Учителю о детях с недостатками речевого развития
статья по чтению на тему

Мартынова Галина Геннадьевна

Нарушение  процесса  чтения  все чаще встречается  у детей, обучающихся в общеобразовательных  школах, и оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения. Для формирования и развития безошибочного чтения у школьников младших классов предлагаю  упражнения, способствующие совершенствованию навыка чтения и устранению ошибок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon normalizatsiya_chteniya.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

  У большинства детей с нарушениями речи отмечаются специфические особенности в овладении навыком правильного чтения. К типичным проявлениям нарушения чтения относятся: неспособность осуществить звуковой анализ и синтез слов при чтении; специфические замены букв и общие искажения структуры слова; недостаточный темп чтения и уровень понимания читаемого. Совокупность таких проявлений, а не отдельные ошибки или трудности, которые всегда имеют место  у ряда детей, начинающих читать, и определяет нарушение чтения, обусловленные речевой патологией.

Одним из компонентов чтения на начальных этапах его формирования является процесс опознания изображения букв и их сочетаний. Этот процесс у детей с нарушениями речи нередко задерживается (по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием). Дело в том, что он зависит не только от зрительного восприятия и узнавания буквы, но и от речедвижения, т.е. закрепления связи между буквой и соответствующим звуком, подготовкой органов артикуляции к произнесению звука и произнесением его.

У детей с речевыми нарушениями наблюдается несоответствие между зрительным и артикуляционными образами, нарушается связь между буквами и звуками, которые дефектно произносятся и недостаточно точно различаются. Это приводит к неправильному  озвучиванию ряда букв в процессе чтения. Даже в тех случаях, когда тот или иной звук уже поставлен или уточнен в произношении, соответствующая буква может опознаваться и произноситься то верно, то неверно, так как связь буква – звук остается еще недостаточно четкой и однозначной. Вследствие этого узнавание буквы задерживается, в свою очередь, задерживается и подготовка органов артикуляции к произношению соответствующего звука, и тем самым снижается темп чтения. Поэтому следует упражнять учащихся в узнавании и различении не только звуков, но и букв, которые ими смешиваются и заменяются при чтении.

На узнавание и различение букв полезны следующие упражнения:

- назови буквы перечеркнутые другими буквами;

- назови буквы наложенные друг на друга;

- назови буквы, которые чаще всего встречаются (могут быть даны различные варианты букв в зависимости от речевого нарушения)

             ж  з  с  ш  ц                                        с  ч  т  щ  ц

             ш  т  ж  ж щ                                    щ   з   ш  ч  т

           ж  х  н  ш  щ                                      п   щ   ч  ж   л

            х   ш  щ  ж   т                                            ч    л   щ   ч   м

(буквы должны быть печатными и прописными, разного шрифта, цвета, толщины и т.д.)

-назови буквы и скажи, какая еще буква спряталась в них; запиши каждую букву отдельно;

                                     Ж    Т   Б   Ю   В   Щ

- преврати  Л в И,  И в Ш,  Л в А,  А в Д,  Ь в В, К в Ж,  Г в Б,  З в В;

- найди одинаковую букву в словах:

рак, порт, сыр, мир, берег, рёв;

халат, клен, лбы, щель, волосы, жили;

- по какому признаку (почему) слова записаны в два столбика:

                         цена                              свеча

                         целый                            косой

                         кольцо                           просить

                         яйцо                              маска

                        зацепить                      люстра

Упражнения, при выполнении которых обратить внимание на взаимосвязь звука и буквы:

- найди и прочитай слова

был, пин, пар, пир, бык, бан. бил, пил, пун, бак, пак, блин, плем, плут, брод, плун, бред, прак, брак.

- составь и прочитай  8 слов со слогами ЖИ и ШИ: 4слова из 2-х слогов, 4 слова из 3-х слогов

    ма

     не

    на

   раф

    не

    жи

    вы

   ли

   вот

     но

    вка

   ши

- быстро составляй и читай слова

за

сы

со

но

ме

сит

рить

пать

сти

 

         

          про

бе

бу

бук

бро

со

ди

ше

жа

ся

вать

ли

вал

Упражнения, направленные на узнавание звуко-буквенного образа слова:

- читай, вставляя разные гласные (согласные)

Т

К

К

шка

Т

К

К

шка

Т

К

К

шка

Т

К

К

шка

а.е,у                           ш,х, н,т                    самостоятельно

про…ли                     воро…а                            сто…

про…ли                     воро…а                            сто…

про…ли                     воро…а                            сто…

- читай слова, переставляя согласные буквы:

                       гора                             пила

                       вози                             соки

                       лето                            сила

-читай слова справа налево:

                 нос                  хорош                 трос

                 лом                  шалаш                 полк

                 бар                   казак                    раки

Следует чаще упражнять детей в чтении одного и того же слова, имеющего разные грамматические формы:

   дом, дома, к дому, о доме и т.д.

Разных слов с одинаковыми окончаниями

   на кустах, на столах, на партах, в сумках, в пеналах.

Однокоренных слов

   земля, земляк, землянка, земляника, земляничное.

Слов, образованных с помощью разных приставок от одного корня

  прилететь, отлететь, долететь, перелететь, улететь.

Слов, имеющих одинаковые приставки и разные корни

  прилетать, приехать, прибежать, прискакать.

После прочтения все слова обязательно сопоставляются, выясняется их звукобуквенный состав, сходство и различие, значение слов.

Литература                                                                                                                                  1.Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников/И.Н.Садовникова.- М.: Владос, 1995.- С. 10-75.                                                        2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей/А.Н.Корнев.- СПб.: ИД«МиМ», 1997.-

3.Ястребова А.В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушений чтения и письма у учащихся общеобразовательных школ/А.В.Ястребова, Л.Ф.Спирова//Дефектология.-1988, №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по письму для 2 класса школы 8 вида для детей с недостатками интеллектуального развития

Конпект урока по теме "Различение букв и звуков" (1 четверть)по письму для 2 класса коррекционной школы VIII вида...

Статья по теме: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развитияРекомендации  родителями  Цель: показать  родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у дет...

Конспект занятия для младших школьников с недостатками речевого развития "Одежда и обувь по сезону.

Занятие  имеет две направленности: общекультурное,спортивно-оздоровительное .Кроме того,оно носит развлекательный характер.т.к. присутствуют игры,загадки,презентация.Детям с речевыми проблемами з...

Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического з...

Вариативность методов обучения чтению детей с нарушениями речевого развития.

Овладевая навыком чтения, ребёнок должен научиться понимать значение и смысл письменных текстов, правила построения которых отличаются от правил организации привычных устных высказываний. Это становит...

УЧИТЕЛЮ – О ДЕТЯХ С НЕДОСТАТКАМИ РЕЧИ

Логопедия – это специальная наука, заключающаяся в изучении различных нарушений речи, имеющих устойчивый характер и не исчезающих без помощи специалистов....