Урок литературного чтения в 4 классе : Н.А. Некрасов " Школьник"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Познакомить с жизнью и творчеством Н.А.Некрасова;

Учить выразительному чтению стихотворения;

Воспитывать сознательное отношение к учёбе;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse_nekrasov_shkolnik.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Семилукская сельская средняя общеобразовательная школа

       Конспект урока по чтению в 4 классе на тему:

                     « Н.А. Некрасов   «Школьник»»

                                                                                 Подготовила учитель начальных                                                                                      

                                                                                     классов Тимофеева Галина

                                                                                                  Дмитриевна

                                                   с .Семилуки

                                                        2014г

   Цели урока:

расширить знания о  творчестве  Н. А .Некрасова, показать, какое внимание уделялось писателем изображению жизни простого народа;

обучать правильному чтению стихов;

формировать умение формулировать выводы и предположения по результатам исследования;

пополнять словарный запас ,развивать  память, речь;

воспитывать стремление к получению знаний на примере жизни знаменитых соотечественников.

Планируемые результаты:

Предметные:  умения прогнозировать  содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух поэтическое произведение;

Метапредметные:  формулирование учебной задачи урока ,планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. Анализ художественного текста ,выделение в нем основной мысли ,ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре;

Личностные: формирование гордости за свою Родину

Оборудование:

портрет Н.А .Некрасова,  презентация; пение соловья ,колыбельная ,П.И. Чайковский « Времена года»

мелодия « Русь»

грамзапись стихотворения Н. Некрасова “Школьник”

                         Ход урока:

1 Актуализация знаний:

- Ребята, сегодня на уроке литературного чтения мы перенесёмся в эпоху 19 века и попробуем   представить как жили люди в то время.

Сценка: Некрасов в 19 веке и его стихи:

1.Мелодия « Русь» учитель читает:

Не бездарна та природа,

Не погиб ещё тот край

Что выводит из народа

Столько славных то и знай.

2. Звучит музыка П.И. Чайковского « Времена года» ( Некрасов работает в кабинете , смотрит в окно)

Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился , поля опустели,

Только не сжата полоска одна…

Грустную думу наводит она.

Кажется шепчут колосья друг другу…

Колосья:

Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,

Скучно склоняться до самой земли,

Тучные зерна, купая в пыли!

Нас, что ни ночь, разоряют станицы

Всякой пролётной прожорливой птицы,

Заяц нас топчет, и буря нас бьёт…

Где же наш пахарь? Чего ещё ждёд?

Или мы хуже других уродились?

Или не дружно цвели , колосились?

Нет! Мы не хуже других – и давно

В нас налилось и созрело зерно.

Не для того же пахал он и сеял,

Чтобы нас ветер осенний развеял!

Некрасов:

Знаю причину, скажу вам ответ

Вашему пахарю моченьки нет.

Знал для чего и пахал он и сеял;

Да не по силам работу затеял.

Плохо бедняге- не ест и не пьёт

Червь ему сердце больное сосет,

Руки, что вывели борозды эти,

Высохли в щепку , повисли, как плети,

Очи потускли, и голос пропал,

Что заунывную песню певал.

Некрасов:

Душно без счастья и воли!

( Собирается и выходит на улицу)

Некрасов:

Славная осень! Здоровый . ядреный

Воздух усталые силы бодрит.

Встречает деда Мазая:

Старый  Мазай!...разболтался в сарае.

( подсаживается к Мазаю)

В нашем болотистом . низменном крае

Впятеро больше бы дичи велось,

Кабы сетями её не ловили,

Кабы силками её не давили;

Зайцы вот тоже,- их жалко до слез!

Только весенние воды нахлынут,

И без того они сотнями гинут,-

Нет! Ещё мало! Бегут мужики,

Ловят и топят, и бьют их баграми.

Где у них совесть?.. Я раз за дровами

В лодке поехал- их много с реки

К нам в половодье весной нагоняет,-

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Вижу один островок небольшой –

Зайцы на нем собралися гурьбой

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршины земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

Тут я подъехал: лопочут  ушами

Сами не с места; я взял одного,

Прочим скомандовал: прыгайте сами!

Прыгнули зайцы мои, - ничего!

Только уселась команда косая,

Весь островочек пропал под водой.

То –то! –сказал я, не спорьте со мной!

Слушайте, зайчики, деда Мазая!

Мимо бревно суковатое плыло

Сидя, и стоя, и лежа пластом,

Зайцев с десяток спасалось на нем.

«Взял бы я вас –да потопите лодку!»

Жаль их, однако, да жаль и находку –

Я зацепился багром за сучок

И за собою бревно поволок….

Было потехи у баб, ребятишек,

Как прокатил я деревней зайчишек:

«Глянь-ко: что делает старый Мазай!»

Ладно! Любуйся, а нам не мешай!

….К берегу плотно бревно я пригнал,

Лодку причалил – и «с Богом!» сказал….

Мигом команда моя разбежалась,

Только на лодке две пары осталось –

Сильно измокли, ослабли; в мешок

Я их поклал – и домой поволок.

За ночь больные мой отогрелись,

Высохли, выспались, плотно наелись;

Вынес я их на лужок; из мешка

Вытряхнул, ухнул – и дали стречка!

Я проводил их все тем же советом:

«Не попадайтесь зимой!

Я их не бью ни весною, ни летом,

Шкура плохая -, линяет косой…»

Физкультминутка « Зайцы»

Некрасов:

Золото , золото

Сердце народное.

Звучит колыбельная. Некрасов заходит в крестьянский дом.

Крестьянка:

Играйте ,детушки, пока!

Я сарафан почти дошила;

Сейчас бурёнку обряжу,

Коня навяжем травку кушать,

И вас я в рощицу свожу-

Поцдем соловушек послушать.

Там их, что в кузове груздей,

У нас нет места веселей;

( звучит пение соловья)

Тут много их ловили,

Ну , испугалися сетей,

Да мимо нас и прокатили!

Весна! А роща как немая

Стоит- гостей залётных нет!

Взяла крестьян тоска большая.

И положили меж собой

Умел же бог на ум наставить-

На той поляне , в роще той

Сетей , силков вовек не ставить.

И строго – настрого запрет

От деда к внуку переходит,

Зато весной весь лес гремит.

Что день, то новый хор  прибудет.

А в роще ,милые мои,

Под разговор и смех народа

Поют и свищут соловьи

Звончей и слаще хоровода!

И хорошо и любо всем…

Да только- Клим, не трогай Сашу!

Чуть-чуть соловушки совсем

Не разлюбили рощу нашу.

И строго – настрого запрет

От деда к внуку переходит,

Зато весной весь лес гремит.

Что день то новый хор прибудет…

Запомнить надобно и вам,

Избави Бог тут ставить сети!

Ведь надо ж бедным соловьям

Дать где-нибудь и отдых, дети…

Сын крестьянки:

А есть ли мама у людей

Такие рощицы на свете?

Крестьянка:

Нет мест таких без податей

И без рекрутчины, нет дети.

А если были для людей

Такие рощи и полянки,

Все на руках своих детей

Туда бы отнесли крестьянки.

Некрасов:

Всё хорошо под сиянием лунным

Всюду родимую Русь узнаю..

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою…

Попутчики:

Добрый папаша! К чему в обаянии

Умного ваню держать?

Вы мне позвольте при лунном сиянии

Правду ему рассказать.

Труд этот ваня, был страшногромаден-

Не по плечу одному!

В мире есть царь: этот царь беспощаден,

Голод названье ему.

Он –то согнал сюда массы народные.

Многие в страшной борьбе

К жизни воззвав эти дебри бесплодные,

Гроб обрели здесь себе.

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам – то все косточки русские…

Сколько их ! Ванечка, знаешь ли ты?

Некрасов:

Зрелище бедствий народных

Невыносимо мой друг.

Кто же в ком честь не уснула,

Кто примириться бы мог?

3. Определение темы и цели урока:

Сделай те вывод :

-Как жили люди в 19 веке?

-Как называется раздел над которым мы с вами работаем?( Поэтическая тетрадь)

-Что мы изучаем в этом разделе?

-Что мы должны научиться делать со стихотворением?

-Кто вспомнил автора всех прозвучавших стихов?

4. Жизнь и творчество Н.А. Некрасова

-Давайте узнаем о жизни и творчестве Некрасова:

Дети рассказывают , а на экране презентация:

1.Родился Н.А. Некрасов в местечке Немирове Подольской губернии в семье мелкоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешнёве,  в родовом имении отца , человека деспотического характера, угнетавшего не только крепостных, но и всю семью, чему был свидетелем будущий поэт.

2. Первый сборник « Мечты и звуки», изданный Некрасовым в Петербурге в 1841 г на собственные средства , успеха не имел, подвергся резкой критике В.Г. Белинского, с которым Некрасов сблизился позже, в 1842-1843г., в период сотрудничества в Отечественных записках.

3.В 1843 году поэт знакомится с Белинским, который становится его духовным учителем. В 1846 году Н. Некрасов с И. Панаевым берет в аренду журнал « Современник» . в котором постепенно сосредоточилось все лучшие силы тогдашней литературы. В 1862 году Некрасов печатает лучшие свои стихи и поэмы, в том числе « Коробейники», « Мороз, Красный нос», « Русские женщины», частично « кому на Руси жить хорошо».

4.Ф.Достоевский позднее написал о Некрасове : « Это было раненое в самом начале жизни сердце

; и эта –то никогда не зажившая рана его и была началом и источником всей страстной страдальческой поэзии его на всю жизнь».

Именем Некрасова названы улицы: в Петербурге в 1918 , в Рыбацком, Парголово. Его имя присвоено библиотеке №9  Смольнинского района и Педагогическому училищу №1 .В 1971 году на углу Некрасова и Греческого проспекта открыт памятник Некрасову.

5. Работа над стихотворением « Школьник»

- Попробуйте догадаться . как называется стихотворение Н.А.Некрасова , над которым мы будем сегодня работать:

                 КИНЬЛОКШ

- Вы сказали, что в стихах Н.А. Некрасов писал о тяжелой крестьянской доле.

-Скажите, а все дети могли учиться?

6. Первичное прослушивание стихотворения .(ауди приложение к учебнику)

-о чём это стихотворение?

7.Анализ стихотворения «Школьник»:

1 В центре произведения – оборванный и босой крестьянский сын, который пешком идёт в соседнее село, чтобы сесть за парту приходской школы. Стихотворение построено в форме монолога, в котором автор обращается к своему юному спутнику , хотя и не ждёт от него никаких ответов. Скорее , он хочет объяснить случайному собеседнику , что старания его родителей , отдавших последние деньги на обучение сына, не пропадут даром.

2. Некрасов рисует перед крестьянским мальчишкой достаточно идиллическую картину, которую, тем не менее , подкрепляет фактами , и прорчит незнакомцу большое будущее. Возможно, он сможет повторить путь Ломоносова, этого « архангельского мужика», который  « по своей и божьей воле стал разумен и велик».

8 .Самостоятельное чтение стихотворения учениками.

-Чтение вслух и словарная работа:

Славных- знаменитых, хороших

Разумен- понимающий, умный

Поприще-сфера, область, мир

Не бездарна- талантлива, способна

9.Выразительное чтение в парах, вслух и анализ по вопросам:

-Легко или трудно будет мальчику добиться своей цели? Почему?

-Какие у вас сейчас условия для учебы?

-Что является для вас главным трудом? И как вы должны его выполнять?

10. Рефлексия:

Автор убежден, что каждому человеку в жизни выпадает шанс изменить свою судьбу, однако далеко не все могут им воспользоваться. Поэтому поэт призывает сельского мальчонку не робеть , так как именно знания открывают перед ним все двери. Не исключено , что юный собеседник сможет добраться до Москвы, и станет учиться в университете, чтобы впоследствии принести своей стране гораздо большую пользу.

-

11. Домашнее задание:

наизусть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 3 класс Н.А,Некрасов "Не ветер бушует над бором"

Урок по литературному чтению для учащихся 3 класса по программе "Школа России"....

Урок литературного чтения по теме: Н.А. Некрасов "Мороз - Воевода"

Урок по программе "Начальная школа 21 века" 3 класс.  Урок насыщенный, требующей большой подготовительной работы....

Урок литературного чтения 3 класс по теме "Н. А. Некрасов "Мороз Воевода"

На уроке даётся подробный анализ произведения. Учащиеся продолжают знакомяться с литературными терминами: сравнение, олицетворение, метафора....

Урок литературного чтения по теме «Н.А.Некрасов (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») 3 класс

Раскрытие образа Мороза в произведении Н. А. Некрасова «Мороз,красный нос»....

Конспект урока литературного чтения. 3 класс. Н. А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

Конспект урока литературного чтения. 3 класс. Н. А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы" ФГОС...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс «Н.А.Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы

Урок по литературному чтению 2 класс«Н.А.Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы...