Урок литературного чтения в 4 классе
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Роль художественной детали в портретах героев повести Льва Толстого "детство", система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок Детство | 28.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №85 имени Н.Д.Пахотищева»
Районный конкурс методических разработок уроков, внеурочных мероприятий, проведённых с использованием оборудования, полученного в рамках Комплекса мер по модернизации Иркутской области
Урок литературного чтения в 4 классе
по теме «Роль художественной детали в портретах героев повести Л. Н. Толстого «Детство». Тема любви, взаимоотношений между людьми, тонких переживаний нежной детской души»
УМК «Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова»
Оборудование: мультимедийный проектор, приставка Mimio Teach, компьютер, магнитно-маркерная доска
Автор разработки:
Домрычева Светлана Владимировна-учитель начальных классов
Номинация:
«Лучшая методическая разработка урока»
2014 год
Технологическая карта урока
Тип урока | Постановка и решение частной задачи. |
Цель урока | Формирование первичного представления о понятиях «портрет внешний» и «портрет внутренний» и умения выделять в художественном произведении портрет и определять его художественную роль. |
Задачи | Наблюдение за художественными деталями портрета персонажа. Развитие умения находить и выделять необходимую информацию в словарях – портрет, художественную деталь. Развитие навыков правильного, осознанного, выразительного, выборочного чтения, устной связной речи; умения анализировать прочитанный текст и в результате анализа определить, какие средства выразительности использует автор для выражения своих чувств. Развитие умения ценить и принимать базовые ценности: «добро», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». |
Планируемые результаты | Создать условия для формирования УУД: метапредметных -сформировать опыт творческой деятельности; -развивать интерес к художественному слову; -развивать умение выразительно читать; -развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать; личностных: -мотивация учения, ответственное отношение к своей речи; познавательных: -формулировать познавательную цель; -поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков; -синтез, как составление целого из частей; -выбор оснований для сравнения; -установление причинно-следственных связей; коммуникативных: -вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками; -оказывать взаимопомощь; -осуществлять взаимоконтроль; -высказывать собственное мнение; -формулировать свои мысли, своё отношении к чему-либо; регулятивных: -целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии. |
Проект урока
Этап урока | Деятельность учителя | Планируемая деятельность учащихся |
Настрой на урок | Урок литературного чтения Словно приключение. С книгой в космосе ты побываешь, И в сказку поверишь, И много узнаешь: О жизни животных, О пользе растений. Книга с нами всегда. А вы урок чтения любите? ДА! -Какой раздел книги для чтения мы изучаем? (слайд 2) Кто автор этого учебника? Как вы думаете, как она трактует понятие «портрет»? Е.И. Матвеева написала стихи, послушайте: читает Маша Соколовская (Поэтическая трактовка понятия «портрет») | Мы изучаем раздел «Штрихи к портрету». Автор учебника чтения Елена Ивановна Матвеева. Читает подготовленная ученица: Е. Матвеева «Портрет» Портрет – души зеркало. Он – тайн людских тайник. Он с самого начала К сокровищам привык. В нём всё: лицо, манеры, Движенья рук и взгляд –О странностях так смело С твоих страниц кричат. Мой автор, добрый гений, Создатель вечных строк, Портретов – откровений, Дающих нам урок, Ты думаешь, ты веришь, Что тайные слова Читателю доверишь… А ОН… поймёт всегда! |
Создание ситуации успеха | - Как мы определили особенности построения главы «Ивины»? (слайд 3) | На прошлом уроке мы определили, что глава содержит не только повествование, т.е. цепочку событий, но и описание (портреты персонажей) и рассуждение. |
Создание ситуации разрыва | -Наш сегодняшний урок назван «Три портрета в главе «Ивины» из книги Л. Толстого «Детство» (слайд 4) -Чем вызвано ваше недоумение? | (В классе недоумение…) В главе, которую мы прочитали, нет 3 портретов, только 2, и мы вчера об этом говорили: портрет Серёжи Ивина и Иленьки Грапа. |
Постановка частной задачи | -Возникла проблема. В чём она? | Может быть, мы не всё знаем о словесном портрете? |
Анализ условий задачи | -Вспомните, что такое словесный портрет? (слайд 5) -Какова художественная роль портрета? -Я предлагаю вам в группах провести исследование главы повести Л.Н.Толстого. Может быть, проведя исследование и представив друг другу его результаты, вы найдёте ответ на свой вопрос (слайд 6) | Портрет в литературном произведении – это описание внешности персонажа, того, как он выглядит, во что одет, какое у него выражение лица. Портрет характеризует персонаж, иногда портрет помогает читателю предположить, каковы будут поступки того или иного персонажа. Как бы готовит читателя к пониманию характера. Ребята получают задания в группах по 4 человека, выбирают организатора, критика, исследователя и секретаря |
Решение частной задачи | Задание для 1 и 4 группы: Проведите исследование главы «Ивины», ответив на следующие вопросы: 1.)Каким деталям в портрете Серёжи уделяют большее внимание автор и рассказчик? 2.)Раскрывает ли портрет Серёжи его характер? 3.)Как обнаруживается характер Серёжи? 4.)В каком соотношении оказываются портрет и характер этого персонажа? Почему? 5.)Чьими глазами нарисован словесный портрет Серёжи? | Парная и групповая работа по созданию «образа персонажа», его портрета и внутреннего мира. Наблюдение за разными авторскими описаниями персонажей. Выразительное чтение портретных характеристик с последующим оцениванием. |
Задание для 2 и 5 группы: Проведите исследование главы «Ивины», ответив на следующие вопросы: 1.)На какие детали портрета Иленьки обращают внимание автор и рассказчик? 2.)Какие черты характера Иленьки обнаруживает его противостояние Серёже? 3.)Готовит ли портрет Иленьки читателя к его выводу о нём? 4.)Сделайте вывод об отношении к Иленьке Николеньки и взрослого рассказчика. | Парная и групповая работа по созданию «образа персонажа», его портрета и внутреннего мира. Наблюдение за разными авторскими описаниями персонажей. Выразительное чтение портретных характеристик с последующим оцениванием. | |
Задание для 3 и 6 группы: Проведите исследование главы «Ивины», ответив на следующие вопросы: 1.)Кроме Серёжи Ивина и Иленьки Грапа, кого из персонажей главы вы можете легко представить? 2.)В чём отличие этого образа от портретов Серёжи и Иленьки? 3.)Что автору важно показать в этом образе? | Парная и групповая работа по созданию «образа персонажа», его портрета и внутреннего мира. Наблюдение за разными авторскими описаниями персонажей. Выразительное чтение портретных характеристик с последующим оцениванием. | |
Электронная физминутка для глаз (слайд 7) | ||
-Кто из представителей групп будет отвечать? (слайд 8) | Ответы групп, обсуждение | |
Преобразование модели | Придумайте название такому виду портрета! | Душевный портрет, внутренний портрет, описание души |
Что становится предметом описания? | Чувства, мысли, устремления, идеалы персонажа, раскрывающие особенности его характера. | |
Уточните своё представление о словесном портрете (слайд 9). | Портрет в литературном произведении может быть и внешним и внутренним. Во внешнем портрете мы можем увидеть черты лица, облик, детали одежды, а внутренний портрет раскрывает мир души персонажа. Порой внешность обманчива и не соответствует внутреннему портрету, кА это было с персонажами повести «Детство» | |
Итоговая рефлексия | Кто из персонажей этой главы наиболее интересен автору? Рассмотрите картины художника В.Серова: Кто из этих мальчиков, на ваш взгляд, мог бы быть Н.Иртеньевым? Можно ли по портрету сказать что-либо о характере человека? (слайд 10) | Николенька Иртеньев, рассказчик-главный герой всей повести «Детство» и прочитанной нами главы. |
О чём хотел рассказать писатель своим читателям? Куда девалось чувство сострадания? (слайд 11) | О формировании души человека, о признании им своих ошибок, о первенстве доброты над красивостью. | |
Какой приём помог нам в этом разобраться? (слайд 12) | Сопоставление портрета внешнего и внутреннего. | |
Домашнее задание | -Выберите себе домашнее задание по интересам или придумайте своё: 1) Выделить в тексте главы все строки, характеризующие Николеньку (рассказчика). 2) Написать мини-сочинение «Каким я представляю Николеньку Иртеньева? (слайд 13) | Выбирают домашнее задание по интересам и записывают в дневник. |
Самооценка Рефлексия | Оцените свою работу на уроке (таблица самооценки слайд 14) и работу ваших товарищей. Себе можно выбрать пятёрку, а товарищу звезду. | Выбирают пятёрки на экране (слайд 15 - утилита множественного клонирования), дарят звёзды друзьям. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение
Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.
Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...