Урок литературного чтения С. В. Михалков «Мой щенок"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Гридина Светлана Ивановна

Цель:

  • Учить определять отношение автора к героям своих стихотворений на основе анализа произведения, уметь  выразить свое отношение к происходящим событиям.

Задачи:

  • Обучать самостоятельной работе с текстом.
  • Формировать речевые умения, отрабатывать навыки беглого сознательного и выразительного чтения.
  • учить правилам дискуссии, разным видам чтения.
  • Воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру.
  • воспитывать, интерес к чтению, умение слушать и слышать других;

развивать критическое мышление, творческие способности, умение формулировать вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                               

Урок чтения 2 класс

Тема: С. В. Михалков «Мой щенок» 

Цель:

  • Учить определять отношение автора к героям своих стихотворений на основе анализа произведения, уметь  выразить свое отношение к происходящим событиям.

Задачи:

  • Обучать самостоятельной работе с текстом.
  • Формировать речевые умения, отрабатывать навыки беглого сознательного и выразительного чтения.
  • учить правилам дискуссии, разным видам чтения.
  • Воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру.
  • воспитывать, интерес к чтению, умение слушать и слышать других;
  • развивать критическое мышление, творческие способности, умение формулировать вопросы;

 

Ход урока

 

I .Организационный момент.

СЛАЙД

- Ребята, кто – то к нам стучится. Это к нам пришла «доброта». Впустим её?

-А зачем нам она? ( С добрым человеком хочется дружить, добрый человек всегда поможет в беде)

                 «Доброта спасёт мир!»

       - Давайте,  каждый из  нас протянет руку,  и возьмёт в своё сердце столько доброты, сколько хочет и  будет по - доброму относиться ко всему, что нас окружает. Улыбнёмся друг другу, улыбнёмся гостям, улыбнёмся мне. Садитесь.

 

Посадка

- Руки на месте?

 - Ноги на месте?

- Спина прямая?

2.Рефлексия.  

- Ребята, посмотрите на  картинку. Что вы видите? Кто видел восход солнца?

   Когда мы можем его увидеть? (утром)

- Значит это начало нового дня. А новый день приносит всегда что – то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы тоже получите новые знания.

Новые знания мы будем складывать в портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.                     

( портфель)

 

II.Актуализация знаний.

- Ребята, посмотрите на доску и найдите знакомые вам слова.

 

Ми Маршак хал Чуковский ков Барто ( Маршак  Чуковский   Барто)

 

- Что это за слова? ( писатели, писали для детей, имена собственные, писали о детях и животных, их произведения помещены в разделе «Писатели -  детям»).

- А какое слово ещё спряталось среди названных слов? (Михалков)

 

 Определим тему урока: Михалков.

 

Цели и планирование:

- Что по этой теме вы хотели бы узнать? ( о чём  писал автор, для кого писал?)

- С чем познакомиться? (  Познакомимся с автором, с его произведением)

- Где мы можем взять ответы на все наши вопросы? (в учебнике, Интернете, справочнике)

- Чему хотите научиться? (выразительно и бегло читать, характеризовать героев,  выражать  своё отношение к происходящим   событиям,   самостоятельно работать с текстом).

Портрет поэта.

 

-Что вы уже знаете о   Михалкове? ( Зовут Сергей Владимирович, написал Гимн России, родился в 1913 г., а умер в 2009 в возрасте 96 лет)

 

-  Жукова Яна  поработала с дополнительной литературой и хочет  сообщить нам некоторые сведения о Михалкове.

ДОКЛАД-  

- Родился Михалков 13 марта    1913 года в Москве.    Раннее детство  Сергея Владимировича   прошло в     Подмосковье. Ходить в школу было далеко, и начальное образование  он  получил  дома.  В обычную школу Михалков  пошел с четвертого класса после переезда семьи в Москву.

Стихи Сергей Владимирович  начал писать лет с девяти. Нам сейчас тоже 9 лет. Значит,  в таком же возрасте Михалков начал писать.

 Его произведения знают во всём мире. Также Михалков написал Гимн России.

 В 1999 году именем Михалкова названа одна из малых планет Солнечной Системы.

  Умер Сергей Владимирович в 2009 году. Ему в этом году исполнилось бы 100 лет.

-– За свою долгую жизнь Сергей Владимирович Михалков написал для вас много разных произведений.

 

- На этом этапе урока вы получили новые знания? Что нового узнали?

( кладём знания в портфель)

 

                                    Итог мячик

 

Рассматривание выставки книг С. В. Михалкова.

 

-С какими произведениями С. В. Михалкова вы знакомы?

- О ком пишет  поэт в своих произведениях?  (о детях, животных)

Подготовительная беседа.

- Сейчас мы с вами совершим путешествие.

А куда вы определите в процессе игры, которая называется « А я возьму с собой …»  Игру начну я, а вы продолжите.

-  А я возьму с собой кошку.

( дети продолжают)

-  Куда мы отправимся?  Мы совершим путешествие к домашним животным.

- Исследование

( Волобуева Юля исследовала,  у кого из класса есть животные и заботятся ли  ученики  о своих питомцах).

В классе 15 человек.               Таблица схема

Имеют кошек – 13человек.

Имеют собак – 8 человек.

Имеют  крыс – 1 человек.

Имеют  гусей – 1 человек.

Имеют  кроликов – 1 человек.

Имеют черепах – 1 человек.

 

Больше всего у ребят кошек и собак.

 

- Встаньте те, у кого собаки.

Расскажите,  как  вы их любите?

 - На этом этапе урока вы узнали что – то новое?  (положим новые знания в портфель)                                 Мячик

III. Организация познавательной деятельности

-  С. В. Михалков тоже любил собак.

Сегодня мы познакомимся  с новым произведением  Сергея Владимировича.

-   Определим название. Для этого надо эти слова прочитать слова справа налево.

( КОНЕЩ  ЙОМ)

- Девизом у нас на уроке будут слова французского писателя Антуана де Сент Экзюпери : «Мы в ответе за тех, кого приручили» 

-Как эти слова связаны с произведением  С. В. Михалкова узнаем в  конце урок

-Можем ли мы по названию узнать кто главный герой в произведении?

- Выберите картинку, которая подходит к слову щенок.  Кто такой щенок?

( детёныш собаки)

СЛАЙД

- Дадим характеристику щенку.

шаловливый

ленивый

непоседливый

трусливый

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Покажите,  какие щенки маленькие (присесть)

Щенки медленно растут (встать и поднять руки вверх)

Щенки подпрыгивают

Щенки бегают

Щенки лают  набрать воздух в грудь и выдохнув сказать «Гав!»)

Работа с учебником

-   Откройте учебники.   Рассмотрите иллюстрацию на стр. 35. Что вы можете сказать о девочке? (Грустит)  А вы можете сказать, почему она грустит?

Чтобы узнать, надо прочитать стихотворение.

 

 Произведение прочитает нам сам автор (диск с записью)

-  А что должны делать ученики? (следить, слушать)

         (Дети следят по учебнику)

- К какому жанру мы отнесём это произведение? ( стихотворение)

 - Почему девочка грустит?

- Какие чувства вы  испытывали при чтении?

- Что надо было сделать, чтобы такого не случилось?

( погулять со  щенком, закрывать дверь)

- А если бы щенок не вернулся домой, что тогда можно бы было предпринять? ( написать объявление)

 Исследование

  Кутовая Надежда  работала с районной газетой  «Донская новь»  и узнала, как пишутся объявления.

(В объявлении нужно указать,  что продаёшь или   покупаешь,   кто пропал или что нашли. Описать внешность, признаки, особые приметы.  Обязательно указать свой адрес или телефон).

Работа в тетрадях страница 61,  упр. 5. Пишем объявление. Правильно ли написано объявление?

( указать адрес или телефон).  

(Надежда выходит с  образцом - Чему научились ? (писать объявление)                

                  (кладём новые знания в портфель)                    Мячик

  Повторное чтение с целью выявления трудных и непонятных по значению слов.

( чтение цепочкой)

 Словарная работа

–Давайте поработаем над значением новых неизвестных вам слов. Если значение слова не знаем что надо сделать?  ( обратиться к словарю или к справочнику.

(даются справочники)

- Пользуясь справочником, найдите сами значение слова или выражения.

- Работа в  группах ( найти значение слов) ( КАРТОЧКИ)

ЖБАН – кувшин с крышкой

КЛАДОВАЯ – помещение для хранения припасов

ПЕРЕКОШЕНА ЩЕКА – щёки неодинаковые

 СБИЛАСЬ С НОГ – много ходила, устала.

 ЛЕЖИТ ПЛАСТОМ -  лежит  вытянувшись,  не двигаясь

ПЧЕЛИНЫЙ РОЙ – семья пчел

- Проверка по образцу.

- Что нового узнали? (познакомились со значением некоторых слов)                            Мячик

 

Закрепление пройденного материала.

1)  Составление картинного  плана.

- Сколько частей выделили? (4)

-Какие части?  

Деление текста на части (расположи картинки в правильной последовательности, найди название к части, определи настроение, с которым надо читать эту часть).

  

- Проверка по образцу

 

- Для чего мы составляли картинный план?  (он помогает пересказывать,

восстановить события)

 - Определим отношение автора к героям.

- Как относится автор к девочке? (ему её жалко)

- Как относится автор к  щенку? (он за него переживает вместе с девочкой)

 Выразительное чтение  стихотворения по частям.

- Чему научились? (составлять картинный план, определять  настроение, с которым надо читать произведение)

                                 Мячик

 

Физкультминутка:

Можно принести в класс собак (игрушки). Предложить детям погладить, обнять, поиграть с игрушкой. Поднести к глазам, отодвинуть подальше (проследить за ней взглядом), поднять вверх, опустить вниз, продолжая следить за игрушкой глазами.

 3) На доске слова    писатель   поэт  композитор

- Найти лишнее слово (композитор -  человек, который пишет музыку)

- Можно  с помощью музыки выразить своё настроение?

- Каких композиторов знаете?

-А сейчас мы с вами познакомимся с произведением великого композитора Петра Ильича Чайковского. Он написал целый альбом детских музыкальных произведений. Мы прослушаем одно из произведений .

Доклад: Родился 7 мая  1840 года в городе Воткинске, это в Удмуртии. 

6 ноября 1893 года в Санкт-Петербурге Пётр Ильич Чайковский скончался от холеры. Величайший русский композитор, дирижёр, педагог. 

- Прослушайте и определите характер музыкального произведения

(грустная, весёлая, печальная, задорная)

-Подходит ли это музыкальное произведение к нашему  произведению? Какие моменты из  произведения  подходят?

-  Определим, как называется это музыкальное произведение?

Анаграмма

 435 67 1 2   23 51 4

ЕЛЗНЬБО  УКЫКЛ

   А у нас заболел щенок.

- Давайте поможем девочке вылечить щенка.

Работа в парах.

Вставьте подходящие слова в стихотворный текст. Работа в парах.

 _______ нос   и  ____  глазки,

_____   лекарство мой щенок.

Не прожить ему без  _____ ,

Он со мной не _____.

Слова для справок: (мажу, мою, пьёт, ласки, одинок)

  (КАРТОЧКИ)

Проверка по образцу.

                                          Мячик

- В начале урока мы девизом взяли слова Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили!»

-Кто может теперь объяснить слова эпиграфа? ( Прежде чем взять животного в дом, надо прочитать специальную литературу, правильно ухаживать за домашними животными, любить их)   

-Родионова Юля

- У нас в классе не все ребята   ухаживают за животными. Из 15 человек всего ухаживают 11 ребят. Может, не знают, как надо ухаживать? 

  -Давайте  расскажем,  как надо  ухаживать за домашними животными?

 ( кормить, покупать игрушки, воспитывать , дрессировать, чистить, мыть, выводить на прогулку, заботиться о здоровье)

(слайд как заботиться о животном) 

.Итог урока.

- Кто автор произведения?

- Какое произведение С. В. Михалкова мы сегодня читали?

- Какой из заголовков соответствует теме стихотворения, главной мысли, героям произведения.

 

-Что главное хотел сказать нам автор в этом произведении?

  Любите животных!

IV.Рефлексия:

-А теперь подведем итог  работы на уроке.

 - Давайте возьмём наш портфель знаний и  посмотрим на него. Он  пополнился знаниями? (да)

 1. Сегодня на уроке  я научился…
2.Сегодня на уроке  было интересно …
3.  Сегодня на уроке  было трудно…
4. Сегодня на уроке  я понял, что…  

5.Мне захотелось…

 - Сделаем вывод: - Учиться – всегда пригодиться!

- А сейчас покажите мне своё настроение ( красная карточка - хорошее настроение, жёлтая – не очень хорошее, чёрная плохое)

 Самооценка.

Оценивание друг друга.

 

 (Домашнее задание : выразительное чтение стихотворения,

 Составить рассказ о  своём питомце 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения . Тема: С. Михалков " Новогодняя быль" 3 класс

Конспект урока литературного чтения в 3 классе ( Учебник " Родная речь" под ред. Головановой.)...

Урок литературного чтения. С. В. Михалков. «Мой щенок»

Этот материал предназначен для учителей нач. классов, для урока чтения....

Урок литературного чтения С.В.Михалков "Котята"

Учащиеся познакомились с жизнью и творчеством С.В.Михалкова. На уроке проводилась дыхательная гимнастика и речевая разминка в виде различных заданий с использованием упражнений для скорочтения....

Урок литературного чтения "С.В.Михалков "Мой щенок" 2 класс.

Урок литературного чтения составлен по УМК "Школа России"...

Конспект урока литературного чтения С.В. Михалков «Мой щенок» 2 класс Школа России

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: С.В. Михалков «Мой щенок»Цели урока:- расширять знакомство детей с творчеством СВ. Михалкова;- учить анализировать текст, подтверждать высказывания цита...

Конспект по литературному чтению С.В. Михалков "Мой щенок"

Конспект по литературному чтению С.В. Михалков "Мой щенок". 2 класс. Школа России....

Технологическая карта урока литературного чтения «С. В. Михалков «Мой щенок»» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: создание условий для ознакомления с произведением С. В. Михалкова «Мой щенок». формирования доброго и ответственного отношения к домашним животным.Задачи урокаДидактически...