Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме "А.С. Пушкин "Няне"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
В разработке использованы личностно ориентированные технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
456.docx | 24.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3 –м классе по теме А.С.Пушкин «Няне»
Цели урока: - вспомнить биографические сведения о Пушкине ;
- развивать внимание к авторскому слову , к точности употребления слов в поэтичес-
кой речи;
- формировать умение понимать настроение лирического героя ;
-воспитывать любовь к русской поэзии.
Оборудование :
.компьютер
.проектор и экран для демонстрации презентации Power Point;
.
Ход урока
- Организационный момент.
-Прозвенел звонок на урок !
-Здравствуйте, дети !
-Доброе утро, гости!
-Приятно видеть всех !
Пусть наш урок будет интересным , познавательным и принесет нам радость общения.
-Чем на уроке вы хотите заниматься? (читать, пересказывать, думать, анализировать, узнавать новое, проверять д/з.)
- Актуализация знаний.
-Сегодня мы с вами вновь говорим :
«Здравствуй , Александр Сергеевич Пушкин !»
Встречи с творчеством А.С. Пушкина – это «чудное мгновение» ,которое длится всю жизнь. Имя Пушкина ,черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве ,а первые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем как подарок ,ценность которого узнаешь только с годами.
-Вы уже знакомы со сказками поэта ?
-А с некоторыми его стихотворениями ?
-Что вы знаете об этом человеке?
(Дети рассказывают)
.Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт. Поэт сказочник, прозаик, портретист – графист , критик. Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в семье потомка знатного дворянского рода. Отец поэта ,Сергей Львович ,любил литературу ,собрал большую библиотеку .Мать поэта, Надежда Осиповна , урожденная Ганнибал, была остроумна , хороша собой .
.В семье было трое детей: старшая сестра Ольга и два сына , Александр и Лев. Как было в то время в дворянских семьях, детям наняли гувернеров - иностранцев. Маленький Александр прочитал много книг из библиотеки отца ,где была в основном французская литература.
.Александр Сергеевич Пушкин учился в лицее. Это было лучшее учебное заведение для юношей благородного происхождения в Царском Селе под Петербургом. Здесь Пушкин стал поэтом. На публичном экзамене знаменитый поэт Державин высоко оценил талант юного Александра.
.Почти два года провел Пушкин в селе Михайловское в полном уединении со своей старой няней . Он находился в ссылке . Это вид наказания за создание вольнолюбивых произведений. За это время написано более 90 произведений.
.Зимой 1837 года была дуэль между Пушкиным и французом Дантесом , служившим в русской армии. Только так в те времена Александр Сергеевич мог защитить свое доброе имя и честь своей семьи . Поэт был тяжело ранен . Через два дня Пушкина не стало.
Викторина.
-Послушайте отрывки из произведений. Вспомните их названия .
1. Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась ,отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит ;
А сама –то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит. («Сказка о Царе Салтане» )
2.Петушок опять кричит;
Страх и шум во всей столице».
Царь к окошку ,- ан на спице,
Видит, бьется петушок,
Обратившись на восток. («Сказка о золотом петушке»)
3.Правду молвить , молодица
Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно:
Свойство зеркальце имело : Говорить оно умело. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
4.Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался ,к старухе воротился-
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке.»
5.Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару. («Сказка о попе и работнике его Балде»)
.Няня Александра Сергеевича Пушкина , Арина Родионовна Яковлева ,родилась 10 апреля 1758 года в деревне Лампово Копорского уезда Петербургской губернии.
.Мать ее, Лукерья Кириллова, и отец, Родион Яковлев, были крепостными, имели семерых детей. Арина было ее домашнее имя, а подлинное- Ирина или Иринья. Как крепостная крестьянка няня фамилии не имела.
.В документах она названа по отцу – Родионовой , а в быту – Родионовной .Родионовной ее именовали уже под старость, как это делается иногда в деревнях. Сам Пушкин ни единого раза не назвал ее по имени, а в письмах писал «няня». В литературе она именуется чаще как Арина Родионовна.
.Ребенком она числилась крепостной . В 1781 году Арина вышла замуж за крестьянина Федора Матвеева , и ей разрешили переехать к мужу в село Кобрино. Жили они бедно, в хозяйстве не было даже скотины ,вот почему Арина попросилась в няни.
.20 декабря 1797 года родилась Ольга, старшая сестра поэта. После ее рождения Арина Родионовна была взята в семью Пушкиных, сменив на этом посту свою родственницу или однофамилицу Ульяну Яковлеву . Арина была кормилицей сестры поэта ,няней Пушкина и его брата Льва.
.Вскоре после рождения дочери Ольги Сергей Львович Пушкин вышел в отставку и переехал с семьей в Москву , где жили его мать, брат и другие родственники. Арина, как кормилица и няня Ольги Сергеевны , уехала вместе с ними.
.Всю жизнь Арина считала себя рабой своих господ. От рождения до смерти она и ее семья оставались крепостными. И Пушкина такая ситуация вполне устраивала. Никогда, ни одним словом он не затронул этой темы применительно к няне ,хотя рабство в общем виде возмущало его гражданские чувства не раз.
.Важно то, что сама Арина Родионовна и дети ее оказались на особом положении. Она была что-то вроде ключницы : стерегла усадьбу, выполняла поручения господ, ей доверяли, убедившись в ее честности, кое-какие денежные дела.
.Арина вынянчила Александра . Не одна она, конечно, была няней . Прислуги в доме Пушкиных было много, кормилиц без труда находили в деревне и отсылали обратно, но этой няне доверяли больше других.
.Мать Пушкина иногда разрешала ей спать в господском доме. Членам ее семьи предоставляли некоторые льготы. На определенное время их отпускали , они могли иметь побочный заработок или помогать по хозяйству родственникам в своей деревне. Позже прислуживать господам взяли и дочь няни Надежду.
.Няня проживает у Пушкиных в Петербурге, на лето вместе с ними переезжает в Михайловское. Пушкин называл ее «мамушкой» ,относился к ней с теплотой и заботливостью . В 1824-1826 годах Арина Родионовна вместе с Пушкиным прожила в Михайловском , разделив с поэтом его изгнание . В ту пору Пушкин особенно сблизился с няней, с удовольствием слушал ее сказки ,записывал с ее слов народные песни. Сюжеты и мотивы услышанного он использовал в творчестве.
.Известно, что со слов няни Пушкин записал семь сказок, десять песен и несколько народных выражений, хотя слышал от нее , конечно, больше. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Няня знала очень много сказок и передавала их как-то особенно. Именно от нее услышал Пушкин впервые и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях.
-Я прочитаю стихотворение А.С. Пушкина . В нем встретятся слова, лексическое значение которых я предлагаю узнать.
(На доске)
Светлица устар.ворота
Вороты постоянно
Горюешь ,будто на часах. в старину светлая
Всечасно парадная комната в доме
-Соедините стрелочкой.
Чтение учителем стих-я .
- Как бы вы назвали это стих-е ? («Няне»)
-Прочитайте стих-е про себя .
-Кто хочет прочитать стих-е ?
-Какой вы себе представили Арину Родионовну ? ( Няня любила своего воспитанника «Подруга дней моих суровых» ,поэтому поэт был на ее стороне .Это благодарность лирического героя.)
-Какие слова стихотворения помогают нам увидеть ее образ ? ( «Голубка дряхлая моя !, «В твоих наморщенных руках….» ;Это острое чувство жалости, с которым лирич. герой наблюдает старение любимого человека, нежность.)
-Как А. С. Пушкин передает в произведении чувства няни в разлуке с ним ? (Лирический герой относится к няне с нежностью ,благодарностью, сочувствием и жалостью.)
-Как поэт относился к своей старой няне ?
-В каких словах это выражено? ( Подруга, голубка…..)
-Прочитайте стих-е выразительно, попробуйте передать голосом все чувства.
Анализ стих-я.
- Попробуйте выразить настроение этого стих-я с помощью красок – цветов.
- Какими красками вы бы передали настроение стих-я ? (Настроение стих-я можно передать мрачными , темными красками. )
-Каким настроением пронизано это стихотворение ?
(Настроение стих- я грустное, печальное, тоскливое.)
- Как вы думаете , какие чувства владели поэтом , когда он писал это стихотворение ?
( В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки , выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.)
Этими чувствами поэт наделяет лирического героя стих-я.
Образное рисование.
Читая стихотворение далее, мы рисуем в своем воображении ряд картин.
- Представьте , что вам нужно проиллюстрировать это стих-е или создать слайды.
- Сколько иллюстраций – слайдов у вас получается ?
1. Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
(Строки рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов.)
2.Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
( Представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль.)
3.Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь :
Тоска, предчувствия , заботы
Теснят твою всечасно грудь.
(Кажется , няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль.)
- Сегодня на уроке мы с вами читали стих-е А. С. Пушкина «Няня».
- Поделитесь впечатлениями о стих-и. (Читая стих-ние , я восхищался….)
-Что вас взволновало ? ( красота строк, …)
-Что у вас осталось в памяти ?
Дом. зад. Выучить стих- ние наизусть.
Я узнал…
Хотел бы узнать…
Хочу сказать учителю…
Хочу сказать однокласснику…
Хочу сказать себе…
Попрошу Вас сегодня объективно обсудить с родителями оценку, которую заработали на уроке. Поставьте ее в дневник, а я роспишусь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс И. Крылов "Ворона и лисица"
Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" . Урок литературного чтения в 3 классе. На уроке используется презентация к басни И . Крылова "Ворона и Лисица"....
Методическая разработка урока литературного чтения. 1 класс. Тема: Знакомство со звуками [Г] и [Г’] и буквой Гг;
Тема: Знакомство со звуками [Г] и [Г’] и буквой Гг; ...
Методическая разработка урока литературного чтения 2 класс УМК Перспектива по теме Д.Н. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза к, короткий хвост"
Технологическая карта урока в соответствии ФГОС, презентация, материал к уроку....
Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс В. Осеева "Волшебное слово"
Методическая разработка урока предназначена для учителей начальных классов. Цель урока: обучающая-познакомить с произведением В. Осеевой "Волшебное слово", биографией писательницы, закреплять умения р...
Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс Е. Л. Шварц "Сказка о потерянном времени"
Представлена технологическая карта урока литературного чтения и презентация к уроку....
Методическая разработка урока литературного чтения. 1 класс А Митта. Шар в окошке
Программа "Школа XXI века". Конспект и презентация к уроку литературного чтения в 1 классе. Тема: А Митта "Шар в окошке"....
Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс по теме: "М.И.Цветаева. "Наши царства""
В разработке представлен конспект урока и презентация "М.И.Цветаева "Наши царства""...