Упражнения для развития темпа (скорости) чтения.
консультация по чтению на тему

Волосенко Багдагул Уралбаевна

Приёмы, способствующие развитию беглости чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_dlya_razvitiya_tempa.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для развития темпа (скорости) чтения.

 Выполнение этих упражнений занимает 5-10 минут. Ценность их в том, что после первого самостоятельного знакомства с текстом дети читают его вслух выразительно, уверенно пользуются антиципацией.
1.Чтение "эхо":
по одному слову из предложения начинает читать хорошо читающий ученик, а слабо читающий прочитывает следом это же слово. Цель: сильный чувствует себя ответственным, а слабый более уверен в себе. На более позднем этапе сильный и слабый меняются местами. Цель: сильный отдаёт все силы выразительному чтению, а у слабого остаётся время на прочтение следующего слова, уверен в себе.
2.Чтение "канон":
один ученик начинает читать абзац текста, другой читает этот же абзац вместе с первым, но опаздывая от него на 3-4 слова (как при пении канона). Цель: держать определённый темп чтения, стараться читать выразительно, без ошибок. Все дети следят за чтением обоих учеников и оценивают их.
3."Жужжащее чтение:
ученик читает про себя, одновременно жужжит, как пчела (квакает, чирикает и т.д.)
4.Чтение с простукиванием ритма:
постукивая по столу карандашом заранее выученный ритм, ученики должны читать глазами незнакомый текст, а после прочтения ответить на вопросы по содержанию.
5.Чтение со звуковыми помехами:
например, чтение при одновременном звучании музыки.
6.Чтение "спринт":
небольшие отрывки текста несколько учащихся начинают читать одновременно-на скорость. Кроме быстроты чтения, им надо следить за выразительностью, безошибочностью. Или учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения отвечают на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту.
7.Чтение со счётом:
учащиеся на максимальной скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчёта числа слов назвать это число и ответить на вопросы, поставленные к тексту перед чтением. Цель: загрузить уши учащихся посторонней работой-счётом слов. В этом случае дети лишены возможности произносить текст про себя. Они приучаются читать только глазами.
8.Упражнение "чтение-разводка":
используется с целью обучения детей вертикальному чтению. Учащиеся на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Учащиеся учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное. Это упражнение можно использовать на уроках русского языка, например, "разведчики" находят в тексте словарные слова или слова на какое-либо правило.

Виды работ с текстом на уроках чтения.
1.Чтение всего текста по заданию учителя.
2.Чтение, деление на части. Составление плана прочитанного.
3.Чтение по готовому плану.
4.Чтение, после чтения – пересказ.
5.Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
6.Чтение с сокращением текста (дети убирают предложения или слова, которые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу.
7.Чтение "цепочкой" по предложению, по абзацу.
8.Чтение вполголоса.
9.Чтение, нахождение отрывка к иллюстрации.
10.Чтение, ответы на вопросы после текста.
11.Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
12.Чтение самого красивого места в рассказе или в стихотворении.
13.Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения (можно предложения заменять логически законченным отрывком).
14.Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
15.Нахождениепредложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
16.Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
17.Чтение, составления сценария к диафильму.
18.Беседа с сопровождением выборочного чтения текста.
19.Высказывание своих суждений о прочитанном.
20.Установление путём чтения причинно-следственных связей.
21.Чтение по ролям, инсценирование.
22.Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики.
23."Живая картинка"-один ученик читает, другой мимикой реагирует на услышанное.
24.Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, с досадой, возмущением, насмешкой, радостно, печально и т. д.
25.Чтение, составление по тексту синквейна, акростиха и др.
26.Нахождение и чтение предложений с ! ? , ... и т.д.
27.Конкурсное чтение стихотворений.
28.Нахождение и чтение образных слов и описаний.
29.Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
30.Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
31.Нахождение в рассказе самого длинного слова.
32.Чтение, пометка непонятных слов.
33.Чтение слабочитающими учащимися слов с предварительной разбивкой на слоги.
34.Нахождение и чтение слов - антонимов или синонимов к данным.
35.Комбинированное чтение (учитель - учащиеся)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник упражнений по развитию полноценного навыка чтения

Упражнения для развития полноценного навыка чтения у учащихся младших классов. Памятки для родителей и учеников....

Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения.

Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст....

Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча.

Данные упражнения позволят сформировать не только интерес к чтению, но и умение понимать смысл прочитанного, анализировать информацию и эффективно ее усваивать....

Упражнения на развитие темпа чтения

Упражнения на развитие темпа чтения...

Упражнения для развития полноценного навыка чтения у учащихся младших классов. Памятки для родителей и учеников.

Упражнения для развития полноценного навыка чтения у учащихся младших классов....

Игры и упражнения для развития темпа и ритма речи

                                                      ...