Учителю о детях с недостатками речевого развития
статья по чтению на тему
Нарушение процесса чтения все чаще встречается у детей, обучающихся в общеобразовательных школах, и оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения. Для формирования и развития безошибочного чтения у школьников младших классов предлагаю упражнения, способствующие совершенствованию навыка чтения и устранению ошибок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
normalizatsiya_chteniya.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
У большинства детей с нарушениями речи отмечаются специфические особенности в овладении навыком правильного чтения. К типичным проявлениям нарушения чтения относятся: неспособность осуществить звуковой анализ и синтез слов при чтении; специфические замены букв и общие искажения структуры слова; недостаточный темп чтения и уровень понимания читаемого. Совокупность таких проявлений, а не отдельные ошибки или трудности, которые всегда имеют место у ряда детей, начинающих читать, и определяет нарушение чтения, обусловленные речевой патологией.
Одним из компонентов чтения на начальных этапах его формирования является процесс опознания изображения букв и их сочетаний. Этот процесс у детей с нарушениями речи нередко задерживается (по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием). Дело в том, что он зависит не только от зрительного восприятия и узнавания буквы, но и от речедвижения, т.е. закрепления связи между буквой и соответствующим звуком, подготовкой органов артикуляции к произнесению звука и произнесением его.
У детей с речевыми нарушениями наблюдается несоответствие между зрительным и артикуляционными образами, нарушается связь между буквами и звуками, которые дефектно произносятся и недостаточно точно различаются. Это приводит к неправильному озвучиванию ряда букв в процессе чтения. Даже в тех случаях, когда тот или иной звук уже поставлен или уточнен в произношении, соответствующая буква может опознаваться и произноситься то верно, то неверно, так как связь буква – звук остается еще недостаточно четкой и однозначной. Вследствие этого узнавание буквы задерживается, в свою очередь, задерживается и подготовка органов артикуляции к произношению соответствующего звука, и тем самым снижается темп чтения. Поэтому следует упражнять учащихся в узнавании и различении не только звуков, но и букв, которые ими смешиваются и заменяются при чтении.
На узнавание и различение букв полезны следующие упражнения:
- назови буквы перечеркнутые другими буквами;
- назови буквы наложенные друг на друга;
- назови буквы, которые чаще всего встречаются (могут быть даны различные варианты букв в зависимости от речевого нарушения)
ж з с ш ц с ч т щ ц
ш т ж ж щ щ з ш ч т
ж х н ш щ п щ ч ж л
х ш щ ж т ч л щ ч м
(буквы должны быть печатными и прописными, разного шрифта, цвета, толщины и т.д.)
-назови буквы и скажи, какая еще буква спряталась в них; запиши каждую букву отдельно;
Ж Т Б Ю В Щ
- преврати Л в И, И в Ш, Л в А, А в Д, Ь в В, К в Ж, Г в Б, З в В;
- найди одинаковую букву в словах:
рак, порт, сыр, мир, берег, рёв;
халат, клен, лбы, щель, волосы, жили;
- по какому признаку (почему) слова записаны в два столбика:
цена свеча
целый косой
кольцо просить
яйцо маска
зацепить люстра
Упражнения, при выполнении которых обратить внимание на взаимосвязь звука и буквы:
- найди и прочитай слова
был, пин, пар, пир, бык, бан. бил, пил, пун, бак, пак, блин, плем, плут, брод, плун, бред, прак, брак.
- составь и прочитай 8 слов со слогами ЖИ и ШИ: 4слова из 2-х слогов, 4 слова из 3-х слогов
ма | не | на | раф |
не | жи | вы | ли |
вот | но | вка | ши |
- быстро составляй и читай слова
|
про | бе бу бук бро | со ди ше жа | ся вать ли вал |
Упражнения, направленные на узнавание звуко-буквенного образа слова:
- читай, вставляя разные гласные (согласные)
Т | К | К | шка | |||
Т | К | К | шка | |||
Т | К | К | шка | |||
Т | К | К | шка |
а.е,у ш,х, н,т самостоятельно
про…ли воро…а сто…
про…ли воро…а сто…
про…ли воро…а сто…
- читай слова, переставляя согласные буквы:
гора пила
вози соки
лето сила
-читай слова справа налево:
нос хорош трос
лом шалаш полк
бар казак раки
Следует чаще упражнять детей в чтении одного и того же слова, имеющего разные грамматические формы:
дом, дома, к дому, о доме и т.д.
Разных слов с одинаковыми окончаниями
на кустах, на столах, на партах, в сумках, в пеналах.
Однокоренных слов
земля, земляк, землянка, земляника, земляничное.
Слов, образованных с помощью разных приставок от одного корня
прилететь, отлететь, долететь, перелететь, улететь.
Слов, имеющих одинаковые приставки и разные корни
прилетать, приехать, прибежать, прискакать.
После прочтения все слова обязательно сопоставляются, выясняется их звукобуквенный состав, сходство и различие, значение слов.
Литература 1.Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников/И.Н.Садовникова.- М.: Владос, 1995.- С. 10-75. 2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей/А.Н.Корнев.- СПб.: ИД«МиМ», 1997.-
3.Ястребова А.В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушений чтения и письма у учащихся общеобразовательных школ/А.В.Ястребова, Л.Ф.Спирова//Дефектология.-1988, №5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по письму для 2 класса школы 8 вида для детей с недостатками интеллектуального развития
Конпект урока по теме "Различение букв и звуков" (1 четверть)по письму для 2 класса коррекционной школы VIII вида...
Статья по теме: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития
Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развитияРекомендации родителями Цель: показать родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у дет...
Конспект занятия для младших школьников с недостатками речевого развития "Одежда и обувь по сезону.
Занятие имеет две направленности: общекультурное,спортивно-оздоровительное .Кроме того,оно носит развлекательный характер.т.к. присутствуют игры,загадки,презентация.Детям с речевыми проблемами з...
Проблемы обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения ФГОС начального общего образования детьми с недостатками речевого развития
Система оценивания в начальной школе учащихся с речевыми диагнозами....
Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического з...
Вариативность методов обучения чтению детей с нарушениями речевого развития.
Овладевая навыком чтения, ребёнок должен научиться понимать значение и смысл письменных текстов, правила построения которых отличаются от правил организации привычных устных высказываний. Это становит...
УЧИТЕЛЮ – О ДЕТЯХ С НЕДОСТАТКАМИ РЕЧИ
Логопедия – это специальная наука, заключающаяся в изучении различных нарушений речи, имеющих устойчивый характер и не исчезающих без помощи специалистов....