Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения.
методическая разработка по чтению по теме

Ильинова Ирина Борисовна

Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.

  Сравнение скорости чтения известного текста  и незнакомого.  Это упражнение активизирует деятельность учащихся, т.к. они видят свой рост и убеждаются в том, что труд приносит успехи.

Чтение за взрослым (вслух). Это упражнение вырабатывает скорость произношения слов.

За одну минуту найти в тексте слова на какую-либо букву.

«Кто быстрее»? 

Требуется найти в тексте предложение, которое прочитал учитель. По команде «Начали» ученик «скользит по тексту» в поисках данного предложения. Упражнение помогает в работе по расширению фиксационного поля, содержит игровой момент.

Чтение «Разведка».   

  Это чтение используется в целях обучения детей вертикальному чтению. Оно заключается в том, что дети с максимальной для них скоростью просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, дети не только учатся вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное.

Чтение «Спринт».

  Небольшие отрывки текста учащиеся начинают читать одновременно на скорость (чтение про себя), текст незнакомый, плотно сжав губы и зубы, а после прочтения отвечают на сформулированные перед чтением вопросы к тексту. Цель упражнения: тренировка в скорочтении.

«Жужжащие чтение». 

 Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью.

Традиционное вечернее чтение.

   Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те 8 часов, которые человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Еще 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий». Эта рекомендация означает одно: почитай перед сном, чтобы это было последним впечатлением дня.

    Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Ему трудно читать, поэтому он не любит читать. Режим щадящего чтения – это режим, когда ребенок прочитал несколько строк и после этого получит кратковременный отдых, т.е. читают взрослые.

   

Чтение с повтором.

    Хороший результат в развитии навыка скоростного и осознанного чтения даёт упражнение «Чтение с повтором». Следует проводить работу следующим образом. Учитель берёт любой текст, например «Звёзды».

 Звёзды – огромные раскалённые шары. Все раскалённые предметы светят. Вспомните, например, как выглядят дрова в костре. Но звёзды не греют нашу планету и кажутся маленькими. Это происходит потому, что они находятся очень далеко от Земли.

 Читать следует так.

 Звёзды –

 Звёзды – огромные

 Звёзды – огромные раскалённые

 Звёзды – огромные раскалённые шары.

 Звёзды – огромные раскалённые шары.

 Все

 Все раскалённые

 Все раскалённые предметы

 Все раскалённые предметы светят.

 Все раскалённые предметы светят. И т.д.

Чтение перевёрнутого текста.

 Страница обычного текста переворачивается « вверх ногами» на 180 градусов. Упражнение формирует в памяти целостные эталоны букв, развивает способность одновременно сочетать побуквенный анализ слов со смысловым прогнозированием окончаний слов, а также последующих слов, совершенствует тонкость координаций глаз и точность переработки воспринятой информации в затылочном отделе коры головного мозга.

«Финиш».

 Называется текст по учебнику, указывается слово, до которого дети должны как можно быстрее дочитать. Дочитав, поднимают руку. Учитель выборочно проверяет правильность, задавая вопросы.

 «Игра в прятки».

 Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, партнер должен найти и подстроиться под чтение ведущего. Если играет несколько детей, то они очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

Литература:

1. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Метод. Пособие для учителя.-М.: АРКТИ, 1999.

2. Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. Методические рекомендации.- М.: Просвещение, 1990.

3. http://www.school-int23.ru/index.php/poluektova/101-rabotapoulu4cheniy Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития скорости чтения

Чтение активизирует развитие человека сильнее, чем иные средства.Поэтому цель научить учащихся беглому и осознанному чтению текста. Упражнения данной статьи помогут учителю и родителям развить скорост...

Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча.

Данные упражнения позволят сформировать не только интерес к чтению, но и умение понимать смысл прочитанного, анализировать информацию и эффективно ее усваивать....

Упражнения для развития темпа (скорости) чтения.

Приёмы, способствующие развитию беглости чтения....

Упражнения, развивающие гибкость и скорость техники чтения вслух и молча

УПРАЖНЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ ГИБКОСТЬ И СКОРОСТЬ ЧТЕНИЯ ВСЛУХ И МОЛЧА...

Повышаем скорость чтения или 10 волшебных упражнений для развития техники чтения.

Скорость чтения является очень важным аспектом успеваемости, и задача родителей – помочь своему чаду научиться быстро читать. Для этого предлагаю 10 интересных упражнений для развития техники чт...

Упражнения по динамическому чтению на уроках в начальной школе как средство развития внимания, памяти, речи, скорости чтения учащихся

Чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие дальнейшего успешного обучения. В начальной школе дети испытывают большую трудность в овладении навыком быстрого...