и как будет воспринимать мир, в котором ему предстоит жить. Книга, как средство совершенствования души сегодня, в век информационных технологий, не уступает своих позиций. Хорошая книга, прочитанная неторопливо и с упоением, чарует и надолго остается в памяти и сердце. Важно только, чтобы каждый ребенок нашел свою хорошую книгу. А для того, чтобы он получил такую возможность, важно развивать и поддерживать интерес начинающего школьника к книге, расширять круг его интересов. И что очень важно, показать насколько чтение увлекательное и интересное занятие, чтобы с первого года обучения, книга стала настоящим другом для младшего школьника, с которым интересно и нескучно. Учитывая эти ценности и интересы составлена программа « Юный читатель». В основе программы лежат идеи начального литературного образования. Цель и задачи курса определяются психологическими закономерностями художественного развития в младшем школьном возрасте.
Программа «Юный читатель» предназначена для учащихся первого класса и рассчитана на полгода. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут, всего- 18 часов. Способы занятия младших школьников с книгой игровые и коммуникативные: игровые непосредственное переживание, чтение как общение с читающим взрослым, где чтение выступает как школьный вид занятий. Изменение позиции свидетельствует о том, что теперь эмоционально-непосредственные переживания обогащаются способностью осознавать их, отличать художественные черты, вызванные художественным произведением, от эмоций реальной жизни. В своем творческом опыте первоклассник открывает авторскую позицию.
Цели программы
1.Создание условий для перехода младшего школьника от дошкольного игрового восприятия художественных ценностей к общению искусством, т.е. изменения внутренней позиции ребенка от художественно-игровой позиции к художественно-коммуникативной.
2.Развитие интереса и любви к книге, привлечение к систематическому чтению.
3.Создание пространства для диалога ребенка и взрослого. 4.Привлечениедетей к пользованию библиотекой.
Задачи программы:
Обучающие:
1. Обеспечить удовлетворение потребности детей в чтении, в общении со взрослым.
2.Обогатить эмоциональный опыт новыми разнообразными читательскими переживаниями.
3.Обеспечить опыт игры с элементами художественной формы (например, со звукописью или интонацией, рифмой или сравнением).
4. Повысить рейтинг книги в досуге школьников.
5. Развитие мотивации к работе.
6. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
1.Воспитание культуры обращения с книгой.
2. Формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
1.Развивать смекалку и сообразительность.
2.Приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
3.Развивать умение пользоваться разнообразными словарями.
4.Учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Программа предоставляет учителю возможность варьировать состав читаемых с детьми произведений при соблюдении логики построения программы (от игры искусством к общению художественными средствами). Нужно отметить, что редко кто из первоклассников настроен, готов играть осваиваемым материалом. У педагога появляется возможность компенсировать недостатки в развитии воображения, общения и мотивации учения, возникшие в дошкольном возрасте. Основная форма организации занятий – коллективная игра с нежесткими, условными, подвижными заданиями, допускающими множество правильных решений.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
- осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;
- проявление познавательных мотивов;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать правильность выполнения действия по результату;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- оформлять свою мысль в устной речи по типу рассуждения;
- формулировать проблемы с помощью учителя;
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений;
- знакомиться с книгой с опорой на иллюстрацию, заглавие, фамилию автора;
- узнавать сюжет по иллюстрациям;
- отличать поэтический текст от прозаического;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Планируемые результаты реализации программы:
Воспитательные результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни)
Ученик научится: читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения; ориентироваться в книге по названию, иллюстрациям; создавать иллюстрации по содержанию.
Ученик получит возможность научиться: отличать прозаический текст от поэтического; распознавать особенности построения фольклорных форм (прибаутки, колыбельной песенки, считалки, загадки, скороговорки, заклички); сравнивать, сопоставлять различные тексты, опираясь на представления о фольклорной и авторской литературе, средствах художественной выразительности (олицетворении, звукописи, рифме); работать в группе, создавая инсценировки по фольклорным произведениям.
Воспитательные результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом)
У ученика будут сформированы: учебно-познавательный интерес к фольклорным текстам; опыт игры с элементами художественной формы.
Ученик получит возможность для формирования: обогащения эмоционального опыта новыми разнообразными читательскими переживаниями; ценностного отношения к знаниям, общению, чтению, книге, своему собственному внутреннему миру.
Основные разделы программы:
АБВГдейка. Чтение стихов и сказок о звуках речи и буквах, о словах и письменности: Я. Аким, В. Берестов, Е. Благинина, Г. Виеру, Б. Заходер, В. Лунин, С. Маршак, С. Михалков, А. Пудваль, Т. Рождественская, Г. Сапгир, И. Токмакова, С. Черный, А. Шибаев, Ю. Энтин, Г. Юдин, Г. Юрмин, М. Яснов и др.
Лепка и рисование иллюстраций к произведениям. Сочинение своих историй, где персонажами выступают звуки речи, буквы, слоги, слова и т.п.
Чудесный короб. Детский игровой фольклор. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практически-игровой характер малых фольклорных жанров. Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Литературные стихотворения-шутки, колыбельные песенки, считалки, загадки, скороговорки, заклички.
Лукошко сказок. Кумулятивная сказка: «Теремок», «Колобок», «Репка», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка» и другие. Знакомство с жанром кумулятивной сказки (сказки-цепочки). Практическое освоение (сочинение) жанра.
Детская авторская поэзия и проза: К. Чуковский, С. Маршак, Саша Черный, А.Введенский, Ю.Владимиров, Д. Хармс, Е. Благинина, А. Барто, С. Михалков, Б. Заходер, В. Берестов, Г. Остер, И. Токмакова, О. Григорьев, Ю. Мориц и др. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение. Первичные представления об олицетворении, выразительность звукописи, понятие о рифме.
Тематический план
Тема занятия | Форма организации внеурочной деятельности/форма занятия | Ауди- тор- ные (прак- тика) | Внеау- дитор- ные (прак- тика) | |
Раздел «АБВГдейка» | ||||
1 | На что похожа буква | Дидактические игры. Выставка поделок и рисунков. /кружковые занятия в учебном кабинете, библиотеке | 1 | |
2 | Веселая азбука | «Чтение»-игра. Выставка продуктов детского творчества./кружковые занятия в учебном кабинете, библиотеке | 1 | |
Раздел «Чудесный короб» | ||||
3 | Прибаутка | «Чтение»-игра. /кружковое занятие в учебном кабинете | 1 | |
4 | Колыбельная песенка | «Чтение»-игра. /кружковое занятие в учебном кабинете | 1 | |
5 | Считалка | «Чтение»-игра. /кружковое занятие в учебном кабинете | 1 | |
6 | Загадка | «Чтение»-игра. /кружковое занятие в учебном кабинете | 1 | |
7 | Скороговорка | «Чтение»-игра. /кружковое занятие в учебном кабинете | 1 | |
8 | Закличка | «Чтение»-игра. /кружковое занятие в учебном кабинете | 1 | |
Раздел «Лукошко сказок» | ||||
9 | Расскажи сказку | Беседа. «Чтение»-игра. Учебно-художественные игры. /кружковое занятие в учебном кабинете | 1 | |
10 | Сказка-цепочка | Беседа. «Чтение»-игра. Учебно-художественные игры. /кружковое занятие в учебном кабинете | 1 | |
11 | Сочиняем сказки | Беседа. Выставка продуктов детского творчества. /кружковые занятия в учебном кабинете, библиотеке | 1 | 1 |
Раздел «Стихи и рассказы» | ||||
16 | Рассказ и стихотворение | «Чтение»-рассматривание. «Чтение»-игра. Учебно-художественные игры. /кружковое занятие в учебном кабинете | 1 | 1 |
17 | Звучащие стихи | «Чтение»-игра. Учебно-художественные игры. Конкурс чтецов. /кружковые занятия в учебном кабинете, занятие-конкурс | 1 | |
18 | Как Незнайка сочинял стихи | «Чтение»-рассматривание. Учебно-художественные игры. /кружковое занятие в учебном кабинете | 1 | |
19 | Стихи и рассказы о детях | «Чтение»-рассматривание. «Чтение»-игра. Учебно-художественные игры. /кружковое занятие в учебном кабинете, библиотеке | 1 | 1 |
Итого за год: 18 | 10 | 8 |
Методические рекомендации
Приобщение младшего школьника к искусству обеспечивается тем, что ученик последовательно включается в деятельность: чтение и решение учебно-художественных задач.
Рекомендации по организации занятий:
- Речевые разминки
Речевые разминки могут решать следующие задачи:
- развитие артикуляционного аппарата;
- формирование умений слушать вопрос, отвечать на него в соответствии с целью высказывания, строить собственный вопрос;
- формирование умений участия в диалоге;
- развитие умений понимать жесты, мимику, воспроизводить жесты, разыгрывать небольшие пантомимические сценки.
- Организация восприятия художественных произведений
Формы деятельности:
- совместное «чтение»-слушание художественных произведений, разнообразных по форме и настроению и увлекающих детей и взрослого;
- «чтение»-игра (считалки, дразнилки, скороговорки, загадки, песенки и др.);
- «чтение»-рассматривание;
- индивидуальное чтение (для тех, кто уже умеет читать);
- слушание аудиозаписей или чтение наизусть;
- Решение учебно-художественных задач
Формы деятельности:
- учебно-художественные игры (игры с запретами, игры с художественными средствами, инсценирование, драматизация, этюды мимические и др.);
- задания, способствующие повторному переживанию прочитанного (сделай рисунок к прочитанному, вылепи героя сказки и т.п.).
Типовые задачи решаемые на 2-3 этапах занятия:
- Ознакомление с образцами детского игрового фольклора, разучивание и воспроизведение их в игровой ситуации.
- Опредмечивание содержания игровых стихотворений в другом изобразительном материале (иллюстрирование, лепка, инсценировка).
- Наблюдение за звуковым составом слова в связи с предметом изображения; узнавание моментов звукописи в тексте стихотворения.
- Наблюдение за концевыми созвучиями (рифмами) в стихотворении.
- Наблюдение за характером словесных повторов, их количеством, местом.
- Наблюдение за простейшим сюжетом эпической кумулятивной сказки. Определение последовательности появления персонажей. Изображение цепочки персонажей и последовательности событий с помощью схемы.
- Определение главного персонажа сказки, его роли в событиях. Выявление моментов, в которых действие переходит от одного персонажа к другому.
- Опредмечивание персонажей и событий сказки в ином художественном материале (иллюстрация, диафильм, инсценировка).
- Наблюдение за строением игровых стихотворных текстов путем сравнения их друг с другом внутри одного жанра и разных жанров.
- Сравнение текстов игровых стихотворений и иллюстраций к ним с целью выявления сходства и различия в словесном и изобразительном описании действия, предмета, события.
- Организация работы с книгой
Формы деятельности:
- Рассматривание книги;
- Работа с выставкой книг.
Алгоритм рассматривания книги:
Сначала рассматривают обложку книги. На первой странице выделяются ведущие надписи (фамилия автора, заглавие) и иллюстрации. Надписи прочитываются. Осознается их смысл (возбуждаются все возможные ассоциации, например: знаком автор или нет, если знаком, то какие его книги помнишь и т.п.). Рассматривается иллюстрация. Сопоставляется содержание надписи и иллюстрации, ассоциации расширяются и уточняются (решается вопрос: может ли быть в этой книге знакомое и нужное произведение).
Для подтверждения предположения книга перелистывается и рассматривается постранично. На страницах выделяются иллюстрации и крупные надписи-заглавия, если они есть. Устанавливается – одно в книге произведение или несколько.
Отыскивается произведение знакомое, нужное. Иллюстрации к этому произведению рассматриваются детально.
- Подведение итогов.
Литература
- Гин С.И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителя начальной школы. – М.: Вита-Пресс, 2001.
- Дьячкова Е.В. Организация внеурочной работы с книжкой игрушкой. 1 класс.//Начальная школ. – 1991. - №5
- Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя/Сост. В.Волина. – М.: Просвещение, 1991.
- Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987..
- Родари Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978.
- Светловская Н.П., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: Практическая методика: учеб.пособие для студ. Пед. Вузов. – М. Издательский центр «Академия», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Программа клуба юных читателей "Хочу все знать"
Программа «Хочу всё знать» рассчитана на детей младшего школьного возраста (7-11 лет), имеющих первоначальные литературоведческие знания, умения и навыки чтения, умения работы на компьютере, кот...
Рабочая программа курса "Я - читатель"
Рабочая программа курса "Я - читатель"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Рабочая программа ВНД. "Я - читатель", 4 класс
Рабочая программа ВНД по развитию читательской грамотности "Я - читатель" для обучающихся 4 класса...
Рабочая программа кружка "Юный читатель"
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального...