Урок литературного чтения в 4 классе : Н.А. Некрасов " Школьник"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Познакомить с жизнью и творчеством Н.А.Некрасова;
Учить выразительному чтению стихотворения;
Воспитывать сознательное отношение к учёбе;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse_nekrasov_shkolnik.docx | 26.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Семилукская сельская средняя общеобразовательная школа
Конспект урока по чтению в 4 классе на тему:
« Н.А. Некрасов «Школьник»»
Подготовила учитель начальных
классов Тимофеева Галина
Дмитриевна
с .Семилуки
2014г
Цели урока:
расширить знания о творчестве Н. А .Некрасова, показать, какое внимание уделялось писателем изображению жизни простого народа;
обучать правильному чтению стихов;
формировать умение формулировать выводы и предположения по результатам исследования;
пополнять словарный запас ,развивать память, речь;
воспитывать стремление к получению знаний на примере жизни знаменитых соотечественников.
Планируемые результаты:
Предметные: умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух поэтическое произведение;
Метапредметные: формулирование учебной задачи урока ,планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. Анализ художественного текста ,выделение в нем основной мысли ,ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре;
Личностные: формирование гордости за свою Родину
Оборудование:
портрет Н.А .Некрасова, презентация; пение соловья ,колыбельная ,П.И. Чайковский « Времена года»
мелодия « Русь»
грамзапись стихотворения Н. Некрасова “Школьник”
Ход урока:
1 Актуализация знаний:
- Ребята, сегодня на уроке литературного чтения мы перенесёмся в эпоху 19 века и попробуем представить как жили люди в то время.
Сценка: Некрасов в 19 веке и его стихи:
1.Мелодия « Русь» учитель читает:
Не бездарна та природа,
Не погиб ещё тот край
Что выводит из народа
Столько славных то и знай.
2. Звучит музыка П.И. Чайковского « Времена года» ( Некрасов работает в кабинете , смотрит в окно)
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился , поля опустели,
Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она.
Кажется шепчут колосья друг другу…
Колосья:
Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,
Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна, купая в пыли!
Нас, что ни ночь, разоряют станицы
Всякой пролётной прожорливой птицы,
Заяц нас топчет, и буря нас бьёт…
Где же наш пахарь? Чего ещё ждёд?
Или мы хуже других уродились?
Или не дружно цвели , колосились?
Нет! Мы не хуже других – и давно
В нас налилось и созрело зерно.
Не для того же пахал он и сеял,
Чтобы нас ветер осенний развеял!
Некрасов:
Знаю причину, скажу вам ответ
Вашему пахарю моченьки нет.
Знал для чего и пахал он и сеял;
Да не по силам работу затеял.
Плохо бедняге- не ест и не пьёт
Червь ему сердце больное сосет,
Руки, что вывели борозды эти,
Высохли в щепку , повисли, как плети,
Очи потускли, и голос пропал,
Что заунывную песню певал.
Некрасов:
Душно без счастья и воли!
( Собирается и выходит на улицу)
Некрасов:
Славная осень! Здоровый . ядреный
Воздух усталые силы бодрит.
Встречает деда Мазая:
Старый Мазай!...разболтался в сарае.
( подсаживается к Мазаю)
В нашем болотистом . низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями её не ловили,
Кабы силками её не давили;
Зайцы вот тоже,- их жалко до слез!
Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут,-
Нет! Ещё мало! Бегут мужики,
Ловят и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть?.. Я раз за дровами
В лодке поехал- их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет,-
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой –
Зайцы на нем собралися гурьбой
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршины земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами
Сами не с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, - ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой.
То –то! –сказал я, не спорьте со мной!
Слушайте, зайчики, деда Мазая!
Мимо бревно суковатое плыло
Сидя, и стоя, и лежа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нем.
«Взял бы я вас –да потопите лодку!»
Жаль их, однако, да жаль и находку –
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок….
Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
«Глянь-ко: что делает старый Мазай!»
Ладно! Любуйся, а нам не мешай!
….К берегу плотно бревно я пригнал,
Лодку причалил – и «с Богом!» сказал….
Мигом команда моя разбежалась,
Только на лодке две пары осталось –
Сильно измокли, ослабли; в мешок
Я их поклал – и домой поволок.
За ночь больные мой отогрелись,
Высохли, выспались, плотно наелись;
Вынес я их на лужок; из мешка
Вытряхнул, ухнул – и дали стречка!
Я проводил их все тем же советом:
«Не попадайтесь зимой!
Я их не бью ни весною, ни летом,
Шкура плохая -, линяет косой…»
Физкультминутка « Зайцы»
Некрасов:
Золото , золото
Сердце народное.
Звучит колыбельная. Некрасов заходит в крестьянский дом.
Крестьянка:
Играйте ,детушки, пока!
Я сарафан почти дошила;
Сейчас бурёнку обряжу,
Коня навяжем травку кушать,
И вас я в рощицу свожу-
Поцдем соловушек послушать.
Там их, что в кузове груздей,
У нас нет места веселей;
( звучит пение соловья)
Тут много их ловили,
Ну , испугалися сетей,
Да мимо нас и прокатили!
Весна! А роща как немая
Стоит- гостей залётных нет!
Взяла крестьян тоска большая.
И положили меж собой
Умел же бог на ум наставить-
На той поляне , в роще той
Сетей , силков вовек не ставить.
И строго – настрого запрет
От деда к внуку переходит,
Зато весной весь лес гремит.
Что день, то новый хор прибудет.
А в роще ,милые мои,
Под разговор и смех народа
Поют и свищут соловьи
Звончей и слаще хоровода!
И хорошо и любо всем…
Да только- Клим, не трогай Сашу!
Чуть-чуть соловушки совсем
Не разлюбили рощу нашу.
И строго – настрого запрет
От деда к внуку переходит,
Зато весной весь лес гремит.
Что день то новый хор прибудет…
Запомнить надобно и вам,
Избави Бог тут ставить сети!
Ведь надо ж бедным соловьям
Дать где-нибудь и отдых, дети…
Сын крестьянки:
А есть ли мама у людей
Такие рощицы на свете?
Крестьянка:
Нет мест таких без податей
И без рекрутчины, нет дети.
А если были для людей
Такие рощи и полянки,
Все на руках своих детей
Туда бы отнесли крестьянки.
Некрасов:
Всё хорошо под сиянием лунным
Всюду родимую Русь узнаю..
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…
Попутчики:
Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему рассказать.
Труд этот ваня, был страшногромаден-
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Он –то согнал сюда массы народные.
Многие в страшной борьбе
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.
Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам – то все косточки русские…
Сколько их ! Ванечка, знаешь ли ты?
Некрасов:
Зрелище бедствий народных
Невыносимо мой друг.
Кто же в ком честь не уснула,
Кто примириться бы мог?
3. Определение темы и цели урока:
Сделай те вывод :
-Как жили люди в 19 веке?
-Как называется раздел над которым мы с вами работаем?( Поэтическая тетрадь)
-Что мы изучаем в этом разделе?
-Что мы должны научиться делать со стихотворением?
-Кто вспомнил автора всех прозвучавших стихов?
4. Жизнь и творчество Н.А. Некрасова
-Давайте узнаем о жизни и творчестве Некрасова:
Дети рассказывают , а на экране презентация:
1.Родился Н.А. Некрасов в местечке Немирове Подольской губернии в семье мелкоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешнёве, в родовом имении отца , человека деспотического характера, угнетавшего не только крепостных, но и всю семью, чему был свидетелем будущий поэт.
2. Первый сборник « Мечты и звуки», изданный Некрасовым в Петербурге в 1841 г на собственные средства , успеха не имел, подвергся резкой критике В.Г. Белинского, с которым Некрасов сблизился позже, в 1842-1843г., в период сотрудничества в Отечественных записках.
3.В 1843 году поэт знакомится с Белинским, который становится его духовным учителем. В 1846 году Н. Некрасов с И. Панаевым берет в аренду журнал « Современник» . в котором постепенно сосредоточилось все лучшие силы тогдашней литературы. В 1862 году Некрасов печатает лучшие свои стихи и поэмы, в том числе « Коробейники», « Мороз, Красный нос», « Русские женщины», частично « кому на Руси жить хорошо».
4.Ф.Достоевский позднее написал о Некрасове : « Это было раненое в самом начале жизни сердце
; и эта –то никогда не зажившая рана его и была началом и источником всей страстной страдальческой поэзии его на всю жизнь».
Именем Некрасова названы улицы: в Петербурге в 1918 , в Рыбацком, Парголово. Его имя присвоено библиотеке №9 Смольнинского района и Педагогическому училищу №1 .В 1971 году на углу Некрасова и Греческого проспекта открыт памятник Некрасову.
5. Работа над стихотворением « Школьник»
- Попробуйте догадаться . как называется стихотворение Н.А.Некрасова , над которым мы будем сегодня работать:
КИНЬЛОКШ
- Вы сказали, что в стихах Н.А. Некрасов писал о тяжелой крестьянской доле.
-Скажите, а все дети могли учиться?
6. Первичное прослушивание стихотворения .(ауди приложение к учебнику)
-о чём это стихотворение?
7.Анализ стихотворения «Школьник»:
1 В центре произведения – оборванный и босой крестьянский сын, который пешком идёт в соседнее село, чтобы сесть за парту приходской школы. Стихотворение построено в форме монолога, в котором автор обращается к своему юному спутнику , хотя и не ждёт от него никаких ответов. Скорее , он хочет объяснить случайному собеседнику , что старания его родителей , отдавших последние деньги на обучение сына, не пропадут даром.
2. Некрасов рисует перед крестьянским мальчишкой достаточно идиллическую картину, которую, тем не менее , подкрепляет фактами , и прорчит незнакомцу большое будущее. Возможно, он сможет повторить путь Ломоносова, этого « архангельского мужика», который « по своей и божьей воле стал разумен и велик».
8 .Самостоятельное чтение стихотворения учениками.
-Чтение вслух и словарная работа:
Славных- знаменитых, хороших
Разумен- понимающий, умный
Поприще-сфера, область, мир
Не бездарна- талантлива, способна
9.Выразительное чтение в парах, вслух и анализ по вопросам:
-Легко или трудно будет мальчику добиться своей цели? Почему?
-Какие у вас сейчас условия для учебы?
-Что является для вас главным трудом? И как вы должны его выполнять?
10. Рефлексия:
Автор убежден, что каждому человеку в жизни выпадает шанс изменить свою судьбу, однако далеко не все могут им воспользоваться. Поэтому поэт призывает сельского мальчонку не робеть , так как именно знания открывают перед ним все двери. Не исключено , что юный собеседник сможет добраться до Москвы, и станет учиться в университете, чтобы впоследствии принести своей стране гораздо большую пользу.
-
11. Домашнее задание:
наизусть
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 3 класс Н.А,Некрасов "Не ветер бушует над бором"
Урок по литературному чтению для учащихся 3 класса по программе "Школа России"....
Урок литературного чтения по теме: Н.А. Некрасов "Мороз - Воевода"
Урок по программе "Начальная школа 21 века" 3 класс. Урок насыщенный, требующей большой подготовительной работы....
Урок литературного чтения 3 класс по теме "Н. А. Некрасов "Мороз Воевода"
На уроке даётся подробный анализ произведения. Учащиеся продолжают знакомяться с литературными терминами: сравнение, олицетворение, метафора....
Урок литературного чтения 4 класс Н.Некрасов"Дед Мазай и зайцы"
урок литературного чтения...
Урок литературного чтения по теме «Н.А.Некрасов (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») 3 класс
Раскрытие образа Мороза в произведении Н. А. Некрасова «Мороз,красный нос»....
Конспект урока литературного чтения. 3 класс. Н. А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"
Конспект урока литературного чтения. 3 класс. Н. А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы" ФГОС...
Конспект урока по литературному чтению 2 класс «Н.А.Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы
Урок по литературному чтению 2 класс«Н.А.Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы...