| Выполнение этих упражнений занимает 5-10 минут. Ценность их в том, что после первого самостоятельного знакомства с текстом дети читают его вслух выразительно, уверенно пользуются антиципацией. 1.Чтение "эхо": по одному слову из предложения начинает читать хорошо читающий ученик, а слабо читающий прочитывает следом это же слово. Цель: сильный чувствует себя ответственным, а слабый более уверен в себе. На более позднем этапе сильный и слабый меняются местами. Цель: сильный отдаёт все силы выразительному чтению, а у слабого остаётся время на прочтение следующего слова, уверен в себе. 2.Чтение "канон": один ученик начинает читать абзац текста, другой читает этот же абзац вместе с первым, но опаздывая от него на 3-4 слова (как при пении канона). Цель: держать определённый темп чтения, стараться читать выразительно, без ошибок. Все дети следят за чтением обоих учеников и оценивают их. 3."Жужжащее чтение: ученик читает про себя, одновременно жужжит, как пчела (квакает, чирикает и т.д.) 4.Чтение с простукиванием ритма: постукивая по столу карандашом заранее выученный ритм, ученики должны читать глазами незнакомый текст, а после прочтения ответить на вопросы по содержанию. 5.Чтение со звуковыми помехами: например, чтение при одновременном звучании музыки. 6.Чтение "спринт": небольшие отрывки текста несколько учащихся начинают читать одновременно-на скорость. Кроме быстроты чтения, им надо следить за выразительностью, безошибочностью. Или учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения отвечают на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. 7.Чтение со счётом: учащиеся на максимальной скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчёта числа слов назвать это число и ответить на вопросы, поставленные к тексту перед чтением. Цель: загрузить уши учащихся посторонней работой-счётом слов. В этом случае дети лишены возможности произносить текст про себя. Они приучаются читать только глазами. 8.Упражнение "чтение-разводка": используется с целью обучения детей вертикальному чтению. Учащиеся на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Учащиеся учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное. Это упражнение можно использовать на уроках русского языка, например, "разведчики" находят в тексте словарные слова или слова на какое-либо правило. Виды работ с текстом на уроках чтения. 1.Чтение всего текста по заданию учителя. 2.Чтение, деление на части. Составление плана прочитанного. 3.Чтение по готовому плану. 4.Чтение, после чтения – пересказ. 5.Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома. 6.Чтение с сокращением текста (дети убирают предложения или слова, которые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу. 7.Чтение "цепочкой" по предложению, по абзацу. 8.Чтение вполголоса. 9.Чтение, нахождение отрывка к иллюстрации. 10.Чтение, ответы на вопросы после текста. 11.Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. 12.Чтение самого красивого места в рассказе или в стихотворении. 13.Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения (можно предложения заменять логически законченным отрывком). 14.Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу. 15.Нахождениепредложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа. 16.Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки). 17.Чтение, составления сценария к диафильму. 18.Беседа с сопровождением выборочного чтения текста. 19.Высказывание своих суждений о прочитанном. 20.Установление путём чтения причинно-следственных связей. 21.Чтение по ролям, инсценирование. 22.Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики. 23."Живая картинка"-один ученик читает, другой мимикой реагирует на услышанное. 24.Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, с досадой, возмущением, насмешкой, радостно, печально и т. д. 25.Чтение, составление по тексту синквейна, акростиха и др. 26.Нахождение и чтение предложений с ! ? , ... и т.д. 27.Конкурсное чтение стихотворений. 28.Нахождение и чтение образных слов и описаний. 29.Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно. 30.Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору. 31.Нахождение в рассказе самого длинного слова. 32.Чтение, пометка непонятных слов. 33.Чтение слабочитающими учащимися слов с предварительной разбивкой на слоги. 34.Нахождение и чтение слов - антонимов или синонимов к данным. 35.Комбинированное чтение (учитель - учащиеся) |
|
|